Правовое регулирование кредитных потребительских кооперативов граждан

скачать (302.3 kb.)

  1   2   3   4
Содержание
Введение

Глава 1. Развитие кредитной кооперации и ее правовой базы

.1. Зарубежный опыт правового регулирования кредитной кооперации

.2. Развитие российской кредитной кооперации и законодательства о ней

Глава 2. Правовая база кредитных потребительских кооперативов граждан

.1. ГК РФ как основа законодательства о кредитных потребительских кооперативах граждан

.2. Законодательство о кредитных потребительских кооперативах граждан

.3. Регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан в регионах (на примере Волгоградской области)

Глава 3. Направления совершенствования правовой базы кредитных потребительских кооперативов граждан

Заключение

Список литературы

Приложение
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования кредитных потребительских кооперативов граждан. Кредитные потребительские кооперативы граждан сегодня - одна из самых массовых и самых привлекательных для населения финансовых организаций, составляющая некоммерческую альтернативу банкам. И, хотя в последнее время в связи с участившимися случаями невозврата средств, появлением обманутых вкладчиков, развалом некоторых кооперативов у граждан возникло недоверие к подобным организациям, все же стабильная работа многих из них позволяет на практике опробовать один из самых распространенных в мире способов увеличения временно свободных личных сбережений - вложение денег под проценты.

Вместе с тем, система кооперации не может решать все проблемы, связанные с функционированием и развитием входящих в нее организаций. Более того, она не может гарантировать социальную защищенность всем ее участникам, как со стороны участников финансового рынка, так и со стороны внешней системы управления. Этим объясняется необходимость государственного регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.

Опросы членов кооперативов, проводимые в Волгоградской области, показывают, что они выступают за государственное регулирование, поскольку в этом выражается определенная гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой структуры. Отсутствие достаточного государственного регулирования создает заведомо неравные условия для конкуренции кредитных потребительских кооперативов граждан с коммерческими банками, в частности Сбербанком РФ, и иными финансовыми структурами.

Вопросам правового регулирования кредитных потребительских кооперативов граждан посвящена значительная специальная литература. Это, например, работы Е. Адушкиной, А. Байтеновой, И. Балюк, В. Губаюк, Н. Грицай, Ю. Гудилиной, М. Клиновой, Е. и Т. Черненко, К. Чернова, Н. Шиловой, А. Щепотьева и др. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой регламентации кредитных потребительских кооперативов граждан в Российской Федерации.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.

Цель работы - исследование правового регулирования кредитных потребительских кооперативов граждан.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:

проанализировать опыт (как отечественный, так и зарубежный) правового регулирования кредитной кооперации;

охарактеризовать действующую правовую базу кредитных потребительских кооперативов граждан;

показать особенности регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан в регионах (на примере Волгоградской области);

наметить пути совершенствования правового регулирования кредитных потребительских кооперативов граждан.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: формально-логический, системно-структурный. Их применение позволило автору исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Структура работы. Работа состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Развитие кредитной кооперации и ее правовой базы
.1 Зарубежный опыт правового регулирования кредитной кооперации
Кооперативные объединения трудящихся являются порождением капитализма. Только на «стыке» феодализма и капитализма создаются исторические предпосылки возникновения кооперации. Исходным пунктом зарождения этого движения стали изменения в социальной жизни и структуре общества, когда капиталистическая фабричная система выдвинула на первое место наемных рабочих. В ходе утверждения нового строя общество раскололось на два больших класса: буржуазию и пролетариат. Промежуточное положение занимала мелкая буржуазия. В общем потоке социального движения как одна из форм экономической борьбы широких масс возникает кооперативное движение. Появляются первые кооперативы.

Капиталистическая кредитно-банковская система, которая стала обслуживать и кооперативные организации, явилась одним из условий возникновения кооперативного движения. Без возникающей из капиталистического способа производства кредитной системы не могло бы развиться кооперативное производство, отмечал К. Маркс. Такую кредитную систему он рассматривал как средство к постепенному большему или меньшему расширению кооперативных предприятий в национальном масштабе.

За рубежом первые кредитные кооперативы возникли в среде английских ткачей в 1844 г. в местечке Рочдейт, потом их опыт был подхвачен в Германии, России, Канаде, США, Австралии и многих других странах. К началу ХХ в. в Западной Европе насчитывалось 837 кредитных кооперативов, 1 января 1915 г. их было около 14 тысяч, а к началу 1917 г. в европейских странах насчитывалось 16,5 тысячи кредитных кооперативов.

В США в конце 1920-х гг. (годы «Великой депрессии») шел процесс снижения роли денег, но с переходом к курсу Рузвельта вновь как самостоятельный вид кооперации создаются кредитные и ссудо-сберегательные товарищества. Кооперативам были предоставлены разнообразные налоговые и иные льготы. Развитию потребительской, в том числе кредитной, кооперации способствовало принятие специальных законов, в которых были определены общие начала кооперации и особенности отдельных видов кооперативов, в том числе кооперативов с кредитными функциями. 1 октября 1938 г. в США было 125 кредитных союзов, объединявших около 10 тысяч кредитных товариществ.

Словосочетание "кредитный союз" родилось как буквальный перевод с английского "credit union" - в англоязычных государствах именно так называются подобного рода объединения. Кроме того, организации финансовой взаимопомощи граждан возникали зачастую на базе союзов потребителей, профессиональных союзов. И по аналогии с ними тоже стали называться союзами, только кредитными, поскольку выдача денег в долг в обыденном понимании - именно кредит. Тонкой разницы между кредитом и займом обычные граждане не знали. Никаких запретов на употребление слов "союз" и "кредитный" законодательство тогда не содержало, и наименование "кредитный союз" было вполне допустимым. Постепенно оно стало привычным: в обыденном сознании это словосочетание закрепилось как обозначение некоммерческих финансовых объединений граждан.

Специфика кредитного кооператива в том, что деньги являются не только одной из статей актива его баланса, но объектом его основной деятельности. Паевые взносы необходимо принимать в денежной форме, чтобы исключить возможность дополнительных рисков деятельности кредитного кооператива, возникающих при необходимости оценки и использования нецелевого имущества, не соответствующего основному характеру деятельности кредитного кооператива. Эта норма продиктована практикой. В ХХ в. в США, Германии были случаи, когда кредитные кооперативы принимали на баланс в качестве паевых взносов имущество, которое потом невозможно было реализовать. Неликвидные активы мешали организации финансовой взаимопомощи пайщиков.

Система органов в кредитном потребительском кооперативе стран Европы и Америки выдержана как "система сдержек и противовесов". Данная система сложилась в ХХ веке. Вкупе с системой прав и обязанностей членов организации она образует то, что принято называть кооперативной демократией. В отличие от коммерческих финансовых структур, в кредитном кооперативе член организации одновременно является собственником, клиентом, управленцем, должником и кредитором.

Первая банковская директива ЕС от 12 декабря 1977 г. "О координации законов, правил и административных положений, регулирующих организацию и ведение бизнеса кредитных организаций" (77/780/ЕЭС) содержала такое определение термина "кредитная организация": "это - предприятие, чья деятельность заключается в привлечении депозитов (вкладов) или других средств на возвратной основе от публики и в выдаче кредитов от своего имени и за свой счет" (ст. 1). Из приведенного определения видно, что ключевыми элементами, выражающими сущность кредитной организации, являются прием депозитов и выдача кредитов. Совершенно очевидно, что в этом контексте все кредитные кооперативы будут признаны кредитными организациями, однако и целый ряд других субъектов, имеющих в своей деятельности два упомянутых ключевых элемента, также следует признать таковыми. В международной практике к их числу относят банки, строительные общества, ломбарды, дисконтные дома, расчетные дома и т.д.

Следует отметить, что за свою относительно короткую историю кредитная кооперация вовлекла в свои ряды миллионы участников во всем мире. В соответствии со статистикой Всемирного совета кредитных союзов, в мире насчитывается 98 млн. пайщиков и 39 тыс. кредитных союзов, работающих в 84 странах. Причины такой популярности очевидны - это простой доступ к кредиту и надежность сохранения сбережений.

В государствах с развитыми финансово-кредитными системами, а именно в Германии, Франции, Испании, Китае, сложилась практика регулирования деятельности кредитных кооперативов как банковским, так и специальным кооперативным законодательством. Так, правовую основу функционирования кредитных товариществ в Германии составляют как нормативные акты, устанавливающие правовой статус юридических лиц, созданных в форме товариществ (Закон "О промысловых и хозяйственных товариществах"), так и нормативные акты, регулирующие порядок осуществления кредитной деятельности в целом, а также отдельных видов банковских операций (Законы "О кредитном деле", "О векселях", "О чеках", "О потребительском кредите", "О торговле ценными бумагами").

Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации во Франции тоже осуществляется на основании специального кооперативного законодательства и законодательства, регулирующего деятельность банковских учреждений. Так, помимо Закона "О кооперации", закрепляющего основные кооперативные принципы, статус банковских кооперативов определен в Законе "О банковских кооперативах" и Законе "О банках", который устанавливает отличия кооперативных кредитных учреждений от иных банковских учреждений. В Испании деятельность кредитных кооперативов регулируется Законом "О банковском распорядительстве", а также общим Законом "О кооперативах" и Законом "О кредитных кооперативах". Правовую основу сельских кредитных кооперативов в КНР составляют принятые Сельскохозяйственным банком и Народным банком КНР Временные положения "Об управлении финансовыми средствами сельских кредитных кооперативов" и Решение Государственного Совета КНР "О реформе денежной системы в деревне", в которых определяются основные начала реформирования и функционирования системы сельской кредитной кооперации. Кроме того, на сельские кредитные кооперативы распространяют свое действие Закон "О компаниях" и Закон "О коммерческих банках" в части осуществления кредитными кооперативами депозитарных, кредитных и расчетных операций.

Итак, особенности статуса кредитных потребительских кооперативов определили и особенности их взаимодействия с органами государственной власти в ХХ веке. Государство не может отказаться от регулирования отношений в сфере финансов, даже кооперативных финансов, ввиду особой сложности и важности этой сферы отношений для каждого гражданина. Главные функции государства в сфере регулирования кредитной потребительской кооперации - нормативное регулирование, обеспечение защиты прав граждан, помощь развивающимся кредитным кооперативам.
1.2 Развитие российской кредитной кооперации и законодательства о ней
Крестьянская реформа 1861 г. и начало развития капитализма в России, расширение мелкого товарного производства вызвало к жизни кооперативное движение: одно из первых кредитных товариществ было образовано в России в Костромской губернии в 1865 г., к началу ХХ в. в России насчитывалось 837 кредитных кооперативов, 1 января 1915 г. их было около 14 тысяч, а к началу 1917 г. в России насчитывалось 16,5 тысячи кредитных кооперативов.

К январю 1920 г. число первичных кредитных кооперативов и их объединений выросло еще на тысячу. По числу кредитных кооперативов Россия уступала только Германии. Кредитные кооперативы, помимо собственно кредитования, занимались и сбытом сельскохозяйственной продукции.

После гражданской войны страна приступила к восстановлению экономики. Политика «военного коммунизма» не отвечала условиям мирного хозяйственного строительства, и Х съезд РКП (б) в марте 1921 г. взял курс на новую экономическую политику (нэп). Вместо изъятия у крестьян излишков продуктов был введен натуральный налог. Он был меньше прежней разверстки. Допускалась торговля остающимися после налога продуктами. Это заинтересовывало крестьян в улучшении своего хозяйства и увеличении его товарности, а в конечном счете стимулировало подъем всей экономики страны.

В годы "военного коммунизма" шел процесс снижения роли денег, но с переходом к новой экономической политике вновь как самостоятельный вид кооперации создаются кредитные и ссудо-сберегательные товарищества. Кооперативам были предоставлены разнообразные налоговые и иные льготы. Развитию потребительской, в том числе кредитной, кооперации способствовало принятие специальных декретов от 21 декабря 1921 г., от 20 мая 1924 г., а в августе 1924 г. и Закона "О сельскохозяйственной кооперации", в котором были определены общие начала сельскохозяйственной кооперации и особенности отдельных видов кооперативов, в том числе кооперативов с кредитными функциями. 1 октября 1929 г. в стране было 125 кредитных союзов, объединявших около 10 тысяч кредитных товариществ.

Однако с переходом в 1929 г. к сплошной коллективизации личное крестьянское хозяйство сворачивалось, а поскольку кредитная кооперация была ориентирована в те годы на бедняцко-середняцкие слои населения, то с исчезновением мелкого товаропроизводителя, мелкого собственника исчезла социально-экономическая основа кредитной кооперации. Существенную помощь образующимся крупным хозяйствам она оказывать не могла. В 1931 г. кредитная кооперация была ликвидирована, кредитование колхозов возложено на государственную банковскую систему.

Существовавшие в последующие десятилетия кассы взаимопомощи работали без статуса юридического лица в системе профсоюзов, самостоятельным финансовым институтом не были.

С началом экономических реформ конца 80-х - начала 90-х гг. XX в., прежде всего изменением отношений собственности, вновь возникла потребность в организациях финансовой взаимопомощи. Появились "кредитные союзы" как организации, воспринявшие традиции российской и мировой кредитной кооперации и реализующие их в новых экономических, правовых и политических реалиях.

Первые такого рода организации возникли в России в 1991 - 1992 гг., закрыв собою брешь, образовавшуюся в денежно-кредитных отношениях того периода. В условиях инфляции существовавшие при социализме кассы взаимопомощи стали неэффективны: они предоставляли небольшие суммы денег и, как правило, беспроцентно или под очень низкий процент. Когда стали резко расти цены на товары, выдаваемых кассами взаимопомощи сумм очень скоро перестало хватать на покупки. Банки переживали период бурного роста, делили рынок крупных кредитов и в мелких инвесторах и заемщиках были не заинтересованы: в этой сфере прибыли были сравнительно невысоки и не оправдывали кадровых, финансовых, управленческих издержек, необходимых для работы с огромным числом физических лиц, в частности для создания разветвленной филиальной сети, проверки финансовой состоятельности клиента, его кредитной истории. Поэтому условия предоставления банковских кредитов физическим лицам были крайне невыгодны: суммы выдавались на короткие сроки и под большие проценты, посредством которых банки, по сути, страховали свои риски возможной неплатежеспособности или недобросовестности клиента.

Решение проблемы было очевидным: надо самим давать друг другу взаймы, но под проценты, чтобы один мог сделать необходимую покупку сегодня, а другой сохранить свои сбережения от инфляции для завтрашних приобретений. А чтобы эта деятельность могла осуществляться не от раза к разу, не эпизодически, а постоянно, для достаточно широкого круга людей, заинтересованных в получении займов и сохранении сбережений, нужна организация. Так возникли первые в новой России кредитные союзы.

Словосочетание "кредитные союзы" употребляется в ряде российских правовых документов 90-х годов ХХ в. Так, Госкомстат присвоил кредитным союзам соответствующие коды. В марте 1996 г. кредитные союзы были названы коллективным инвестором в Указе Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 408 "Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров". Позже Президент РФ подчеркнул роль кредитных союзов в Послании Федеральному Собранию РФ в 2000 г. "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (разд. 2.3).

Кредитные союзы стали восприниматься властью как способ поддержки потребителей, малого предпринимательства - а значит, и местных товарных рынков. В самом деле, именно в кредитных союзах индивидуальные предприниматели могли рассчитывать на доступные условия получения ссуд на свою деятельность: выполнение условий банков при заключении договоров кредита многим были непосильны.

Принятие федерального закона о кредитных потребительских кооперативах граждан и поддержка реально действующих кредитных союзов рассматривались как приоритетные меры по поддержке малого предпринимательства. О том же шла речь в целом ряде иных государственных программ (см.: Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785, п. 3.4; Заявление об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, принятое на заседании трехсторонней комиссии Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ 27 августа 1998 г. N 2909-II ГД, п. 1, подп. 14; "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год", утвержденные Центральным банком РФ в ноябре 1998 г., разд. 5).

Кредитным союзам, учитывая некоммерческий, нерыночный, социально-ориентированный характер их основной деятельности, предоставили существенные льготы для новации по государственным ценным бумагам после 17 августа 1998 г. Они были закреплены распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. N 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам" (п. 6). Этот документ фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 2 июля 2004 г. N 337. Оно устанавливает, что государственный внутренний долг Российской Федерации списывается по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (сроки погашения до 31 декабря 1999 г.), владельцы которых не осуществили новацию и не заключили с Министерством финансов РФ в соответствии с указанным Постановлением договор об отступном.

Самые первые кредитные кооперативы руководствовались Законом СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР". Он называл базовые принципы кооперации, закладывал различия производственной и потребительской кооперации. В 1992 г. был принят Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" (с последующ. изм. и доп.) (далее - Закон о потребительской кооперации), и появились первые кредитные потребительские общества. В 1997 г. была принята редакция этого Закона, выводившая из его сферы регулирования специализированные потребительские кооперативы, в том числе кредитные. Однако и сейчас ряд организаций, занимающихся финансовой взаимопомощью наряду с другими, традиционными направлениями деятельности потребительской кооперации (торгово-закупочной, заготовительной и т.п.), действуют в форме потребительских обществ.

Еще в 1992 г. первые нормативные акты в сфере кредитной кооперации граждан приняли Владимирская и Свердловская области, за ними другие регионы России. Интерес регионов к деятельности кредитных кооперативов был обоснован тем, что кредитные кооперативы, предоставляя своим пайщикам денежные средства на потребительские цели или для развития малого предпринимательства, тем самым стимулируют прежде всего развитие местных и региональных товарных рынков, и поэтому именно региональным органам исполнительной власти уместно осуществлять в их отношении контроль и надзор.

Аналогичный механизм был в праве: существовавший в то время порядок лицензирования деятельности ломбардов предусматривал определение общего порядка лицензирования деятельности ломбардов постановлением Правительства РФ с передачей конкретных полномочий по реализации этого порядка органам исполнительной власти субъектов РФ. Аналогия была тем более уместна, что ломбарды также осуществляют выдачу займов физическим лицам под залог имущества, но ведут ее в отношении неограниченного круга лиц и на возмездной, коммерческой основе. Поэтому конкретные нормы о формах и методах контроля неизбежно должны были бы различаться, но само распределение полномочий по выработке и применению этих норм могло быть тем же. Однако реализовать эту возможность на практике в полной мере не удалось.

Принятая 30 ноября 1994 г. первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сформулировала основы правового положения потребительских кооперативов (ст. 116). Они были отнесены к некоммерческим юридическим лицам. Закрепили членскую основу их организации, паевые взносы как основной источник формирования собственного имущества, сформулировали принципы солидарного несения пайщиками субсидиарной ответственности по обязательствам кооператива. До сих пор ряд кредитных кооперативов строят свою деятельность на основе именно этой нормы права.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с последующ. изм. и доп.) (далее - Закон о СК) в ст. 4 провозгласил возможность создания сельскохозяйственных кредитных и страховых кооперативов, отнеся их к разряду потребительских. Соответственно сформулированные в Законе нормы о сельскохозяйственных потребительских кооперативах могли применяться и сельскохозяйственными кредитными кооперативами.

Можно сделать вывод, что действовавшее в 1990-х гг. в России законодательство регулировало либо деятельность коммерческих организаций на финансовом рынке, либо деятельность традиционных кооперативов - торгово-закупочных, заготовительных, сбытовых и прочих. Не учитывалась специфика кооперативных организаций граждан с целью взаимной финансовой помощи как организаций, во-первых, финансовых, во-вторых - некоммерческих, в-третьих - кооперативных, в-четвертых - объединения только физических лиц как наименее защищенных в условиях рыночных реформ. Не предусматривались особенности их создания и деятельности, меры защиты интересов пайщиков.

Таким образом, нельзя сказать, что в 1990-х гг. в России кредитные союзы работали в условиях "правового вакуума". Однако реального правового инструментария для организации повседневной работы кредитных кооперативов граждан не хватало. В этих условиях приходилось вырабатывать на основе анализа зарубежного и собственного практического опыта организационные, правовые, финансовые стандарты создания и функционирования кредитных кооперативов, напрямую руководствуясь Конституцией РФ, которая закрепила свободу экономической деятельности (ст. 8), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35).
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации