Развитие политологии в Республике Беларусь

скачать (148.8 kb.)

В чём заключаются особенности развития политологии в Республике Беларусь?
Политическая мысль Беларуси имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью белорусского народа, давала содержательные ответы на злободневные проблемы, поставленные тем или иным этапом конкретно-исторического развития Беларуси. Она отражала накопленный опыт нашего народа и свидетельствовала о высоком теоретическом уровне национального мышления.

Как и в других странах Европы общественно-политическая мысль Беларуси с самого начала, это значит со времен Полоцкого княжества, находились в тесной связи с христианской религией. Вокруг церкви группировалась тогдашняя образованная интеллигенция. Религиозными и культурно-просветительскими центрами были монастыри. Согласно сведений, которые дошли до нас, наиболее выдающимися представителями просвещения и общественной мысли раннего средневековья были Ефросинья Полоцкая (1120-1173) и Кирилл Туровский (1130-1182). Их произведения посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, Ефросинья Полоцкая поднимала свой голос против княжеских междоусобиц, предупреждала, что братоубийственные войны могут привести отчизну к гибели.

С XIV в. начинает формироваться белорусская народность, её этническое самосознание, которое проявляется, главным образом, в форме развития родного языка, самобытной культуры. Полотчина получает название Белая Русь (вольная, свободная Русь).

В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты. Исключительный исторический интерес представляют Первый (1529 г.), Второй (1566 г.) и Третий(1588 г.) Статуты Великого Княжества Литовского. Они являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-то личной воли, а только от закона.

У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина (около 1490-1541 гг.). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.

Гуманизм Скорины отличается демократичностью. В своих размышлениях он обращается к простым людям, считает их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина является сторонником идей вечного мира.

В XVI в. в Беларуси действовала целая когорта гуманистов. Большинство из них придерживалось умеренных взглядов и выступало лишь за совершенствование, реформирование феодального общества. К их числу можно отнести М. Гусовского, С. Будного, А. Волона, Л. Сапегу и др.

Часть же гуманистов выступила за радикальное изменение существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. Идеологами этого направления были Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Павел из Винзы и др.С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразных проявлений крепостничества выступал Сымон Будный (1562 г.). В частности в предисловии к "Катехизису" (1530-1593 гг.), Сымон Будный осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении "О светской власти" (1583 г.) он выступал с острой критикой феодализма. Мыслитель потребовал ограничения магнатского произвола, равенства всех сословий перед законом и справедливого правосудия. В этом труде он обосновал свой политический идеал - монархию, ограниченную сословным представительством и законом, во главе с просвещенным монархом.

Будный выдвигал положение о божественном происхождении власти, а воля Бога обязательна для всех. Власть, по его мнению, бывает несправедливой, потому что люди, владеющие ею, используют власть в своих корыстных и неблаговидных целях. Он сформулировал основные факторы, обуславливающие необходимость власти. К ним он относит установление порядка в государстве, охрану интересов личности и государства.

К числу крупнейших белорусских мыслителей принадлежит Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Большая часть их публикаций посвящена полемике по религиозным вопросам. Вместе с тем, в их трудах довольно четко и основательно отражены политические идеи, в частности, идея правового государства.

Если в обществе, замечал Л.Сапега, отсутствует уважение к закону и господствует вседозволенность и беззаконие, оно не может считаться человеческим и гуманным, а является волчьей стаей. Только уважение к праву дает возможность пользоваться действительной свободой. Идеи правового государства нашли отражение в статуте Великого Княжества Литовского 1588 г., редактором и издателем которого был Лев Сапега. Статут действовал на территории Беларуси до 1840 г. и сыграл большую роль в сохранении белорусского этноса.

Основной политической темой в трудах белорусских мыслителей XVI-XVIII вв. являлась борьба с польскими феодалами и отражавшими их интересы католической церковью. Одним из таких борцов был брестский судья Казимир Лыщинский (около 1634-1689 гг.). Свои взгляды он изложил в трактате "О не существовании бога". В нем были изложены оригинальные материалистические, атеистические и общественно-политические идеи. В частности Лыщинский, как свидетельствуют дошедшие до нас источники, был одним из первых сторонников идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии Лыщинский высказал идеи имущественного равенства, всеобщности труда, справедливого деления материального богатства, выступил с осуждением войн, которые в середине XVII в. беспрерывно вела Речь Посполитая, и которые несли бесчисленные страдания трудящимся массам. Лыщинский обосновал необходимость справедливого законодательства, равного суда для всех и так далее.

Особое место в общественно-политической жизни XVII-XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединение её с Россией. Виднейшим представителем этого движения был Симеон Полоцкий (1629-1680 г.).

После трагического финала восстания 1830-1831 гг. в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Передовые белорусские мыслители того времени начали понимать, что без участия в национально-освободительном движении широких народных масс, прежде всего крестьянства, рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно. Большое значение в этом направлении имели деятельность и мировоззрение Франца Савича (1815 - около 1845 гг.) и созданного им "Демократического общества" (1836-1839) - тайной революционной организации. Он выступал за освобождение крестьян от крепостничества через вооруженное восстание, за право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между белорусским, русским, украинским, литовским и польскими народами. Главной действующей силой в создании будущего общества он считал народ, который необходимо готовить к этой роли.

Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь Калиновский (1838-1864), руководитель восстания (1863-1864 гг.) в Беларуси и Литве, направленного против крепостничества и царского самодержавия.

Уничтожающей критике подверг Калиновский суд царской России, который был только придатком царской администрации и целиком зависел от нее. Он указал, что на страже интересов господствующих классов находится армия, которая помогает порабощать народ. Белорусский революционер-демократ решительно выступил также против царистской идеологии, распространенной среди крестьян, их вере в доброго императора. Он убедительно доказал, что все беды народа исходят от самого царя.

Исключительно большое место в будущем обществе Калиновский отводил государству. Он хорошо понимал предназначение государства в современном ему крепостническом обществе. Поэтому освобождение крестьянства, всех трудящихся он связывал с переходом государственной власти в руки народа. А высшая цель такого государства - забота об интересах народа.

Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика. Он решительно выступал за отмену в будущем обществе все классовых, религиозных, национальных привилегий и ограничений с тем, чтобы сделать главным критерием ценности каждой человеческой личности труд, оценивать человека по его реальным делам и заслугам. Калиновский считал, что новое общество должно быть обществом трудящихся. Он был последовательным защитником интересов белорусских крестьян, выразителем их стремления к социальному равенству. Калиновский мечтал раздать всю землю крестьянам.

Органической частью социальной утопии Калиновского являются его идеи о воспитании. Прежде всего, белорусский революционер-демократ дал глубокую, политически заостренную критику педагогики, которая существовала в современном ему обществе. Он подчеркивал, что существующий строй не может обеспечить детям правильного воспитания и образования. Калиновский говорил о том, что в будущем школа должна формировать у детей высокие общественные свойства, готовить их всесторонне развитыми, хорошо образованными, способными к борьбе за высокие гуманистические идеалы. Он высказался также за развитие просвещения, науки на родном белорусском языке. Большую роль в строительстве нового общества, в достижении лучшей жизни Калиновский придавал науке.

Осуществление всех своих социальных проектов и планов Калиновский связывал с крестьянской революцией. Он был уверен, что только народная революция способна принести крестьянам желанную землю и свободу.

Политическая цель, сформулированная Калиновским, прежде всего национальное возрождение и создание независимой Беларуси, владела национальной общественной мыслью и национально-освободительным движением второй половины XIX и начало XX ст. Генератором и пропагандистом этих идей стала главным образом белорусская литература, которая отражала широкий круг художественных и общественно-политических настроений. Однако, вместе с чисто литературно-художественными изданиями большое распространение получила и революционная литература, которая выходила нелегально.

После победы демократической революции Беларусь в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы должна была войти в федерацию свободных и равноправных народов, созданную на просторах былой Российской империи. С 1906 г. начала издаваться белорусская газета "Наша нива", которая стала центром единения и воспитания национально-сознательной интеллигенции и национально-культурного возрождения народа. На страницах газеты печатались произведения Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, В.Ластовского, З.Бядули, М.Горецкого и других. "Наша нива" выступала против феодальной царской политики, направленной на раскол белорусского народа согласно вероисповеданию (на "русских" и "поляков"), изобличала реакционный характер деятельности российских и польских шовинистических организаций, которые занимались русификацией и полонизацией белорусского населения. Газета настойчиво требовала введение в школу, в церковь и костел белорусского языка, переходу их на белорусские национальные позиции. При редакции газеты бал создан Белорусский национальный музей. "Наша нива" сыграла исключительно важную роль в формировании национального самосознания и консолидации белорусов как самостоятельной нации, единого народа.

В начале XX ст. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие.
Проанализируйте основные направления развития политической мысли Республики Беларусь в начале 20 века (до 1917 года)
В начале 20 века насущные социальные и национальные потребности белорусского народа в духе революционно-демократической революции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876-1916), известная под псевдонимом Тётка, Максим Багданович (1891-1917), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колос (1882-1956) и др. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты «Наша нива». Из номера в номер она пропагандировала идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала их законные культурные и социальные права. Опубликованные на её страницах произведения стали идейной основой белорусского национального движения.

Пожалуй, с наибольшей полнотой и ясностью идею человеческого и национального достоинства белорусов смог выразить и утвердить в общественном сознании Янка Купала. В его дореволюционном творчестве главное место занимают проблемы, связанные с признанием самого факта существования белорусского народа, его права на национальное самоопределение, на самостоятельное историческое развитие, на собственную государственность. Практически каждое его произведение этого периода наполнено глубоким содержанием, направлено на выражение и защиту интересов трудового народа, на пробуждение в нём революционной активности. В этом отношении программным является стихотворение «А хто там ідзе?».

С большой художественной силой показаны также свободолюбивые устремления белорусского народа, несовместимость его интересов с эксплуататорскими слоями самодержавно-помещичьего общества в произведения Якуба Коласа. Выражая сокровенные мечты трудового народа о том времени, когда не будет «багачоў и панства», он призывал всех трудящихся совместными усилиями сбросить ярмо самодержавных порядков. На протяжении всего дооктябрьского периода Колас последовательно утверждал необходимость всенародной борьбы за социальное освобождение, в революции видел путь к коренному преобразованию общественно-политического строя, к осуществлению народных чаяний и стремлений. Наиболее показательными в этом отношении являются его стихотворения «Асадзі назад!», «Ворагам», «Мужык».

Революционно-демократическая традиция была преобладающим, но не единственным направлением политической мысли Беларуси в 19- нач. 20 в. Ей противостояло главным образом идейно-политическое течение, получившее название западноруссизма. Впервые оно обозначилось в эпоху царствования Николая Первого, однако как идейное направление окончательно оформилось после восстания 1863 г. В ходе эволюции западный русизм, имея в целом устойчивую систему взглядов, приобрёл несколько оттенков и разновидностей, вобрал в себя значительно число сторонников. Среди наиболее видных западноруссистов в разное время были Иосиф Семашко (1799-1868), Сенофонт Говорский (около 1811- 1873), Михаил Коялович (1828-1891), Лукьян Солоневич (1868-1938) и др. В чём же суть их идейно-политических взглядов?

Если представители первого, революционно-демократичекого, течения политической мысли в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаивали возможность её независимого от Польши и России развития, то сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, её культурную и государственную часть. В своих произведениях западноруссисты всячески стремились обосновать, что Беларусь, как «Западная Россия», неразрывно связана с целым - единой великой Россией - и что белорусы, как одно из славянских племён, органично входят в состав русского народа. В сфере практической деятельности западнороссизм сводился главным образом к борьбе с польским и ополяченным экономическим и культурным элементом, противодействию его влияния на Беларусь.

Указанные два подхода к пониманию Беларуси и её народа - национально-белорусский и западнорусский - оказывали и пока ещё продолжают оказывать своё действие на развитие политических идей и ход реальных политических процессов в нашей стране.

Каковы основные причины распространения тоталитарного типа политического режима в 20 в.

Большинство исследователей утверждают, что тоталитаризм - это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жёсткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.

Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящей из «атомизированных» индивидов, лишённых собственности, независимости и собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (Х. Арендт). Другой причиной, обуславливающей возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек).

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают «поле» для основания неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, терпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма - «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, странах Восточной Европы, Азии, на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей:

1. возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

2. необходимость отмены частной собственности и создание плановой, регулируемой экономики;

. ведущую роль пролетариата;

. необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу;

. возможность построения коммунизма в каждой стране.

Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат. Построение «светлого будущего» предполагало здесь использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национ-социализма. Эти идеологии представляли собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи Х. Чемберлена о германцах как ядре «высшей» арийской расы и утверждения Ж. Гобино о её упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление к мировому господству.

Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему:

1. воссоздание германского рейха;

2. борьба за чистоту немецкой расы;

. истребление всех инородных элементов (и прежде всего, евреев);

. антикоммунизм;

. ограничение капитализма.

Социальной основой «правого» тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нём «наименьшее зло» по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией.

Тоталитаризм - это феномен 20 века. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические движения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.
Чем правовое государство отличается от социального? Всегда ли правовое государство автоматически является и социальным?
Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идёт значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый - физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления чётких границ государственного вмешательства и гарантий деспотии, второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Правовое государство не всегда является социальным, так как правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремиться не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость индивидуальная ответственность и т. п., не порождать массовое социальное иждивенство. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы - на социальном принципе.
Какое понимание гражданского общества (либеральное, консервативное, социалистическое) дано в следующем определении:
«То, что мы называем «гражданское общество» есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из добровольного соглашения воль отдельных членов общества. Его юридическая форма есть договор, соглашение, и известная «договорная» теория общества пыталась всё общество как целостное единство и, в частности, его государственное единство, истолковать по образцу именно «гражданского общества»

В данном определении звучат «нотки» добровольного сотрудничества, свободы: «…добровольного соглашения воль отдельных членов общества», общественной свободы: «…«договорная» теория общества пыталась всё общество как целостное единство … истолковать…». А это и есть основные характеристики социалистического, а если быть точнее - социал-демократического, подхода к пониманию гражданского общества. Потому что

в построениях демократического социализма центральное место занимает именно свобода. Равенство дает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности является справедливость. Справедливость есть не что иное, как равная для всех свобода.

Также, по мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида.

Таким образом, в данном мне определении дано социал-демократическое понимание гражданского общества.

референдум беларусь власть

Объясните, используя главу 2 Конституции Республики Беларусь, сущность основной формы прямого участия граждан в решении вопросов государственной и общественной жизни - референдумов.

Как Вы думаете, каковы основные причины абсентеизма?
Наряду с выборами одной из форм волеизъявления граждан является референдум (от лат. referendum- то, что должно быть сообщено) - особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Первый в истории референдум был проведен в 1449 г. в Швейцарии. Референдум, проводимый для решения территориальных вопросов, называется плебисцитом (от лат, рlebs- простой народ + scitum - решение, постановление).

Проведение референдумов предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Референдум может быть назначен президентом по собственной инициативе, по предложению обеих палат Национального собрания либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования, В них участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

В большинстве современных государств голосование является правом, но не обязанностью. Однако значительная часть электората не желает реализовывать это право, уклоняется от участия в голосовании на выборах. Подобное электоральное поведение называется абсентеизмом (от лат. аbsens - отсутствующий).

Абсентеизм существует в любом обществе. В настоящее время намечается его рост. Особенно он высок в США, а также в Великобритании, Италии, Франции и других высокоразвитых странах (до 50 % избирательного корпуса не является на выборы).

Причинами, на мой взгляд, обусловливающие абсентеизм являются следующие: падение доверия граждан к институтам власти, безразличие и разочарование избирателей в возможных результатах выборов. Значительная часть электората не приходит к урнам потому, что заранее согласна с любой из предложенных программ тех политических партий или независимых кандидатов, которые баллотируются в их избирательном округе. Неучастие в выборах является также формой выражения протеста против существующих порядков, отношения к предлагаемым реформам или к избираемым лицам. Абсентеизм наиболее распространен среди молодежи, лиц с низким уровнем образования и политической культуры, малообеспеченных слоев населения.

В современной Беларуси наметилась тенденция увеличения проявления абсентеизма. Это обусловлено, прежде всего, кризисом массового сознания и конфликтом ценностей.
Как вы считаете, при каких условиях и обстоятельствах политическая власть способна контролировать свой аппарат и когда аппарат начинает контролировать саму власть?

Ответ аргументируйте
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов легитимности и суверенитета. Легитимность, в данном случае, означает признание аппаратом правомерности принимаемых решений властью.

Явно негативную окраску приобретает у аппарата, усматривающего в новых формах жизни «обман» властью, невыполнение ею своих обязательств. Осознание отсталости своей страны нередко стимулирует чувство социальной замкнутости, усиливает недоверие к власти. Эти разрушительные эмоции препятствуют развитию более рациональных взглядов на характер политической власти.

Аппарат начинает контролировать власть в результате рассогласования целей и ценностей политической власти с представлениями аппарата, нормами справедливого правления и с другими его ценностями. Соответствие целей власти и представлений аппарата способствует поддержке и росту власти, а несоответствие - её падению.

Чтобы решения политической власти исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны, прежде всего, формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам «центра» следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства, способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между «центром» и аппаратом, возлагая на аппарат ответственность за принятие конкретных решений. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность политического аппарата. Таким образом, можно будет не только сохранить контроль власти над её аппаратом, но и решить более общую задачу - обеспечение большей зависимости аппарата от власти.
Американский психоаналитик Г. Ласвелл понимал политическую социализацию как процесс перехода «от чувства неполноценности к богоподобному превосходству». Именно чувство неполноценности стимулирует волю к власти. Как Вы считаете, в какой мере данный подход раскрывает природу политической социализации?
Социализация - процесс усвоения индивидом идеологических, политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позиции и поведение индивида в политической системе общества. Большинство ученых сходятся в том, что важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции. Политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий, требуемых политической системой, а с другой - демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. То есть человек в начале своей осознанной жизни является неполноценным, так как он не имеет представления, связанные с существующей политической системой, не может выработать свое отношение к ней. Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политического сознание и поведение человека. Скажем, без воли как наиболее осознанного психологического элемента невозможно личности добиться целей в любой сфере деятельности.

Со временем человек приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни индивида. Опыт даёт человеку стимул к дальнейшему развитию, к дальнейшей социализации как личности. Личности, которой не безразлична политическая ситуация его государства. И здесь человек начинает стремится к «власти», т.е. участвует в политической жизни государства посредством акций, митингов, выборов и т.д.

Таким образом, подход американского психоаналитика Г. Ласвелла о том, что политическая социализация есть не что иное как процесс перехода «от чувства неполноценности к богоподобному превосходству», и то, что именно чувство неполноценности стимулирует волю к власти, на мой взгляд, в полной мере раскрывает природу политической социализации.
Отрицание роли идеологии в жизни общества аргументируется чаще всего тем, что люди стали практичнее и в своих поступках руководствуются здравым смыслом.

Каково, на Ваш взгляд, соотношение идеологии и здравого смысла?
Ранее о здравом смысле и речи не могло быть, так как люди ещё с самого детства воспитывались в духе патриотизма, ещё в детстве у детей складывались моральные устои о том, что хорошо, а что плохо для общества в целом. В настоящее же время, на мой взгляд, общество всё чаще прибегает к здравому смыслу, нежели руководствуется идеологией, существующей в государстве. Это связано, прежде всего, с тем, что у людей появились новые моральные устои. Устои, которые направлены на защиту себя и своих близких. Это стремления людей сделать жизнь лучше свою, а не жизнь всего общества, государства. А если и есть понятие долга перед Родиной, то выполнение данного долга не должно, на их взгляд, нарушать права человека и права близких друг другу людей.

Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политических систем. Многие люди выключены из политической жизни из-за низкого уровня личного развития, образованности. Они потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы. Выделяется группа апатичных граждан, которые не интересуются политикой. Они занимаются собственными проблемами и увлечениями, профессиональной карьерой. Некоторые из них считают политику скучной, непривлекательной, непонятной.

Есть группы людей, настроенные враждебно к политической системе и ее институтам. Они занимают позицию политического бойкота, неучастия. Например, во времена революций, оккупаций многие люди отказываются от сотрудничества с новыми властями, не приемля их позиции. В изменившихся условиях они могут стать активными участниками политического процесса.

На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация.

Таким образом, на основании приведенных фактов, я считаю, что большая часть современного общества руководствуется здравым смыслом, и лишь у немногих основой поведения является идеология.
Раньше международные политические отношения основывались на доктрине «ядерного сдержания» СССР и США, двух военных блоков, теперь СССР как государство отсутствует: выше ли стала международная безопасность?

Ответ аргументируйте
В настоящее время в политической сфере в качестве основных жизненно важных интересов Республики Беларусь рассматриваются:

· укрепление независимости и суверенитета страны, сохранение ее территориальной целостности;

· построение демократического социального правового государства и формирование гражданского общества;

· достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства;

· снижение уровня преступности;

· развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами, укрепление существующих систем международной и региональной безопасности;

· противодействие незаконному распространению оружия массового уничтожения, международному терроризму;

· содействие культурному и экономическому развитию белорусских общин в других государствах.

Важнейшим фактором, представляющим угрозу политической безопасности как Республики Беларусь, так и стран бывшего Советского Союза, является использование или угроза использования силовых методов для разрешения территориальных и иных конфликтов, в том числе внутригосударственных. При этом наибольшую опасность представляют конфликты в сопредельных государствах и, особенно, в приграничных областях, способные привести к значительному количеству жертв.

Несмотря на доминирование внутренних факторов в развитии современных политических конфликтов, как правило, имеет место и внешнее воздействие, а также влияние самого конфликта на окружающие регионы. В 2001 году 11 конфликтов выплеснулись за пределы своих стран. Чаще всего это проявлялось в дестабилизации обстановки в соседних странах в результате притока беженцев, перехода границ повстанцами (а иногда и частями регулярной армии), а также подрыве местной экономики незаконной торговлей ресурсами и оружием.

Поэтому одним из наиболее важных направлений по построению системы международной и региональной безопасности является поиск адекватных методов и средств предупреждения и локализации политических конфликтов, особенно возникающих на этнокультурной и конфессиональной почве.

Применительно к процессам обеспечения национальной безопасности Беларуси следует отметить, что в нынешней международной ситуации имеющие место конфликты находятся в географической отдаленности от территории республики. Вместе с тем, происходящие процессы в странах-соседях в связи с вступлением в НАТО существенным образом обострили проблему безопасности Республики Беларусь.

По-прежнему фактором международной и национальной безопасности Беларуси является также неконтролируемое распространение ядерных, химических, биологических и иных средств массового уничтожения, систем оружия и боевой техники, материалов, техники и технологий двойного назначения, а также использование территории республики для их транзита.

Политические, моральные и правовые факторы, ограничивающие практическое применение оружия массового уничтожения, постепенно уменьшают степень его опасности. Однако это не снижает риск непреднамеренного использования и распространения подобного оружия. Более того, отсутствие у государств иных ресурсов воздействия на политическую ситуацию в том или ином регионе ведет к возрастанию роли ядерного оружия для урегулирования имеющихся межгосударственных противоречий.

В глобальном стратегическом аспекте рассматриваемый фактор влечет за собой неизбежное понижение уровня международной безопасности. Республика Беларусь находится в центре восточноевропейского региона на стыке силовых линий бывшей и отчасти сохраняющейся геополитической и военной напряженности. В силу этого любые изменения мировой стратегической безопасности напрямую сказываются на состоянии национальной безопасности Беларуси. Соответственно, республика заинтересована в укреплении и развитии существующих международных механизмов нераспространения ядерного оружия, многостороннего контроля над химическим и биологическим оружием, а также над экспортом оружия и технологий.

Наша страна последовательна в реализации стратегии по созданию вокруг Беларуси «пояса добрососедства и безопасности». В развитии этой стратегии удалось добиться договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности с Украиной, Литвой, Латвией и Польшей. Но многие важные проблемы безопасности остаются нерешенными именно в политическом контексте. Так, страны НАТО «затягивают» с ратификацией соглашения, по которому каждое европейское государство получает свой потолок вооружений, повышать который не имеет права. Беларусь была первой, кто ратифицировал это соглашение. Страны НАТО увязывают этот вопрос с выводом Россией войск из Грузии и Молдовы.

Серьезную угрозу для многих государств сегодня представляет транснациональная организованная преступность, которая получила широкое распространение вследствие возможности получения все больших незаконных доходов. По оценкам экспертов ООН, совокупный валовой продукт (СВП), создаваемый в результате деятельности транснациональной организованной преступности, составляет более 1,6 трлн. долларов и уступает лишь СВП США, Японии, и ФРГ, а по своей финансовой и экономической мощи на равных конкурирует со всемирно известными транснациональными корпорациями.

В общем, систематизированном виде Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь выделяются следующие угрозы безопасности Республики Беларусь в политической сфере:

1. Создание или расширение военно-политических союзов, деятельность которых может нанести ущерб интересам Республики Беларусь;

2. Использование или угроза использования силовых методов для разрешения территориальных и иных конфликтов, затрагивающих национальные интересы Республики Беларусь;

3. Деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, направленная на нанесение ущерба национальным интересам Республики Беларусь;

4. Неконтролируемое распространение ядерных, химических, биологических и иных средств массового уничтожения, систем оружия и боевой техники, материалов, техники и технологий двойного назначения. Использование территории Республики Беларусь для их транзита;

5. Деятельность, направленная на усиление социально-политической напряженности и противостояния в обществе, проявление политического экстремизма;

6. Неприемлемо высокий уровень криминализации общества, рост числа тяжких и особо тяжких преступлений. Распространение коррупции.

Таким образом, с момента распада СССР международная безопасность, как в отношении США, так и в отношении других немаловажных вопросов, значительно снизилась. Если ранее в решении вопросов противоречий с США участвовала огромная территория бывшего СССР, то сейчас каждая страна должна решать вопросы самостоятельно, особо не обольщаясь на помощь других стран.

Список использованной литературы:
1.Решетников С.В. Политология. - Минск, 2000;

.Чернов В., Ровдо В. Введение в общую теорию политики. - Минск, 2002;

.Мельник С. Политология - Минск, 2008;

4.Василик М.А. Политология - М, 2002 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Политология - Москва, 1996;


5.Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. Мн., 1998;

.Решетников С.В. Политология - БГУ, 2000;

.Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990;

.Основы политологии: Курс лекций. /Под ред. В.П.Пугачева. М., 1992;

.Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI века. //Свободная мысль. 1992, № 2;

.Мельников А.П. Политология: Учеб. пособие. Ч. 2. Мн., 1999;

.Вятр Е. Социология политических отношений.- М., 1979;

.Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М., 1995;

.Решетников С.В. Политология в Республике Беларусь: теоретико-методологические и прикладные аспекты - Мн., ИСПИ, 1999;

.Круглова Г.А. Политология. Учеб. пособие для высш. учеб. завед. Мн., 1996;

.Бондарь П.И. Политология: Учебное пособие. - Гродно: Изд-в Гродненского филиала «Негосударственного института современных знаний», 1997;

.Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус). Учеб. Пособие. Мн., 1999;

.Введение в теорию политических систем: Учебное пособие для студентов по курсу "Политология" (С.В. Решетников, В.В. Ровдо, А.А.Головко и др.) - Мн.: Белгосуниверситет, 1995;

.Данилов А.Н. Переходное общество : Проблемы системной трансформации. - Мн. : Унiверсiтэцкае, 1997;

.Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. М., 1994;

.Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое. //Вопросы философии. 1990, № 6;

.Котляров И.В. Социально-политический портрет Беларуси. - Мн.: Белинформпрогноз, 1996;

.Наумова С.А. Что надо знать о политике. Мн., 1997;

.Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. Учеб. пособие для сред. учеб. заведений. М., 1999;

.Политология. Курс лекций /Бобков В.А., Браим И.Н., Егоров А.Н. Мн.,1996;

.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995;

.Решетников С.В. Политология в Республике Беларусь: теоретико-методологические и прикладные аспекты. Мн., ИСПИ, 1999;

.Человек и общество. Справочное пособие для абитуриентов и школьников Под редакцией Решетникова С.В. Мн., ТетраСистемс, 1999;

.Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х ч. М., 1992.


Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации