Психолого-педагогическая работа с семьей, ожидающей ребенка

скачать (66.9 kb.)

РЕФЕРАТ
Тема:
"Психолого-педагогическая работа с семьей, ожидающей ребенка"


Введение
Значимость психолого-педагогической деятельности, направленной на укрепление и коррекцию жизненной позиции женщины, ждущей ребенка, и членов ее семьи, трудно переоценить. Именно в этот период жизненного цикла семьи женщина является носителем новой жизни и должна приготовить на этом свете достойное место для своего дитя. От ее жизненной компетентности зависит, на какую роль она сама отныне сможет претендовать в семье (да и в обществе в целом). Иными словами, жизненная компетентность и уровень развития самосознания беременной женщины - это психологические условия, определяющие и ее собственное бытие в мире (качество жизни), и благополучие в судьбе ее детей.

Актуальность изучения психолого-педагогической помощи семьям, ожидающим ребенка, основана на разногласии между острой демографической ситуацией и увеличением количества детей сирот при существующих родителях, с увеличением числа жестоких обращений с детьми и не состоятельной психосоциальной помощи семьям и, прежде всего, женщинам.

Имеющиеся в научно - публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины - этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные ученные. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно - полезную деятельность и материнство, это сочетание все больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В., возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются ее практической готовностью к семейной жизни и материнству.

Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведет к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.

Психосоциальное и психопедагогическое направление деятельности с беременными женщинами и молодыми семьями только оформляется. Ищутся методы организации работы, апробируются новые технологии взаимодействия с семьями и женщинами, накапливается профессиональный опыт у практикующих психологов и педагогов.

Цель данного реферата - раскрыть формы и методы психолого-педагогической работы с семьями, ожидающими ребенка.

1. Формы психолого-педагогической работы с семьей, ожидающей ребенка
На современном этапе развития российского общества семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена исключительно медицинской заботой. Это важное достижение, однако существует ряд серьезных проблем, встающих перед семьями в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь.

Медицинская помощь преследует цель «получить» здорового ребенка, сохранив при этом здоровье матери. Ее недостаточно, потому что в начальный период развития закладывается не только физическое, но и психическое здоровье ребенка, а также такие важные характеристики личности, как отношение к себе и окружающим, эмоциональный и интеллектуальный потенциал, стереотип поведения при столкновении с трудностями и, в определенной степени, характер и судьба человека. Возникает осознание необходимости профилактики и коррекции нарушений психического развития родительско-детских отношений задолго до появления ребенка, когда может быть получен наибольший эффект. Для этого надо предоставить семье возможность обратиться к специалистам, которые помогут актуализировать чувства родительской ответственности и уверенности в себе, компетентности, приобрести знания в области обращения с младенцами; диагностируют и скорректируют на раннем этапе возможные отклонения в обращении матери с ребенком и обоих родителей с ним и друг с другом.

Медицинское обслуживание направлено на мать и на ребенка. Психолог рассматривает семью как систему, т.е. как целостное социально-психологическое и духовное образование, где у каждого свое место и своя роль. Родителям важно определить то место, на которое по праву претендует их будущий ребенок (он первенец? второй? третий?…); дать ему то имя, которое будет радовать его благозвучностью, а не обременять тяжестью наследственного долга, не обрекать на муки или мелкие неприятности; отвести ему ту территорию, которую он признает своей, и родители с этим согласятся; обеспечить его теми материально-бытовыми ресурсами, которые будут способствовать его развитию как полноценного человеческого существа определенного пола; защитить его от одиночества и других угрожающих его жизни факторов. Эти аспекты родительского поведения в отношении будущего ребенка слишком важны, чтобы их игнорировать и действовать бездумно. В связи с принятием женщиной и мужчиной новых социальных ролей, ответственности за ребенка, новых обязанностей, изменением отношений внутри семьи и семьи с обществом семейная система ввергается в кризис и обречена искать выход на новый уровень функционирования, чтобы избежать распада. В такой сложный момент многие семьи нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Иными словами, душевное состояние женщины, ее контакт с ребенком, психологический комфорт в семье являются такими же факторами формирования соматического и душевного здоровья ребенка, сохранения здоровья матери, как и те показатели, которые находятся в зоне пристального внимания медиков.

Задачи психологической помощи семье:

. воспитание чувства родительской ответственности;

. формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом;

. повышение психолого-педагогической компетентности: ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца; приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, о воспитании, в том числе в соответствии с полом;

. приобретение навыков саморегуляции, то есть овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности;

. диагностика готовности к материнству и родам (она может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследований отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателей глубины расслабления).

Направленность психологической помощи

Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) индивидуума.

Личностно-смысловой уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.

Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

Когнитивный уровень: передача знаний, обучение способам их получения.

Операционный уровень: формирование навыков уверенного поведения в родах, при уходе за ребенком, привлечения помощи со стороны членов семьи и родственников.

Психофизический уровень: обучение способам регуляции функциональных и психических состояний; использования средств аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.
2. Методы психолого-педагогической работы с будущими родителями
В работе с будущими родителями могут быть использованы следующие методы:

Тематические беседы.

Аутогенная тренировка.

Телесноориентированная терапия.

Арттерапия (рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, танец).

Ролевые игры.

Ланцбург М.Е. рекомендует сопровождать занятия демонстрацией тематических плакатов, манекенов, видеозаписей и прослушиванием аудиокассет с записями музыки и звуков природы, что усиливает эффективность психологической помощи.

Очевидно, что в практику работы с семьей, ждущей ребенка, психологу целесообразно положить гуманистический подход. Суть этого подхода сводится к тому, что психолог признает право как за собой, так и за другими людьми - за конкретной семьей, за будущей матерью, за будущим отцом на их свободный выбор поведения, на их самостоятельное свободное развитие. Он всего лишь источник информации и специалист по зеркальному отражению, создающий условия для своих клиентов, желающих увидеть свои супружеско-родительские цели, ресурсы и перспективы, а затем распределить полномочия среди членов своей семьи. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую с противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя восприимчивость и терпимость по отношению к инакомыслию и чужому мнению. Задача психолога - способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.

Принятие супругами родительской ответственности можно рассматривать в более широком контексте, чем ответственность за судьбу их конкретного ребенка. По сути, семья в рассматриваемый период являет собой связующее звено между прошлым и будущим нескольких семейных ветвей. Знакомя родителей с представлениями о движущих силах развития личности, подчеркивая право человека на самостоятельный выбор в каждый момент его жизни, рассматривая понятие семейного сценария и анализируя три состояния человека (родитель-взрослый-ребенок) в соответствии с теорией трансактного анализа Э. Берна, можно подвести будущих родителей к мысли о необходимости пересмотра собственных (часто бессознательных) установок в отношении роли и места ребенка в их жизни. Таким образом можно обусловить функционирование самосознания семьи на новом уровне, возможность принятия сознательных решений, исходя из их персональной ответственности за судьбу семьи, рода и поколений, которые будут жить после них.

Отрабатывая с родителями навыки обращения с ребенком, психолог особое внимание обращает на недопустимость манипулирования человеком. Восприятие ребенком себя самим зависит от отношения к нему родителей. Чтобы воспитать личность, родителям с самого начала следует относиться к ребенку как к субъекту, а это значит вести с ним диалог, уважать его желания и считаться с его особенностями, поощрять его инициативу и доверять его чувствам. И это значит, что в задачу психолога входит помочь им понять простую истину: ребенок - это не средство достижения родительских целей, даже если они в высшей степени благородные, а свободное существо, пришедшее показать миру свой способ жизнестроительства.

Особое внимание должно быть уделено воспитанию в клиентах уважения к природе и доверия к природному началу в человеке. Это связано с тем, что в процессе беременности и раннего развития человек оказывается во власти сил, которыми он не управляет, но которые управляют тем, что с ним происходит. Чтобы принять изменения, происходящие с телом в период беременности (которые часто сопровождаются неприятными ощущениями) и успешно, расслабившись, родить, женщине надо научиться полагаться на мудрую природу, доверять ей, слышать в себе голос природы. В реализации принципа природосообразности неоценимую поддержку женщине может оказать любящий муж, подчеркивающий свое восхищение ею в связи с изменениями, происходящими с женой в этот период. На занятиях уместно направить внимание женщины на наблюдение за процессами развития в природе, помочь ей подобрать индивидуально для себя такой звуковой ряд и такие зрительные образы, воспроизведение которых поможет ей расслабляться, или наоборот, получать дополнительный приток сил. Например, шум и картина водопада, яркие краски осени, лучи солнца дадут энергию, а щебет птиц, кваканье лягушек, шум картины зеленого луга, голубого неба, ощущения качания на волнах или облаках принесут успокоение. Научившись произвольно вызывать образы, создающие определенные настроение и состояние, женщина получает средства, для того чтобы легко расслабиться и набраться сил между схватками, а также за короткое время восстановить работоспособность, ухаживая за маленьким ребенком.

Такими простейшими способами релаксации женщина способна отвлечься от внешних раздражителей, целиком и полностью сосредоточиться на ощущениях от собственного тела и концентрировать внимание на ребенке. Это важно, так как психологическим условием успешных родов и фактором готовности к материнству является открытость женщины ребенку, что предполагает контакт с ним и наблюдение за его проявлениями, принятие ребенка таким, каким он на самом деле является, и отказ от собственных ожиданий в отношении ребенка.

Будущий папа участвует в сеансах релаксации вместе с мамой, что способствует лучшему пониманию состояния жены и ребенка.

Ряд занятий может быть посвящен овладению культурой телесного общения. Известно, что тактильный анализатор начинает функционировать у ребенка раньше других - к концу второго месяца беременности. По сути, главный канал общения родителей с младенцем - тактильный. Язык осязания - первый язык, доступный младенцу, на котором он получает информацию от родителей о том, что он желанен и любим, о том, что с его телом все в порядке, о том, что родители готовы защищать его и удовлетворять его потребности. 90% всех рецептов, а также биологически активные точки расположены на коже. Стимулируя кожу, мать способствует развитию мозга ребенка, улучшению работы внутренних органов малыша. Владение приемами телесной терапии помогает как расслабиться, успокоить ребенка, так и снять напряжение в семейных отношениях. Однако в нашей культуре долгое время не было принято совершенствовать навыки телесного общения. Российских бабушек советского периода учили не брать детей на руки без особой нужды, не баловать поцелуями. За 75 лет советской власти выросли три поколения со значительной долей шизоидности в личности, что мешает им и ныне быть счастливыми, т.е. устанавливать теплые, удовлетворяющие контакты с людьми, просто и ясно выражать свои подлинные потребности.

Отгороженность, замкнутость, настороженность, холодность оборачиваются подозрительностью, расчетливостью, ханжеством, назидательностью, одиночеством. Сегодня известно, что родительская ласка необходима ребенку с раннего возраста для его нормального развития. Горькая истина заключается в том, как показывают исследования, что детям, не имевшим достаточного тактильного и эмоционального контакта с родителями, трудно наладить контакт со своими детьми. Поэтому будущих родителей необходимо обучать навыкам оказания телесной поддержки, знакомить их с расслабляющими упражнениями и приемами массажа, что пригодится им как во время беременности и родов, так и в общении с ребенком, и друг с другом.

На занятиях искусством (арт-терапией) родители имеют возможность, во-первых, передавать свои переживания и освободиться от негативных чувств, во-вторых, позволить себе спонтанное выражение своего «я»; в-третьих, увидеть в каждом продукте творческого труда выражение индивидуальности автора.

Важно подчеркнуть значение родительского уважения к проявлениям детского творчества, поощрения ребенка за выдумку и оригинальность. Родителям важно понять: как они относятся к творчеству своего дитя и его играм, так он будет относиться к своей работе, став взрослым. В данном направлении будущие успехи человека определяются прежним опытом, т.е. опытом детства.

В ролевых играх родители имеют возможность отработать значимые ситуации из собственного детства, проявить себя в роли ребенка и каждого из родителей, предложить и разыграть свои варианты разрешения ситуаций. Затем, в результате группового обсуждения прийти к новому видению и пониманию мира детей и детско-родительских отношений. Ролевые игры, арт-терапия, телесноориентированная терапия имеют преимущества перед такими формами работы, как лекция и беседа, поскольку обеспечивают максимальную вовлеченность участников, заставляют их активно действовать, искать решения и высказывать свое мнение, одновременно получая обратную связь от других участников, выслушивать мнение со стороны о тех или иных проявлениях себя. Условия группового взаимодействия способствуют коррекции представлений о мире, о себе, о других людях и созданию более адекватного представления о своем человеческом и родительском предназначении.

В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой экосистеме, присутствуют созидательные и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения силы воздействия разрушительных факторов. Это означает, что энергетический потенциал семьи возрастает и семья может превратиться в самодвижущуюся систему, оздоравливающую своих членов. В таких семьях дети болеют редко. В семье есть «общее дело», в ней принято играть сообща в какие-то игры, вместе праздновать значимые события отдельных ее членов и т.п.
Заключение

психологический семья ребенок родитель

Многие проблемы, по поводу которых обращается к психологу молодая семья, зачастую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожидания рождения ребенка.

Переход к родительской роли обычно начинается с желания иметь детей. Как правило, решение зачать ребенка определяется совокупностью мотивов, часть из которых может не осознаваться супружеской парой. Эти мотивы взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одного из них.

Семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений и по мнению многих специалистов, становится уязвимой и нестабильно функционирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактом беременности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре.

В период беременности происходят переоценка ценностей и смысложизненных приоритетов, переориентация в плане выполняемых социальных ролей и взаимоотношений с другими людьми. Осознание и принятие факта беременности является отправной точкой для развития творческой адаптации к новой жизненной ситуации.

Обращение в психологическую консультацию супружеской пары, ожидающей появления ребенка, чаще всего связано с переживаниями и проблемами, возникающими у женщины в период беременности.

В настоящее время существуют различные формы и методы психолого-педагогической помощи семье, ожидающей ребенка, которые и были кратко отражены в данном реферате.

Список литературы
1. Акин А., Стрельцова Д. Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия. - М.: Генезис, 2009. - 637 с. (Серия «Счастье как образ жизни») - 2 изд., испр. и доп.

. Боровикова Н.В., Посохова С.Т. Психологическая помощь беременным // http://www.rusmedserv.com/psychpregn/physps.htm

. Брутман В.И. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 38-47.

. Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.

. Наумов А.В. Физиологическая психология беременности // http://www.rusmedserv.com/psychpregn/pswork.htm

. Прохорова О. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2006. - 224 с.


Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации