Анализ жизни и творчества Чарльза Буковски

скачать (115.1 kb.)

  1   2   3   4

Биография


буковски американский литератор битничество

Чарльз Буковски - американский литератор, поэт, писатель, журналист, сторонник эстетики прямой и грубой онтологической честности, развиваемой битниками, богемными и маргинальными кругами Америки 40-60-х - представителями так называемой "натуралистической" школы.

После эпизода из школьной жизни, когда учительница расхвалила перед классом написанный Чинаски (главным героем романа, alter ego автора) рассказ о выдуманной встрече с президентом Гувером, нисколько не смутившись тем обстоятельством, что это была полная "липа", он сделал для себя важный вывод:

Так вот что им нужно на самом деле: ложь. Прекрасное враньё.

Активное нежелание окружающих видеть неприятную правду, уход от неё в разнообразные формы социальных игр становится для Буковски тем жизненным переживанием, которое в дальнейшем отразилось на его характере, определило судьбу и общее направление творчества.

После окончания средней школы в 1939-1941 учится в Городском колледже Лос-Анджелеса - на факультете журналистики и английского языка. В начале Второй мировой войны бросил колледж, отправился в Нью-Йорк, затем в Филадельфию, где был признан психиатрами негодным к службе в армии по причине "антисоциальности". Скитался по стране, перебиваясь случайными заработками. Работал на бойне, в железнодорожной ремонтной бригаде, в американском Красном Кресте - более, чем в ста местах в разных городах и штатах. Голодая и ограничивая себя одним шоколадным батончиком в день, писал по 4-5 рассказов и стихотворений в неделю и, переписав их от руки печатными буквами, отсылал в различные журналы. Рассказы возвращались обратно, и только в 1944 два из них были напечатаны в журналах "История" и "Портфолио".

После этого делает перерыв в писательских опытах продолжительностью лет в десять. Эти годы были потрачены на скитания "в людях" и обретение личного опыта. Он ведёт бродячий или, что называется, беспорядочный образ жизни - непродолжительные любовные и сексуальные связи, алкоголизм, разборки со случайными знакомыми и постоянный поиск необременительных мелких заработков. Его окружают в основном люди "дна" - отчаявшиеся, не обнаруживающие в своём существовании сколько-нибудь достойного смысла. В представлении Буковски они, по крайней мере, не лгали, не закрывали глаза на то, что им не хотелось видеть, и в этом смысле были куда ближе к "правде жизни", т.е. к её глубинной онтологии, чем профессора и прочий учёный люд. Этот период жизни закончился для писателя в благотворительной палате окружной больницы Лос-Анджелеса, куда он попал с кровоточащей язвой желудка, - ему делают переливание крови и настоятельно рекомендуют сделать операцию.

После пребывания в больнице возвращается к писательству - приходя с работы, пишет стихи и рассылает по поэтическим журналам. Один из номеров журнала "Арлекин" был целиком составлен из его стихотворений, а поездка в Техас и знакомство с редактором журнала закончились женитьбой и рождением дочери Марины в 1955; правда, совместная жизнь продлилась недолго. Буковски продолжает вести привычный образ жизни, много пишет. Теперь с публикациями ему везёт больше. В "Вечнозелёном Ревю" публикуются его рассказы, калифорнийское общество любителей поэзии "Эврика" издаёт на мимеографе тиражом 200 экз. его первый 30-страничный сборник стихов - Flower, Fist, and Bestial Wail, затем выходит Longshot Poems for Broke Players. Основные поэтические сборники, привлекшие внимание критики и читателей к его творчеству, были изданы в небольшом частном издательстве "Луджон Пресс".

Первые книги Буковски - сборники рассказов и стихов - в основном публиковались в частных независимых издательствах, владельцы которых были достаточно самостоятельны, чтобы не идти на поводу у оценок литературного истеблишмента. Произведения Буковски были полной противоположностью принятым тогда за писательский образец изысканным интеллектуальным пассажам.

Нью-орлеанское издательство "Луджон Пресс" было основано супругами Уэбб - писателем Джоном Эдгаром и художницей Джипси и занималось в основном публикацией в 1954-1967 сочинений Буковски. Их издательская практика началась с выхода в печать двух поэтических сборников Буковски: It Catches My Heart in Its Hands с предисловием профессора Луизианского университета Дж.У. Коррингтона, содержащим оценку его поэзии, и Crucifix in a Deathhand. Сборники были набраны вручную на тонкой разноцветной текстурной бумаге ограниченным тиражом (теперь - библиографическая редкость). Биограф Нил Чирковски пишет о впечатлении, которое произвело появление этого сборника, - он "вызвал настоящую шоковую волну в поэтическом мире. Репутации Буковски совершить квантовый скачок помогало всё - печать, бумага, переплёт, это вводное слово Билла Коррингтона: сама поэзия соответствовала любовной тщательности производства".

В начале 60-х "Луджон Пресс" издаёт известный леворадикальный по направленности журнал "Аутсайдер" - всего вышло 6 номеров. В оглавлении первого номера (1961) можно встретить имена почти всех ведущих писателей-битников - Дж. Керуак, Г. Миллер, У. Берроуз и др. В первом номере "Аутсайдера" вышла и одна из первых подборок из 11 коротких стихотворений Буковски. К середине 60-х его стихи уже жаждали печатать сотни небольших поэтических журналов. В 1966 по итогам опроса журнала "Аутсайдер" Буковски было присвоено звание "аутсайдера года".

В высоко оцененной критикой биографии Нила Чирковски "Хэнк: Жизнь Чарльза Буковски" (1999), автор которой в 16 лет лично познакомился со своим кумиром после чтения "Аутсайдера" и его первых сборников стихов, описывалось уникальное явление того времени - дружба двух писателей из разных городов:

В те "аутсайдерские" годы в Штатах было только два настоящих города аутсайдеров - Лос-Анджелес Буковски и Новый Орлеан Джона Уэбба. Уэббы представляли Буковски в одном ряду с битниками: ибо Буковски в самом деле вышел из мироощущения 40-х, дав голос безголосым. После этого Эдгар Уэбб соединил восприятие этого автора с произведениями писателей 50-х, а Уолтер Лоуэнфелс оформил взгляды этого леворадикального движения в литературе в своих письмах. Это было: мироощущением богемным и подпольным.

В это время Буковски был известен в основном как поэт, писавший энергичные, нервирующие стихи, исполненные остроумия и ожесточённой горечи, частично напоминающие Уолта Уитмена, частично "автоматическое письмо" сюрреалистов и битников.

Прежде всего, его поэзия была слишком грубой и сырой. С другой стороны, он сделал её простой и доступной.

Поэзия Буковски - порождение философии бродяжничества XX века, в ней сочетались поиск оснований собственного бытия, нежелание включаться в "ярмарку тщеславия" своего времени и бесцельный "дрейф" по течению жизни.

При этом печальные герои и героини прозы этого "поэта отчуждения и писателя подлинной наполненности" (К. Рэсрот) - уголовники, проститутки, игроки, пьянчуги, обитатели трущоб и лос-анджелесских баров - воспринимались критикой более серьезно, чем его стихи.

Американский язык, каким его слышит Буковски, в самом деле довольно легко "прибить к бумаге гвоздями", - такой он конкретный и "плотно пригнанный".

Его манеру сравнивали с Э. Хемингуэем - Буковски также предпочитал простые прилагательные, слова и абзацы были короткими и "по делу".

Иногда Буковски называют битником, иногда натуралистом, но писал он так, будто был водопроводчиком.

Он презирал "липу" и претенциозность и ёжился от чересчур вычурных литературных словоупотреблений. Стиль прост и прямолинеен, фразы лаконичные и целенаправленные, никаких метафор, аллюзий. Его девиз: "Мне нравится сказать то, что я должен сказать, и отвалить".

В 1966 в Санта-Розе Джон Мартин, ярый поклонник творчества Буковски, основывает издательство "Чёрный Воробей", прежде всего ради того, чтобы печатать произведения Буковски - автобиографические наброски, житейские истории, наблюдения, стихи. Здесь и выходят в 60-х его сборники At Terror Street and Agony Way, The Days Run Away Like Wild Horses Over the Hills и др. Поскольку Буковски нуждался в деньгах и постоянно искал заработки, Джон Мартин в 1969 предложил выплачивать ему ежемесячно по 100 долларов, чтобы он не отвлекался от писательства. Буковски был чрезвычайно рад этому предложению.

Теперь "в портфеле" "Чёрного Воробья" - 23 названия произведений Буковски, оно - одно из наиболее уважаемых независимых издательств США. Его книги можно узнать по характерному оформлению рыхлых разноцветных обложек - аскетичные шрифтовые композиции в духе русского конструктивизма. Доходы от книг "Бука" до сих пор составляют около трети 800-тысячного годового объёма продаж издательства. "Он помог мне построить мой издательский бизнес, я помог ему стать преуспевающим писателем и зажиточным человеком. Это так - умер Хэнк по-прежнему бичом, но бичом не бедным", - отмечал Джон Мартин, который в своё время работал в фирме по доставке товаров, чтобы его начинающее издательство могло печатать книги мало кому известного Чарльза Буковски.

В начале 1970 в возрасте 50 лет Буковски за 20 дней пишет роман "Почтамт", повествующий о монотонных, отупляющих буднях вкалывающего на почте Генри Чинаски - по сути, постоянного главного героя его произведений. В основу положен реальный жизненный опыт Буковски - в 1958 он сам работал на сортировке почты. Отмечая появление "Почтамта", одни критики отмечали, что сумма описанных в нем эпизодов так и не сложилась в единое целое, другие же полагали, что такое "рваное" повествование отражает бесцельность жизни главного героя. По сведениям Джона Мартина, в США первый роман Буковски был продан тиражом 75 тыс. экз., по всему миру - 500 тыс. экз.

Между 1969 и 1972 Буковски и Чирковски выпускают три сборника стихотворений. В 1974 Буковски получает стипендию Национального Фонда Поощрения Искусств, переселяется в квартиру в Голливуде. Подрабатывает в мужских журналах, в том числе в "Хастлере", а также в андеграундных газетах "Свободная пресса Лос-Анджелеса", "Нола Экспресс" и "Открытый город", где ведет колонку "Заметки старого кобеля" - громит обожающих его хиппи.

В следующем романе "Фактотум" описаны приключения Генри Чинаски, искренне пытающегося найти себе подходящую постоянную работу (фактотум - подмастерье, мастер на все руки). По сравнению с предыдущими произведениями, его образ даётся более развёрнуто. Высокие чаяния Чинаски обесценивает и низводит до смешной чопорности, предпочитая общество забулдыг и всяческих "неустроенных" людей. В своём одиночестве они поддерживают друг друга простым пребыванием рядом. В то же время тяга к "высокому" присутствует и в их жизни, порой окрашивая её в трагические тона. Она же толкает их к алкоголю:

Без кира я бы давно себе глотку перерезал. Пьянство - это форма самоубийства, когда тебе позволено возвращаться к жизни и начинать всё заново на следующий день.

Далее выходят его романы "Женщины" (1978), "Хлеб с ветчиной" (1982), сборники Africa, Paris, Greece, All the Assholes in the World and Mine и др. В них опять же описаны вылазки в мир работяг, шабашников, шлюх и барменов. Его герою надоела политкорректность и эта "пластмассовая культурка", где все лгут друг другу и где не дождешься простого честного слова. Одна радость - добрая выпивка, отзывчивая подруга да пара монет для тотализатора на скачках. В романе "Женщины" Генри Чинаски признаётся в любви к "своим" женщинам.

К концу 70-х Буковски становится популярным. Всё чаще его приглашают выступать перед читателями с чтением стихов (за 200 долларов). А его поездки в Европу - визиты в Германию и Францию - стали значительными культурными событиями, активно освещавшимися по ТВ и в прессе.

Анализируя вышедший в 1972 большой сборник рассказов Erections, Ejaculations, Exhibitions, and General Tales of Ordinary Madness, критики пытались выделить основное направление новаторских поисков Буковски. Считать ли в качестве таковых формальные нововведения вроде отсутствия заглавных букв в именах собственных или набранные курсивом диалоги? Или же новизна заключается в специфическом раблезианском юморе, высмеивающем всех и вся - писателей, политиков, феминисток, гомосексуалистов, среди которых простой парень вроде Хэнка чувствует себя изгоем и ископаемым?

По произведениям, вошедшим в сборник, был снят художественный фильм "Истории обыкновенного безумия" (Франция-Италия, 1981) - одна из лучших экранизаций Буковски. Сквозным сюжетом в фильме проходит история из его известного рассказа "Самая красивая женщина в городе". Удачной можно считать и другую киноверсию его произведений, снятую в жанре чёрной комедии и психологической драмы, - ленту "Холодная луна" (Франция, 1991), повествующую о приключениях двух "отвязных" дружков. Несмотря на всю "придурковатость" их юмора, герои оказываются не чужды возвышенных мыслей о сущем и красоте мира, которая может открыться любому, причём в самом неожиданном виде.

Кинодокументалистика также не прошла мимо Буковски. В начале 70-х Тэйлором Хэкфордом был снят о нём "честный и прямой", по мнению Буковски, документальный фильм. В 1983 канадский режиссер Рон Манн создал документальный фильм "Поэзия в движении", посвящённый североамериканскому поэтическому ренессансу. Кадры полуторачасового фильма, запечатлевшего несколько десятков наиболее известных поэтов Америки, читающих свои стихи под аккомпанемент любимой музыки, сопровождает авторский комментарий Чарльза Буковски.

Буковски получает приглашение поработать в Голливуде в качестве сценариста. По написанному им автобиографическому сценарию для Cannon Group Inc. был снят фильм "Пьянь" (США, 1987). Фильм имел у зрителей определённый успех. Буковски же в свою очередь воспользовался случаем "приложить по полной программе" голливудскую кухню - он пишет очередной роман "Голливуд", живописующий порядки, царящие на знаменитой "фабрике грёз". На фоне "изнанки жизни" голливудских тусовщиков и пикировок между режиссёрами он выводит образ местного гения Виктора Нормана - писателя, живущего за счёт продюсеров. Его прототип - нью-йоркского писателя Нормана Мейлера он считал по стилю и мировоззрению родственным себе - калифорнийцу Буковски.

Постепенно литературный истеблишмент стал "нежно, хотя и с некоторой опаской прижимать его к своей обширной груди". Вышла биография Буковски, написанная Хью Фоксом, во Франции его поэзией восхищались Ж. - П. Сартр и Ж. Жане. К концу жизни он стал моден, имел как поклонников, так и противников, всё ещё не торопившихся причислять его имя к "большой литературе".

Сам он классическую и современную литературу по большей части считал вычурной, чопорной, слишком уравновешенной и фальшивой. Он полагал, что пишет "подпольно и не богато", т.е. не так, как положено. При этом ему нравились П. Неруда, ранний Хемингуэй, Дж. Сэлинджер, Л. - Ф. Селин, Кнут Гамсун, Ф. Вийон, Ф.М. Достоевский.

В человеческом плане, несмотря на его неуживчивый, сварливый и вздорный характер, в нём всегда присутствовала абсолютная ясность ума и контроль разума, а также - настолько покоряющее добродушие, мужество и щедрость, что его называли "единственным действительно любимым поэтом подполья".

В 1993 в издательстве "Чёрный Воробей" вышла последняя прижизненная антология Буковски. В неё вошла расположенная в хронологическом порядке большая часть поэтического и прозаического материала, опубликованного в издательстве. Его последнему роману "Макулатура", как и предыдущим, присущи чувство юмора, раскрепощённая речь, упор на сексуальность и сленговые выражения. Роман проникнут настроениями приближающейся смерти:

Хочу, чтобы меня похоронили возле ипподрома: где будет слышен последний заезд.

Чарльз Буковски умер от лейкемии 9 марта 1994 в своём доме в Сан-Педро, где жил с 1979.

Поклонников творчества "Бука" оказалось особенно много в Европе, где его охотно переводили и переводят, - именно продажи в Европе его книг, разошедшихся миллионными тиражами, сделали Буковски состоятельным человеком. В России, начиная с 90-х, его произведения публикуют издательства "Глагол" и "Новое культурное пространство". Отечественные поклонники его творчества находят совпадения в манере письма и эпизодах биографии Буковски с Сергеем Довлатовым, отмечают влияние "Бука" на творчество и жизненную позицию Эдуарда Лимонова.

Буковски остаётся самым талантливым и авторитетным лидером так называемой "натуралистической" школы. Её представители грубо и агрессивно, "выворачивая наизнанку своё уязвлённое нутро", пишут о мире люмпен-пролетариата. Как говорил Чирковски:

Появился прямой грубый стиль, который в меньшей степени походит на поэзию, а в большей смахивает на то, как будто бы в баре какой-то малый садится напротив тебя и заводит беседу.

Буковски - писатель, который никогда не верил в традиционные американские ценности и черпал своё вдохновение в жизни "своих в доску" бродяг. Опустившиеся колоритные люмпены на поверку оказываются не менее глубоки и интересны, чем представители среднего и высшего класса. У них тоже есть свой набор человеческих ценностей и свой кодекс чести. Поскольку они следуют заповеди: "Смотри честно правде в глаза, и тебе сразу станет легче", у них хватает мужества называть вещи "их паршивыми именами", не приукрашивая правду и не пряча голову в песок.

Творчество Буковски - своего рода анархистская сатира и провокация:

Он бросает вызов. Он постоянно выплёскивает стакан холодной воды прямо вам в лицо и требует, чтобы вы подумали о том, кто вы и что есть ваша жизнь.

Его интересовала неприкрытая и откровенная правда жизни, грубые, фундаментальные истины, лежащие в её основе. Он ориентировался на основы бытия, которые часто оказываются скрыты под спудом, но именно они держат всю конструкцию человеческого существования. Буковски интересует в человеке его "онтологический фундамент", ибо человек по своей сути един, несмотря на все различия в воспитании, образовании и культуре.

Личная жизнь

Чарльз Буковски был трижды женат. В первый раз женился в возрасте двадцати семи лет в 1947 году на Джейн Куни Бейкер. Бейкер была на десять лет старше своего мужа, к моменту их встречи она страдала алкоголизмом, что сблизило её с Буковски. Пара много скандалила и несколько раз расходилась, они развелись спустя восемь лет. В том же году (1955), писатель женится во второй раз на Барбаре Фрай, редакторе небольшого литературного журнала. С Буковски они познакомились посредством писем: Фрай восторженно приняла творчество поэта и захотела с ним увидеться, после чего у них незамедлительно завязались романтические отношения.

Брак с Фрай продлился до 1958 года. Спустя пять лет Буковски непродолжительное время встречался с Фрэнсис Смит, поклонницей его творчества, с которой он длительное время переписывался, пока в 1963 они наконец не встретились. От Смит у писателя родится дочь - Марина-Луиза Буковски; вскоре, однако, они разойдутся, так и не сочетавшись законным браком. "Вскоре после этого я получил от Фэй [под данным именем в романе "Почтамт" фигурирует Фрэнсис Смит] письмо. Она и ребёнок теперь жили в коммуне хиппи в Нью-Мексико. Славное местечко, писала она. Марина хоть сможет тут дышать. В письмо она вложила маленький рисунок, который девочка для меня нарисовала", - описывал Буковски их расставание.

Со своей последней женой, Линдой Ли Бегли, писатель познакомится в процессе написания романа "Женщины", случайно заехав в принадлежащую Бегли закусочную. (Согласно источнику, это было в 1976 году на чтении в месте под названием the Troubadour). До свадьбы их роман длился около семи (9?) лет; в 1985-м году они поженились. Журналистка "Village View" так описывала Бегли: "В девичестве Линда Бегли уехала из дому и основала ресторанчик здоровой пищи - такие во множестве усеивали весь Л. - А. в 1970-х годах. Хотя своё заведение в Редондо-Бич Линда закрыла в 1978 году, за два месяца до того, как "Хэнк" сделал ей предложение, она утверждает, что по сию пору даёт супругу советы о правильном питании. Ей удалось убедить его отказаться от красного мяса и существенно ограничить жидкий рацион вином и пивом".

Политический нигилизм

Писатель считал политику бессмысленной, Буковски никогда не голосовал. Он говорил следующее: "Политика - это как женщины: увлечёшься ею всерьёз, и в конце окажется, что ты эдакий дождевой червяк, раздавленный башмаком докера". Аналогичного мнения он придерживался касательно современных ему американских "левых": "Все они эдакие откормленные дурачки из Вествуд-Виллидж, только и делают, что лозунги голосят. Все радикальное подполье - это газетная шумиха, сплошная трепотня; и любой, кто туда заныривает, быстро отваливает к тому, что повыгодней". Также негативно Буковски отзывался о популяризации ЛСД, считая данное увлечение прерогативой "Недоумочной Массы"

Интересы

Помимо алкоголя, к которому Буковски испытывал тягу на протяжении всей жизни, двумя другими страстными увлечениями писателя были классическая музыка и игра на скачках.

Классическая музыка для Чарльза Буковски всегда была неотъемлемой частью творческого процесса. "Я люблю классику. Она есть, но её нет. Она не поглощает собой работу, но присутствует в ней". По словам писателя, одной из причин, по которой он так полюбил музыку, было то, что она помогала ему выжить; говоря о времени, описанном в "Фактотуме", Буковски вспоминал: "Хорошо было по вечерам возвращаться с фабрик домой, раздеваться, забираться в темноте на кровать, наливаться пивом и слушать". Любимым композитором писателя был Ян Сибелиус, которого Буковски ценил за "страсть, которая тебе фары вышибает".

В отношении скачек, преимущественно в начале писательской карьеры, Буковски говорил, что посещение ипподрома для него - вопрос исключительно финансовой заинтересованности; он считал, что это может позволить ему выигрывать столько, "чтобы уже не работать на скотобойнях, почтамтах, в доках, на фабриках". Впоследствии данное увлечение стало попыткой заменить пьянство, однако, она не сработала. Отношение к игре в дальнейшем претерпело изменение, и несколько лет спустя Буковски уже говорил, что скачки для него - стимул для писательства

Для Буковски бега стали испытанием - он говорил, что лошади учат, есть ли у человека сила характера; игру на скачках писатель называл "мучением", но всегда подчёркивал, что из них набирается материал. "Если я поеду на бега и меня там хорошенько тряхнёт, я потом вернусь и смогу писать. Это стимул", - Буковски отдельные эмоции испытывал не только от игры, но и от самих ипподромов; писатель говорил, что вглядываясь в лица, особенно проигрывающих, многое начинаешь видеть в ином свете

Характеристика творчества
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации