Национальная система социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики. Распределение материальных благ на социальную сферу через систему социального обеспече

скачать (389 kb.)

  1   2   3   4   5   6
ЕВРОПЕЙСКО-АЗИАТСКИЙ ПРАВОВОЙ КОНГРЕСС «Правовые формы интеграционных процессов в современном мире: реальность и перспективы»
Материалы конференции

Тема: «Национальная система социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики. Распределение материальных благ на социальную сферу через систему социального обеспечения граждан» (Правовые вопросы)

Авторы: Назаров Е.Г.

Саренкова А.Н.

Екатеринбург 2012 г.

Содержание
Введение

. Терминологические аспекты определения объекта социальной политики в социально-ориентированной рыночной экономике и формирования «Национальной системы социальной защиты населения»

2. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на институты социальной защиты населения

. Социально-экономические и правовые основы формирования «Федеральной системы социального обеспечения», ее ресурсов

Заключение

Список литературы

Введение
Закончившаяся в марте 2012 года предвыборная президентская компания еще раз продемонстрировала, что Россия переживает системный кризис социальной политики. Его важнейшими приметами являются: деградация социальной структуры общества, обеднение населения, кризис качества и образа жизни, истощение здоровья нации, ухудшение репродуктивного потенциала и генофонда России, медленное разрушение образовательного и интеллектуального потенциала страны на фоне катастрофического разбалансирования управления национальной системой социальной защиты общества.

В настоящее время радикально меняется роль государства в управлении всеми социально-экономическими процессами. Уже стала совершенно очевидной несостоятельность идеи «тотального» рынка или построения общества «тотального государства». В связи с этим в новых условиях возникает необходимость построения более гибкой и вместе с тем более мощной системы государственного регулирования, базирующейся на принципах всестороннего взвешенного подхода к самой проблеме, не позволяющих впасть в указанные выше крайности. По форме осуществления этот процесс представляет собой естественное завершение капитализма и социализма, становление на этой основе посткапитализма и постсоциализма. По содержанию же он представляет собой нечто совершенно иное - кардинально меняется суть исторического процесса и качество его развития, влияющих на социальную политику государств.

В том числе и России.

Ухудшение демографической ситуации, кризис традиционных институтов социальной политики, неблагоприятные тенденции в сфере доходов населения и прочие негативные факторы стали тормозом для дальнейшего развития Российской Федерации.

Судьба формально свободной личности в российском обществе, назойливо рекламирующем свою «подлинную человечность» и «равные и открытые возможности» для всех своих членов ставит во главу угла вопросы совершенствования механизмов защиты социальных прав граждан, модели социальной политики социального государства.

На повестку дня ставится актуальный вопрос о принципиальной смене общественных предпочтений и приведение в соответствие с ними институциональной структуры «Национальной системы социальной защиты населения» и «Федеральной системы социального обеспечения граждан» с встроенностью в эти многогранные явления категорий - социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение. Для того чтобы этот набор институтов превратился в целостное социальное пространство, необходимо четкое, разделяемое большей частью общества представление о том, к какому итоговому положению дел идет или стремится идти наша страна. Ответ на этот вопрос, несмотря на обилие работ о российской трансформации, дан не был.

Реализация программ модернизации общества, социально-экономического развития сегодня - это создание системы взаимоотношений общества, государства и бизнеса, наилучшим способом поддерживающей в Российской Федерации выживание популяции на основе социально - экономического развития. В данном случае мы полагаемся на вывод о том, что: - «Кризис субстанции экономического развития - это кризис неэффективных, плохо связанных между собой институциональных форм организации экономической жизни. В том числе механизмов распределения материальных благ на непроизводственную сферу. В результате того, что в настоящее время все эти институциональные миры под воздействием кризиса буквально «разбегаются» в разные стороны, каждый из них стремиться решать свои проблемы самостоятельно, иногда в ущерб другим, институциональная экономика разваливается на части. То, что скрепляло их до сих пор, уже не в состоянии выполнить эту роль. В результате чего институциализация экономики из важнейшего способа ее развития превратилось в постоянно действующий источник кризиса. Преодолеть этот кризис, восстановить доверие между такими институциональными субъектами экономической деятельности, как «бизнес», «государство», «гражданское общество», - это значит найти механизмы объединения различных институциональных миров, остановить процесс их «разбегания» и восстановить экономическое «притяжение» между ними».

В сфере социальной политики задачи заключаются в том, чтобы: во-первых, дать целостное представление о теоретических принципах организации социальной защиты населения, финансирования, хозяйствования в отраслях социальной сферы в условиях рыночной экономики, а во-вторых, охарактеризовать экономическую специфику распределения материальных средств на социальное обеспечение граждан, связанную с государственным и негосударственным секторами экономики и институциональными субъектами экономической деятельности (это «бизнес», «государство», «гражданское общество»).

1. Терминологические аспекты определения объекта социальной политики в социально-ориентированной рыночной экономике и формирования «Национальной системы социальной защиты населения»
Социальная политика в России в настоящий момент не в полной мере обладает набором справедливых социальных идей и правовых предписаний, регулирующих соответствующие типы отношений общества и государства. Она не до конца интегрирована в социально-политическую, идеологическую, и ценностную структуры общества. Это, в свою очередь, не позволяет узаконить формально-правовую основу функционирования системы социальной защиты населения, осуществлять социальный контроль ее деятельности. Что обуславливает назревшую потребность обоснования и повышения роли национальной системы социальной защиты населения. Она должна соответствовать конституционному провозглашению о тома, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция Российской Федерации cт.7).

Соблюдение перечисленных требований (смена идеалов, соответствующих конституционному провозглашению о социальном государстве) служит тем социальным и правовым фундаментом, на котором демократическое правовое государство может функционировать и как социальное. И поэтому социальная политика должна получить научное обоснование равнозначное этим требованиям ориентированное на предвидение перспектив совершенствования институциональной системы социальной защиты населения Российской Федерации.

Готовы ли мы к пониманию того, что Социальная политика - вид политики государства по целенаправленному осуществлению социальной защиты населения как целостной системы.

Дебаты политиков, ученых в ходе предвыборной президентской «гонки» с очевидностью показали, что очень остро обозначился вопрос о проблемах единства научных взглядов на терминологию и место понятий социальная политика, социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение граждан в политических программах партий, основанных на разных подходах в современной теории социальной политики. Насколько возможно преодоление связанных с ними смысловых разрывов и стереотипов - вопрос открытый. Но очень важно видеть и понимать, как и почему сложившаяся традиция интерпретации этих явлений влияет на современную социальную политику государства.

Различные авторы употребляют данные термины по своему разумению, в силу чего очертания их содержания оказались размытыми в понимании смысла социальной политики. В результате, наличие целого ряда нечетких и противоречивых положений, которые неоднозначно толкуют соотношение - социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение к объекту социальной политики, приводит к произвольному применению этих положений в социальном управлении и тем самым к нарушению логики социальных взаимосвязей между различными субъектами. Нечего говорить в этом контексте о совершенной системе государственного управления этими сферами. "Принцип неопределённости" создает прочие сопутствующие явления в предметно-функциональном подходе к социальной политике, социальной сфере, социальной защите населения и социальному обеспечению. Речь идет о предметах ведения и полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в реализации социальной политики.

Анализ литературы и правовых актов показывает, что в законодательстве рассматривается множество социальных политик; социальная политика в сфере занятости населения, социальная политика в области заработной платы, социальная политика на рынке труда, жилищная политика, социальная политика в сфере образования, социальная политика в сфере здравоохранения, социальная политика в сфере страхования, социальная политика в социальной сфере, социальная политика по защите материнства и детства, молодежная социальная политика, социальная политика в экономике ит.д. и т.п. (Примечание автора: по существу смысл этого множества политик сводится к осуществлению социального обеспечения граждан в социальной сфере, о чем рассуждения пойдут ниже.)

Таким образом, невозможно уяснить определенную логическую и юридическую (мыслительную) модель социальной политики, ее объект - модель (т.е. логико-теоретическую конструкцию системы и ее схему) как для надлежащего доктринального понимания и толкования, так и для фактической организации и действия в реальной действительности рыночной экономики.

Теоретическую рассогласованность мы встречаем в ряде определений. Приведем, наиболее встречающиеся не делая ссылку на принадлежность к традиционным школам исследователей этой сферы знаний. Социальная политика выступает как целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения. Социальная политика, как и политика вообще, включает в свою структуру политическое сознание, политические отношения, политическую организацию.

Во многих источниках объект социальной политики связан с понятием "социальная сфера" и используется по-разному в различных контекстах. Например, утверждает Шишкин С.В.: - «в экономической науке оно обозначает определенную группу отраслей, которую составляют: здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование, пенсионное обеспечение. Важно подчеркнуть, что социальная сфера не тождественна сфере, являющейся объектом социальной политики государства. Социальная политика направлена на организации и процессы, определяющие благосостояние граждан. В сферу социальной политики, помимо деятельности отраслей социальной сферы, входят распределение доходов между членами общества, семейные отношения, пенитенциарная система, природоохранная деятельность и т.д. (Шишкин С.В. - «Экономика социальной сферы»).

В тоже время мы встречаем другое утверждение об отношении социальной сферы к социальной политике: - «Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика» (А.И. Стребков Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева
  1   2   3   4   5   6



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации