Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

скачать (444.1 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психологический факультет

Кафедра педагогики

Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников
Дипломная работа

Выполнила

студентка 4 курса 1743 группы

заочного отделения

психологического факультета

специальности «социальная педагогика»

Лопатина Екатерина Николаевна

Научный руководитель

ассистент кафедры педагогики

Петрова Ярославна Игоревна
Самара 2007г.
Введение
В отечественных традициях образования и в целом трансляции культуры от поколения к поколению всегда присутствовала некая авторитарность в подаче информации, невольно предполагающая некритическое отношение к любым поданным сообщениям, поэтому в России актуальность изучаемой проблемы особенно возросла в переходный период, в период становления демократического общества.

В 90-е годы ХХ века выросло общее количество средств массовой информации для читателя, телезрителя и радиослушателя. Но в условиях нерегулируемой социально-экономической ситуации, неподкрепленности кадровым потенциалом вновь создаваемых средств массовой информации (СМИ), вынужденных прибегать к услугам малокомпетентных людей, обнаружились негативные явления в информационной среде. Опросы экспертов, проводившиеся Институтом гуманитарных коммуникаций в течение 90-х годов ХХ века, показали, что степень независимости всех типов и видов масс-медиа от власти и крупного бизнеса все это время падала. Владельцы и учредители СМИ видят в них не источник информации или культурную силу, а инструмент влияния.

В последние годы теоретики социальной педагогики (Мардахаев Л.В., Мудрик А.В. и др.) также отмечают значительное негативное влияние средств массовой информации на население, в том числе на детей и на молодежь. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, пропаганда алкоголя и девиантного поведения. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни российской молодежи и детей. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Тиражи газет и журналов упали в несколько раз и едва ли когда-нибудь поднимутся до прежнего уровня.

Искусство экрана (кинематограф, телевидение, видео) определило новый тип восприятия, сформировало широчайший круг зрителей, прошло несколько революционных этапов технологических преобразований (появление кинематографа в конце ХIХ века; в ХХ веке - звук, цвет, телевидение, видео, DVD и т.д.). Искусство экрана - «машина времени», которой доступны любые перемещения - десятилетия, века, эпохи, пространство.

Культура современного общества по сравнению с культурой предшествующих эпох необычайно подвижна, ориентиры в ней меняются стремительно и разнонаправленно. Глобальная информатизация формирует новую среду обитания и жизнедеятельности людей. И образование, как особая деятельность ввода человека в культуру, не может оставаться в стороне от этого процесса. Сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризации образования. Современное школьное образование должно способствовать социализации личности, ее адаптации в современном мире.

Общепедагогическая значимость решения проблемы определила выбор темы: "Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младшего школьника".

Объект: преодоление негативного воздействия телевидения на младших школьников.

Предмет: средства преодоления негативного воздействия телевидения на младших школьников.

Цель: теоретически обосновать проблему негативного воздействия телевидения на младших школьников, выявить средства преодоления и разработать программу.

Гипотеза: работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения будет эффективна, если будет разработана специальная программа, основывающаяся на использовании телеинформации в качестве дидактического средства и учитывающая особенности психического развития младших школьников, предполагающая групповые занятия в игровой форме.

Согласно поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить современное состояние проблемы негативного воздействия телевидения на формирование личности ребенка.

  2. Выявить психологические особенности восприятия телеинформации в младшем школьном возрасте.

  3. Провести исследование влияния телевидения на младших школьников.

  4. Выявить средства преодоления негативного воздействия телевидения.

  5. Разработать программу работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников.

В работе были использованы следующие методы: изучение теоретической литературы и практических исследований по данной проблеме; анкетирование; интервьюирование; беседа; опрос; наблюдение в естественных условиях; анализ результатов детского творчества; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент.

Структура исследования соответствует его логике и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы проблемы негативного воздействия телевидения на младшего школьника
1.1. Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе
Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами передачи информации - речью, музыкой, живописью и письменностью. В 15 веке появилась печатная книга, в 17 веке - газеты и журналы. В 19 веке начался новый революционный этап: изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В 20 веке широкое распространение получают телевидение, магнитозапись, видео, факсигнальная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия, космическая связь 45. С развитием государственности, с появлением образования происходило все большее информационное отторжение детей от семьи, все больше социально необходимой специализированной информации дети получали не от родителей, а от учителей. Это привело к снижению роли родителей, их авторитета. С развитием средств массовой информации (СМИ) произошло новое перераспределение "внедряемой" в человека информации. В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, сущственной частью которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Информационное воздействие вынуждено преодолевать определенное инертное сопротивление аудитории. Оно обусловлено следующими барьерами: физические (время и пространство), социальные (определяются статусом и ролями индивидуально составленных аудиторий), гносеологические (как следствие недостатка опыта и знаний), идеологические (в виде имеющихся в сознании установок, сформировавшихся мнений), психологические (как результат усвоения поведенческих стереотипов).

Психологические эффекты массовой информации: утилитарный эффект (удовлетворение от информации, с помощью которой человек рассматривает свои проблемы), престижный (воспроизведение информации утверждает цель и ценности определенной группы которые принадлежат человеку), удовлетворение познавательного интереса, эмоциональный эффект (удовлетворение от получения эмоциональной разрядки), эстетический эффект, эффект комфорта.

Цели использования средств массовой информации:

. Распространение систематизированного классового мировоззрения, то есть совокупности взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, синтеза разнообразных качеств человека и опыта познавательной деятельности [26]. Мировоззрение, помимо информационной, выполняет еще функцию аксеологическую. Ценностное сознание воплощает в себе отношение людей к происходящему, формирует нравственные, эстетические и другие идеалы. Мерилом мировоззрения являются дела и поступки человека. Ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения - взгляды, психологические установки.

. Пропаганда - форма массовых информаций в процессе воздействия которой последовательные динамические изменения в сознании аудитории, накапливаясь количественно приводят к некоторому новому качеству, изменяющему отношение общественного сознания к фактам действительности [34].

. Просвещение.

4. Средство доведения официальной информации до общественного сознания [26].

В восемнадцатом веке средства массовой информации играли в большей степени просветительско-информационную роль. В ХIХ столетии - воспитательно-досуговую, решая задачи воспитания добронравного гражданина. В период с 1917 по 1991 год основная задача детско-молодежной прессы - идеологическое программирование советского человека. В 90-е годы ХХ века СМИ стали играть, в первую очередь, негативно-разрушительную роль. Развлекательные рекламные СМИ негативно влияют на детей и молодежь, развивая потребительские инстинкты и приучая ее к сомнительным идеалам массовой культуры [40].

Средства массовой информации пользуются двумя основными способами подачи информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную проблему. Второй способ - фрагментативная подача информации - особенно распространен на телевидении. Он порождает для слушателей ряд трудностей в познании сути того или иного процесса или события. Фрагментарный способ подачи информации многие исследователи считают спецификой телевизионного жанра, следствием присущего ему свойства, называемого "давлением визуальности". Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих аудиовизуальных возможностей телевидение акцентировано на передачу главным образом визуализированной, т.е. имеющей зрительный образ информации. Фрагментация, ритуализация и персонализация уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны явлений. Сущностные же взаимосвязи в этом случае не раскрываются. Поскольку же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио. Такое "разделение труда" между СМИ было бы вполне допустимо и даже целесообразно для демократичного общества, если бы сопровождалось соответствующим перераспределением времени аудитории в пользу журналов, газет, книг. Однако общей тенденцией современного мира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения той или иной информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия к доверию граждан, поскольку люди больше склонны верить увиденному, чем услышанному или прочитанному.

Особенно значительное место телевидение занимает в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у подростков как в городе, так и на селе и занимает первое место в перечне досуговых занятий. Но влияние телевидения на развитие личности школьника далеко не однозначно. С одной стороны, оно расширяет общую информированность детей, углубляет их знания, способствует духовному росту, облегчает процесс социализации ребенка, с другой - обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно-личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или волевому выбору.

В нашем исследовании мы, согласно цели, остановимся на проблеме негативного влияния телевидения.

Телевидение является источником программ, полных клишированных образов, стереотипов. Кинофильмы, сериалы, рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание.

Механизм восприятия и освоения телеинформации детьми сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного восприятия, который, используя несколько иную терминологию, можно назвать внушением, которое, по словам В.М. Бехтерева, в отличие от убеждения проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь как всякий предмет пассивного восприятия.

Рассматривая проблему внушаемости, как самое сильное и опасное средство воздействия телевидения на человека, нельзя не сказать о телерекламе. С середины нашего века применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров - будь то продукты, идеи, отношения, кандидаты, цели или душевное состояние. Новые специалисты называют себя теперь "аналитиками мотивов", или "исследователями мотивов". Мотивы - это осознанные потребности, вербализованные, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы питаются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений 9. По исследованиям американского психолога А. Маслоу, в структуре мотивов нижний уровень, самый широкий и универсальный, занимают мотивы биогенного характера: обеспечение жизнедеятельности, проблемы еды, питья, здоровья, безопасности, комфортного жилища себе и своей семье. Эти мотивы универсальны и наднациональны, поэтому использование их для рекламы всегда дает хороший результат и обеспечивает привлечение внимания и контакт с потребителем. На этих же уровнях - проблемы секса и продолжения рода. Эти биогенные первичные мотивы работают в рекламе как средства установления контакта с потребителями.

Рассмотрим полученные в результате исследования данные с точки зрения психологических механизмов воздействия рекламы. В этом случае целесообразно использовать аббревиатуру AIDA или ВИЖД, где каждой букве соответствует определенный психический процесс. Первая буква - А - обозначает свойства внимания (attention). Реклама должна привлекать к себе внимание - это аксиома. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Но привлечь к себе внимание - это далеко не все. Внимание надо перевести в произвольную форму, удержать его, а это возможно только при соответствующей организации рекламного материала, его композиции, цветовом и музыкальном оформлении. Чтобы удержать внимание потребителей, придумывают замысловатые сюжеты, бесконечные сериалы "мыльных опер", обращаются к юмору. На основе внимания создается и поддерживается интерес у потребителя (I-interest). Это - вторая ступень воздействия рекламы и вторая ее задача - заинтересовать потенциального покупателя. Цель второй ступени - создать условия для "идеальной" покупки, мысленного приобретения товара. Надо постараться вызвать у потребителя желание владеть покупкой (D-desire). Последний этап психологического воздействия - А (action), действие, переводит идеальную мысленную покупку в реальную.
  1   2   3   4   5   6   7



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации