Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи

скачать (437.3 kb.)

  1   2   3
Омский государственный педагогический университет

Факультет педагогики и психологии

Кафедра социальной педагогики

Курсовая работа

«Особенности работы социального педагога

с детьми из неполной семьи»


Омск-2008
Содержание
Введение

1. Особенности воспитания детей в неполной семье

1.1 Семья как институт первичной социализации ребенка

1.2 Семья как одна из причин отклоняющегося поведения

подростка

1.3 Характеристика неполной семьи

1.4 Основные проблемы детей из неполной семьи

2. Особенности работы социального педагога с детьми из

неполной семьи

2.1 Специфика работы социального педагога с неполной семьей

2.2 Методы, используемые в работе социального педагога

2.3 Обработка результатов по основным тестам

Заключение

Список использованной литературы


Введение
На мой взгляд, что актуальность моей темы заключается именно в том, что в современных условиях именно семья получила больше всего ударов. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию. Снижение покупательной способности, обнищание средних слоев населения привело к росту смертности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, согласно статистическим данным, с 1992 г. наблюдается уменьшение населения. Если в 1995 г. прирост населения составлял 749,9 тыс. человек, то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на 880 тыс. Современная семья урезает себя не только в жилье и одежде, но и в питании.

Разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. Каждый третий ребенок сегодня воспитывается в неполноценной семье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей. Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей. Усилилась криминальная обстановка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходится, часть населения на гране нищенства. Чаще это многодетные семьи.

В самом тяжелом положении сегодня находятся семьи, где несовершеннолетние дети, а также неполные семьи. В семье растет алкоголизм и наркомания. Страдают и семьи интеллигенции: труд врача и учителя до сих пор низкооплачиваем. Падение нравственных устоев, стремление отвечать только за себя, материальная возможность обеспечивать только себя приводят к увеличению роста разводов.

Неполная семья – семья с одним родителем в последние годы стала распространенным явлением. Родителем в такой семье чаще является мать, реже – отец. Такая семья – результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либо когда ребенок вне брака. Сегодня таких семей 25% от общего числа. Они более всего требуют внимания со стороны социального педагога. Эти семьи живут бедно, доход женщин чаще ниже, чем у мужчин, алименты составляют всего 1/4 зарплаты мужчины. Алименты – материальное обеспечение несовершеннолетних детей в случае развода родителей, узаконенное государством.

Тема курсовой – неполная семья.

Объектом является неполная семья.

Предмет – социально-педагогическая деятельность с неполной семьей.

Цель – Определить роль социального педагога в воспитании детей из неполной семьи.

Исходя из цели, можно выделить ряд задач:


1. Особенности воспитания детей в неполной семье


    1. Семья как институт первичной социализации ребенка


Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитание в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалось на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка. [12, стр. 117]
1.2 Семья как одна из причин отклоняющегося поведения подростка
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формирует личность ребенка.

Семейное общение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны стремятся к общению с взрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижение интереса к семейному общению.

Противоречивость семейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение подростков. Неблагополучная семья – это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. В то же время понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соответствии с конкретным ребенком. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний.

Дефекты воспитания являются показателем неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, не престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку. Однако не учитывать структурные изменения в семье, изменение ее ценностных ориентаций было бы неправильным.

Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками, обедняет практику взаимосвязей с взрослыми людьми (особенно с мужчинами). Подростки из таких семей обычно испытывают затруднения в выборе друзей, в установлении контактов со сверстниками.

Фактором, влияющим на структуру семейного общения, может оказаться и то, что один из родителей в силу определенных причин (частые командировки, длительное отсутствие в семье или просто нежелание заниматься воспитанием ребенка и др.) как бы самоустраняется от процесса воспитания, а, следовательно, и общения с ним. В настоящее время у нас наряду с открытой безотцовщиной существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают участия в воспитании детей. Скрытая безотцовщина снижает эффективность семейного воспитания.

Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности с уровнем общего и педагогического образования родителей, характером их взаимоотношений в семье, содержанием общения и пр. Еще одним показателем благополучия семьи и ее влияния на ребенка является отношение к общественным нормам и ценностям – в них ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.

Взаимоотношения родителей с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же время общение корректирует отношения, развивает и обогащает их. Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляется во взаимодействии членов семьи. Если эти отношения эмоционально положительны, то семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же отношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок. Вместе с тем в общении заложен довольно большой воспитательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении, как характера внутрисемейных отношений, так и стиля взаимодействия в семье, потому что оно направлено не только на сознание людей, на оценку их поступков и поведения.
1.3 Характеристика неполной семьи
Прежде чем дать характеристику неполной семьи, давайте определим, что является полной и неполной семьей. Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Как вид выделяют семьи неполную. Неполная семья – семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Неполные семьи составляют значительную долю населения в России – 13%, в подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже – два ребенка [17 из Танькиной курсовой].

Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. Значит, ежегодно каждый четвертый – пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семье риска.

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска [9; 34–35].

Неполная семья относится к семьям группы риска. Она является отклонением от нормы.

Неполной семьей называется такая семья, которая состоит из одного родителя и его детей. Она образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов, развода, рождение внебрачного ребенка или усыновление. Неполная семья является юридически правомочной. По российскому семейному законодательству она пользуется рядом льгот, способствующих полноценному воспитанию детей.

При разводе оба родителя юридически ответственны за воспитание детей, на практике ушедший из семьи супруг имеет меньше возможности общаться с детьми, а у оставшегося также становится меньше времени для воспитания и общения с ними, потому что увеличивается количество забот и обязанностей. Свои трудности испытывает и мать, воспитывающая ребенка одна, без мужа.

В неполных семьях дети по-разному реагируют на отсутствие одного или другого родителя, мальчики более уязвимы, чем девочки. В семьях без отца возникает масса социальных проблем. Безотцовщина особенно болезненно и чревато отрицательными воспитательными последствиями для мальчиков.

Иногда в неполных семьях, где материальные условия низкие, родители ведут аморальный противоправный образ жизни, где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии. Они становятся жертвами насилия, как со стороны родителя, так и других граждан того же социального строя.

Одним из распространенных типов неполной семьи в современных условиях становится внебрачная семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым несознательно толкает его повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения.

Отрицательным образом сказывается на воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом. Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условиях многочисленных трудностей у матери могут складываться сложные отношения с ребенком. Отсюда возникает порой несправедливость с ребенком, что сказывается на его нравственном развитии.

Отрицательно влияет на ребенка и безумная материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в первую очередь против неё.

Основные меры улучшения воспитательных возможностей в такой семье состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.


    1. Основные проблемы детей из неполной семьи


Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях матери, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и функций. И вот процесс этой социализации, то есть вхождения ребенка из неполной семьи в социальную среду, усложняется и деформируется.

Исследования показывают, что одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщена. Мать стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности.

Нельзя сбрасывать со счетов и влияния внешней среды. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. У таких детей могут не сформироваться альтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможно создание уже собственной благополучной семейной обстановки. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Сохраняющаяся привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери может стать причиной раздвоения психической жизни ребенка, его личности.

Отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания.

Еще сложнее процесс социализации детей происходит там, где мать настойчиво пытается «устроить» свою судьбу. В семье часто появляются новые «дяди». Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, правонарушителя, преступника.

Изучение психологии преступников показывает, что первым толчком в формировании их противоправного поведения является внутреннее отчуждение подростка от семьи и школы. Затем наступает период рационального объяснения своих действий, оправдания и обоснования их, поиск единомышленников. В группе этих заброшенных единомышленников вырабатывается своя субкультура, в которой на первый план выдвигается стереотип «жертвы» как существа иного, чужого мира, существа, которого не жалко, которое должно быть «наказано».

Воспитывающемуся в нервозной обстановке (то чрезмерной опеки, то отчуждения) ребенку из неполной семьи трудно не попасть на такой путь. К этому еще нужно добавить, что в неполной семье не только нарушен психологический климат; она еще оказывается в большей степени изолированной, оторванной от окружающего мира. Вот почему среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей. Как видим, тяжелую судьбу готовят разводящиеся родители не только себе, но и детям. Дети всей своей искалеченной жизнью платят за неспособность родителей создать крепкую семью со здоровым нравственно – психологическим климатом.


  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации