Творчество Джеймса Джойса и школа "потока сознания"

скачать (88 kb.)

  1   2

Творчество Джеймса Джойса и школа "потока сознания"



"Поток сознания".

Термин "поток сознания" (англ. "stream of consciousness”) впервые был употреблен в 1890 г. американским психологом и философом-идеалистом Уильямом Джемсом (Джеймсом) (James, 1842-1910) в его книге "Научные основы психологии" (1890). Джемс полагал, что сознание человека подобно потоку, реке, в которой мысли, ощущения, ассоциации перебивают друг друга и нелогично переплетаются.

"Поток сознания" как философский термин. Бергсон и "поток сознания"



"Поток сознания" в литературе - это художественный метод, особая техника письма, прием, с помощью которого исследуется и непосредственно воспроизводится душевная жизнь человека. Все душевные переживания, ассоциации, бессознательные импульсы, эмоции воспроизводятся именно в той последовательности и в том виде, в каком они появляются на поверхности сознания. По преимуществу, этот прием разрабатывался в текстах модернистского направления, так как главная задача модернизма и "потока сознания" как родственного ему языка - это выражение субъективного состояния героя. "Поток сознания" в литературе представляет собой особую предельную форму внутреннего монолога, где привычные причинно-следственные связи нарушены и с трудом могут быть восстановлены, т.е. это алогичный, иррациональный монолог. В результате в романе, написанном с помощью техники "потока сознания",

действие переносится в субъективное пространство души;

традиционная повествовательная структура текста разрушается;

временные пласты "прошлое - настоящее - будущее" смещаются и сложно пересекаются;

логика повествования становится ассоциативной;

появляется стереоскопичность изображения (т.е. действительность описывается с различных точек зрения);

пространственно-временные характеристики мира становятся относительными,

и объективная картина мира теряет свою цельность. Читатель смотрит на мир глазами героя, внимание героя сконцентрировано на отдельных моментах действительности, а поясняющий и объективирующий все авторский комментарий в модернистском тексте, как правило, отсутствует.

Одним из предшественников литературы "потока сознания" считают английского романиста 18 века, представителя литературы сентиментализма Лоренса Стерна (Laurence Sterne, 1713-1768). Ряд монологов в его первом романе "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" (1767) написаны в технике "потока сознания". В 19 веке в русской литературе - у Гончарова в романе "Обломов" и Льва Толстого. В начале 20 века "поток сознания" можно найти у Ж.К. Гюисманса, Дж. Конрада, Р.Л. Стивенсона, в русской литературе - в прозе Андрея Белого. В модернистской литературе "поток сознания" превращается в универсальный метод изображения духовно-душевной жизни человека. Основные произведения школы "потока сознания" - романы Вирджинии Вулф, Марселя Пруста и Джеймса Джойса. В романе "Улъсс" Джеймса Джойса приемы "потока сознания" доведены до совершенства, именно там появляются разные варианты "потока сознания" и особый "женский" "поток сознания", или "поток сознания" в его чистом виде. В результате увлечения этим романом Джойса у романа ХХ века возникает т. н. "улиссов комплекс". Во второй половине ХХ века метод "потока сознания" был усвоен представителями французского "нового романа" (Мишель Бютор, Натали Саррот). В реалистической литературе ХХ века "поток сознания" применяется как прием изображения душевного состояния героя, как, например, в прозе Уильяма Фолкнера, во многом благодаря влиянию модернистской литературы.

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации