Выручка от реализации продукции, работ и услуг как основной источник денежных средств предприятий, особенности ее формирования и использования в рыночных условиях хозяйствования (на материалах ТКУП &q

скачать (953.1 kb.)

  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и финансового менеджмента
Допущена к защите

Заведующим кафедрой

____________________

Г.Е.Кобринский

«__»______2006 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Выручка от реализации продукции, работ и услуг как основной источник денежных средств предприятий, особенности ее формирования и использования в рыночных условиях хозяйствования (на материалах ТКУП «Столичный»)

МИНСК 2006
СОДЕРЖАНИЕ


Удельный вес в т/о 33

1-полуг.2004г. % 33

Удельный вес в т/о 1- полуг.2005г. % 33

Отклонения % 33

Мясо, птица 33

8,4 33

9,9 33

1,5 33

Доходы : бонус 9,3 млн.руб 47



ВВЕДЕНИЕ
Выручка относится к числу важнейших показателей экономического и социального развития любого предприятия сферы материального производства. Она оказывает влияние как на производство, так и на процессы накопления и потребления. Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является объем выручки (товарооборота). Этот показатель формируется под влиянием множества факторов. Главным из них является спрос потребителей, который в свою очередь зависит от изменения доходов населения, цен на товары и услуги и других факторов.

Вместе с тем выручка торгового предприятия по своему составу не является однородной. В её состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а также продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть выручки от реализации в торговле непосредственно связана с личным потреблением населения. В её динамике находят отражение изменение объемов производства, с одной стороны, изменение благосостояния населения – с другой. Она оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов выручки от реализации, изыскании резервов по её увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.

От объёма и структуры выручки торгового предприятия зависят объемы его валового дохода, прибыль, рентабельность, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние и др. В то же время на объем и структуру товарооборота непосредственное влияние оказывают издержки обращения. Поэтому объем выручки должен обосновываться, с одной стороны, спросом, который необходимо прогнозировать, а с другой стороны – должен формироваться с учетом критериев выгодности.

Актуальность проблемы формирования и использования выручки на торговом предприятии предопределила выбор темы дипломной работы.

Объектом исследования является формирование и использование выручки в УП «Столичный».

Предмет исследования – комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с формированием и использованием выручки.

Целью дипломной работы является изучение процесса формирования выручки торгового предприятия и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические и методические вопросы формирования выручки торгового предприятия (розничного товарооборота);

  2. проанализировать динамику объема и структуры выручки предприятия;

  3. осуществить анализ факторов, влияющих на объем выручки;

  4. проанализировать влияние выручки на экономические показатели деятельности предприятия;

  5. определить направления совершенствования процесса формирования объема выручки на торговых предприятиях.

При написании дипломной работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме. Информационной базой дипломной работы послужили материалы УП «Столичный». В процессе подготовки дипломной работы использовался системный подход, применялся метод экономического анализа.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие выручки торгового предприятия и факторы её определяющие
Выручка от реализации – сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за отгруженную продукцию и иные ценности (включая основные фонды), выполненные работы, оказанные услуги [42, c.132].

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

1. Выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

2. Выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

3. Выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Общая выручка образуется в результате суммирования выручки по этим трем направлениям. В составе общей выручки основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях выручки торгового предприятия – розничного товарооборота.

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения[40,c. 156].

Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения страны.

Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.

Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты[40,c. 158].

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности, что касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Таким образом, товарооборот – это процесс обращения товаров, экономический показатель, отражающий совокупную стоимость продаж предметов потребления.

Различают оптовый и розничный товарооборот (см. рис. 1.1.).

Оптовый товарооборот включает объем продаж товаров производственными и сбытовыми предприятиями организациям розничной торговли и предприятиям для промышленной переработки.

Розничный товарооборот включает объем продаж товаров и услуг населению розничной торговой сетью, предприятиями общественного питания, а также ателье, ремонтными мастерскими и т.п.






Рисунок 1.1. Структура товарооборота

Примечание. Источник: собственная разработка
Розничная же торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.

Она может быть произведена: юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного литания, палатки и др.); юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.); физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых статистическими органами в соответствии со статистическим инструментарием.

Таким образом, содержание розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена[17,c.56]:

продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);

продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота, вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.

Среди факторов, определяющих объем товарооборота обычно выделяют: платежеспособный спрос населения; соответствие структуры предложения товаров спросу на них; наличие соответствующих товарных запасов, торговых площадей и продавцов. Однако на розничный товарооборот оказывает влияние множество факторов. Объем продажи товаров зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, доходов населения и т.д. Классификация факторов, влияющих на товарооборот, делит их на внешние (не зависящие от торговой организации) и внутренние (зависящие от деятельности торговой организации) (см. рис. 1.2.).









Рисунок 1.2. Классификация факторов, влияющих на товарооборот

Примечание. Источник: собственная разработка
Анализ внешних факторов осуществляется путем изучения макроэкономических показателей страны. При этом учитываются состояние и перспективы развития экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика и возможные изменения в результате государственного регулирования.

Внешние факторы можно подразделить на факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение товаров. Инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостном выражении и на снижение физического объема продажи товаров» Кроме того, в результате инфляции ухудшается структура розничного товарооборота, т. е. снижается доля высококачественных товаров. Практически такое же влияние на объем розничного товарооборота оказывает снижение денежных доходов населения. Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объема продаж, улучшению структуры товарооборота: увеличению удельного веса в объеме продаж мясных, рыбных, овощных продуктов, фруктов и т.д.

К макроэкономическим факторам относятся: падение (рост) производства, ухудшение структуры производства продукции, банкротство организаций, рост неплатежей, снижение производства сельскохозяйственной продукции и т.д.

Социальные факторы оказывают непосредственное влияние на объем розничной продажи товаров и в свою очередь зависят от политической ситуации в стране и ее экономического развития. Снижение жизненного уровня населения, рост безработицы, понижение доходов населения приводят к сокращению размера продаж и ухудшению их структуры.

Неправильная денежно-кредитная политика (изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств - политика воздействия на предложение денежной массы: управление как денежными, так и кредитными операциями) наряду с другими негативными процессами может привести к инфляции и социальной напряженности в обществе, что, в конечном итоге, окажет влияние на товарооборот.

Дестабилизация национальной валюты, ее девальвация приводят к сокращению импорта, росту экспорта и производства продукции, что не может не сказаться на объеме и структуре продаж.

Внутренние факторы, влияющие на товарооборот, непосредственно связаны с работой конкретной торговой организации. Их можно подразделить на три основные группы, связанные с:

- товарным обеспечением;

- численностью работников, организацией и производительностью труда;

- состоянием и использованием внеоборотных активов.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн+П=Р+В+Зк, (1.1)
где Зн - запасы товаров на начало отчетного периода;

П - поступление товаров;

Р - розничный товарооборот;

В - прочее выбытие товаров;

Зк - запасы товаров на конец отчетного периода [15, с. 30].

Влияние показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу:
Р=Зн + П – В - Зк, (1.2)
Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательно - увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Так влияние эффективности использования трудовых ресурсов на товарооборот определяется по формуле методом цепных подстановок:
Р= Пс*ПТ, (1.3)
где Р - розничный товарооборот;

Пс - среднесписочная численность персонала торговой организации;

ПТ - производительность труда на торговой организации [37, с. 165].

Еще одной важной группой факторов, влияющих на объем розничного товарооборота торговой организации являются показатели, характеризующие материально-техническую базу организации. К таким показателям относятся: фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост фондовооруженности и особенно технической вооруженности ведет к повышению производительности труда. В связи с этим их следует анализировать взаимосвязано (сопоставлением за ряд лет темпов роста производительности труда, фондовооруженности и технической вооруженности труда).

Связь товарооборота с используемыми основными средствами выражается следующим образом, расчет влияния осуществляется методом цепных подстановок:
Р = ОС*ФО, (1.4)
где Р - розничный товарооборот;

ОС - основные средства торговой организации;

ФО – фондоотдача [37, с. 165].

Важным фактором является и размер магазинов и их специализация. Практика показывает, что наиболее высокую эффективность имеют в продовольственной торговле универсамы, а в непродовольственной - универмаги. Универсамы обычно функционируют на основе индустриальной технологии доставки и продажи товаров, прогрессивных методов обслуживания покупателей [15, с. 35].

В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли и рыночной позиции предприятия. Сформированный таким образом план товарооборота является основным регулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем и структура товарооборота определяет требования к объему, составу и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Директивное планирование объемов товарооборота заменилось его формированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней.

Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов необходим для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.

Согласно существующим нормативным документам, розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов—товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

Товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного питания.

В состав товарооборота розничной торговли включается:

-стоимость проданных населению потребительских товаров:

а) за наличный расчет;

б) по кредитным карточкам;

в) по расчетным чекам банков;

г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);

-стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

-стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;

-стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров, в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;

-стоимость товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

-полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

-стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

-стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

-стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

-стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

-стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

В оборот общественного питания включается стоимость проданной собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте общественного питания учитывается также стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения.

В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонементам, талонам и.т.п., в объеме фактической стоимости питания.

Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учитываются в розничных ценах — фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж [9, с.22].

Поэтому розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

В целом товарооборот – это сумма произведений розничных цен реализованных товаров на их количество:

Тр.ц. = РЦi Чgi (1.5.)

где Тр.ц. – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Рцi – розничная цена i-го товара, руб;

gi – количество i-го товара.

В свою очередь, розничная цена складывается из цены покупки товара розничным торговым предприятием и устанавливаемой торговым предприятием торговой надбавки:

РЦi = Пцi + ТНi (1.6.)

где ПЦi – покупная цена i-го товара торговым предприятием, руб.;

ТНi – торговая надбавка по i-му товару, руб.

Торговая надбавка предназначена для покрытия текущих затрат (издержек обращения) торгового предприятия, уплаты налогов и неналоговых платежей и получения прибыли:

ТН = ИО + ОП + П (1.7.)

где ТН – торговая надбавка, руб.;

ИО – издержки обращения, руб.;

ОП – налоги и сборы, уплачиваемые торговым предприятием, руб.;

П – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.

Сумма произведений цен, по которым торговое предприятие закупило товар на количество соответствующего товара, представляет собой объем товарооборота по покупным ценам.

Таким образом:

Тр.ц. = Тп.ц. + ИО + ОП + П (1.8.)

где Тр.ц. – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Тп.ц. – объем товарооборота по покупным ценам, руб.

Товарооборот по покупным ценам характеризует в данном случае затраты предприятия на приобретение (покупку) товаров, а сумма товарооборота по покупным ценам, издержек обращения, уплачиваемых налогов и сборов будет характеризовать совокупные затраты предприятия на приобретение и реализацию товаров[48,c.111].

Влияние структуры товарооборота и величины торговой надбавки на объем товарооборота выражается в следующем:

1) исходя из того, что объем товарооборота определяется путем перемножения количества проданного товара на его цену, то можно сделать вывод, чем больше в структуре товарооборота более дорогостоящих товаров, тем выше товарооборот, и наоборот;

2) величина торговой надбавки в принципе должна оказывать прямопропорциональное влияние на объем товарооборота, то есть чем больше надбавка, тем больше товарооборот, но на практике в силу эластичности спроса по цене, а также достаточно большой конкуренции в торговле, рост торговой надбавки может снизить объем товарооборота. В данном случае поведение покупателя определяется исключительно спецификой товара (эластичностью, спросом, предложением, альтернативами и т.п.)

Таким образом, розничный товарооборот, может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Так, розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятиями, общей суммы затрат на реализацию товаров. В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота. Вместе с тем на величину товарооборота оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. При этом, если на внешние факторы нельзя оказать существенного воздействия, то внутренние факторы, полностью управляемы и контролируемы. Большое влияние на объем выручки оказывает также и используемые методы её определения и учета.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации