Сущность, функции и значение финансов организации. Фонды денежных средств организаций и их предназначение

скачать (286.4 kb.)

  1   2
Сущность, функции и значение финансов организации
Предприн-кая деят-сть по своему содержанию вкл. производство и реализацию прод-ии, вып-ие работ, оказание услуг, операции на фин-ом рынке. В процессе предприн-кой Деят-ти у орг-ии возникают хоз-ые связи с контрагентами, в результате к-ых возникают отношения по поводу формирования и использования фондов денежных ср-в. Под финансами орг-ций понимается сов-ть объективно обусловленных экон-ких отн-ний орг-ций, имеющих распределительный хар-ер, денежную форму выражения и материальных в доходах поступления и накопления, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования, для целей обеспечения их деят-ти. Функций: а) распределительная, б) контрольная. Распред-ьная функция проявляет себя в процессе форм-ния первон-ого кап-ла, кот. образуется за счёт вкладов учредителей распределения ВВП в стоимостном выражении, так же обеспечения оптимальности в сочетании интересов хоз-его субъекта, гос-ва и его контрагента. Конт-ьная функция проявляет себя в процессе осуществ. Стоим-ого учёта, затрат на произ-во и реализацию продукции, вып-ние работ, оказание услуг в процессе формирования доходов орг-ций и его денежных фондов. Определяющим принципом: оперативное отслеживание степени рациональности распределения и эффект-ти испол-ия имеющихся фин-ых ресурсов на всех стадиях воспроиз-тва, информирования о имеющих место нарушениях в кругообороте ср-тв орг-ций и принятия соответств. адекватных мер по их устранению.
Фонды денежных средств организаций и их предназначение
В орган-ях для обеспечения хозяйс-ой деят-ти формируются денежные фонды. Из всей совокупности фонда решающее значение принадлежит фондам собственных ср-в. Осн-м источником собст-ых ср-тв любой организации яв-ся его УК, за счет кот-го форм-ся основные и оборотные фонды. УК орган-ии определяет миним-ый размер его имущества, кот-й гарантирует интересы его кредиторов. ДК обр-ся за счет прироста ст-ти имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода (разница между рын-ой и номинальной ст-ью), безвозмездно полученных ден-ых ср-тв или матер-ых ценностей на произв-ые цели. Средства этого фонда могут быть использованы на ув-ие УК, погашение убытка, выявленного по результатам работы за отч-ый период и др.е цели. РК обр-ся на предп-ии в соответствии с действующими законод-ми и учред-ми документами. Источником его формир-ия яв-ся отчисление от прибыли для АО в размере 5% от УК. Ср-ва фонда предназначены для покрытия убытков отчетного периода, выплаты дивидендов в случае отсутствия или недостаточности прибыли отч-ого года для этих целей. Фонднакопления–ср-ва, предназн-ые для развития произв-тва. Форм-тся за счет чистой прибыли с учетом дивидендной политики орган-ии. Фонд потребления – ср-ва, направляемые на соц-е нужды финан-ия объектов непроизводственной сферы и т.п. Источники формирования ОФ произв-ого и непроизв-ого назначения. Финансирование процесса формирования ОС может осущ-ся за счет следующих основных источников: средств учредителей, передаваемых в момент создания фирмы или уже в процессе ее функц-ия; собственных ресурсов предп-ия, созданных в процессе его уставной деят-ти; ср-тв, полученных предприятием на заемной основе в форме целевых банковских ссуд; ассигнований из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Кроме указанных, в современных условиях широко применяется такой метод формирования основных средств фирмы, как аренда Лизинг

Ист+ки фин-ия воспр-ва основных ср+тв подразд+ся на собст-ые и привлеченные. Собственные источники основных средств фирмы :аморт-ия; износ НМА ; прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы. Привлеченные источники основных средств:кредиты банков; заемные ср-ва др. предп-ий и организаций; денежные ср-тва, получаемые от эмиссии ЦБ, паевых и иных взносов юр. и физ. лиц; денежные ср-ва, поступающие в порядке перераспределения из централизованных инвестиционных фондов концернов и др. объединений; ср-ва внебюджетных фондов; ассигнования из бюджетов различных уровней, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе;средства иностранных инвесторов.Достаточность источников средств для воспроизводства О ср-в имеет решающее значение для фин-ого сост-ия фирмы.
Принципы организации финансов организаций
Хозяйственная самостоятельность. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что хозяй-ий субъект не зависимо от формы собственности самостоятельно опр-ет направление своих расх-ов, источники их финанс-ия, руководствуясь стремлением к максимизации прибыли. Самофинансирование. Дан-й принцип озн-ает полную окупаемость затрат, связанных с произв-ом и реализацией прод-ии, инвестированием и развитием произв-тва зачет собс-ых средств, а в случае необходимости – за счет привлечения различного рода кредитных ресурсов. Материальная ответственность – означает наличие определенной сист-ы ответств-ти за ведение и результаты хоз-ой деятельности. Материальная заинтересованность. стимулирования предприн-ой инициативы отдельных работников и достойной оплаты труда, а также за счет оптимизации налоговой сис-мы и установления экономики обоснованных пропорций в распределении прибыли. Обеспечение финансовых резервов. стремлением к формированию финансовых резервов и аналогичных им по сод-ию фондов с целью гарантирования возможности осуществления непрерывной деят-ти в условиях действия различного рода рисков. Резервируемые ср-ва должны быть достаточны для покрытия возможного ущерба, находиться в ликвидной форме и по возможности приносить доход.
Воспроизводство и обновление ОФП Виды аморт-ых отчислении
ОФ-ды организаций в процессе эксплуатации изнашиваются. Ремонт ОФ удлиняет срок их службы, повышает производ-ть, уменьшает потребность в прямых инвестициях на создание новых ОФ. Различают текущий, средний и кап-ый ремонт. При тек-ем ремонте происходит ликвидация мелких поломок, замена отдельных деталей. - Средний или планово-предупредительный ремонт связан с заменой отдельных элементов, деталей и узлов, проверкой работы всех агрегатов. Средний ремонт может проводиться несколько раз в год. При кап-ом ремонте машин и оборудования, осуществляемом с периодичностью более года, как правило, проводятся разборка агрегата, замена или восста-ние изношенных деталей и узлов, ремонт базовых деталей. Кап-ый ремонт зданий и сооружений предусматривает замену изношенных конструкций и деталей более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные показатели ремонтируемых объектов. Экономическая целесообразность кап. ремонта определяется сопоставлением затрат на кап. ремонт со ст-ью ремон-ых объектов. С проведением рын-ых преобразований у орг-ий изменился порядок финан-ия ремонта объектов ОФ. В нас-ее время орг-ии самост-но опр-ют как общие объемы рем-ых работ, так и их структуру по видам. План ремонта состав-ся на год в целом по орг-ции на основе сметно-финансовых расчетов по ремонту отдельных объектов с учетом действующих норм, цен, тарифов и утверждается руководителем организации . Все орг-ии независимо от подчиненности и форм собственности вкл-ют рас-ды на все виды ремонта объектов ОС в состав затрат на произ-во и реализацию прод-ии. Но организациям дано право самостоятельно выбирать вариант отнесения на с/с затрат на ремонт. Они могут: вкл-ть в с/с факт-ие зат-ты на проведение ремонта непосредственно после его осущ-ния. Этот способ имеет ряд недостатков. Если у орг-ии возн-ют сезонные колебания в проведении ремонтных работ, то у нее будут значительные колебания в с/с по отдельным периодам, это усложнит расчет прибыли и определение платежей в бюджет; создавать ремонтный фонд (резерв денежных ср-тв). На основе технико-эконом-их расчетов опр-ют общий объем рем-ых работ и норму форм-ния ремонтного фонда. Нормы отчислений в рем-ый фонд должны учитывать и затраты на модернизацию оборудования, если она не проводится при реконструкции и техническом перевооружении. В этом случае затраты по модернизации объектов осн-ого кап-ла покрываются за счет источников финанс-ия прямых инвестиций. На основе утвержденных норм орг-ции ежемесячно проводят начисление ремонтного фонда и вкл-т его в с/с равными долями, расходование же ср-в из этого фонда происходит по мере необходимости. Это вносит определенную стабильность в формирование затрат на произ-во и реал-ию продукции и прибыли орг-ции; в случае необходимости относить факт-ие затраты по ремонту объектов основного капитала на расходы будущих периодов с последующим их ежемесячным списанием на производ-ые затраты. Финансирование всех видов ремонта непроизв-ых элементов осн-ого кап-ла провод-ся из прибыли, остающейся в распоряжении предп-ия. Порядок фин-ия ремонта зависит от способа его проведения. При выпол-ии ремонтных работ подрядным способом расчеты между подрядчиком и заказчиком проводятся за законченные этапы работ или объект в целом. Расчеты по ремонту, осуществляемому хозяйственным способом, проводятся по отдельным элементам затрат.

Амортизация – перенесение по частям по мере физ. износа ст-ти ОФ на производимый с их помощью продукт. Осущ-ствляется для накопления ден-ых ср-в с целью последующего восстановления ОФ. Аморт-ые вычисления – это ден-ое выражение размера амор-ии в соответствующей степени размера фонда. Норма амор-ии – % отношение годовой суммы амор-ии в балансовой сто-ти ОФ. По способам начисления амор-ии различают: линейный и нелинейный. В свою очередь в составе нелинейных способов различают следующие: 1. уменьшающего остатка (доля амортизационных отчислений с каждым годом эксплуатации объекта о.ф. уменьшается); 2. списание ст-ти по сумме чисел лет срока полезного использования расч. суммы амортиз отчисл исходя из первонач. Ст-ти объекта ОФ. и соотн. числа лет ост. до конца службы объекта и суммы чисел лет срока службы объекта. (ускоренный способ амортиз.); 3. списание ст-ти пропорционально объему продукции, начисление аморт-ых отчислений из натур. показателей объёма производственной продукции. в периоды и соотношение первоначальной ст-ти объекта ОФ и предполаг. объёма продукции за весь срок полезн. использ. объекта ОФ. (широко примен. в горной пром-ти) Линейный способ осущ-ся равномерными долями из первон-ой или восст-ой ст-ти объекта о.ф. исходя из срока его полезного использования.
Лизинг, как форма привлечения средств
Лизинг явл-ся одной из разновидностей договора аренды. Предоставление имущества по договору лизинга обусловлено использованием этого имущества для предпр-ой деятельности. Лизинг – совок-ть экон-их и прав-ых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Субъектами лизинга яв-ся: лизингополучатель, лизингодатель, продавец. 1.Лизингодатель – физ. или юр. лицо кот. за счёт привлечен. или собств. средств приобрет. в собств. имущ. и предост. её в кач. предмета лизинга, лизингополучателю за определ. плату, на опред. срок и на определ. условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю право собств.на предмет лизинга. 2.Лизингополучатель – физ.или юр.лицо кот. в соотв.с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определ. плату и на определ. срок и на определ. условиях во временное владение и пользование в соотв. с договором лизинга. 3.Продавец – физ.или юр.лицо кот. в соотв.с договором купли-продажи с лизингодателем продаёт лизингополучателю в обусл. срок имущество явл. предметом лизинга, в том случае, если в дог. купли-продажи предусм. условие передачи имущества непосред. лизингополучателю, то оно передается лизингополучателю. Осн-ми формами лизинга явл-ся: внутренний и международный. Оперативный лизинг исп-тся в тех случаях, когда срок лизингового договора меньше периода амор-ции передаваемого оборуд-ия. Финансовый лизинг предоставляет орг-ации (лизингополучателю) следующие преимущества:: 1.возможность не увеличивать внеоборотные активы. Оборудование, приобретенное по договору лизинга, может не числиться на балансе лизингополучателя в течение всего срока договора, поэтому освобождает организацию от уплаты налога на имущество (до 2,2%); 2.не снижать возможность орг-ции по получению допол-ых займов. Лизинг не увеличивает долг в балансе орг-ции и не затрагивает соотношение собст-ых и заемных средств; 3.высвободить ср-тва для увеличения оборотного капитала; 4.минимизировать налоговую базу за счет полного отнесения всей суммы лизинговых платежей на расходы организации; 5.выработать с лизингодателем удобную схему финан-ия по лизингу с учетом поступления доходов организации.

Взаимоотношения сторон лизинговой сделки следующие. Будущий лизингополучатель подбирает поставщика (продавца) и в силу отсутствия достаточных ср-тв для приобретения имущества обращается к будущему лизингодателю с просьбой о его участии в сделке. Лизингодатель за счет собст-ых или заемных средств осущ-ет закупку данного имущества и, сохраняя право собств-сти на предмет лизинговой сделки, передает ее лизингополучателю. Лизингополучатель получает в пользование приобретенное имущество и в течение срока лизинга выплачивает лизинговые платежи в порядке, сроке, форме и на условиях лизингового договора.
Сущность и структура оборотных средств
Оборотные ср-ва – это совокупность фин-ых ср-в, ср-тв имеющих стоим-ую оценку, авансированных для создания и использования ОПФ и фондов обращения с целью обеспечения. По функциональному назначению ОК подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу произв-ва и материализуются в предметах труда (сырье, материалы) и частично в средствах труда и воплощаются в производственных запасах и полуфабрикатах собственного изготовления. Оборотные произво-ые фонды обладают рядом особенностей: 1.полностью расходуются в производственном цикле; 2.притерпевают изменения своей натурально-вещественной формы и утрачивают потребительную стоимость; 3.переность свою ст-ть целиком и сразу на готовый продукт; 4.кругооборот зависит от производ-ого цикла (может быть несколько кругооборота в год). Фонды обращения не участвуют в процессе произв-ва, и их назначение состоит в обслуживание кругооборота ср-тв пред-ия и достижение единства производства и обращения. Фонды обращения состоят из ГП-и и ден-ых ср-тв. Особенностью обор-ого кап-ла явл-ся то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется, что предполагает возвращение ср-тв после каждого производ-ого цикла или кругооборота, включающего произ-во продукции, её реализацию, получение выручки. Кругооборот кап-ла совершается непрерывно. Непрерывно происходит и постоянная смена авансируемой сто-ти. Вместе с тем оборотный кап-л в разных формах присутствует на всех стадиях, обеспечивая непрерывность процесса произв-ва. Производственный цикл – это период нахождения авансированных оборотных ср-в, производ-ых запасов с момента вступления их в производство в незавершенном производстве и ГП до момента её отгрузки. Финансовый цикл помимо процесса произ-ва охват-ет период реализации продукции и вкл-ет в себя время оплаты фактора произ-ва до получения ден-ых ср-тв от покупателей
Показатели экономической эффективности использования оборотного капитала
Эффект-ть сис-мы управления процессами формирования и воспроизводства обор-ых ср-тв пред-тия находит своё выражение в уровне и динамике показателей, характер-их результативность деят-сти орг-ии и показателей, отражающих использования оборотных ср-тв. В систему показателей, характер-их использование обор-ых ср-тв вклю-ся: показатель оборачиваемости оборотных средств, длительность одного полного кругооборота сре-тв с момента превращения обор-ых сре-тв в ден-ной форме в производственные запасы до выпуска ГП и её реализации. Критерием оценки эффек-сти управления обор-ми ср-ми являя-ся фактор времени, используются показатели, отражающие: 1. длительность одного оборота в днях. Коэффициент оборачиваемости (Коб) отражает число кругооборотов, совершаемых обор-ми средс-ми предп-ий за определённый период времени. Факт-ки он показывает величину реализованной продукции приходящийся на 1 рубль оборотных средств. 2. кол-во оборотов за период Показатель, обратной коэффициенту оборачиваемости, называется коэффициентом загрузки (закреплением): КЗ=С/В Пок-ль характ-ет величину обор-ых ср-тв, затрачиваемых на каждый 1 рубль реализованной продукции.

Источники формирования оборотных средств организаций. Первоначальное формирование обор-ых средств на предп-ии осущест-тся за счёт УК в момент его образования. Средства УК направляются на формирование производственных запасов и закупку др. факторов производства вплоть до момента получения выручки от реализации продукции. Оборотные средства служат источником финансирования текущих производ-ных затрат. Величина потребностей их зависит от объёма произв-ва, отраслевых особенностей, принятых форм расчёта и т.п. Гл-м источником пополнения обор-ых ср-тв, авансируемых на возобновление производ-ого цикла, явл-ся: 1. собственные источники, важнейший из которых чистая прибыль предприятия. Предприятия также могут использовать сред-ва, приравненные к собственным, – устойчивые пассивы. они не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используется на вполне законных основаниях. Устойчивые пассивы явл-ся источником покрытия собств-ых обор-ых ср-тв только в сумме прироста (разницей факт-их значений на начало и конец отчётного периода). 2. заёмные средства, привлечение к-ых позволяет покрыть временные допол-ные потребности в обор-ых ср-ах. Основу заёмных ср-ств составляет краткосрочные кредиты коммер-ких банков, а также др. кредиторов. Так же источником финансирования дополнительных потребностей в обор-ых ср-ах может служить кредиторская задолженность. Она означает факт-ое использование в обороте предприятия средств, формально ему не принадлежащих.
Источники финансирования затрат на предприятии
Различают собс-ые и заемные фин-ые ресурсы. К собс-ым относится: прибыль орг-ции и амортиз-ные отчисления. Финансовую базу развития произв-ва также составляют ср-ва, поступающие на предп-ие в виде выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления. Если собс-ых ср-тв предп-ию оказ-ся недостаточно, то они прибегают к займам. Заемные ср-ва привлекаются на условиях: срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Осн-м источником собст-ых ср-в любой организации яв-ся его УК, за счет кот-о формируются основные и оборотные фонды. УК орг-ции определяет минимальный размер его имущества, который гарантирует интересы его кредиторов. ДК обр-ся за счет прироста стои-ти имущества в результате переоценки ОФ, эмиссионного дохода (разница между рыночной и номинальной ст-ю), безвозмездно полученных ден-ых ср-тв или материальных ценностей на производственные цели. Ср-ва этого фонда могут быть использованы на увеличение УК, погашение убытка, выявленного по результатам работы за отчетный период и другие цели. РК обр-ся на пред-тии в соответствии с действующими законод-ми и учредит-ми документами. Источником его формирования яв-ся отчисление от прибыли для АО в размере 5% от УК. Ср-ва фонда предназначены для покрытия убытков отчетного периода, выплаты дивидендов в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей. Фонд накопления – средства, предназначенные для развития производства. Формируется за счет чистой прибыли с учетом дивидендной политики организации. Фонд потребления – ср-ва, направляемые на соц. нужды финансирования объектов непроизводственной сферы и т.п.
Сущность ценообразования на предприятии, виды цен
Цена пред-ет собой сумму денег, кот-ую покупатель уплач-ет продавцу в обмен на товар. Она выступает ден-ым выражением его сто-ти. Задача ценовой политики предп-тия состоит в нахождении оптим-ого соотн-ния возможно большого числа целей. Предп-ию, прежде всего, необходимо решить, какие цели оно стремится достигнуть при реализации (продаже конкретного товара). Чаще всего предп-ия с помощью ценовой стратегии может достигнуть следующих целей: 1.сохранение стаб-ого положения на рынке; 2.расширение доли рынка; 3.максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности продаж; 4.поддержание и обеспечение платежеспособности предп-тия; 5.завоевание лидерства на рынке; 6.расширение экспортных возможн-тей предп-ия. В зависимости от области применения разл-ют следующие основные виды цен: 1.оптовые цены – используются при реализации продукции между юр лицами. Оптовая цена предприятия = с/с + прибыли. 2.закупочные цены – устана-тся на с/х продукцию, приобретаемую у с/х товаропроизв-лей. 3.розничные цены – цены, по кот-ым товары реализуются населению. Состоит из оптовой цены и торговой надбавки. 4.сметные цены строительства – прим-ся при строительно-монтажных работах, их величина определяется на основе сметных расчетов и нормативной прибыли. 5.тарифы на услуги – как и оптовые цены состоят из с/с и прибыли. 6..мировые цены – применяются во внешней торговле. Различают мировые цены на импортную и экспортную продукцию.
Система показателей рентабельности предприятий и способы их расчета
Показатели рентабельности явл-тся важными элементами, отражающими факторы формирования прибыли. Кроме того, пок-ли рентабел-ти примен-ся при анализе эффект-ти управ-ия предпр-ия для определения долгосрочного благополучия орг-ции. Они используются как инструмент инвестиционной политики и ценообраз-ия. Система показателей рентабел-ти объёдиняется в 3 группы: 1. рассчитываемые на основе прибыли от продаж (реализации); 2. рассчи-ые для оценки отдачи производст-ых активов; 3. рассч-ые на основе потоков наличных дене-ых ср-тв. В эконом-ой литературе различают уровни рентаб-сти и коэфф-ты рентаб-ти. Уровень рентабел-ти выражается в %, коэфф-нт рентаб-ти – в долях. Сюда входят следующие коэффициенты: рентаб-ть продаж, рентаб-ть активов, рент-ть собст-ого кап-ла, рентаб-ть заёмного кап-ла, рентаб-ть совокупных вложений, рентаб-сть ресурсов (трудовых и материальных) Пока-ли рентаб-ти измеряют прибыльность с разных позиций. Общая форма расчёта рентабельности: P=П/V, где П – прибыль организации, V – показатель, по отношению к кот-му рассчитывается рентабельность. В качестве числителя может выступать: валовая пр-ль, прибыль от продажи прод-ии, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. В знаменателе могут быть: активы или капитал организации, СК, перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заёмных средств), текущие активы, основные производственные средства, производственные средства (сумма основных производственных средств и производственных оборотных фондов), выручка от реализации услуг, с/с.
Значение и виды финансов
Планирования Фин.е планирование на предприятии это планир-ие его доходов и направлений расходования фин. Ср-в для обеспечения функционирования предп-ия. Основной целью планир-ия яв-ся согласование и синхронизация доходов и расх-ов предприятия в рамках намеченной производ-ной программы и перспектив развития. Значение финансового планирования состоит в том, что оно: 1.воплощает выработанные стратегические цели, форму конкретных показателей; 2.обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане эконом-кие пропорции развития; 3.определяет возможности жизнеспос-ти пред-ия в условиях конкуренции; 4.позволяют предотвратить ошибочные действия в области финансов. Основными задачами фин-го планирования предп-ия явл-ся: 1.обеспечение необходимыми фин-ми ресурсами в производс-ой инвестиционной и фин-вой деятел-ти; 2.определение направлений эффек-ого вложения кап-ла, оценка его использования; 3.выявление внутрихоз-ных резервов, увеличение прибыли; 4.установление рациональных фин-ых отношений с бюджетом, банками и др. контрагентами; 5.соблюдение интересов акционеров и др. инвесторов; 6.контроль за финансовым состоянием, платежеспос-тью и кредитосп-тью предп-ия В основе фин-ого планир-ния лежат стратегический и производ-ый планы. Стратегический план подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деят-ти компании. среди основных целей, ради достижения кот-х разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует сочетание «товар - рынок». Иными словами, основное предназначение подобного плана - обоснование: какой товар должен производиться где он может быть реализован
Методы финансового анализа их значение и роль в деятельности организаций
Выделяют следующие основные методы финансового анализа: 1.анализ абсолютных показателей; 2.горизонтальный (временной анализ) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; 3.вертикальный (структурный) анализ. Определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; 4.трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. 5.пространственный анализ – сравнительный анализ сводных показателей отчетности по составляющим их элементам; 6.анализ относительных коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. Определение взаимосвязи показателей. 7.факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования.
Характ-ка фин-ого механизма предпр-ия
Управление финансами организации (предприятия) осуществляется с помощью финансового механизма - части хоз-ого механизма, представляющей собой совокупность форм и методов управления фин-ми организации в целях достижения максимальной прибыли. Фин-ый механизм состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой .Система управления финансами предп-тия вкл-ет в себя: фин-ые методы, фин-ые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение упр-ия фина-ми. К финансовым методам, используемым в управлении финансами, относятся: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовое планирование, финансовый контроль, система расчетов, система финансовых санкций, кредитные операции (трастовые, залоговые, лизинг и т.д.), налоги, страхование и др. С помощью применения тех или иных финансовых методов осуществляется воздействие фин-ых отношений на хоз-ые процессы, управление движением финансовых ресурсов и оценка эффект-сти их использования на основе анализа финансовых показателей. Под финансовым инструментом пон-ют любой контракт, из кот-ого возникает финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство или инструмент кап-ого хар-ра (т.е. связанный с участием в капитале) для др-ого предп-ия. С помощью фин-ых инструментов осущест-ся любые операции на фин-вом рынке. Без их применения невозможно привлечь ДК, осуществить финансовые инвестиции, расчеты с контрагентами и т.п. Фин-ые инструменты подразделяются на первичные и вторичные (производные). К первичным финансовым инструментам относятся: дебиторская и кредиторская задолженность по текущим операциям, кредиты, облигации, акции, векселя. К вторичным, или производным, финансовым инструментам относятся финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы. Финансовый актив может быть в виде ден-ых ср-тв, контрактного права на получение ден-ых ср-тв или др-го фин-ого актива от др-ой орган-ии (предприятия), контрактного права обмена на финансовый инструмент с др-ой организацией, инструмент кап-ого хар-ра др-ой организации Финансовое обязательство - это любое контрактное обязательство: передать ден-ые ср-ва или иной финансовый актив другой организации; обменяться финансовыми инструментами с другой организацией на потенциально неблагоприятных условиях (вынужденная продажа дебиторской задолженности). Операции с финансовыми инструментами всегда сопровождаются финансовыми рисками. Информационное обеспечение позволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности финансовых инструментов. Управление финансами организации невозможно и без информационного обеспечения - информации, необходимой для управления эконом-ми процессами и содержащейся в базе данных информационных систем. Информационная база орг-ции включает в себя эконом-кие показатели ее деятельности, финансовую устойчивость, платежеспособность, бухгалтерскую отчетность и др.показатели, характ-щие финансовое состояние организации.
Основы организации оборотного капитала на предприятии и управление
Оборотные средства - это ден-ые ср-ва, авансируемые организацией для обслуживания текущей хоз-ой деятел-ти и участвующие одновременно в процессе произв-ва и реализации продукции. Цель авансирования - создание необходимых материальных запасов, заделов незавершенного производства, ГП и условий для ее реализации.

Авансирование означает, что использованные ден-ые ср-ва возвращаются организации после завершения каждого производственного цикла или кругооборота, включающего снабжение, производство и реализацию ГП, т.е. получение выручки от продаж.

Основное назначение оборотных средств состоит в обеспечении непрерывности и ритмичности процессов производства и обращения продукции.

Экономическая природа оборотных средств имеет двойственное содержание. С одной стороны, будучи частью авансированного кап-ла и представляя собой сумму финансовых источников формирования обор-ых средств предп-ия, они отражаются в пассиве баланса и обеспечивают непрерывность финансово-хозяйственной деятел-ти предп-ия. С др. - яв-ся частью имущества орг-ции, вложенной в его текущие (или оборотные) активы: материально-производственные запасы, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения, свободные ден-ые ср-ва.

При недостатке оборотных средств или неэффективном их использовании замедляется их оборачиваемость, ухудшается финансовое положение организации, что непосредственно отражается на ее платежеспособности, а следовательно, финансовой устойчивости, и нередко приводит к финансовой несостоятельности.

Рациональное управление оборотным кап-ом заключ-ся в воздействии на объем и структуру оборотного кап-ла, источники его формирования в целях повышения эффект-ти использования.

Из множества направлений повышения эффект-ти определяющую роль играет организация оборотных средств, к-ая включает:

• определение состава и структуры обор-ых ср-тв;

• установление потребности в оборотных средствах;

• выявление источников формирования оборотных средств;

• распоряжение оборотными средствами и их эффективное использование.

На практике различают состав и структуру оборотных средств организации.

Оборотные средства организации включают: сырье, материалы, НПр-во, ГП, товары для перепродажи, Д З-ть, краткосрочные фин. вложения, ДС-ва. Информация об общей величине оборотных средств содержится в бухг. балансе.

Структура обор-ых ср-тв харак-ет удельный вес каждой статьи в их общем объеме, В различных отраслях хозяйства она не одинакова и складывается под влиянием ряда факторов: производственных - типа производства (массовое, серийное, единичное и т.п.), длительности производственного цикла, характера изготавливаемой продукции, состава затрат на производство; особенностей материально-технического обеспечения производства - периодичности и регулярности поставок, удельного веса комплектующих изделий; организации расчетов; учетной политики предприятия.

Создание наиболее рациональной структуры оборотных средств создает важные предпосылки эффективного управления ими.
Экономическое содержание, функции и виды прибыли
Экономическая сущность прибыли - одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

С экономической точки зрения прибыль - это разность между денеж-ми поступлениями и денежными выплатами. С точки зрения хозяйственной прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгал-ом учете, не отражает действительного результата хозя-ой деятел-ти. Поэтому следует четко разграничивать понятия «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль». Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат «работы» капитала.

Неопределенность в отношении прибыли приводит к искажению самого понятия, следствием чего становятся ошибки в распределении прибыли. Известно, что распределить и использовать можно нечто конкретное, реально существующее. Но зачастую то, что обычно называют прибылью, таковой в реальности не яв-ся. За прибыль часто принимают безусловную З/П, ренту, процент, валовой доход, даже убытки (когда расходы не уменьшают доходов, ради которых они произведены) и многое другое. Общеупотребителен самый простой подход к понятию прибыли: прибыль - это превышение расходами доходов:

Доходы - Расходы - Прибыль.

Обратное положение называется убытком. Но если вникнуть в суть прибыли как источника прироста капитала, то такая прибыль должна реально принести увеличение богатства. То есть эквивалентом прибыли у тех, кто ее получает, должен быть прирост товаров, имущества, услуг у тех, кто их покупает и оплачивает.

Прибыль - это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.

В рыночной экономике признание доходов и расходов не зависит от факта получения или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов.

Принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль.

Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:

• служит критерием и показателем эффективности деятельности организации (предприятия);

• выполняет стимулирующую функцию;

• служит источником формирования бюджетов различных уровней;

• служит источником развития организации (предприятия) и прироста акционерного капитала.

Прибыль организации - основной фактор экономического и социального развития как самого предприятия, так и общества в целом.

В состав конечного финансового результата - прибыли организации за фин-вый период включаются прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), операционные, внереализационные и др. прочие доходы за вычетом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов
Факторы, влияющие на величину прибыли
Наибольшее распространение в отечественной практике получила конечная цель бизнеса - максимизация прибыли. Определенную роль в этом сыграла нацеленность любого бизнеса прежде всего на достижение высоких показателей прибыли и рентабельности. Кроме того, эти показатели понятны и привычны менеджерам любого уровня; они легко рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета.

Впервые в качестве стратегической цели максимизация прибыли была выдвинута в 1838 г. известным французским ученым Анри Курно, который сформулировал ее первоначально только для монополии. Позже западные ученые распространили эту теорию и на другие типы конкурентного рынка. Между тем цель бизнеса, сформулированная таким образом, крайне противоречива. Предположение о том, что производители всегда пытаются максимизировать свою прибыль, верно только отчасти. Рассматривая небольшие промежутки времени, можно легко убедиться в том, что многие предприятия не пытаются получить максимальную прибыль, вполне довольствуясь доходом, достаточным для возмещения затрат и начисления «нормальных» дивидендов на акции. Во многом это объясняется тем, что максимизация прибыли в краткосрочном аспекте вступает в противоречие с максимизацией прибыли на перспективу. Среднее или крупное предприятие проявляет готовность снизить уровень текущей прибыли, для того чтобы получить большие прибыли в будущее. Для этого ему необходимо закрепиться в определенной нише рынка, по возможности расширить ее, постоянно обновляя ос и увеличивая оборотные. Все это несовместимо с политикой, направленной на увеличение краткосрочной прибыли.

В процессе планирования прибыли важно определить, какие факторы ведут к ее росту или снижению. В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

1. Объем продаж - При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

2. Рост цен - В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.

3. Снижение себестоимости - Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов.

4. Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции - Прибыль в рыночной экономике - движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации