Развитие воли у детей старшего возраста

скачать (677 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Развитие воли у детей старшего

дошкольного возраста
Москва 2002.

Оглавление.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воли у детей старшего дошкольного возраста……………………………….

§ 1.Воля, характеристика особенностей волевого развития у детей дошкольного возраста в истории психологии ………..

§ 2. Современные подходы к развитию воли у детей старшего дошкольного возраста……………………………….

§ 3. Ошибки воспитания и развития воли у старших дошкольников…………………………………………………...

Глава 2. Пути и средства повышения уровня развития воли у детей старшего дошкольного возраста……………………………….

§ 1. Изучение состояния волевого развития у детей старшего дошкольного возраста……………………………….

§ 2. Апробация методов, направленных на развитие воли у детей старшего дошкольного возраста……………………….

§ 3. Выявление динамики волевого развития у детей.……...

§ 4. Психолого-педагогические рекомендации……………….

Заключение.


Библиография.

Приложение.


Введение.

Тема развития воли у ребёнка очень актуальна на сегодняшний день. Многие родители не знают, как правильно воспитывать своего ребёнка, как правильно развивать волю у ребёнка. Многие исследователи работали над этой темой, но до конца эта тема ещё не исследована. Эта тема была актуальна всегда, разные педагоги и психологи занимались ею, но полностью раскрыть её не смогли. Эта тема изучалась испокон веков и до сегодняшнего дня, и будет изучаться ещё очень долго.

Антон Семёнович Макаренко писал: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать, добиться, но и умение отказаться от чего-то, когда это нужно». Поэтому надо правильно воспитывать волю у детей, потому что волевые качества личности, такие как: целеустремлённость (не целеустремлённость), настойчивость (упрямство), дисциплинированность (не дисциплинированность), выдержка (импульсивность), смелость (трусливость), решительность (не решительность) формируются в течении жизни, но основы волевых процессов закладываются в детских образовательных учреждениях и в семье. В основном волевые процессы закладываются воспитателями, но и родители должны знать, как правильно воспитывать в своём ребёнке волю, ведь только при тесном контакте воспитателя и родителей у ребёнка правильно сформируются все волевые качества.

Воспитание волевого поведения у детей – важная задача педагога и родителей. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее, недостаточное развитие волевых процессов проявляется не редко в неустойчивости замысла, лёгкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера дошкольников. Именно для этого и необходимо знать, как правильно воспитывать волю у детей. Результаты работы воспитателей и родителей с детьми очень хорошо проявляются уже в юношеском возрасте. Дети становятся более внимательными, решительными, настойчивыми, в общем, они обладают всеми волевыми качествами, благодаря не только воспитателям, но и своим родителям.
Поэтому проблема воспитания воли у детей актуальна, этой проблемой должны заниматься все родители и педагоги. Нельзя оставлять без внимания детей, у которых плохо сформированы волевые качества, таким детям надо помочь сформировать эти качества, а чтобы это сделать, надо очень хорошо знать о том, как формировать и воспитывать волю у детей.

Объект исследования: психические процессы у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: волевые процессы у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить педагогические и психологические условия волевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретическую литературу по проблеме развития воли детей дошкольного возраста;

  2. дать характеристику своеобразию волевого развития дошкольников;

  3. на основе анализа психолого-педагогической литературы определить особенности развития воли у дошкольников;

  4. изучить состояние волевого развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;

  5. апробировать в работе с детьми дидактические игры;

  6. оценить динамику волевого развития детей;

  7. сделать выводы и дать рекомендации воспитателям и родителям по развитию воли у детей.

Гипотеза: должный результат в формировании воли у дошкольников может быть достигнут лишь в том случае, если применяемые методы и средства обучения и развития воли ребёнка в максимальной степени и достаточно тонко учитывают возрастные, психологические и педагогические особенности волевого развития детей.

Методы исследования:

  1. анализ теоретической литературы с целью изучения проблемы формирования волевого развития детей дошкольного возраста;

  2. анкетирование воспитателей и родителей с целью изучения состояния проблемы на практике;

  3. формирование волевого развития детей дошкольного возраста в дидактических играх.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воли у детей старшего дошкольного возраста.

§ 1. Характеристика развития воли у детей дошкольного возраста в истории психологии.

Воля – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо.* Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить её. Усилием воли можно сдерживать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные.

Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанного с постановкой проблем свободы воли. Как основные функции воли выделяются:

  1. выбор мотивов и целей;

  2. регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

  3. организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр.




* «Словарь практического психолога» / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, Харвест, 1998, с. 80-81.
Психологическая характеристика воли:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации