Философия и ее роль в жизни человека и общества

скачать (93 kb.)

  1   2   3   4
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Ф. возникла в конце 7-6 в до н.э. Ф. относится к мировоззрению.

Мировоззрение (М)- совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем чел.

В стр-ре М выделяются несколько составляющих:

а) Мироощущение- находится эмоционально-психологическая сторона М

б) Мировосприятие- находится формирование познавательных образов на основе наглядных представлений.

в) Миропонимание- все взгляды, представления связанные с пониманием, с объективным.

Ф. относится к миропониманию.

Выделяют 2 осн уровня М:

обыденный- сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека.

Характер: хаотичность представлений; наличие заблуждений в рамках обыденного М; догматичность (представления, кот не подвергаются критике, устоявшиеся представления).

Теоретический уровень- К нему относится Ф. Характерно построение цельной,структурной системы, стремление к истине, стремление избавиться от характеристик обыденного уровня.

Характер: все противоположное обыденному уровню.

При соотношении Ф и М заметно, что Ф явл. в историческом смысле далеко не первым типом М, а самым поздним из всех существовавших.

Самый первый тип М- миф. Миф- особый тип М для кот. характерны единство, слитность, нерасчлененность, универсальность. Представляет собой собрание всего, что знал чел о мире. Гл. ф-ция мифа- регулирующая.

В рамках мифов происходило накопление и сохранение знаний. При исследовании эпоса Гомера было обнаружено >30 практических мер врачевания; найдена Троя.

В 6 в до н.э. начинает появляться др тип мировоззрения- Религия. Оно близко к мифическому, много сходств, но даже в современных религиях есть мифические представления. Самое главное отличие- миф не разделяет земное (естественное) и сверхестественное, а религия четко их разделяет. Р в переводе означает благочестие.

Р- такой тип М для кот. характерно удвоение мира на мир естественный (посюсторонний) и мир сверхъестественный (потусторонний).

Гл. признак Р- вера в реальное существование сверхъестественного.

Ф опирается на разум, а для Р вера всегда стоит выше разума.

В это же время, ? 6-5 в до н.э. начинает формироваться наука (преднаука, первое научное представление). Научные представления начинают ставить под сомнение мифы. Но наука не способна выполнить мировоззренческую ф-цию и нишу занимают Р и Ф.

Ф- такой тип М кот. представляет собой систему самых общих представлений о мире и месте в нем чел. Ф. прошла долгий путь, прежде чем перешла в культуру.

Первый, кто предпринял попытку выделить Ф, как особую отрасль знания в отдельную систему мировоззрения был Аристотель в 4в. до н.э.

Специфика философского знания:

Первым употребил слово философ Пифагор. Дословный перевод с древнегреческого философия означает любовь к мудрости. (Только богу доступна истинная мудрость- софия).

Ф составляет триединство содержания, метода, цели (специфика Ф):

  1. содержание- Ф попыталась объяснить мир в целом, этим отделив себя от частных наук (только части реальности).

  2. методы- Ф всегда ориентировалась на рациональное понятие действительности, рациональные методы познания ( с помощью разума).

  3. цель- в конечном итоге- постижение истины (как и гл. цель для науки). Для Ф характерно, что истина всегда носит целостный оттенок.

Рассел (англ.) определил место Ф как ничейную землю между наукой и религией. Он говорил о том, что наука и Ф занимаются попыткой познать мир с помощью разума, но Ф говорит, что окончательного знания быть не может.

Историческое развитие философских идей.

Для исторического развития Ф не характерен прогрессивный тип развития. Не применяются понятия старое и новое (как и в искусстве). Но в Ф есть преемственность- связь идей между поколениями, но при этом нет прогресса. Мы ушли дальше в Ф чем др. греки, но только в объеме социального опыта. Вся современная Ф- комментарии к Платону ( кр. мира ощущений).

Существование национальной Ф, специфика.

По отношению к мировой Ф сущ. национальные Ф (нем, рус). Ф- отражение души народа. Русская Ф возникла и развивалась в оппозиции к Зап-европейской Ф. Специфическое понятие русская идея- вера в все человечность миссии русск. народа. Простой экспорт идей не приживается без поправок на национальное сознание.

Ф-ции Ф:

  1. Мировоззренческая ф-ция связана с попыткой теоретического, понятийного объяснения мира и человека.

  2. Методологическая ф-ция проявляется в методологии теоретического и практического объяснения окружающей действительности. Существует несколько специфических методов, позволяющих Ф дать представление о мире (возн. В период античности):

диалектика- учение о наиболее общих закономерностях развития окружающего мира (мир изменяется, развивается).

метафизика- метод познания и исследования окружающего мира, на основании кот вещи и предметы рассматриваются как неподвижные, неизменные, независимые друг от друга. Характерно стремление к абсолютизации, изолированности окр. мира.

3. Прогностическая ф-ция- всегда строились гипотезы о развитии реальности, попытки определить пути развития общества, с той или иной долей вер-ти.

4. Критическая ф-ция- философское знание всегда должно быть построено на сомнении. Важен критический подход не только предшественников, но и критика к собственным размышлениям.

Декарт- " Мыслитель обязан все подвергать сомнению".

Марксизм- Ленинизм- полная догма, без сомнений.

5. Аксиологическая ф-ция- любое Ф знание содержит момент оценки и формируется с т.з. тех или иных ценностей. Маркс- его система ценностей и позиция для определенной группы людей- пролетариата. (полностью объективный и независимый философский подход это утопия, т.к. любой философ стоит на позиции каких-либо идей и отстаивает чьи-то интересы).

Разделы философского знания.

Ф имеет внутреннюю стр-ру, в рамках кот. выделяются:

  1. ОНТОЛОГИЯ- раздел Ф, занимающийся учением о бытие.

Бытие- реальность, существующая объективно, независимо от человеческого сознания, т.е. мир в целом, все сущее.

Субъект- чел, группа людей, человечество. Объект- то, на что направлен процесс познания.

Субъективно- то, что зависит от нашего восприятия. Объективно- то, что существует независимо от сознания чел.

  1. ГНОСЕОЛОГИЯ- раздел Ф, занимающийся изучением познания. (Гносус- знание)

Ф изучает различные стороны познания (что такое познание, что такое истина, где границы познания...)

3. СОЦИАЛЬНАЯ Ф- раздел, изучающий поведение общества.

4. ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОЛОГИИ- раздел, касающийся изучения человека, его бытия.

  1. ИСТОРИЯ Ф- раздел, изучающий исторические пути развития Ф, структурированность философского знания.

Разделы разграничены на ряд групп и подходов по:

-) античная Ф (зап-европейская Ф) кон 7 в. до н.э.- 4 в. н.э.

-) Ф средневековья 5-15 в.

-) Ф эпохи возрождения 14- нач.17в.

-) Ф нового времени 17в.

-) Ф эпохи просвещения 18в.

-) немецкая классическая Ф 2пол.18- 1пол.19в.

-) марксистская Ф 2пол.19-20в.

-) современная западная Ф 2пол.19- 20в.

-) русская Ф. (Развивается особняком- своя логика, свои этапы)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Где и когда возникла Ф? Значительная утрата текста не позволяет датировать время возникновения. В момент возникновения и существования Ф сущ в рамках др форм культуры ( миф и т.д.)

Существуют 3 центра возникновения Ф:

Др. Греция (кон.7- нач. 6 в до н.э.);

Индия ( 6 в до н.э.);

Китай ( 5 в. до н.э.).

Классическая форма (логика и т.д.) есть только в Древнегреческой Ф. Индия- много религиозных оттенков; Китай- много нравственных рассуждений.

Периоды Античной Ф:

  1. Период становления Древнегреческой Ф (кон.7- 1пол. 5в. до н.э.)

2- Период развития классической Ф (2пол.5- 4в. до н.э.)

3- Период Ф эпохи эллинизма и древнеримской Ф (3- 1в. до н.э)

4- Период Ф эпохи позднего эллинизма (1- 4в. н.э.)

Период становления.

Наиболее прогрессивной в Др. Греции была Иония- система городов (полис). Одна из колоний Греков. Крупнейший город- Милет. Ф 1-го периода относится к этому месту и носит название Ионийская Ф. Первыми представителями Ионийской Ф были философы Милетской школы и Гераклит (из Эфеса). Они обратились к вопросу происхождения мира, но поставили вопрос философски: "Что есть первооснова всего существующего?" (что есть первоначало всех вещей). Такая постановка вопроса позволяет говорить о том, что это были первые философы.

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Являлись натурфилософами- физиками (физис- природа). Рассуждали о природе в ее фундаментальном значении- все существующее. Традиционно обращались к стихиям:

Фалес(кон.7- нач.6в до н.э.)- в кач-ве первоначала определял воду- реальность кот текуча, всюду проникаема, стихийна. Ввел понятие сторон света. Он считал, что Земля- диск, кот плавает в океане.

Анаксимандр (6в. до н.э.)- ученик Фалеса. В качестве первоначала ввел собственное понятие "апейрон"- вечно, неизменно, присутствует везде, бесконечно. Абстрактное понятие. Мотивировал тем, что есл отдать предпочтение какой-то одной из стихий, то на каком основании? Считается изобретателем солнечных часов; составил первую карту Греции.

Анаксимен (6в. до н.э.)- ученик Анаксчимандра. Отказался от идеи своего учителя. В кач-ве первоначала считает воздух- существующий везде, всепроникающий, невидимый.

В начале 5в. до н.э. Милет теряет независимость в результате войны с Персией. Центр Ф перемещается в Эфес.

Гераклит. Обладал сложным слогом, поэтому его называли темным. В кач-ве первоосновы- огонь (то, что сущ везде и всегда- первооснова всему). Огнелогос (логос- закономерность, закон). Появляется идея о закономерности развития в рамках этого мира. Можно считать Гераклита первым диалектиком- идея единства и борьбы противоположностей- сходящегося и расходящегося. Идеи движения, развития (все течет, изменяется /в одну и ту же реку нельзя войти дважды).

В конце 5в. до н.э. центр зап-европейской древнегреч Ф перемещается из Ионии в так называемую Великую Грецию (Элладу).

Италийская Ф.

Элеаты- философы из города-пояса Элеи (Элейская школа).

Парменид- основатель Ф Элеатов. У элеатов первоначало философично;.у первых философов- физично; у пифагорийцев- математично; сейчас- субстанция. Субстанция- это та наиболее глубокая сущность, причина и основание кот заключены не в чем-то другом, а в ней самой (то предельное, дальше которого нет). Парменид, обратившись к проблеме некоторой субстанции, высказал мысль: "есть бытие и есть небытие; небытия нет т.к. нет незаполненного пространства; бытие едино, в нем нет множества, оно вечно, неизменно."

Зенон- ученик Парменида. Бесмысленно искать что-то, кроме бытия. Взял на себя долю отстаивать правоту учителя. Высказал ряд апорий (док-ва, на кот строил свои взгляды) наиболее известные: Ахилес и черепаха; стрела; пшеничное зерно; дихтамия. Было много нападок на учение элеатов в основном на движение и изменение.
Период развития классической Ф

В 1 полов. 5в. до н.э. греки воевали с Персией. 490г.- битва при Марафоне; 480г.- битва при Фермопилах; 479г.- греки одержали морскую победу, кот переломила ход войны.

В результате войны центр Ф переместился в Аттику в Афины. Начинается рассвет греческой Ф, продолжающийся до 431г., пока не начались междоусобные войны. При Перикле произошло возрождение Ф и искусства, в Афинах ваял великий Фидий.

Греция была содружеством городов-полисов. Было 2 типа правления: демократия, центр находился в Афинах, и олигархия, с центром в Спарте.

При демократии управлением занимались все свободные граждане. При олигархии- только небольшая группа людей обладала правом голоса, а все остальные свободные граждане имели право совещательного голоса.

Все вопросы решались в народном собрании (судебные, исполнительные, законодательные). Появились люди, выступающие в собрании в кач-ве адвокатов, их назвали софистами. Они были не чистыми философами, но они явились первыми философами того периода. Они переориентировались с размышлений о природе на размышления о человеке- антропоцентризм.

В этот период появляются первые развернутые концепции общества.

Софистика в первоначальном смысле- мудрствование, а в последствии- тонкие, искусные, но сознательно вводящие в заблуждение рассуждения.

Софисты: Протагор, Гиппий, Горгий.

Для философских рассуждений софистов характерен релятивизм (учение о том, что все относительно). Софисты отрицали существование и необходимость поиска истины; они считали что истина у каждого своя, нет и не может быть общей истины, т.е. истина относительна (софизм об ученике Протагора- Еватле).

Гл. тезис Протагора- человек есть мера всех вещей. Эта позиция распространяется на этику- учение о нравственности. Этический релятивизм софистов говорит, что нет понятия добра и зла. Гл. критерием является выгода: что человеку выгодно- то добро, что не выгодно- то зло.

У софистов было много противников. Основным был Сократ.

Сократ (2пол. 5в.)- был первым Афинским философом по рождению.

Сократ часто выступал в собрании критикуя своих сограждан. Он думал о благе всех, а не о собственных интересах. Нажил много врагов и в 399г. против него был организован судебный процесс: обвинили в религиозном кощунстве (не почитание покровителей города) и в растлении (моральном) юношей. Max. наказание- изгнание из Афин. Сократ защищал себя сам. Он отказался признать себя виновным, при этом заявив: "Боги только раз дали такого как я, второй раз они вам такого не дадут." Его признали виновным и предложили выбрать себе наказание. Сократ предложил присудить себе право бесплатного обеда с олимпийцами. За это его приговорили к смерти. Ему предлагали бежать, но Сократ отказался и выпил чашу с ядом.

Философские взгляды Сократа считаются антропологическими т.к. он обращался к человеку. Человек главная проблема к которой обращался Сократ(познай себя сам).

Сократ спрашивал: что есть сущность человека? Отвечает: сущность человека есть душа. Душа(Сократ) это мыслящая активность, разум, нравственные ориентировки. Обращается к добродетели(то что вызывает стремление к совершенству) то что ведёт душу к совершенству, а этим является знание(познание). Отсутствие добродетели(порок)- незнание (невежество). Из-за этого позицию Сократа наз. этический рационализм. Его позиция характеризуется двумя тезисами:

-добродетель- знание добра и действие в соответствии с этим.

-никто не грешит сознательно, т.е. человек творит зло по незнанию (человек

действует ради своей выгоды- т.е. добра).

Чтобы искоренить зло надо сделать душу знающей. Начиная с Сократа этот вопрос рассматривался специально- эвдемания(поиск счастья). Счастье человека возможно в том случае если душа добродетельна(знающая),когда есть внутренний духовный порядок(гармония).

По отношению к обществу Сократ утверждал непреложность законов.

Сократ известен также тем что критиковал Афинскую демократию. Он считал что для управления государством надо обладать способностями и пройти долгий путь знания(никогда не доверили бы здоровье врачу не прошедшему обучение, однако управлять государством может каждый).

Сократ никогда ничего не писал. Он излагал свои взгляды, суждения устно по специальному методу. Именно этот метод наз. диалектикой Сократа. Диалектика в данном случае имеет значение в качестве искусства спора, рассуждения. Диалектика Сократа имеет нравственный оттенок и включает следующие составляющие(этапы):

-иронию(притворство в незнании)- по форме софистичную(я знаю что я ничего не знаю). Запутывает в противоречиях и даёт понять человеку что тот заблуждается.

-индукция(восхождение от частного к общему)- в результате перебора мнений пытались найти общее.

-человек должен родить(мысль).

Этот метод Сократ назвал майевтика(по др.гречески- родовспоможение).

С Сократа начинается антропологическая традиция- обращение, постановка вопроса о человеке.

После смерти Сократа появилось много последователей, которые объединялись в группы, в той или иной степени разделяющие взгляды Сократа. Они назывались сократическими школами.

Сократические школы (4вю до н.э.):

киники, киренаики, мегарцы, элидо-эритрейцы.

Киники.

Основатель- Антисфен. Название происходит от слова кюникес(собаки)-собачья Ф- предельно упрощённый образ жизни. Обращались к проблеме блага. Благом человека может быть только то, что ему принадлежит(не деньги, не даже жизнь). Добродетель- внутренняя свобода, нечувствительность к страданиям, пренебрежение к мат. благам.

Самым ярким представителем был Диоген(Синопский)- жил в бочке, ходил по Афинам с фонарём(искал человека), просил подаяние у статуй. Диоген считал, что только крайними поступками можно приучить людей к мере. Никому не делал скидок(Александр Македонский). Слово цинизм образованно от слова киник. Диоген пришёл в храм и в качестве подаяния принес на алтарь вошь. Т.о. киники- люди стоящие вне общества.

Атомизм

Представители: Левким и Демокрит.

Демокрит(Смеющийся)- считал достойным смеха все человеческие дела. Родом из Абдер(города глупцов).

Атомизты спорят с Эллиатами. Обращаются к проблеме бытия, не забывая человека. Существует бытиё, которое состоит из атомов, и небытиё, представляющее из себя пустоту. Бытиё множественно(у Эллиатов бытиё едино) и это множество атомов. Но они характеризуют атом как конечный, неделимый, неизменный. Атом частица материальная- следовательно бытиё материально. Атомизты являются первыми материалистами. В основу кладут материальное, а духовное(идеальное) является вторичным (производной).

Демокрит утверждает, что мир находится в движении, изменении, он бесконечен, вечен и для его возникновения ненужно никакого разумного начала, т.е. он имеет внутренние источники развития.

Детерминизм- ученье о всеобщих закономерностях, связях и причинах обуславливающих все явления.

Демокрит утверждает о наличии фатализма(рока). Он отожествлял необходимость и причинность, т.е. любое следствие с необходимостью имеет какую либо причину. Он отрицал случайность, только жесткая необходимость. Приводил пример о падении на голову камня; случайность или необходимость? Т.о. детерминизм Демокрита носит оттенок фатализма.

Платон(4в.)- идейный соперник Демокрита.

Платон(широкоплечий) прозвище дал Сократ, который был его учителем. Основал философскую школу- академию- название произошло из за того что школа находилась в роще посвящённой богу Академу. Просуществовала

школа около 900 лет.

Платон создал ученье о бытие. Утверждал реальность сверхчувственного (над физического). Задался вопросом: могут ли любые физические основания лежать в основе сверхчувственного; ответ дал отрицательный. Свой подход назвал “второй навигацией”. Говорил что натурфилософы передвигались на парусах с помощью физического(первая навигация), а он открыл сверхчувственное.

Почему вещь красива- натурфилософы объясняли цветом, формой и т.д.

Платон говорил что в основе лежит идея самой красоты и если идея присутствует тогда вещь, лошадь,... красива.

Метафизика- учение о сверхчувственной над физической реальности.

Главным в первооснове бытия лежит идея(сущность бытия). Идеи не порождены никем, они вечны, неизменны, неподвижны и находятся в отношениях с материальным- весь материальный мир сделан как слепок, модель, копия мира идей. Платон вводит понятие бога -Демурга, который из хаоса лепит вещи по образу идей. Т.о. Платон явился основателем объективного идеализма, т.к. его идеи не зависят от сознания человека. Проблема человека у Платона связанна с добродетелью(обращался к душе). Для Платона душа бессмертна “если бы душа была смертна, что бы тогда служило наказанием для безнравственных людей”.

Помимо критики форм политического устройства, Платон сформулировал модель идеального государства, главной целью которого является справедливость. Справедливость- забота о благе всех граждан. Модель представляла тоталитарное государство во главе с философами. Анализировал модели существующих государств, и считал реально существующие формы правления негативными; делит на 4 формы:

-тимократия- власть честолюбцев.

-олигархия- власть немногих над большинством.

-демократия- власть большинства.

-тирания- власть одного.

Наиболее неприемлемые формы: демократия и тирания, наиболее подходящая- олигархия. При демократии к власти приходят не наиболее знающие, достойные люди, а “трутни” (демагоги создающие ажиотаж). Демократия плоха тем, что создаёт возможность установления тирании. При демократии главным благом является свобода, но чрезмерная свобода ведёт к чрезмерному рабству.

Аристотель(4в.)- ученик Платона. Приписывают фразу: “Платон мне друг, но истина дороже”.

Жил при дворе Македонского царя и был воспитателем Александра. Александр говорил: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом потому, что отец дал мне жизнь, а Аристотель дал мне то что придаёт ей ценность”.

Вернувшись в Афины Аристотель основал философскую школу- лицей (находилась при храме Аполона Ликейского) или перипатетическая (прогулочная).

В 323 умирает Александр, и Аристотель уезжает из Афин.

Известен тем что оставил труды по всем известным отраслям знаний (биология, риторика, политика, ...). Он произвёл систематизацию знаний и первый выделил
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации