Правоохранительная деятельность органов внутренних дел

скачать (584.9 kb.)

  1   2
Министерство Внутренних Дел России

Омский Юридический Институт

Кафедра теории права и государства


КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: “Правоохранительная деятельность органов внутренних дел"

ВЫПОЛНИЛ: слушатель 104 уч. группы

рядовой милиции

Талько О.П.

ПРОВЕРИЛ:

Омск - 1997

ПЛАН:



  1. Органы Внутренних Дел и охрана прав и свобод человека.




  1. Органы Внутренних дел и борьба с преступностью.




  1. Демократизация и деятельность Органов Внутренних Дел.

Человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. “1
Милиция РФ система государственных органов Исполнительной власти , призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в деятельности милиции , в качестве приоритетных провозглашены общечеловеческие ценности - жизнь, здоровье, права, свободы, собственность граждан и затем интересы общественные и государственные.

Охрана прав и свобод граждан - одно из требований законности, характеризующих ее как составную часть демократии.2

Милиция в своей деятельности вступает в разнообразные правоотношения. Значительная часть этих правоотношений связана с охраной субъективных прав граждан. Правоохранительные функции милиции проявляются на двух основных этапах развития субъективных прав граждан, реализуемых деятельностью милиции: в процессе пользования гражданами своими правами , в процессе восстановления нарушенного права гражданина, привлечения к ответственности правонарушителя

( защита права частной собственности, в случаи кражи). Так, милиция охраняет права граждан, обеспечивая обстановку общественного спокойствия, охраняет честь и достоинство граждан, нормальные условия труда, отдыха и быта; охраняет граждан от посягательств со стороны правонарушителей.

Права граждан, вступающих в правоотношения с сотрудниками милиции, обеспечиваются так же тем, что все действия милиции по отношению к гражданам должны осуществляться строго с соблюдением законности. Работникам милиции следует всегда исходить из наличия таких правовых институтов, как неприкосновенность личности, недопустимость привлечения к уголовной ответственности без достаточных к тому оснований недопустимость обыска, ареста без законных оснований и соответствующих санкций. Работникам милиции, участвующим в осуществлении и охране прав граждан очень важно грамотно владеть нормативным материалом и уметь находить в нормах права те фактические обстоятельства, которые имеют юридическое значение в качестве оснований возникновения прав граждан.

Защита прав граждан от преступных посягательств посредствам применения уголовного наказания влечет за собой определенные ограничения прав и свобод лиц, совершивших преступление ( заключение под стражу и т. п. )1

Поэтому важной остается проблема установления гарантий, препятствующих необоснованному применению этих ограничений к лицам, чье поведение не противоречит требованиям закона или хотя и является неправомерным, но не имеет характера преступления. “ Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению...” - гласит статья 22 Конституции Российской Федерации. В то же время, лица, совершившие преступление не перестают быть гражданами своего государства, которое предоставляет реальные гарантии защиты их прав от необоснованного ущемления.

Лицо, совершившее преступление, не только несет обязанность подвергнуться уголовному наказанию, но и имеет соответствующее этой обязанности субъективное право требовать от органов расследования и судебных органов квалификации его действий в точном соответствии с уголовным законодательством и вынесения наказания соответственно тяжести совершенного преступления и степени вины.

Наряду с защитой прав подозреваемых в совершении преступлений лиц, необходимо помнить и о том, что также важно защищать права и свободы потерпевших и свидетелей. Эта защита со стороны органов внутренних дел должна быть удостоена большего внимания, так как такие граждане тоже являются участниками уголовного процесса и в определенной степени подвержены особому вниманию со стороны лиц, подозреваемых в совершении этих преступлений. Законом РСФСР “ О милиции “ от 18 апреля 1991г. Провозглашена обязанность милиции принимать меры по охране свидетелей , а также членов их семей и близких, если здоровье или имущество этих лиц находится в опасности ( п.24 ст.10 ) Аналогичная обязанность органов дознания, следователя, прокурора, суда была предусмотрена Законом СССР “ О внесении изменений и дополнений в основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик “ от 12 июня 1990г. ( ст27 п.1 )

Однако, законодатель, провозглашая защиту государством ряда участников процесса, не определяет механизм ее реализации, а это является существенным недостатком.

Наличие пробелов в правовой регламентации положения свидетеля российским законодательством подтверждает и практика. Здесь можно проследить рост случаев оказания противоправного воздействия и посягательств на свидетелей со стороны лиц, заинтересованных в принятии необоснованных и незаконных решений. Такое воздействие находит выражение в уговорах, преследование, шантаже ( 91% ), подкупе ( 18% ), угрозе и применении психического и физического насилия к указанным лицам и их близким ( 16% ), причем насильственные воздействия не редко сопряжены с убийством, причинением тяжких телесных повреждений, изнасилованием, похищением детей, уничтожением и повреждением имущества, а также другими тяжкими последствиями. Абсолютное большинство следователей ( 94% ) считают, что в случае необходимости обеспечения безопасности свидетеля и его близких никаких мер не принимается и реальной возможности к этому у правоохранительных органов нет. Результатом сложившегося положения являются многочисленные случаи отказа граждан и уклонение их от свидетельствования, вплоть до дачи заведомо ложных показаний.

Для того, чтобы пополнить такие пробелы необходимо принять ряд новых законодательных и нормативных актов, регламентирующих аналогичную ситуацию, в которых виднелся бы выход из сложившейся ситуации .Необходимо предусмотреть комплекс конкретных правовых и организационных мер, направленных на обеспечение личной безопасности свидетеля.

В качестве уголовно-правовой меры охраны и защиты интересов свидетеля желательно предусмотреть ужесточение санкций за понуждение свидетеля к даче ложных показаний, либо его подкуп ( ст.183 УК РСФСР), за разглашение данных предварительного следствия и дознания ( ст.184 УК РСФСР ).

Наряду с существующими бланками протоколов допроса свидетелей, в которых приводятся их полные анкетные данные и другие сведения, не мешало бы ввести специальные бланки, которые бы не раскрывали место жительства и работы свидетеля.

Для суда сведения об адресах и способах вызова свидетелей целесообразно указать в списке лиц, подлежащих вызову на судебное заседание согласно ст.206 УПК РСФСР, этот список является приложением к обвинительному заключению. Подсудимому же согласно ст.237 УПК РСФСР, вручается только копия обвинительного заключения, т. е. список вручать ему не обязательно.

Уголовно - процессуальными мерами обеспечения личной безопасности могут быть введены системы зашифровки ( кодирования ) установленных данных свидетеля в уголовном деле, закрепление законодательно условия предъявления лица для опознания таким образом, чтобы опознаваемый не видел опознающего; возможность оглашения показаний свидетеля без его вызова в суд ( если это связано с реальной угрозой его безопасности ) или допрос такого лица в суде по месту жительства, а не по месту проведения судебного разбирательства. В общем необходимо как то заинтересовать свидетелей в оказании ими помощи правоохранительным органам и дать им гарантии.

II
В юридической литературе большое внимание уделяется проблеме борьбы с преступностью и, думается, нет необходимости затрагивать вопросы, которые касаются способов и методов борьбы с правонарушителями. Рассмотрим два аспекта этой проблемы: взаимодействие региональных органов внутренних дел и состояние криминалистических учетов и их использование в борьбе с преступностью.

Одной из актуальных проблем полного и объективного расследования была и остается проблема взаимодействия правоохранительных органов. При росте организованной преступности, когда наметились устойчивые тенденции межрегионального сотрудничества организованных групп, актуализировался вопрос о совершенствовании межрегионального взаимодействия правоохранительных органов.

Типы преступных группировок по сфере деятельности могут быть межрегиональные и локальные. Поэтому в целях мобильности и эффективности расследования совершенных ими преступлений в структуре МВД и УВД областей несколько лет назад стали создавать отделы по борьбе с организованной преступностью. Их функция - выявление преступных группировок и расследование многоэпизодных уголовных дел о наиболее тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлениях, а также бандитизме, умышленных убийствах, кражах, грабежах, разбоях. Сюда входят и уголовные дела о разбойных нападениях на водителей автотранспортных средств, число которых резко возрастает. Только за 1991г. Зарегистрировано 400 таких преступлений, в 160 случаях водителям были приченены телесные повреждения, каждый третий случай закончился смертельным исходом.

Организованная преступность имеет большую разветвленность по регионам, в которых функционируют малые и средние подгруппы численностью до 20 человек.

Преступления чаще однопорядковые, совершаются самыми различными способами, что создает трудность в установлении “ почерка “преступников. В связи с этим необходимо совершенствовать информированность правоохранительных органов об имеющихся гласных и негласных материалах, отладить механизмы их сравнения. Так на счету уже установленных преступников нередко бывают десятки преступлений, о которых они вспоминают лишь при осмотре с их участием мест происшествия. В таких случаях, в целях полноты расследования требуются выезды в различные области.

Практически же работники органов внутренних дел сделать этого не успевают, так как каждый из них заинтересован , прежде всего в раскрытии преступлений на своей территории.

В целях нейтрализации межрегиональной преступности целесообразно в штате отделов УВД выделить оперативных и следственных работников, специализирующихся на расследовании соответсвующих преступлений. Они могли бы на основе их изучения и анализа проводить совместные оперативные совещания на межрегиональном и межреспубликанском уровнях, обмениваться имеющейся у них информацией и искать пути решения общих вопросов, разрабатывать планы проведения совместных мероприятий, определять сроки их выполнения.

Необходимо также вести межрегиональную систему информирования правоохранительных органов о совершении особо опасных преступлений ( связанных например с угоном автомобилей), с указанием имеющихся следов преступления. В результате составляя данные, добытые “ по горячим следам “,сложно иногда раскрыть связанные между собой по времени преступления. По таким делам существует проблема задержания преступников, угнавших автомобиль. Система органов внутренних дел здесь выходит за пределы одной области, поэтому на базе УВД необходимо создавать группы оперативного реагирования, имеющие средства специального технического оснащения.

Более опасными и тяжкими преступлениями, связанными с транспортом, являются разбойные нападения на водителей.

В 1991 году отмечается рост таких преступлений, совершаемых даже несовершеннолетними.

При исчезновении водителей и транспорта, важно совершать рейды по дорогам с целью отыскания следов преступлений, используя для этого поисковых собак и трупоискателей. Особенно тщательно должны быть проверены сельские районы, где преступники , по отностельно невысоким ценам сбывают угнанный транспорт.

При межрегиональном взаимодействии органов расследования важно использовать возможности печати, радио и телевидение не только той местности, где совершено преступление , но и в регионах, на территории которых возможно появление преступников.

Сегодня эффективность деятельности по раскрытию и предупреждению преступлений во многом зависит от необходимого информационного обеспечения этих процессов, в том числе, от умелого использования информации , сосредоточенной в криминалистических учетах. В последние годы, в связи с внедрением электронно - вычислительной техники, позволяющей зафиксировать значительные объемы информации и быстро получить нужные сведения, возможности криминалистических учетов и сфера их применения значительно возросла.

Сотрудники правоохранительных органов крайне не достаточно используют существующие сегодня возможности. Виной этому и объективные причины.

Так информация о личности обвиняемого ( подозреваемого ) концентрируется в разных службах органов внутренних дел , что затрудняет ее сбор и суммирование в целях получения оптимальной модели лица, совершившего противоправное деяние. Очевидна полезность стыковки криминалистических учетов с другими видами регистрации. Совершенно необходима унификация форм ведения различных видов учета. Разнообразие форм ( карточки, реестры, альбомы, журналы, патрульные фонды. ) затрудняет их использование.

Среди криминалистических учетов видная роль принадлежит учету по способу совершения преступлений. Известно, что способ совершения преступлений слагается из комплекса специфических действий преступника. Эти действия оставляют во внешней обстановке соответсвующие следы , которые представляют в информационном плане своеобразную модель преступления. Выявление при расследовании однородных преступлений, признаков, типичных для “ почерка ” конкретного преступника, позволяет сначала предположить, а потом установить факт совершения или несколько уголовно наказуемых деяний. Поскольку аналогичными способами могут пользоваться разные преступники, поэтому должно учитываться и регистрироваться как можно больше признаков, способов каждого преступления, что необходимо для составления их индивидуальной совокупности.

На сегодняшний день этот вид учета малоэффективен, разрознен, а поэтому следователи и оперативные работники обращаются к нему редко. Однако даже самые скудные сведения, помогающие раскрыть преступления, должны быть использованы.

В связи с интенсивным развитием одорологии ( учение о запахе ) в ряде органов внутренних дел уже созданы “ банки запахов “ по которым определяют подозреваемых в совершении преступлений.

В ближайшее время, очевидно, будут приняты попытки создать учет, основанный на признаках голоса и речи человека. Этому в немалой степени способствует развитие научных основ фоноскопической экспертизы.

Исследование выделений с поверхности кожи человека показали, что они содержат 271 вещество, а химический состав пота зависит от особенностей обмена веществ в организме. Это позволяет предположить возможность возникновения учета, где будет находиться картотека характеристик группоспецифических антигенов, находящихся в потожировых выделениях человека.

С дальнейшим развитием науки, вероятно, возможно и другие виды учетов, например, основанных на возможностях исследования молекул ДНК. Обнадеживающие результаты исследований в этой области уже получены.

Использование криминалистических учетов буде более эффективным при условии устранения недостатков в их ведении, постоянного совершенствования научно - технической базы, введение новых видов учетов систематизирует oбучения практических работников пользованию учетами в раскрытии и расследовании преступлений. Хотелось бы обратиь особое внимание на деятельность органов внутренних дел России по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка в 1996г.

В 1996 г. выявлен 1 млн. 618 тыс лиц, совершивших преступления ( на 23тыс. больше, чем в предыдущем. ), из них 1 млн. 250 тыс. совершили пресьупления впервые. Почти половина из общего числа ( 777, 9 тыс. ) - лица, не имевшие постоянных источников доходов. В составе выявленных преступников сохраняется высоким удельный вес ранее судимых (22, 7%), женщин ( 15, 9 % ), несовершеннолетних (11,9 % ), почти треть ( 28% ) совершили преступления в группе, были обьеденены общим умыслом.









Такая обстановка в стране вызвала необходимость поиска новых решений и активных мер с тем, чтобы усилить противодействие наиболее опасным проявлениям преступности. Стратегический курс предопределен задачами, выдвинутыми Президентом РФ Б. Н. Ельциным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ и направленным на защиту жизни и достоинства личности, а так же мерами содержащимися в утвержденной Правительством РФ Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997г.г.

Важным и необходимым организационным условием выполнения возложенных задач стали мероприятия по улучшению управления системой МВД.

Прежде всего усилия органов внутренних дел были направленны на совершенствование работы по пресечению и раскрытию тяжких преступлений против личности. Был обновлен арсенал деятельности оперативных служб с учетом дополнительных возможностей предоставленных Федеральным Законом “ Об оперативно-розыскной деятельности “.

Ужесточили контроль за реагированием на заявления и сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях, качеством следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий. В результате раскрыто 1млн. 843тыс. преступлений, что на 98, 3тыс. больше, чем в 1995г. Повысилась раскрываемость посягательств на жизнь и здоровье граждан, а так же преступлений совершенных с применением оружия и взрывных устройств. Установлены виновные в совершении 75% умышденных убийств ( 22,6 тыс. ), 75,8% - умышленных тяжких телесных повреждений, 86% - изнасилованний1.

Такое внимание теме раскрытия преступлений в моей работе уделяется не случайно, так как именно в обеспечении принципа неотвратимости наказания виновных, выделяется решающее звено в цепи мер по обузданию преступности, профилактике насильственных преступлений, воровства, коррупции и др. противоправных явлений.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации