Деятельность социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательной школы

скачать (584 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования Российской федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Деятельность социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательной школы
Исполнитель

Насрыева В.М.

студент __531___ группы

заочного отделения

____________ _____________________

дата подпись
Выпускная квалификационная Научный руководитель

Работа допущена к защите _____________________________

Зав. кафедрой рекламы и связей _____________________________

с общественность _____________________________

____________ ___________________ ____________ ___________________

дата подпись дата подпись

Екатеринбург 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..………3

Глава 1. Теоретико-методологический аспект организации профориентационной работы в современной школе

1. 1. История становление профориентационной работы

в России и за рубежом …………………………………………………..7

1. 2. Формы, методы и виды профориентационной

работы в школе …………………………………………………………15

1. 3. Роль социального педагога в организации

профориентационной работы в школе ………………………………..26

Глава 2. Анализ деятельности социального педагога по профориентационной работе ее эффективность в общеобразовательной средней школе №3 дер. Гайны

2. 1. Характеристика учебного заведения ……………………………38

2. 2. Организация деятельности социального педагога по

профориентационной работе в учебном заведении ………………….47

2. 3. Оценка эффективности деятельности социального педагога по

профориентационной работе в учебном заведении ………………….53

Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации учащихся старших классов МОУ СОШ №3 дер. Гайны

3. 1. Мероприятия по организацию системы профессиональной

ориентации учащихся ……………………………………………………71

3. 2. Программа элективного курса «Мой выбор» …………………….80

Заключение ……………………………………………………………………...88

Список литературы ……………………………………………………………..91

Приложение ……………………………………………………………………..96

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили множество проблем, одной из которых является проблема безработицы и трудоустройства подрастающего поколения. Возникновение данной проблемы вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными способностями и склонностями к выбранной профессии.

По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека. Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащейся молодёжи на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии.

Повышению эффективности профориентационной работы способствует социального педагога, психолога, учителей и классного руководителя.

Государственная важность и социально-экономическая значимость проблем, связанных с самоопределением молодёжи, вызвали большую активность учёных и практиков различных областей знаний, работающих над разработкой ряда аспектов профориентационной работы.

Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека.

Выделению путей построения профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы посвящены работы А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Шад-рикова и др. Исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов, занимались Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, И.А. Заборская, Е.А. Климов, Ю.А. Корреляков, О.П. Неменова, Н.С. Пряжников, Л.А. Храмцова и др. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера, В.В. Кревневича, К.Д. Левитова, B.C. Лукиной, В.Н. Парамзина, Т.И. Шалавиной. Профильное обучение и его значение в организации профориентационной работы в школе раскрываются в работах Л.К. Артёмовой, П.С. Лернера, А.А. Пинского и др.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме организации профориентационной работы в общеобразовательной школе, а также учёт её реального состояния позволяют выделить ряд устойчивых противоречий между:

  1. наличием требований социально-экономической ситуации развития общества в профессионалах высокого качества, способных самообразовываться и профессионально совершенствоваться на протяжении всей жизни, и несформированностью профессиональной направленности у большинства учащихся общеобразовательных школ;

  2. наличием социально-педагогических требований сознательности и самостоятельности выбора профессии и недостаточной информированностью подрастающего поколения о сложном мире профессий.

В этой связи возникает проблема исследования: каковы особенности организации профориентационной работы в деятельности социального педагога в общеобразовательной школе.

Цель исследования - выявить специфику деятельности социального педагога в общеобразовательной школе и определить пути совершенствования организации профориентационной работы в среднем общеобразовательном учреждении.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть в исторической ретроспективе становление, развитие и особенности профориентационной работы в отечественной и зарубежной системе образования;

  2. Рассмотреть организацию деятельности социального педагога по профориентационной работе в МОУ СОШ №3 дер. Гайны и выявить ее эффективность;

  3. Разработать рекомендации по повышению эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации учащихся 9-х классов МОУ СОШ №3 дер. Гайны.

Объект исследования - профориентационная работа в старших классах.

Предмет исследования - формирование профессиональной направленности старшеклассников в рамках деятельности социального педагога в общеобразовательной школе.

Методологическую основу исследования составили современные концепции педагогики и психологии, определяющие содержание, формы и методы профориентационной работы в образовательном процессе.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовалась следующая совокупность методов:



Глава 1. Теоретико-методологический аспект организации профориентационной работы в современной школе

1. 1. История становление профориентационной работы в России и за рубежом
Разработка теоретических вопросов профориентационной работы началась в конце XIX – начале XX в.в. Основателем профориентации называют американского социолога Фрэнка Парсонса, который впервые придал конкретную и устойчивую форму организации руководства выбором профессии. В 1908 году, работая в Профессиональном бюро г. Бостона (США), он сформулировал три основных положения выбора профессии: будущему работнику необходимо ясное понимание самого себя, своих способностей, умений, интересов, притязаний, возможностей, ограничений и их причин; знание требований и условий для достижения успеха, преимуществ и недостатков, размеров вознаграждения, возможностей и перспектив в различных направлениях работы; правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов [8, c. 39].

По мнению А. Д. Сазонова, Н. И. Калугина, А. П. Менщикова, деятельность этого бюро принято считать началом зарождения профориентационного движения. Затем аналогичное бюро в 1910 году было учреждено в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное знание способностей учащихся. Бюро свою работу вело в полном контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах [41, c. 27].

В то же время в Англии, Германии, США при биржах труда и промышленных предприятиях работают специальные бюро, занимающиеся профессиональным отбором рабочих, публикуются различные руководства по выбору профессии, осуществляется предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительные беседы в определении выпускников на работу. Согласно положению, бюро профконсультации должны были:

  1. Проводить планомерную подготовку подростков к выбору профессии, для чего поддерживать тесную связь со школой;

  2. Давать советы и информацию, касающиеся выбора профессии как при вступлении в профессиональную жизнь, так и при перемене профессии;

  3. Проводить психологическое обследование;

  4. Сопровождать выдаваемые рекомендации направлением на работу или на профессиональное обучение.

При университетах и колледжах Профконсультационные бюро помогают абитуриентам и студентам избрать специальности. Актуализируются проблемы подготовки подрастающего поколения к практической жизни, укрепление связи образовательного и воспитательного процессов с потребностями общества.

В общем виде политика трудовой подготовки в США определялась концепцией «Образование для карьеры». Программа была нацелена на то, чтобы «сделать индивида способным к дальнейшему обучению». Это обусловлено «идеей непрерывного образования», которое ставит целью подготовить молодежь к жизни и труду путем воспитания у нее способности получать информацию, учиться и переучиваться в течение всей жизни, а также находить возможность адаптации к непрерывно меняющимся условиям труда, характеру производства. Основными принципами всех программ «образования для карьеры» являются комплексность и поэтапное формирование профессионально-трудовых знаний, умений, навыков, а также личностных качеств рабочего и служащего промышленно-делового комплекса [33, c. 70].

В начале XX века в Англии был принят закон, дающий право школьным властям с разрешения министерства народного просвещения открывать учреждения, где бы учащиеся (молодежь 17 лет) могли получать помощь в выборе профессии советом или справкой практического характера (информация о состоянии рынка труда, об условиях работы по той или иной профессии и т.д.). В 1911 году здесь издается специальный циркуляр, регулирующий совместную работу бирж труда и школьных учреждений. Согласно этому циркуляру создавались так называемые комитеты выдачи совета по выбору профессии и аналогичные школьные комитеты содействия. Следует уточнить, что в Англии научно обоснованной системы профориентации учащихся не существовало.

По утверждению Барбарига А., это было обусловлено наличием двух различных типов средних учебных заведений: привилегированных частных школ, дающих полноценное образование детям имущих классов, и массовых государственных школ, в которых осуществляется классово обусловленная система селекции и дифференциации в обучении. Наиболее разработанной составной частью подготовки школьников к трудовой деятельности здесь являлась система профориентации, цель которой – познакомить учащихся с различными профессиями, изучить их склонности и способности, помочь сделать выбор профессии. Однако в основе профориентационной работы в английской школе лежала социальная интеллектуальная селекция, проводимая с помощью различных средств отбора. В Англии функционирует национальный информационный центр по профориентации, который готовит и издает методические материалы профориентационного характера. В этой работе принимают участие также несколько крупных центров, которые совместно с другими заинтересованными организациями подготавливают и выпускают различные пособия по профориентации [2, c. 23].

Основы структуры профориентации во Франции начали создаваться после Второй мировой войны. В этот период профориентация становится государственной службой: закон от 24 мая 1951 года полностью национализирует систему профориентации. Существующая в противовес диагностической воспитательная концепция профориентации, оказывает определенное влияние на содержание официальной системы профориентации. Согласно этой концепции руководство молодыми людьми при выборе профессии - дополнительный воспитательный процесс, направленный на формирование профессиональных интересов, способностей и склонностей. При этом важную роль играют совместные усилия в работе школы, семьи и специальных служб, занимающихся вопросами профориентации [41, c. 29].

В Италии проблема профориентации решается средней школой, службой профориентации Министерства труда и социального обеспечения, психологическими лабораториями, функционирующими при ряде высших учебных заведений и муниципалитетах.

Профессиональная ориентации учащихся в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции выделена в специальную часть учебно-воспитательного процесса. В учебных планах многих школ изучается специальный предмет “Сведения о выборе профессии”. Почти в каждой школе есть специальный учитель, знакомящий учащихся с подходящими профессиями, он оказывает выпускникам практическую помощь в получении работы. Здесь функционируют специальные общегосударственная и частная службы профориентации, в рамках которых взаимодействуют школы, биржи труда, специальные психологические лаборатории на правах профконсультационных пунктов. Профориентационная работа проводится на основе разработанных научными центрами методик [41, c. 32].

Существенный вклад в развитие теории и практики профориентации внес Факуяма С. (Япония). Профессиональная ориентация определена им как сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими. То есть, профориентация рассматривается как неотъемлемая часть непрерывного образования.

По утверждению, Рудневой Е.И. и Семилетова С.С. в Японии в профориентационной работе ярко проявляется направленность государственного заказа не на свободный выбор профессии в соответствии с интересами и склонностями индивида, а на воспитание в общеобразовательной школе квалифицированной рабочей силы. Она осуществляется планомерно и непрерывно с момента поступления ученика в школу. В этой работе участвуют и родители, которые должны оказывать помощь в выборе профессии в соответствии с требованиями промышленников данного района. По мнению Сазонова А. Д., “так называемая гуманистическая педагогика обусловливает порочность японской системы профориентации в целом, ограничивая возможности человека врожденными данными, отвергая социальные факторы, играющие первостепенную роль в развитии личности” [48, c. 12-15].

В России первые исследования по профессиональной ориентации были начаты Педагогическим музеем при Московском Учительском доме (1912-1917 г.г.). предприняты попытки привнесения элементов профориентации в практику школы.

В послереволюционный период идея построения обществ социальной справедливости обусловила гуманистическую направленность профориентации. Внимание сосредоточилось на человеке, его индивидуальных особенностях. Организуются лаборатории и бюро профессиональной консультации, работавшие, преимущественно, в направлении профотбора.

В этот период начинают интенсивно развиваться генетика, социология, психология, педология (наука о диагностике и помощи ребенку).

Значительный вклад в теоретическое обоснование советской концепции профориентации внесли Н. К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Щацкий.

Однако, в 1936 году принимается Постановление ЦК ВКП (б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”, после чего развитие человековедческих наук приостанавливается, исследования проблем профессиональной ориентации значительно сокращаются.

За рубежом в 30-е годы, напротив, появляются новые направления в развитии профориентации. Существенное внимание уделяется накоплению данных об особенностях профессий.

После второй мировой войны в теории профессиональной ориентации формируются два крупных направления: диагностическое, трактуемое как помощь индивиду в приспособлении к окружающей среде, и воспитательное, рассматривающее профессиональную ориентацию с точки зрения развития личности, а профессиональное самоопределение - как результат целенаправленного воспитания и обучения детей. На первый план выступает проблема формирования профессионально важных качеств как в процессе производственной деятельности, так и в процессе общеобразовательной подготовки [10, c. 48].

В ряде исследований психологи П. Лазерсфельд, Ш. Бюллер, Э. Гинзбург, С. Аксерольд, Д. Херм выделяют три больших периода, характеризующихся различными основаниям для выбора индивидом профессии: период фантазии (4-10 лет), активных проб (11-17 лет) и реалистического выбора (18-24 года). Установлено, что в каждый период на выбор индивидуумом сферы труда влияют множественные субъективные и объективные факторы, а решение о профессиональном будущем непосредственно зависит от общего развития личности.

Среди сторонников диагностической концепции – Х. Гарднер, Р. Кеттел, Р. Амтхауэр; сторонники воспитательной концепции – А. Валлон, Р. Заззо, А. Леон.

В СССР в 50-е годы возобновляются исследования в области профессиональной ориентации. Однако отсутствие социального заказа на профессиональную ориентацию, то есть на воспитание профессионала в любой сфере деятельности предопределило неэффективность этих мер.

В 90-х годах в условиях духовного и экономического обновления нашего общества особое значение приобретают вопросы соответствия кадров возникающим требованиям и адаптации молодежи к профессиональной деятельности. В этой связи оперативная и долговременная профессиональная ориентация является фактором успешной и полноценной профессиональной реализации личности, важнейшей характеристикой непрерывного образования.

В современной изменяющейся социокультурной ситуации развития общества вновь актуализировала себя проблема профессиональной ориентации учащихся. Это обусловлено характером требований, предъявляемым сегодня к специалисту, среди которых особое место занимают способность к саморазвитию и самообучению, конкурентоспособность и умение взаимодействовать”. Современное образование должно стать системным инструментом его сопряжения с перспективными потребностями рынков труда [41, c. 39].

В свете сказанного, мы полагаем, что профориентация за рубежом в известной мере была обусловлена требованиями научно-технического прогресса, объективной необходимостью повышения качества подготовки рабочей силы и стала во многом отправной точкой развития профориентационной системы и системы профильного обучения в России.

Зарубежный опыт организации профориентационной работы показывает наличие различных вариантов ее реализации, которые в той или иной степени оказали влияние на отечественную школу.

Реализация наколенного опыта европейских школ, школ США и Японии с учетом специфики российских условий, экономической ситуации, культурных традиций оказалась возможна в синтезе их идей профориентационной работы.

Несмотря на то, что в России функционируют учреждения образования общего и повышенного вопросам профессиональной ориентации в них уделяется одинаковое внимание. Это обусловлено наличием модели выпускника, одним из показателей которой является готовность к профессиональному выбору.

В отечественной педагогике опыт создания специальных бюро ориентации не получил распространения, но при образовательных учреждениях в 80-х годах XX века стали массово появляться кабинеты профориентации учащихся.

Тестологический подход в профориентационной работе в отечественной педагогике длительный период подвергался критике: так, Крупская Н.К. отмечала «архиклассовый характер психотехники», но предлагала «взяться тщательнее за изучение европейской и американской литературы…, за критическую оценку психотехники». Однако в последние годы в связи с развитием психологических служб образования наметился некоторый возврат к поголовному тестированию.

Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику [41, c. 39].

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию используются в основном словесные, декларативные методы.

Таким образом, в представленном опыте зарубежных стран можно выделить наличие нормативно-правовой рамки профориентационной работы, которая регламентирует необходимость информационной поддержки профессионального выбора учащих, активное участие в этом процессе органов управления образованием и заинтересованных организаций.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации