Работа социального педагога с семьёй, переживающей конфликт

скачать (405.8 kb.)

  1   2   3   4   5
Введение
Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.

Семья - группа людей, связанных брачными или (и) кровнородственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью [43, c.46].

Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья [50,c. 28].

Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства - различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.), т.е. изучались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака [10,c.46].

Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк и др.) [30,c.38]. На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А. Гурко и др. [2,c.39].

Все эти исследования объединены общей целью: изучить факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность браком, значения которых и позволяют судить о том, что лучше для супругов. Также очевидно, что большинство авторов, помимо значимости других факторов, подразумевают или открыто признают большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи. Поэтому исследования последних лет продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей как создавших свою семью, так и готовящихся к этому (В.С. Торохтий, 1966; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис 1999; В.Н. Дружинин, 2000; Н.Л. Москвичева 2000; Р.Г. Гурова 2000 и др.) [52,c.28].

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.

Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты - пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты - основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть» [45,c.57].

Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты - это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты.

При спорах и раздорах любая семья и взаимоотношения в ней могут сохраниться, дать трещину или распасться. Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт.

Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой.

Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Если же они не видят смысла сохранить их, то они не заинтересованы в его улаживании [9,c.43].

Ниже приведены данные опросов по поводу наиболее частых причин конфликтных ситуаций в семье. По мере убывания они представляются в таком порядке:

несходство взглядов, различие интересов 43,3%

разногласия по финансовым вопросам 35,4%

споры по вопросам воспитания детей 32,0%

ревность партнера 29,3%

отсутствие у партнера интереса к семье

и желания помогать по дому 14,4%

вмешательство родителей и родственников 12,8%- - отсутствие сексуальной гармонии 11,0%

алкоголизм партнера 11,0%

грубость партнера 7,9% [5,c.23].

Актуальность нашей темы состоит в угрозе распада семьи и своевременной помощи социального педагога. Многие исследования (в том числе, и наше), касающиеся института семьи и брака, являются актуальными, т.к. полученные знания могут обогащать как фундаментальные теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации отношений в семье.

Объект исследования: молодая семья как социальный институт.

Предмет исследования: семейный конфликт как поле деятельности социального педагога.

Цель исследования: изучить работу социального педагога с семьёй, переживающей конфликт.

Задачи:

. Изучить теоретическую литературу по вопросам деятельности социального педагога с семьёй, а так же изучить современную российскую семью как объект социальной работы, особенности семейных конфликтов и их последствия; Изучить поле деятельности социального педагога по профилактике конфликтов.

. Провести экспериментальное исследование:

тест-опросник удовлетворенности браком;

беседа «Причина конфликтов»;

тест «Хорошо ли Вы знаете своего супруга?».

по результатам констатирующего эксперимента провести ряд тренинговых занятий с супружескими парами.

. По результатам беседы и тестов сделать выводы и дать практические рекомендации супругам по вопросам внутрисемейного поведения.

Гипотеза: Мы предполагаем, что основными причинами конфликтов в семье являются:

Недостаточная осведомлённость друг о друге.

Личностное непонимание: различные взгляды и стереотипы поведения, а также представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, моральной и эмоциональной поддержки и т.д.

Проблема исследования: поиск средств и технологий, направленных на профилактику конфликтов между супругами.

Способы решения:

. Анализ литературы по вопросам семейных конфликтов.

. Экспериментальное исследование включает в себя 3 этапа:

а) констатирующий эксперимент:

тест «Хорошо ли Вы знаете своего супруга?» и его анализ;

анализ результатов методики «Удовлетворённость браком»;

анализ результатов беседы «Причина конфликтов».

б) формирующий эксперимент - ряд тренинговых занятий с 9 супружескими парами.

в) контрольный эксперимент:

анализ и выводы причин конфликтов в семье.

Научная новизна и практическая значимость исследовании состоит в попытке классифицировать причины конфликтов в молодой семье и в оказании своевременной консультативной и профилактической помощи супругам, в разработке ряда рекомендаций по улучшению семейных отношений.

Базой проведения исследования являлся Семейный центр «Ярославна» г. Чехов. В исследовании принимали участие 15 молодых супружеских пар проживших вместе от 1- 3 лет.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 52 источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей
.1 Современная российская семья как объект социальной работы
Семья - группа людей, связанных брачными или (и) кровнородственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое, более широкое понятие, сводят ко второму. Но семья - это не только супружеские связи, уходящие в глубь времён на несколько поколений, но и горизонтальные, то есть отношения между родителями и детьми, братьями, сёстрами и другими родственниками. В тоже время каждая семья создаёт собственную культурную среду в рамках общей культуры определённого народа, конфессии, государства [10,c.54].

Много написано о нуклеарной семье, знаменующий современный тип семьи. Само название происходит от латинского слова «нуклон», что означает «ядро». Понятие «нуклеарная семья» подразумевает семью с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них.

Меняется само представление о семье. Сегодня семья - это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике - это создание мультинуклеарной семьи, такая семья как и в предшествующих формах создаёт собственную субкультуру, но в отличии от прежних форм они представляются более открытыми для интегрирования разных культур [11,c.67].

К основным функциям в семье относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей, обеспечению биологического существования, пище, жилища, одежда; создание культурной непрерывности, в передачи новым поколениям общественно культурного наследия.

Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времён, создание условий для непрерывного развития человечества.

В своём единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений. Возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования их взаимодействия как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи, по тем или иным причинам, от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза её распада [34,c.34].

Семьи, социальное функционирование которых по каким либо причинам затруднено (например, по причинам внутрисемейных конфликтов) характеризуются как семьи социального риска. Ежегодно по данным Госкомстат, распадается 500-600 тыс. браков (данные на декабрь 2004).

Давно стала тривиальной фраза: «Семья - ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль и место семей в обществе, не разрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте - семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей.

Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом.

В 1992г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей [45,c.25].

Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.

Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.

Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством [23,c.23] .

В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.

В центрах реабилитации детей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь, а также их родителям. Осуществляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе [15,c.25].

В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.

Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой, устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната [26,c,26].

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.

Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного состояния [15,c.29].

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям, контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления, помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения.

В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль над процессом реабилитации и проводится работа с их семьями [15,c.30].

В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.

Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

К «группе риска» относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100 тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где они живут, могут работать или продолжать учебу [15,c.34].
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации