Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам

скачать (405.7 kb.)

  1   2   3   4
Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра «Уголовного процесса»

Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»



РЕФЕРАТ



по теме : «Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам»


Автор:

Адъюнкт кафедры


рядовой милиции

Ловин В.А.




Белгород - 2008



План

Вступительная часть


1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.

2. Понятие, задачи и организация государственного и частного нотариата в РФ.

3. Понятие, задачи и принципы организации адвокатуры.

Заключительная часть (подведение итогов).



Литература:
Основная:

1. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 1998. Гл. 16.

2.Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк.2004. Гл. 13, 16, 17.

3.Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. –М., Щит-М. 2003. Гл.2. параграф 7-8.

4.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999 . Раздел 5. Гл. 5.

5.Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.

Дополнительная:


1.Конституци РФ. М. 1993.

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от17.12.1997 //СЗ РФ. 22.12. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Федеральный закон № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05. 2002. //Собрание законодательства РФ. 10.06.2002, N 23, Ст. 2102. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).

4. «Основы законодательства о нотариате» 1993. // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993. № 10, ст. 357. Изменения, внесенные Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2006 года.

5. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ». Указ Президента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998 . №31. Ст. 3841.
Введение.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.

Возложенные на эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и посредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстиции субъектов федерации.

Помимо органов юстиции в РФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный нотариат, а также адвокатура.

Нотариат – это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредством совершения нотариальных действий1.

Значение нотариата в современной России подчеркивается необходимостью укрепления правовых начал государственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент Российской Федерации В.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, но «железобетонное решение».2

Деятельность нотариусов служит также решению задач повышения юридической грамотности населения, поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого положения сделки и последствия их применения.

Адвокатура – это самоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению и организациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций, составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлять представительство.

Цели и задачи, которые стоят перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридических лиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяет запросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.

На лекции мы рассмотрим понятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ.
Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ
Административная реформа распределила разнородные государственные функции между различными видами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами и агентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться на задачах соответствующего уровня, тем самым, повышая эффективность государственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстиции были созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов, исполнения наказаний и регистрационная.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который реализует государственную по­литику в сфере юстиции. Правовое положение Минюста России определяется Положением о Министерстве юстиции Рос­сийской Федерации, которое утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 (далее — Положение о Мин­юсте России)1.

В соответствии с Положением о Минюсте России на него возложены следующие функции.

Выработка и реализация государственной политики в сфере юстиции и нормативно-правовое регулирование в данной сфере деятельности. Для реализации данной функции Минюст Рос­сии наделен полномочиями:

  1. вносить Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, дру­гие документы, по которым требуется решение Прези­дента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относя­щимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проекты плана работы и прогнозные показатели деятельности Миню­ста РФ и подведомственных ему федеральных служб;

  2. обеспечивать исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также меж­дународных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

  3. обобщать практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной полити­ки в установленной сфере деятельности, разрабатывать на этой основе меры по совершенствованию своей дея­тельности;

  4. участвовать в организации работы по систематизации за­конодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

  5. проводить в установленном законодательством РФ по­
    рядке конкурсы и заключать государственные контрак­ты на размещение заказов на поставку товаров, выпол­нение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ
    для иных государственных нужд по вопросам, относя­щимся к компетенции Минюста России;

  6. разрабатывать и представлять в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направле­ниях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;

  7. обобщать практику подготовки федеральными мини­стерствами проектов федеральных конституционных за­конов и федеральных законов, осуществлять методическое обеспечение их подготовки;

  8. координировать работу федеральных органов исполни­тельной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости давать правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

  9. осуществлять государственную регистрацию норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ;

  10. осуществлять государственный учет нормативных пра­вовых актов субъектов РФ;

  11. организовывать государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных право­вых актов о внесении изменений в эти уставы;

  12. осуществлять и другие полномочия, предусмотренные Положением о Минюсте России.

Другой функцией, которая возложена на Минюст России, считается выработка и реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение данной функции на Минюст России возложено в конце 1990-х гг. В со­ответствии с реализацией данной функции в структуре Минюста России создана. Федеральная служба исполнения на­казаний (ФСИН РФ)1, которая непосредственно и осуществ­ляет деятельность по реализации данной функции.

Еще одна функция, которая традиционно возлагается на Минюст России — выработка и реализация государственной политики адвокатуры и нотариата. В соответствии с Положе­нием о Минюсте России, реализуя данную функцию, Минюст России осуществляет полномочия:

Новой функцией, которой наделен Минюст России, счита­ется обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Выполне­ние данной функции возложено на Федеральную службу су­дебных приставов (ФССП РФ)2 Минюста России.

Следующая функция, которую осуществляет Минюст Рос­сии — регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрация общественных объединений, религи­озных организаций и политических партий. Осуществление дан­ной функции поручено Федеральной регистрационной служ­бе (Росрегистрации)3 Минюста России.

Традиционно на Министерство юстиции РФ возлагается функция по организации и руководству судебно-экспертными учреждениями. Минюст России осуществляет организацион­ное и методическое руководство деятельностью судебно-экс­пертных учреждений, которые ему подведомственны.

Кроме того, на Минюст России возложена функция, кото­рая связана с осуществлением международного сотрудничества. Так, Минюст России в сфере международного сотрудничества наделен полномочиями:

  1. представлять в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении международ­ных договоров РФ о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

  2. согласовывать в установленном законодательством РФ порядке предложения о заключении, прекращении, при­остановлении действия или временного применения международных договоров РФ;

  3. вносить в соответствии с законодательством РФ пред­ложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ;

  4. давать заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юри­дической силе в РФ, а также по иным вопросам, связан­ным с вступлением в силу и выполнением такого дого­вора, если это предусмотрено международным договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу;

  5. получать в установленном порядке от иностранных го­сударств или их компетентных органов запросы о пра­вовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной вла­сти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

  6. взаимодействовать в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иност­ранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществлению обмена правовой информацией с иностранными государствами.

Структура Министерства юстиции Российской Федерации

Руководство деятельностью Минюста России осуществля­ет Президент РФ.

Возглавляет Минюст России министр юстиции РФ, кото­рый назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правитель­ства РФ. Министр несет персональную ответственность за вы­полнение возложенных на Минюст России задач и реализа­цию государственной политики в установленной сфере дея­тельности. Министр юстиции может иметь двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правитель­ства РФ.

Система Минюста России состоит из центрального аппара­та, территориальных органов, а также федеральных государ­ственных учреждений, которые созданы для реализации задач в установленной сфере деятельности Минюста России.

Структурными подразделениями центрального аппарата Минюста России являются девять департаментов по основ­ным направлениям деятельности, в состав которых могут вхо­дить отделы. Кроме того, в центральном аппарате Минюста России имеется экспедиция, архив, бухгалтерия. Возглавляют департаменты и отделы начальники, которые имеют замести­телей.

В Минюсте России образуется коллегия в составе: мини­стра (председатель коллегии), его заместителей, руководите­лей подведомственных Минюсту России Федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц.

Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия Минюста России рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов юстиции. Решения коллегии принима­ются большинством голосов ее членов. На основании реше­ний коллегии при необходимости могут издаваться приказы Минюста России.

В Минюсте России образуется научно-консультативный со­вет. Состав совета и положения о них утверждаются министром юстиции РФ.

При Минюсте России создаются как образовательные уч­реждения (Российская правовая академия Минюста России), так и судебно-экспертные учреждения Минюста России. Фе­деральную систему экспертных учреждений Минюста России составляют:

Российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) — головное учреждение системы Минюста России. В данном судебно-экспертном учреждении наряду с теорети­ческими и методическими разработками выполняют все роды криминалистических, биологических, автотехнических экспер­тиз; бухгалтерские, планово-экономические и инженерно-тех­нические экспертизы, в том числе повторные и сложные, ко­торые не могут выполниться в других учреждениях по ка­ким-либо причинам. РФЦСЭ являются юридическими лицами, имеющий бюджетный и иные, в том числе валютный, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственно­го герба РФ и со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей де­ятельности.

Региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), Цен­тральные лаборатории (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛЦЭ) являются государственными учреждениями, выполняющими экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Свою деятельность ЦЛСЭ и ЛЦЭ регулируют на основании приказа Минюста России от 17 января 1995г. № 19-01-7—95 «Положение о лабораториях судебной экспертизы и центральных лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ». Лаборатории являются юридическими лицами, имеющими бюджетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государ­ственного герба РФ и со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности. Лабораторию возглавляет начальник, на­значаемый на должность министром юстиции РФ. Кроме это­го, в лабораториях создаются отделы и специализированные группы (в том числе вне места нахождения лаборатории), дей­ствующие в соответствии с положениями о них, утверждае­мыми начальником лаборатории.

Современный судебный процесс невозможен без квалифицированной экспертизы. Некачественно проведенная экспертиза не только затягивает судебное разбирательство, но и значительно повышает его стоимость, что наносит удар по функционированию самой системы правосудия. Назрела необходимость формирования в России (из разрозненных государственных судебно-экспертных учреждений) Федерального агентства государственной судебной экспертизы, подведомственного Минюсту России1.

  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации