Социальная работа с семьёй

скачать (108.4 kb.)

  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ

на тему: Социальная работа с семьёй


Оглавление
Введение

. Семья как социальный институт

. Социальные проблемы семьи

. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы

. Особенности социальной работы с семьёй

. Технологии социальной работы

Заключение

Библиографический список


Введение
Социальная работа - одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфической социальной деятельности.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой - оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы - это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.

Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно- социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к соц. работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.

1. Семья как социальный институт
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семьей называют социальный институт, то есть устойчивую форму взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

Семья как социальный институт осуществляет следующие функции:

воспитательная;

хозяйственно-бытовая (для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья);

эмоциональная (культурное и духовное общение);

первичный социальный контроль (контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания);

репродуктивная и сексуальная (это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения).

Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья как способ физического и духовного бытия человека выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак - легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей.

Именно поэтому проблемы, возникающие внутри семьи, губительны не только для её членов, но и в конечном итоге для общества, в котором эта семья существует. Эти проблемы необходимо не просто решать, по возможности их надо предотвращать. И именно в этом видится задача социального работника.
2. Социальные проблемы семьи
Семья является одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека - в городе и 3,3 - в селе.

К факторам сокращения величины семьи относятся:

рост числа бездетных и молодежных семей;

рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

тенденция отделения молодых семей от родителей;

увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Во многих современных семьях возникают проблемы, не свойственные семьям прошлых лет, среди которых:

трудное материальное положение семьи;

ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

злоупотребление алкоголем и наркотиками;

жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

социальное сиротство - это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей - искажение родительского поведения.

Социальные сироты - это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Учитывая специфику различных типов семей, можно выделить и проблемы, свойственные каждому из них.

Среднестатистическая семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке. Проблемы такой семьи - это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

В молодой семье приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Вторичная семья - это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов. Для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная семья - это семья, где отсутствует один из родителей. Среди её проблем - изменение статуса в обществе, низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

Многодетная семья, т.е. семья где три и более детей, имеет проблемы такие проблемы как бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Кроме того, можно выявить следующие проблемы, характерные для любых типов семей - это проблемы брака и развода.

Брак - это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить несколько типов брака, ведущих к возникновению проблем в семье:

доминирующий муж и пассивная жена;

доминирующая жена и пассивный муж;

открытая борьба или соперничество;

изоляция или эмоциональное отчуждение;

псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.

В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:

обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;

успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;

отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;

чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;

чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;

паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).

К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.

Развод - это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения.

Можно выделить несколько стадий распада брака:

эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;

физический распад, прекращение интимных отношений;

фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание.
3. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление - первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы.

Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

Принимая семью в качестве объекта воздействия социальной работы и сложной социальной системы специалисты предпочитают учитывать следующие ее составные части:

структуру

окружение семьи

функционирование

историю развития

Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета. В структуре семьи учитываются количество членов семьи (что определяет тип семьи - нуклеарная или большая), их родственные связи (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат), взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами «большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.), взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.

Вторым компонентом семьи как системы является окружение. Под ним понимают ситуацию проживания, социоэкологический статус, взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью.

Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в себя ролевую деятельность ее членов - совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер; в модели большой семьи - добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.). Ролевая значительность членов сравнивается со стандартами и учитывается при работе с семьей как объектом воздействия.

Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их на сегодняшнее положения дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.

Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьи семь основных стадий.

Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования. Задача - развитие реалистической оценки каждому из партнеров.

Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача - развитие воспитательных образцов у всех членов семьи.

Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет детей дошкольного возраста. Задача - отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого члена семьи.

Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового возраста. Задача - развитие взаимоотношений «Родитель-подросток», основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на супружеских отношениях, основанных на товариществе.

Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача - изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям «взрослый-взрослый» между детьми и родителями.

Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Задача - восстановление отношений супружеской пары без детей.

Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача - развитие системы взаимоотношений между поколениями.

Несомненный интерес представляет понимание семьи как системы американского психолога В. Сатир. По ее мнению, семья как система состоит из следующих составных частей:

цели (воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех ее членов),

основных элементов (взрослые и дети; мужчины и женщины),

порядка функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья или общения между ее членами и особенности их самооценок),

энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом),

взаимодействия с внешними миром (оно связано с отношением к изменениями, происходящим в жизни).

Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (т.е. неблагополучная семья) и открытой (гармоничная семья). В ее работе приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой, подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, а поскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена, то ставится задача по использованию всех ее структур для достижения вышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указывает Сатир, она должна предоставлять каждому ее члену возможность занять свое место в семье и испытывать от этого удовольствие.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации