Развитие малого бизнеса в России и Ульяновской области

скачать (426.5 kb.)

  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ


Тема: Развитие малого бизнеса в России и Ульяновской области
Автор дипломного проекта Е.Ю. Пахалина

Специальность 080507 «Менеджмент организации»
Специализация
Руководитель проекта В.В. Кузнецов

Консультанты по разделам:
Экономическая часть В.В. Кузнецов

Экологическая и правовая часть А.Н. Чекин


Допустить к защите:

Зав. кафедрой

______________________________

(подпись, инициалы, фамилия) _______________________________

(число, месяц, год)


Ульяновск, 2005г.

Содержание



Введение

Глава 1 Место малого бизнеса, предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов России.

1.1 Роль и состояние развития малого бизнеса на современном этапе развития

1.2 Малый бизнес и социально-экономические проблемы развития

1.3 Состояние развития малого предпринимательства Ульяновской области

Глава 2 Развитие малого предпринимательства в информационно-справочной сфере

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Взаимообусловленность развития информационно-справочной сферы и экономики Ульяновской области

2.3 Перспективные планы руководства

Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию состояния малого бизнеса и выбор мероприятий по их реализации

Глава 4 Организационно-экономическая часть

Глава 5 Экологическая часть

Заключение

Список использованных источников

Приложения

3
6
6
15
24
34

35
37

39
49

58

65

71

74
77



Введение
В конкретных российских условиях конца XX — начала XXI веках малые предприятия создавались двумя путями: 1) выделение струк­турных подразделений из крупных и средних предприятий, при ко­тором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность; 2) образо­вание малых предприятий на основе личной инициативы предпри­нимателей — частных или юридических лиц.

При выделении структурного подразделения и его состава крупного предприятия, прежде всего принимается решение трудового коллектива этого подразделения о его выделении и создании на его базе малого предприятия. Такое решение оформляется протоколом общего собрания данного структурного подразделения. Далее, необходимо согласие собственника имущества о выделении из его состава подразделения как малого предприятия. Такое соглашение. Как правило, оформляется приказом руководителя предприятия, из состава которого выделяется новое малое предприятие.

Собственник имущества выступает в качестве учредителя малого предприятия. Подписывается учредительный договор, в соответствии с которым малое предприятие берет на себя обязательство выполнять требования учредителя, а учредитель дает определенные гарантии содействия малому предприятию. После этого разрабатывается устав предприятия, в котором указываются вид и сфера деятельности, уставный капитал, учредители, их доля в уставном капитале, почтовый адрес, телефон предприятия. Затем в местный орган власти подаются подготовленные учредительные документы и заявление с просьбой о регистрации предприятия. После регистрации предприятие открывает расчетный счет в банке, встает на учет в Государственной налоговой инспекции, в органах статистики, внебюджетных фондах и становится полноценным юридическим лицом.

При создании нового предприятия с нулевого цикла, прежде всего, возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности. Может быть создано индивидуальное частное предприятие или товарищество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо – один человек, во втором – коллектив участников. Дальнейшее оформление соответствует указанному выше порядку по регистрации субъектов предпринимательства.

Предпринимательство в Ульяновске развивается последние 10 лет, активно завоевывая все новые и новые рыночные ниши. Его сущ­ность в стремлении каждого человека улучшить свое материаль­ное положение способствует тому, что предпринимательство полу­чает широкое распространение.

Экономическая свобода привела к пояснению огромного числа людей, желающих создать свое собственное дело. Стимулирует пред­принимательство и безработица: многие служащие бывших госу­дарственных предприятий и учреждений были вынуждены уйти в сферу малого предпринимательства, потеряв работу.

Таким образом, предпринимательство, с одной стороны, - это образ жизни, а с другой - возможность получения средств к существованию. Его главным мотивом является прибыль. Но, всякий раз являясь индивидуальным, «штучным» явлением, пред­принимательство в силу своей массовости играет важную роль в рыночной экономике, поскольку, заинтересованность в производительности труда отдельных лиц увеличивает благосостояние всего общества.

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний.

За словами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъект рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятное условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если она не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.

Работа в рыночной экономике выдвигает перед предпринимателями и менеджерами требование высокой компетентности при осуществлении бизнеса. Как подготовить и начать свое дело, каков механизм функционирования и фирм, в чем суть и движущая сила конкуренции, как построить взаимоотношения предпринимателя с хозяйствующими партнерами, в чем стоит ответственность предпринимателя.

В настоящее время предпринимательство практически полностью зависит от чиновничества. Сегодня во власти чиновников такое количество вопросов, что они при желании могут «задавить» любого предпринимателя. В компетенции некоторых чиновников находятся вопросы проведения проверок деятельности предпринимателей, и если какой-либо чиновник пожелает, предпринимателя могут достаточно длительное время проверять различные организации, которых у нас в области больше чем достаточно. Говорить о последствии таких проверок излишне. Даже если никаких нарушений в работе нет, проверка – это испорченные нервы, простой в работе, необходимость дачи объяснений и предоставленная документов.

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены, прежде всего, наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

Глава 1 Место малого бизнеса, предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов России

1.1 Роль и состояние развития малого бизнеса на

сорменном этапе развития
Малые предприятия — это коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм, которые занимаются предпринимательством в небольших масштабах и соответствуют определенным требованиям за­кона.

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации, в уставном капи­тале которых:

- доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и
религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

- доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не пре­вышает 25%;

- и в которых средняя численность работников за отчетный период не
превышает определенных предельных уровней в зависимости от сферы
деятельности организаций.

Численность работников малых предприятий в про­мышленности, строительстве, на транспорте не должна превышать 100 человек, в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслу­живании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществле­нии других видов деятельности — 50 человек.

Для того чтобы попасть в категорию малых предприятий, необходимо соблюдение одновременно двух критериев:

- относительная экономическая независимость от других лиц;

- определенная численность работников.

К числу малых могут относиться только хозяйственные общества — АО, ООО, ОДО, — поскольку только эти коммерческие организации име­ют уставные капиталы. В товариществах — капиталы, складочные капита­лы, в производственных кооперативах — паевые фонды. К субъектам малого предпринимательства не относятся все некоммерческие организа­ции, имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы.

Вышеперечисленные критерии отнесения к малым предприятиям со­держатся в Федеральном законе от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государствен­ной поддержке малого предпринимательства» [1, С.323].

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские группы организуются но форме малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы кон­курировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преиму­щества малого предпринимательства:

- большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирова­ния на спрос рынка;

- мобильность при выполнении работ, связанных с внедрени­ем отдельных образцов новой техники, изобретений;

- более экономичное использование ресурсов, в том числе вто­ричных;

- снижение косвенных расходов, связанных с содержанием - управленческих непроизводительных структур;

- повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу успешно решать ряд производственно-хозяйственных задач:

- ускорять заполнение товарного рынка требующимися потре­бителям изделиями;

- ускорять внедрение несложных научно-технических дости­жений;

- полнее удовлетворять потребности экономики страны и на­селения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

- налаживать выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конеч­ных результатах труда.

В последние десятилетия в промышленности индустриально раз­витых стран проявилась тенденция к оптимизации размеров предприятии, сосредоточенных на одной территориальной площадке. В связи с падением серийности производства и разбуханием номен­клатуры производимых изделий меняется роль и место предприни­мательства. Развитие новых несложных производств, второстепен­ные производственные операции, разного рода обслуживание по­степенно передаются крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализа­ции добиваются значительных успехов в своей деятельности. Сло­жился своеобразный симбиоз монополий, мелких и средних фирм в обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разде­ление труда позволило повысить общую рентабельность производ­ства, как монополий, так и малого бизнеса. Трудности. с которы­ми в первую очередь столкнулось малое предпринимательство, — это недостаточная поддержка со стороны государственных органов, беззащитность перед произволом чиновников, различного ранга и прямым рэкетом. Серьезной помехой оказалось отсутствие достовер­ной и полной информации 6 положении на рынках сбыта продук­ции и материально-технического обеспечения производства. Ослож­няют работу недисциплинированность поставщиков и потребителей, вопросы взаимных расчетов, сложности правового обеспечения, вы­сокая стоимость оборудования и относительно небольшие суммы финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие, дорого­визна получения кредита. Особенно тяжелое положение сложилось с поставками сырья, материалов и других производственных ресур­сов, поскольку мелкие партии, которые требуются для небольших объемов производства, не представляют интереса для поставщиков. Естественно, что все эти трудности препятствуют эффективной дея­тельности малых предприятий.

Неразвитость малого производственного предпринимательства отражает недостатки в структуре российской экономики. Насыще­ние рынка товарами мелких партий, развитие сферы производствен­но-технического и бытового обслуживания вблизи жилых массивов и дорожных магистралей — это одна из сфер деятельности малого предпринимательства. Развитие малых городов, поселков, сел немыслимо без участия малых производственных предприятий. Их со­здание снижает социальную напряженность, возникающую в ре­зультате роста безработицы, обусловленной научно-техническим прогрессом. Малые фирмы и создаваемые на их основе различные художественные и кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между цент­ром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения. Чрезмерная концентрация производства в Совет­ском Союзе (как и в ряде других стран) стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения и полного исчезновения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города, где создалась неразрешимая хроническая проблема жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности.

Перед малым предпринимательством реально может ставиться задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а за­полнения свободной ниши, образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гиганта­ми, в том числе и в небольших поселениях. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как пра­вило, в сотни и тысячи раз больше, чем крупных поставщиков, пос­ледние не могут в полной мере удовлетворить индивидуальные запро­сы каждого потребителя. Крупные поставщики ориентируются в ос­новном на усредненные стандарты и потребности, из которых выпадает значительная часть неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть ниша для малого предпринимательства. Есть примеры, когда, заполним пустующие ры­ночные ниши, малые предприятия открывают колоссальный рынок сбыта и постепенно сами становятся гигантами производства.

Безусловно, без централизованной государственной поддержки примеры удачного выбора ниши предпринимательской деятельно­сти скорее могут быть исключением из правила. Большинству мел­ких фирм не удается долгое время удерживаться на рынках, лишь некоторым из них случается выйти в разряд крупных. Часто они или сливаются в более крупные предприятия на основе долевого (акционерного) участия, или поглощаются крупным капиталом, или разоряются [3, С.87]. Практически во всех странах, в том числе развивающихся и индустриально развитых, малому предпринимательству устанавливаются определенные льготы и оказываются государственная поддержка. Это связано с тем, что удельные издержки производства и обращения у небольших фирм, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Однако, когда, малое предприятие с годовым оборотом 100 тысяч долларов тратит на рекламу 5 тысяч долларов – 5% к обороту. Другое дело, когда фирма с оборотом допустим, 1 миллиард долларов расходует на рекламу 100 тысяч долларов в 0,1% к обороту. Конечно, рекламная компания, организованная крупной фирмой за 100 тысяч долларов, окажет большее воздействие на покупателей, чем реклама малого предприятия.

Без помощи государства малые предприятия не могут существовать и конкурировать с монополиями, которые устанавливают полный контроль над рынком. Ценами, качество отдельных товаров в ущерб потребителям. Поэтому малым фирмам в большинстве стран обычно предоставляются льготы по налогообложению и кредитам, а также привилегии в получении информации [30, С.307].

Роль малого предприятия в рыночной
  1   2   3   4   5   6



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации