Либеральная рыночная экономика

скачать (212.8 kb.)

Имеются данные о продаже товаров на рынке:


Вариант

Товар

Продано, тыс. кг.

Цена за 1 кг, руб.







базисный период (q0)

отчетный период (q1)

базисный период (p0)

отчетный период (p1)

VI

морковь

13,0

14,0

9,0

7,0




свекла

15,0

14,0

6,0

5,0


Задание 1
Определите:

· индивидуальные индексы цен и объема проданного товара;

· общий индекс товарооборота;

· общий индекс физического объема товарооборота;

· общий индекс цен;

· прирост товарооборота - всего, в том числе за счет изменения цен и объема продажи товаров;

· экономию (перерасход) денежных средств от изменения цен с точки зрения покупателя.

Покажите связь между исчисленными индексами. Проведите анализ при помощи других методов.

Решение:

1. а) Индивидуальный индекс цены

где - индивидуальный индекс цены;

- цена отчетного и базисного периодов;
(78 %) - для моркови

(83 %) - для свеклы

б) физического объема проданного товара

где - индивидуальный индекс физического объема;

- объем проданных валют отчетного и базисного периодов;

- моркови,

- свеклы.

Из расчётов мы видим, что цена моркови снизилась на 22 процента, а объём продаж повысился на 7,7 %. Цена свеклы снизилась на 17 % ,и при этом объём продаж снизился на 6,7 %.

. Общий индекс товарооборота

где - товарооборот за отчетный и базисный периоды.

Следовательно, товарооборот снизился на 18,3 %.

. Общий индекс физического объема товарооборота


где - условный объем товаров отчетного периода в ценах базисного.

Общий объём продаж овощей увеличивается в среднем на 1,5 %.

. Общий индекс цен

Значит средняя цена на данные овощи снизилась на 20 %.

. Прирост товарооборота - всего, в том числе за счёт изменения цен и объёма продажи товаров.

Прирост или снижение оборота продукции исчисляется как разница между числителем и знаменателем общего индекса цен :

Общий абсолютный прирост обусловлен изменением цены и изменением объёма проданных товаров.

Прирост за счет изменения цены составит:

Прирост за счет изменения физического объема продаж равен:

На основании проведенного анализа следует, что общий абсолютный прирост, равный -39 тыс. рублей получен за счет снижения цены на 42 тыс. рублей и за счет увеличения объема продаж на 3 тыс. рублей.



. Между исчисленными индексами существует взаимосвязь:
0,812 = 1,015 *0,8
Проанализировать происходящие изменения по продаже офощей на рынке (в данном случае моркови) возможно и при помощи графического метода.

Наглядно это можно показать с помощью особого вида плоскостной диаграммы, известной в статистике как «знак Варзара» (по имени русского статистика В.Е. Варзара (1851-1940)). Рисунок 1.


Рисунок 1 - Графическое изображение влияние изменения цены моркови (р) и объема продаж (тыс. шт.) (g) на объем продукции (тыс. рублей) (рg).
Результативное явление представлено в виде прямоугольника, площадь которого в базисном периоде , в отчетном . Переход от базисного состояния к отчетному формируется за счет изменения факторов g (), изменения фактора р () и совместного изменения двух факторов p и g ():

















Таким образом, оборот продаж по моркови составил 163,0 тыс. рублей. Абсолютный прирост за анализируемый срок равен -28,0 тыс. рублей. Это величина получена за счет скачка объема продаж (9,0 тыс. рублей), за счет роста цены (26,0 тыс. рублей) и за счет их совместного влияния (2 тыс. рублей).

. Анализ влияния цены товара как интенсивного фактора и физического объема как экстенсивного фактора на изменение оборота продаж в упрощенном виде производится по следующей методике:

(рассмотрим на примере свеклы).

Общее изменение оборота

Изменение оборота продаж свеклы под влиянием изменения цены товара:




р цена влияет на оборот продаж такого фрукта.

Изменение оборота продаж под влиянием изменения физического объема продаж мандаринов:



В итоге


индекс цена товар продажа

-14-6=-20

Полученные результаты свидетельствуют о том, что объем продаж свеклы снизился на 6 тыс. рублей. На полученный результат оказало влияние снижение физического объема продаж свеклы (6 тыс. рублей), снижение цены(14 тыс.рублей)
Задание 2
Имеются данные о выпуске продукции N по двум предприятиям города:


Предприятие

Предыдущий период

Отчетный период




Произведено продукции, тыс. шт.

Себестоимость продукции, руб.

Удельный вес продукции

Произведено продукции, тыс. шт.

Себестоимость продукции, руб.

Удельный вес продукци




g0

z0

d0

g1

z1

d1

7

300

61

0,33

350

60

0,31

8

600

59

0,67

770

58

0,69

Итого

900




1,00

1120




1,00


На основании данных о выпуске продукции N по двум предприятиям города определите:

· индивидуальные индексы себестоимости производства продукции;

· общий индекс затрат на все изделия;

· общий индекс физического объема продукции

Рассчитайте индексы себестоимости продукции:

· переменного состава;

· фиксированного состава;

· структурных сдвигов.

Интерпретируйте полученные результаты и проверьте взаимосвязь индексов.

Решение.

1. Индивидуальные индексы себестоимости производства продукции определим как:

где - себестоимость продукции отчетного и предыдущего периодов,

а) по предприятию 7

б) по предприятию 8

Наблюдаются тенденции снижения себестоимости производства на предприятии 7 на 2,0 % и на 8 предприятии на 2,0 %.

. В целом, для определения общего изменения индекса себестоимости продукции, выпускаемой предприятиями 7 и 8, рассчитаем сводный индекс себестоимости производства():

где - общие затраты на производство отчетного периода;

- условные затраты при себестоимости базисного периода.

Мы получили, что себестоимость снизилась в среднем на 1,7 %.

Разность числителя и знаменателя показывает сумму перерасхода предприятий от снижения себестоимости производства на 1,7 %:
тыс. руб.
. Сводный индекс физического объема продукции (), имеет следующий вид:

где - общие затраты на производство базисного (предыдущего) периода;

Следовательно, объем выпуска продукции на предприятиях № 7 и № 8 города возрос на 24,4 %.

.Определив, составляющие общих затрат на производство вычислим сводный индекс затрат на производство ():

Таким образом, полученный результат еще раз подтверждает, что снижение себестоимости (98,3 %) и роста объема производства (124,4 %) повлекли увеличение затрат, а именно на 22,3 %.

В абсолютном размере

. Проверим правильность проведенных вычислений, воспользовавшись взаимосвязью индексов.




6. Определим индекс себестоимости переменного состава, который равен соотношению средней себестоимости продукции по двум комбинатам:

Индекс показывает, что средняя себестоимость продукции по двум предприятиям снизилась на 1,9 %. Это снижение обусловлено изменением себестоимости продукции по каждому предприятию и изменением структуры (удельного веса продукции предприятий)

. Выявим влияние каждого из этих факторов на динамику средней себестоимости, исчислив индексы себестоимости фиксированного состава и влияния структурных сдвигов.

а) индекс себестоимости фиксированного состава:

Себестоимость продукции в среднем снизилась на 1,7%.

б) индекс влияния структурных сдвигов.

Средняя себестоимость изделия в отчетном периоде снизилась дополнительно на 0,2 % за счет изменения структуры, т.е. за счет роста удельного веса продукции.

. Исчисленные индексы можно определить по удельным весам продукции предприятий, выраженным в коэффициентах:
а)
где - удельные веса продукции в отчетном и базисном периодах;

Таким образом, в целом по комбинатам себестоимость продукции снизилась на 1,7 %. Абсолютное изменение (рост) себестоимости производства равен:


б)
Следовательно, за счет изменения себестоимости продукции по каждому предприятию себестоимость в среднем по предприятиям снизилась на 1,7 %, что в абсолютном размере составило:


в)
За счет изменений в распределении продукции по предприятиям, себестоимость производства товара в среднем снизилась на 0,1 % , что в абсолютном размере составило:

Между вычисленными индексами определим взаимосвязь:




Таким образом, абсолютное изменение себестоимости производства товаров на предприятиях города за счет роста себестоимости на каждом предприятия (и № 7 и № 8) за счет улучшения в распределении продукции (удельного веса) составило:


Задание 3
По торговому предприятию «Деметра» имеются следующие данные о реализации продукции:


Вид товара

Стоимость реализованной продукции в базисном периоде, тыс. руб. Изменение физического объема реализации в текущем периоде по сравнению с базисным , %




Обувь:







женская

190

+0,9

мужская

115

-0,5


Определите:

· индекс физического объема реализованной продукции торгового предприятия;

· сводный индекс изменения товарооборота при реализации, если известно, что цены на товар возросли на 1,5%.

· абсолютный прирост стоимости реализованного товара за анализируемый период.

Решение.

Для определения изменения физического объема реализации продукции в целом по торговому предприятию используется формула среднего арифметического индекса, так как по условию известно изменение физического объема реализации(%):
,
где - индивидуальный индекс физического объема, характеризующий изменение физического объема отдельного вида продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Индивидуальные индексы физического объема по обуви женской и обуви мужской следующие:

Женская -

Мужская -

получаем

Следовательно, физический объем реализации обуви увеличился на 0,37%, что в денежном выражении составило 112,85 тыс. руб.

Так как по условию задания известно, что цены на обувь возросли на 1,5%, то можно определить, как изменился общий товарооборот:

т.е. товарооборот увеличился по данной товарной продукции на 1,88%.

Полученные результаты позволяют утверждать, что при реализации обуви в отчетном периоде в связи с возросшим физическим объемом реализованной продукции на 0,37% торговое предприятие получило дополнительно за счет этого 2,122 тыс. рублей (305:100 * 0,37 ). В связи с тем, что в анализируемом периоде отмечен и рост цен ( на 1,5% ) , то оба этих факта, естественно, привели к росту товарооборота обуви на 1,88%. Таким образом, стоимость реализованной продукции в отчетном периоде составила 307,122 тыс. руб. Следовательно, рассмотренные факторы позволили торговому предприятию увеличить стоимость реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным на 2,122 тыс. руб.

Задание 4
Деятельность торговой фирмы «Деметра» характеризуется следующими данными:


Вид товара

Реализация в текущем периоде, тыс. руб.

Изменение цен в текущем периоде по сравнению с базисным, %

Обувь:

p1q1




женская

190

+0,9

мужская

115

-0,5


Определите:

· индекс цены реализованной продукции;

· сводный индекс изменения товарооборота, если известно, что физический объем реализации по видам товара сократился на 0,2%;

· сумму экономии (перерасхода) денежных средств с точки зрения покупателей за отчетный период по сравнению с базисным, в связи с изменением цены на продукцию.

Решение.

Индекс цены реализованной продукции ()определяется как средний гармонический индекс:

где - индивидуальный индекс цены, характеризующий изменение цены отдельного вида продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Таким образом, имеющиеся данные, представленные в процентном выражении, переведем в коэффициенты.

Получаем: +0,9% = 1,009;

,5% = 0,995.

Отсюда

Следовательно, цены реализованной продукции (p) на торговом предприятии «Деметра» в текущем периоде по сравнению с базисным в среднем возросли на 0,37%.

Разность числителя и знаменателя показывает сумму перерасхода предприятий в связи с изменением (ростом) цены на производство фирмы «Деметра».

В денежном выражении перерасход равен:



Если известно, что физический объем реализации производства по видам товара сократился на 0,2%, то можно определить, как изменились в целом затраты на производство в отчетном периоде:

Так как цены товаров на фирме «Деметра» в базисном периоде были такими же, как и в текущем, то они равнялись 1,117 тыс. руб.

В результате проведенных расчетов, мы выявили, что по группе анализируемых товаров предприятий в отчетном периоде по сравнению с базисным рост цены продукции на 0,37% повлек за собой увеличение реализации 1,117 тыс. руб. Что, вероятно, в свою очередь послужило толчком к снижению объемов реализации обувной продукции на 0,2%. В целом же, изменение этих факторов ( g, p) привели к тому, что цены на производство товаров (а именно обуви) в отчетном периоде не изменились.


Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации