Бюджетный учет и отчетность

скачать (178.5 kb.)

  1   2   3   4   5




БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ.
Тема 1: .

  1. БУ, его место в системе хоз. учета. Роль и значение БУ в условиях перехода к рынку.

  2. Органы, занимающиеся учетом исполнения б-та (любого б-та).

  3. Объекты БУ.


(1) БУ, его место в системе хоз. учета. Роль и значение БУ в условиях перехода к рынку.

БУ явл. особой подсистемой хоз. учета и играет очень важную роль в управлении эк-кой.

Назначение любой системы учета – получить необходимую информацию о той или иной единице эк. – управлять хоз. процессами.

3 основных. вида учета в единой системе хоз. учета:

  1. оперативный

  2. бухгалтерский

  3. статистический.

БУ как подсистема хозяйственного учета включает все 3 этих элемента.

БУ – система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней. Т.е. БУ охватывает все операции, связанные с исполнением бюджета.

БУ вкл. блоки:
1 – Блок связан с учетом исполнения бюджета в ОФК – это уровень ФБ.

2 – Учет исполнения др. уровней бюджетной системы в фин. органах,

3 – Учет исполнения смет расходов либо смет доходов и расходов в бюджетных орг/ях,

4 – Учет кассового исполнения бюджета,

5 – Оперативный учет налогов и доходов в налоговых органах.

Оператив. учет – в любом учете необх. для текущего наблюдения и контроля за хоз. операциями в ходе их непосредств. исполнения в конкрет. момент времени:

Стат. учет - предусматривает сбор определенных нат. и ден. пок-лей, хар-щих динамику, объемы и структуры дох. и расх. б-та; сетевые пок-ли – пок-ли штата и контингента.

Т.о., связ. не только с пок. в ден. форме, но и в нат.

Эти пок-ли нужны для контроля за ходом исполнения б-та и корректировкой плановых бюджетных назначений.

Стат. инф. – основа для бюдж. планирования на след. год.

Инф. стат. учета отраж-ся в стат. отчет-ти. Эта отчет-ть предст-ся органами стат-ки и это важ. часть отчет-ти, предост-мой фин. органам.

Стат. отчет-ть: * отраж-ся инф. стат. учета,

* для изучения массовых эк. и соц. явлений.

Вывод: БУ осущ-ся при использовании всех 3-х видов учета, кажд. вид учета предст-ет опред. сторону процесса исполнения б-та, кажд. вид чета обладает опред. специфич. приемами и методами. Но их всех роднит цель – осущ-ть контроль за ходом исполнения б-тов всех уровней.

Роль БУ:

  1. На 1-ой стадии б. процесса – бюдж. планирования – регистры БУ и отчет-ти позволяют планировать бюдж. показатели на след. год,

  2. Позволяет регулировать процесс исполнения б-та. Осн. задача: выполнить бюдж. назначения по доходам и по расходам. Для этого БУ поставляет инф. о ходе недовыполнения доход. части Ю корректировка по расходам.

  3. Контроль за ходом исполнения б-та. Вскрываются нарушения хоз. дисциплины, неиспользование ср-в по целевому назначению Ю заставить п/я вернуть исп-ные не по цел. назнач. ср-ва. Контрольные действия могут предупредить возможность хищений и злоупотреблений. Но у нас сейч. нет механизма персональной ответ-ти должностных лиц за нерац. исп-ие бюджетных ср-в.

В усл. перехода к рынку роль БУ растет в связи с принятием з-на «О б.у.» 21.11.96 №129-ФЗ (обр. вним. на права и ответ-ть глав. бух. и рук-ля орг/ии).
(2) Органы, занимающиеся учетом исполнения б-та (любого б-та).

  1. Минфин и фин. органы на местах.

  2. Органы фед. Казначейства:

  1. Мин-во РФ по налогам и сборам и налог. органы на местах, кот. представлены ГНИ на местах,

  2. Органы кассового исполнения (ЦБ, РКЦ и уполномоченные ком. банки).

  3. Мин-ва, ведомства и отдельные бюджетные орг/ии, занимающиеся исполнением б-та (Минобраз., здравоохр-ия. соц. р. и т.д.)

*1) Минфин – ФК (ГУФК явл. стр. подразд-ем Минфина) В МФ непосредств. БУ заним-ся только ГУФК.

Функции ГУФК (2 блока):

I) Методологич. рук-во орг-ей БУ на терр. РФ.

(инструкция по исполнению б-тов 78 г.)

Заключ-ся в:

Процесс исполнения б-та можно разделить на след. стадии:

  1. в области дох. – это начисление дох. их поступление в б-т,

  2. в области расх. – 1) финансирование – т.е. выдача ср-в из б-та расп-лем бюджетных асс.; 2) расходование бюджетных ср-в этими распорядителями.

! финансирование № расходованию!


Доходы:


  • начисленные

  • кассовые

  • Расходы:

  • кассовые

  • фактические


Начисленные дох. – некоторые виды дох., кот. до их поступл. в б-т д.б. начислены НИ. По юр. лицам начисление не производится. По физ. лицам – по ряду налогов начисления:

  1. подох. налог (с тех. кто обяз. предост. нал. деклар.)

  2. земел. налог,

  3. на имущ.,

  4. на имущ., переходящее в порядке наслед-ия и дарения.

Причины начисления – сложность самост-го исчисл-ия.

Начисл. предст. соб. выписку платеж. извещения для кажд. н/пл-ка и направление по почте физ. лицу по адресу его регистрации в НО.

Начисленные дох. подлежат только оператив. учету в НО.

Т.о., начисл. дох. не свидет. о фактич. поступлении нал. в б-т.

Кассовые дох. – дох., фактич. поступившие на счета соотв-щих б-тов, открытых в учр-ях банков, занимающихся кассовым исполнением б-та.

Показывают степень выполнения плана по дох. б-та как в общей сумме, так и в разрезе отд. видов дох.

Инф. о кассовых дох. фин. орган получает от банков, и такую инф. получают нал. органы от банков.

Банки

(выписка, первич. док.)

®

Нал. орг.

те же докум.

®

фин. орг.

Т.о., нал. органы ведут учет и начисленных и кассовых доходов, а фин. органы осущ-ют бухучет только кассовых доходов.

Кассовые расх. б-та – ден. ср-ва, выданные наличными и перечисленные по платеж. поручениям со счетов б-та на счета распорядителей бюджетных ассигнований.

Текущ. счета б-та

касс. расх.

®

Тек. сч. расп. асс.

Фактич. расх. – действит. затраты распорядителей асс., произведенные за счет ср-в б-та в соотв. со сметой, а также некот. начисленные, но не произведенные расх. Примером исключений явл. начисление з/пл. и стипендий.

Фактич. расх. дают возмож. определить ст-ть содержания 1-го реб. в дет. саду, 1-го студ. с вузе и т.д.

! Эта инф. особ. необх. для последующ. б-го планирования.

Вывод: фин. органы учет фактич. расх. не ведут. Факт. расх. учит. сами расп-ли бюджетных асс., но это не означ.. что фин. органы не имеют инф. о фактич. расх. (получают от расп-ля отчеты о исполнении сметы расх.)
3-им объектом БУ явл. источники фин-ия б-го деф. Учет ведется в разрезе видов (по БКл.)

Учет дох. и расх. дефицита и долгов основ-ся на подразд-ях БКл., кот. в наст. вр. представлена подзакон. актом Минфина РФ.

Роль БКл. в учете:

1) БКл явл. основой аналитич. учета дох., расх., источников фин-ия деф. и видов различ. долгов.

Аналитич. учет дох. ведется в разрезе отд. видов дох. и их источников.

Ан. учет расх. предполагает учет фин-ий и расходов и ведется в разрезе распорядителей бюджетных асс.

Ан. учет источников фин-ия ведется по видам этих ист-ков.

Ан. учет долгов – по видам этих долгов.

2) БКл явл. основой учета исполнения смет расх. в самих бюджетных орг/ях (речь идет об эк. классиф. расх.)

3) БКл необх. для составления отчетов об исполнении б-тов всех уровней либо/и отчетов об исполнении смет расходов. Последний явл. основанием для учета кассовых расходов б-та и, соответственно, определение рез-тов исполнения соотв-х б-тов.

БКл позволяет свести все отчеты об исполнении всех б-тов (на рег., мест. уровнях) в отчет об исполнении консолид. б-та РФ.
Тема: ОРГ-ИЯ УЧЕТА ИСПОЛНЕНИЯ Б-ТА В ФИН. ОРГАНАХ.

  1. Задачи и орг/ия учета исполнения б-та в фин. органах.

  2. Бух. документы и учетные регистры порядок их составления, проверки и обработки.

  3. Баланс и план счетов по учету исполнения рег. и мест. б-тов.




  1. ФБ – ОФК

  2. БСФ - ф/о

  3. МБ - ф/о

ОФК не подчин-ся ф/о Ю самостоят. структура.
(1) Задачи и орг/ия учета исполнения б-та в фин. органах.

Задачи:

1) Обеспечение органов исполнит. власти адекватной инф. об исполнении расх. и дох. части б-тов. Если есть дефицит – об источниках.

Эта инф. нужна для текущего контроля и управления процессом исполнения б-тов. В этих целях ф/о ведет учет исполнения дох., бюджетных ассигнований, фин-ия расходов как в целом, так и отд. распорядителей.

Ф/о ведет учет бюджетных ссуд, взаимных ссуд м/у б-ми и определяет рез-т расчетов м/у б-ми.

2) Ф/о осущ. контроль за правильностью зачисления банками в свои собственные б-ты ср-в в порядке отчисления от регулирующих налогов и доходов. Для этого банки заним-ся кассовым исполнением б-та, предост-ют ф/о ежемес. отчет-ть об остатках ср-в на текущих счетах самих б-тов и на тек. счетах расп-лей асс.

3) Ф/о осущ-ют инструктаж и контроль по вопросам орг/ии порядка и методики ведения бухучета и составления отчет-ти а) в нижестоящ. ф/о и б) у распорядителей бюджетных асс.

4) Анализ представляемой отчет-ти снизу вверх.

5) Работники бухгалтерии фин. органов совместно с работниками других отделов участвуют в проведении ревизий, проверок исполнения смет расх. в соотв-х бюджетных орг/ях.

(Все бюдж. орг/ии д.б. проверены не менее 1 раза в 2 года).

Учет исполнения б-тов всех уровней ведется в соотв. с действ. зак-вом.

Закон только 1 в обл. учета («О б.у.»)

+ все норм. акты в обл. б-та, б-го проц., устр-ва и т.д.

+ постановления Прав-ва,

+ инструкции по исполнению б-тов,

+ др. док. Минфина.

В этих инструкциях опред-ся:

Во всех ф/о обязат-но создается бухгалтерия по б-ту, возглавл-ая Глав. бух. Он руководст-ся законом по б.у. и всеми указ. выше норм. актами.

Главбух. орг-ет учет исп-ия б-та. Для осущ-ия возложенных на него ф-ций ему должны своевременно передаваться все необх. для учета и контроля док-ты. Ю распоряжения Главбуха явл. обязательными для всех работников ф/о.
(3) Баланс и план счетов по учету исполнения рег. и мест. б-тов.

Баланс явл. заключит. этапом сост-ия б-та.

Сост-ся для того, чтобы определить состояние исполнения б-та на опред. дату. Сост-ся на 1 число след-го за отчетным месяца, квартала или года.

Бух. Б – метод отражения ср-в б-та по их видам, размещению и использованию и источников их образования в ден. оценке на опред. дату.
Схема формы баланса фин./о по исполнению б-та (рег. и мест.)

Актив (разделы)

Пассив (разделы)

  1. Ден. ср-ва

  2. Расходы

  3. Ссуды выданные

  4. Расчеты

  5. Ср-ва переданные

  1. Доходы

  2. Ссуды полученные

  3. Расчеты

  4. Ср-ва полученные

  5. Результаты (исп-ия б-та)



6. Забаланс. счета


Актив:

  1. Ден. ср-ва – показ-ся наличие ден. ср-в на счетах рег. и мест. б-тов в банках, а + наличие ден. ср-в на тек. счетах распорядителей асс.

  2. Расходы – только кассовые расх. по б-ту (фактич. расх. нах. отраж. в балансах самих бюджетных орг/й).

  3. Ссуды выданные – задолж-ть по ссудам выданным нижестоящим б-там.

  4. Расчеты – для учета операций по взаимным расчетам м/у б-ми. В активе – дебит. задолженность.

  5. Ср-ва переданные – ср-ва переданные в порядке взаимных расчетов.


Пассив:

  1. Доходы – все дох., поступающие в б-ты, как выясненные (т.е. по кот. опр-но подразд-е БКл), так и невыясненные.

  2. Ссуды полученные – задолж-ть по ссудам, получ-м из вышестоящ. б-та.

  3. Расчеты – кред. задолж-ть, возник-щая в проц. взаим. расчетов.

  4. Ср-ва полученные – ср-ва, получ-е из любого б-та (т.е. с кем возникли взаиморасчеты).

  5. Результаты (исп-ия б-та) – рез-ты исполнения б-та за тек. год (опр-ся 1 раз в году).

Всегда им. кред. остаток – превышение дох. над расх.

Т.о., в А и П ББ показ-ся одни и те же ср-ва б-та, но с 2-х сторон – в А сами ср-ва, а в П – источники образ-ия.
(2) Бух. документы и учетные регистры порядок их составления, проверки и обработки.

(замена)
Все операции по учету исполнения бюджета д.б. оформлены соответствующими бух. документами, кот. подтверждают в письменной форме факт совершения операции по исполнению бюджета. В фин. органах примен-ся след. бух. документы:

  1. распоряжение фин. органа о совершении различ. операций по исполнению бюджета:

  2. годовая роспись бюджета с поквартальной разбивкой,

  3. справка-уведомление об изменении сметных назначений (от фин. органа ® к глав. распорядителю),

  4. справка о дохода, поступивших на текущий счет бюджета,

  5. распоряжение на перечисление средств с текущего счета бюджета (его составляют работники бюджетного отдела и передают в бухгалтерию для оформления платежн. поручений на перечисление средств распорядителям ассигнований),

  6. платежное поручение,

  7. заключение о возврате доходов из бюджета (составляется ГНИ).

  8. Документы, поступающие из вышестоящ. фин. органа - уведомление о взаимн. расчетах. Оно составл-ся когда передается объект финансирования с 1-го бюджета в другой.

  9. Документы, поступающие из банков - выписки банков о движении средств на счетах бюджета с приложением документов, подтверждающих поступление в бюджет доходов (платеж. поручения н/пл-ков, уведомление о взносе доходов наличными, талоны почтовых переводов и др.). Кр. того, здесь отчеты банков по касс. исполнению бюджета, отчеты банков об остатках средств на текущ. счетах бюджета.

  10. Документы, поступающие от распорядителей ассигнований - мес. и год. отчетность об исполнении смет.


Бух. документы по перечислению ден. средств, расчетн. и кредитного характера подписываются руководителем фин. органа и главбухом (или его заместителем). Соответствующая подпись д.б. в карточке банк. подписей. Без этих подписей бух. документы не действительны.

Поступивш. в бухгалтерию документы проверяются как по форме (наличие всех реквиз. и подписей), так и по содержанию (законность операций, отсутствие арифм. ошибок и т.д.), после чего эти документы приминаются к учету.

Принятые к учету документы оформляются общим мемориал. ордером (форма 274) по всем операциям за день мемор. ордера, затем регистрируются в книге «журнал - главная» (форма 1Ф).

Т.е. мемор.-ордерная форма учета.

БУ операций по исполнению бюжета предусматр.:

  1. хронологич. регистрацию операций в порядке последовательности оформления их мемор. ордерами.

  2. систематизацию путем группировки операций на синт. счетах.

Учет исполнения бюджета ведется в книгах анал. и синт. учетов. Для ведения синт. учета исп-ся «журнал - главн.», где показ-ся дата совершения операций. № мемор. ордера, сумма по ордеру и записи по Дт и Кт соотв. синт. счетов.

«Журн. - главн.» открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключ. балансом за истекш. год. Текущ. записи производятся на основании мемор. ордеров в порядке их составления. Сумма по мемор. ордеру сначала запис-ся в графу «сумма по ордеру», а затем в Дт и Кт соответ-щих субсчетов.

Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам д.б. = итогу графы «сумма по ордеру».

2-ой строкой после оборотов за месяц выводится остаток на нач. след. мес. по кажд. субсчету.

Для текущ. опер. учета исполнения бюджета обобщения данных на синт. счетах недостаточно, поэтому по кажд. синт. счету ведется анал. учет операций. Для ведения анал. учета примен. след. книги:

  1. «Доходов» (Ф 5-5) - предназнач. для анал. учета доходов в разрезе из видов и источников доходов.

  2. Книга текущих счетов распорядителей ассигнований и кассю расх. (форма 3-Ф) - предназнач. для анал. учета ассигнований, ден. средств, перечисл. распорядителям ассигн.. касс. расходы в разрезе отдельных распорядителей ассигнований.

  3. Книга расчетов с др. бюджетами - предназнач. для анал. учета бюджетных ссуд и взаим. расчетов м\у бюджетами в разрезе отд. бюджетов, с кот. возникают расчеты.

По окончании мес. для контроля за правильностью записей по счетам составл-ся обор. ведомости по кажд. группе субсчетов. Итоги оборотов и остатки по кажд. субсчету оборотн. ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатком этих субсчетов в книге «журнал - глав.». Если эти итоги совпад.. это означ. тождество данных синт. и анал. учета (и можно составлять баланс по исполнению бюджета).

Основание для составления баланса - сумма остатков. выведен. в книге «журн. - глав.».

Обработка бух. операций осущ-ся с применением ЭВМ. Мезанизированн. метод БУ основан на едином взаимосвяз. процессе обработки документации по всем разделам учета и составлением баланса в соответствии с итпов. проектными решениями по комплексн. автоматизации БУ исполнения бюджета.

В условиях комплексн. автоматизации БУ данные синт. и анал. учета отраж-ся в машинограммах предусмотренных типовыми проектными решениями с применением ЭВМ. Машинораммы - регистры синт. и анал. учета, они д.б. надлежаще оформл. и подписаны лицами, ответственными за их выпуск.
Баланс составл. на осн. данных журн.- гл., где выведены остатки на 1-ое число кажд. мес. по всем синт. счетам, а также на осн. регистров анал. учета и показателей забаланс. счетов. Достоверность данных баланса подтверждается руководителем и Главбухом фин. оргнана.

Структура баланса едина для всех фин. органов. Этим обеспечивается возможность составления сводн. балансов об исполнении консолидир. бюджетов территорий и в итоге - конс. бюджета РФ.

Исполнение сметы расх. на содежание фин. органа не отраж-ся в балансе по исполнению соотв. бюджета, а учит-ся на отд. балансе по исполнению сметы расх. фин. органа.

План счетов необх. для ведения текущ. бух. учета движения средств бюджета. Он утверждается инструкцией МФ РФ.

Планы счетов - систематизир. перечень счетов текущ. учета, необх-х для отраж-ия операций по исполнению бюджета. Планы счетов различны для фин. органов и ОФК.

План счетов фин. органов имеет 9 разделов. объединяющих однородные группы счетов. Каждый раздел содержит 1 счет 1-го порядка и, как прав., несколько счетов 2-го порядка. Коды счетов 1-го порядка двузначн., 2-го - трехзначные.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации