Направления совершенствования управления деятельностью торговой организации (на материалах Вейделевского райпо)

скачать (59.6 kb.)

Введение
Розничная торговля является в настоящее время одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, является вторым по величине работодателем, обеспечивая более 20% рабочих мест и более 25% доходов различных бюджетов, собираемых через систему налогообложения.

Последнее десятилетие стало революционным для розничной торговли в России. Торговля претерпела серьезнейшие структурные изменения и благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения стала играть важнейшую роль в экономике страны. Сегодня в России насчитывается более 1 млн. розничных торговцев, от уличных продавцов до сетей супермаркетов. Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей. От профессионализма организаторов торгового процесса напрямую зависит успех развития торговых отношений России.

Деятельность торгового предприятия в современной экономике осуществляется в условиях конкуренции при постоянном поиске новых решений в целях повышения эффективности работы и стремления к более высоким результатам. Эффективность этой деятельности во многом определяется качеством управления торговым предприятием, которое призвано создавать условия для успешного функционирования предприятия, исходя из того, что прибыль является не причиной существования предприятия, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок.

Основной целью управления деятельностью торговой организации является обеспечение прибыльности деятельности предприятия путем рациональной организации торгово-технологического процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективного использования кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности каждого работника.

Управление деятельностью торговой организации является достаточно сложным процессом и осуществляется с помощью разнообразных методов торгового менеджмента - самостоятельного вида профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в процессе функционирования торгового предприятия в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Целью выполнения курсовой работы является глубокое изучение направлений совершенствования управления деятельностью торговой организации, на материалах Вейделевского райпо.

Задачами, которые необходимо решить для достижения цели работы, являются: изучение сущности, целей и задач торгового менеджмента; изучение содержания торгово-технологического процесса организации; рассмотрение организационно-экономической характеристики Вейделевского райпо; анализ эффективности торговой деятельности организации и факторов, ее определяющих; выявление основных направлений совершенствования управления хозяйственной деятельностью организации; описание состояние розничной торговой сети и эффективность ее использовании; изучение формы торгового обслуживания населения; торговые услуги оказываемые покупателям; предложить пути совершенствования организации труда и материальной ответственности в организации , а так же пути совершенствования торгового обслуживания покупателей .

Объектом исследования является Вейделевское районное потребительское общество. Предметом исследования является управление деятельностью торговой организации, и ее совершенствование. Период исследования - 2009-2011 гг.

Теоретическую основу работы составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации, исследования отечественных авторов, относящиеся к вопросу управления деятельностью торговой организацией, такие как Роздольская И.В., Гребеник Л. Г., а также периодические издания журнала - «Вестник БУПК», и «Налоговый вестник».

В процессе исследования применялись общенаучные методы и принципы познания: анализ, синтез, системность, комплексность; специальные экономические методы - сравнения, факторный анализ.

Курсовая работа содержит введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложение. Работа выполнена на 58 листах, содержит 4 рисунка, 6 таблиц, 22 приложения.
1. Сущность, цели и задачи торгового менеджмента
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.

Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляются с помощью разнообразных методов торгового менеджмента. Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

Основополагающие принципы торгового менеджмента еще не получили комплексного отражения в современной литературе. В связи с этим рассмотрим сущность и основные характеристики этой новой научной дисциплины, имеющей высокое прикладное значение в рыночной экономике. Торговый менеджмент, базируясь на теории общего менеджмента предприятия, интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике деятельности торгового предприятия. В частности, торговый менеджмент использует обширный арсенал методов производственного менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансового менеджмента и некоторых других видов функционального менеджмента, возможных к применению на предприятиях торговли. Все эти управленческие решения теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечную эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Так, отдельное управленческое решение, направленное на совершенствование организации или технологии торгового процесса, каким бы прогрессивным оно не казалось с позиций инновационного менеджмента, может быть не эффективным с учетом специфики условий экономической деятельности предприятия и вызвать негативные последствия для его финансового состояния. Поэтому торговый менеджмент рассматривается как комплексная система действий, состоящей из разработки взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в конечную результативность хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Торговый менеджмент учит не использованию стандартных управленческих решений, а лишь алгоритму эффективной их разработки в конкретных условиях деятельности предприятия. Даже наиболее эффективные управленческие решения, разработанные и реализованные на конкретном торговом предприятии, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности.

Прежде всего это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры потребительского рынка. Кроме того меняются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому торговому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления, финансового состояния и других параметров функционирования торгового предприятия. Торговый менеджмент предусматривает многовариантность подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. [23;25].

Торговый менеджмент должен быть ориентирован на стратегические цели развития торгового предприятия. Какими бы выгодными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития или ведут к снижению эффективности его деятельности в перспективном периоде. С учетом основных характеристик торгового менеджмента формируются его цели и задачи. Основной целью торгового менеджмента является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке. Исходя из этой главной цели торговый менеджмент призван решать следующие основные задачи.

1. Формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Эта задача реализуется путем поиска торговым предприятием своей рыночной ниши на потребительском рынке; выявления основных параметров спроса покупателей в данном сегменте потребительского рынка; формирования эффективной ассортиментной политики, направленной на удовлетворение покупательского спроса на товары; обеспечения устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием.

2. Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания. Эта задача реализуется путем удовлетворения всех основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания, сущность которых с учетом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары.

3. Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии. Эта задача реализуется путем обеспечения минимизации затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций и коммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управления торговым предприятием.

4. Максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, и обеспечение ее эффективного использования. Эта задача реализуется путем оптимизации объема товарооборота предприятия; эффективного управления его активами; проведения целенаправленной ценовой, амортизационной и налоговой политики; оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли.

5. Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия. Эта задача реализуется путем эффективного управления различными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками, связанными с хозяйственной деятельностью предприятий торговли.

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торгового предприятия. Эта задача реализуется прежде всего за счет высокой инвестиционной активности предприятия, его способности эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы на обеспечение прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, на возрастание рыночной стоимости торгового предприятия оказывает влияние его высокая деловая репутация, завоеванные им маркетинговые позиции на потребительском рынке, отработанность внутренней технологии осуществления хозяйственной деятельности и управления, а также другие так называемые "неосязаемые активы", способные приносить торговому предприятию дополнительную прибыль. Все задачи торгового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны.

В среде предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, весьма распространено мнение, что приоритетной задачей и даже главной целью торгового менеджмента является максимизация прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Такое мнение следует рассматривать как весьма спорное. Дело в том, что максимизация прибыли на конкретном этапе деятельности торгового предприятия не обеспечивает автоматического возрастания его рыночной стоимости. Так, полученная высокая сумма прибыли может быть полностью израсходована на цели потребления, в результате чего торговое предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для обеспечения своего развития (а неразвивающееся предприятие теряет в перспективе свои конкурентные позиции на потребительском рынке, что приводит к снижению его рыночной стоимости). Кроме того, высокая сумма прибыли торгового предприятия может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке. Поэтому в рыночных условиях максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, может выступать как важная, но не приоритетная задача торгового менеджмента и уж тем более не как его главная цель.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что торговый менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают процессы, происходящие на торговом предприятии. С помощью методов, применяемых торговым менеджментом, формируются наиболее эффективные решения в области развития конкретного торгового предприятия, а также координируются различные направления его деятельности и обеспечивается высокая эффективность ее конечных результатов.

Эффективный торговый менеджмент, в полной мере реализующий свою основную цель и задачи, позволяет обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, необходимые темпы экономического развития торгового предприятия в стратегической перспективе, укрепление его финансового состояния и рост рыночной стоимости, формирование конкурентного преимущества торгового предприятия на потребительском рынке.
2. Содержание торгово-технологического процесса организации
Одной из важнейших функций торгового менеджмента является управление технологическими процессами в организации.

Под этими процессами понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами ресурсов.

Основными принципами организации технологических процессов в магазинах являются: комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров, соответствие технологии современному научно-техническому уровню, экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров, сохранение качества товаров [21].

Торгово-технологические процессы условно подразделяют на основные и вспомогательные.

К основным относят: предложение товара, включая выкладку товара, консультации покупателей, продажа товара и обслуживание покупателей, расчетно-кассовые операции, оказание дополнительных услуг покупателям.

К вспомогательным относят: приемка товаров от поставщиков, доставка их в места хранения, обеспечение необходимых условий хранения товаров, подготовка их к продаже, транспортирование в торговый зал.

Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию торгово-технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций торгово-технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.


Поступление товаров

Разгрузка автомашин

Приемка товаров

по количеству

по качеству

Перемещение товаров



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации