Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

скачать (9656.6 kb.)

  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики


Курсовая работа

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении



Исполнитель

Перминова Ольга Владимировна,

студентка 533 группы

заочного отделения

Научный руководитель:

Иваненко М. А. канд. пед. наук,

доцент кафедры социальной педагогики

Екатеринбург 2011г.
Оглавление
Введение

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

.1 Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста

.2 Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе

.3 Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

.2 Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

Заключение

Список использованной литературы

Приложения
Введение
В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.

Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одарённости, особенностями её развития являются положения о том, что:

одарённость проявляется и развивается в творческом обучении;

одарённость является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности.

Для исследования структуры высокой одарённости принципиальное значение имеют фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий [19].

Большое значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в начальной школе.

В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении одарённости: 1) разработка многофакторных моделей одарённости; 2) изучение возрастных особенностей развития одарённости, познавательной активности [32].

Результаты этих исследований уже внедряются в школьное образование. Разработаны программы междисциплинарного дифференцированного обучения детей: «Одарённый ребёнок», «Лидерство».

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одарённости. Разработана концепция творческой одарённости, в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одарённости проводятся исследования по изучению развития способностей и одарённости в младшем школьном возрасте.

Большое внимание уделяется расширению средств диагностики творческих и интеллектуальных способностей. Наряду с известными методиками диагностики интеллекта создаются новые методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей. Всё это даёт реальную возможность достаточно надёжно выявлять уровень развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

При этом целый ряд проблем до сих пор остаётся недостаточно изученным. Это касается влияния содержания обучения на развитие способностей, динамики развития общих и специальных способностей, дифференциации детей младшего школьного возраста по типу одарённости и т.д.

Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одарённости, полнее раскрыть механизмы его развития в условиях специального обучения, разработать методы и приёмы обучения, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одарённого ребёнка[31].

Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении»

Объект исследования: одарённость у детей как социальное явление

Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении.

Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

Задачи исследования:

). изучить психолого-педагогическую характеристику одаренных детей младшего школьного возраста

). раскрыть понятия «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе

). определить социально-педагогические направления, способствующие развитию одаренности

). проанализировать деятельность МБОУ - СОШ по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

). апробировать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения

Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - анкетирование, опрос, тестирование.

База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №168 города Екатеринбурга.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста
.1 Психолого-педагогическая характеристика одарённости детей младшего школьного возраста
Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека - никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые - родители и учителя - часто не замечают, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских и учительских забот, общаясь с детьми младшего школьного возраста. Что же происходит в этот тихий период человеческой жизни?

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего школьного возраста. Так или иначе, школа является важнейшим социальным пространством, где разворачиваются жизненные события ребёнка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития [1].

Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного «Я». Границы собственного психологического пространства ребёнок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребёнка с другими людьми.

Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Мера правильности, требование соблюдать её - основа развития морального сознания ребёнка, направленного на сохранение и развитие границ психологического пространства за счёт укрепления его непрозрачности для других [1].

Ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу делает детей этого возраста сензитивными к освоению технологии осуществления правильной, нормальной жизни - они легко и охотно учатся тому, что имеет воплощённый в «хорошем» (правильном) предмете результат, соответствующего их представлениям о реальных вещах, которые могут заполнить их психологическое пространство.

Умелость ребёнка, разворачивающаяся в предметной деятельности, не обязательно проявляется в социальных отношениях или в школе, она становится той школой в школе, которую приходится осваивать по специфическим законам [3].

Школьное детство - новая ступень в формировании индивидуальности ребёнка. Содержание её кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научиться организовывать своё поведение в соответствии с этими свойствами.

С поступлением ребёнка в школу происходят изменения и в его отношениях с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей младшего школьного возраста отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребёнка, у большинства детей к III-IV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности [1].

Младший школьный возраст - это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребёнка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учебной деятельности происходит перестройка познавательных процессов, формирование произвольности, продуктивности и устойчивости, развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного восприятия, наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлечённое словесно-логическое и рассуждающее мышление на уровне конкретных понятий.

Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать развитие саморегуляции, произвольности поведения, что становится важным качеством личности ребёнка [3].

У младшего школьника происходит развитие рефлексии, формируется внутренний план действий, формируются отношения в учебном коллективе.

Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа. Младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге с взрослыми.

Всё новые требования, новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть [1].

Необходимо отметить, что одарённые дети имеют ряд особенностей от обычных детей, которые рассмотрим несколько подробнее.

Одарённые дети заметно отличаются повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с высокой степенью неопределённости не подавляют, а, напротив, стимулируют активность ребёнка. Решение проблем такого рода требует поиска разных подходов, часто необходима интуиция, озарение и другие специфические характеристики продуктивного мышления [17].

Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности).

Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые альтернативные стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления - явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности, характерной для одарённых детей.

Лёгкость генерирования идей, или беглость мышления. Большое количество идей характерно для одарённого ребёнка как реакция на проблемную ситуацию. Возникающие идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов. Беглость мышления может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Лёгкость ассоциирования. Проявляется в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными событиями, далёкими по содержанию. Одарённый ребёнок способен значительно продуктивнее, чем обычные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, и эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны.

Высокая степень концентрации внимания. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям [17].

Ребёнок часто бывает, поглощён заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причём заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Отличная память. Способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одарённости. Одарённые дети часто удивляют окружающих своим умением запоминать. Но следует иметь в виду, что преимущества одарённого ребёнка обеспечиваются не столько большим объёмом хранящейся в памяти информации, сколько способностью быстро извлекать из памяти нужную информацию.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия до его осуществления. Эта способность в значительной степени зависит от наличия и степени развития таких характеристик одарённого ребёнка, как гибкость мышления, лёгкость генерирования идей, склонность к задачам, имеющим множество решений. Интегральный характер данного свойства позволяет считать его одним из основных при определении одарённости. Способность к прогнозированию обнаруживается не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Способность к оценке обеспечивает самодостаточность ребёнка, уверенность в своих силах, определяя этим его самостоятельность, независимость и другие качества [19].

Таким образом, можно сделать вывод. Одарённые дети заметно отличаются повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа.

Эти задачи стимулируют активность ребёнка, требуют поиска разных подходов: оригинальность мышления, гибкость мышления, лёгкость генерирования идей, или беглость мышления, лёгкость ассоциирования, высокая степень концентрации внимания, отличная память, способность к прогнозированию, способность к оценке.
1.2 Понятие «одарённость», «одарённые дети» в научной литературе
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки одаренности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент.

Одним из пионеров экспериментального подхода к изучению проблемы одаренности был выдающийся английский антрополог сэр Френсис Гальтон. Он, безусловно, заслужил почетное право на особое место в истории психологии одаренности детей [35].

Ф. Гальтон первым попытался доказать, что одаренность - результат действия наследственных факторов.

Для решения этих задач им была создана специальная отрасль знаний евгеника (от греческого - рождение более лучших). Основная задача медицинской генетики - изучение механизмов наследования, в то время как евгеника разрабатывает, в первую очередь, проблемы искусственной селекции применительно к человеку.

До сих пор всем нам часто приходится слышать о тестировании на интеллект. Как соотносится идея этого тестирования с современными представлениями об одаренности? Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к истории психологии [20].

Период интенсивной разработки идеи интеллектуальной одаренности охватывает время от начала до второй половины XX века. И в науке и в быту существует множество трактовок понятия интеллект, но, несмотря на это, термин интеллектуальная одаренность в психологии приобрел относительно ясный смысл и тесно связан с пониманием, сформировавшимся в результате развития специальной области психологии - психометрии. Особое место в разработке этой отрасли психологии принадлежат: французскому ученому Альфреду Бине.

В 1904 году во Франции по заданию министра общественного права была сформирована комиссия для разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка. Эти тесты должны были стать основанием для оценки степени задержки в умственном развитии и принятия решения о дальнейшем обучении этого ребенка, что позволило бы детям с умственными расстройствами получать адекватное образование. Французский ученый Альфред Бине совместно со своим коллегой Теофилом Симоном разработал тесты, удовлетворявшие требованиям комиссии.

Получалось так, что значительная часть предлагаемых заданий выявляла не столько способность мыслить, сколько информированность ребенка, уровень его обученности. И второе - практически все задачи были направлены на выявление степени развития логического мышления, в то время как для творческой деятельности требуется не столько развитое логическое мышление, сколько способность мыслить альтернативно, творчески. При этом показатель, который рассчитывался в итоге, рассматривался как универсальная характеристика общих умственных способностей и именовался коэффициентом интеллекта - IQ [20].

Нельзя не отметить, что А. Бине, как и некоторые его современники и последователи, прекрасно понимал, что об умственной одаренности, об интеллекте человека (ребенка) следует судить не только по тому, что он может сделать на основе следования алгоритму, жесткой формальной логике. Настоящий интеллект проявляется более всего в ситуациях самостоятельного выбора, приобретения, открытия новых знаний, в способности к переносу этих знаний в новые ситуации, при решении оригинальных, новых проблем. Но разработанные им методики еще не позволяли выявлять данные качества.

Основные составляющие детской одаренности

Некоторые ученые и в наше время, как когда-то Ф. Гальтон, под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей.

Генетический дар в его чистом виде существует лишь теоретически, в реальной жизни перед нами всегда сложный сплав генетического дара с многочисленными влияниями среды. С момента рождения они сливаются, и четко отделить одно от другого уже практически невозможно. Этот сплав природного дара и влияния внешних факторов обычно и попадает в поле зрения специалистов, измеряющих и оценивающих одаренность [24].

Некоторое время тому назад многие ученые, а вслед за ними и простые люди считали, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет. И даже более того, этот дар обязательно где-то проявится. Но исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Реальная одаренность - не просто какой-то застывший божественный или генетический дар, она постоянно эволюционирует. Дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, а потому непрерывно меняется.

Следующий важный момент, который нам надо отметить, это то, что одаренность - всего лишь потенциал, что может привести к успеху, а может и не реализоваться. Потому-то и в обществе ценится не сама одаренность, не то, у кого какой умственный потенциал, а то, что достиг тот или иной человек [25].

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно этой концепции одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Суть ее хорошо иллюстрирует предложенная автором схема [19].

Рассмотрим основные составляющие его модели.

Мотивация. Мотив (от французского motif - побудительная причина) - психическое явление становящееся побуждением к деятельности [16].

По мнению Дж. Рензулли, одаренного ребенка от других в плане мотивации отличает преданность задаче. Иначе говоря, в его мотивационно-потребностной сфере доминируют (преобладают) мотивы, связанные с содержанием самой деятельности.

Многие психологи склонны считать, что ключевой характеристикой потенциала личности следует считать именно мотивацию, а не интеллект и не креативность.

Креативность (творчесткостъ). Некоторые отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования креативности как некой универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. По их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих. Но чаще всего при оценке креативности учитывают четыре.

Продуктивность, или «беглость», - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто мало продуктивен.

Гибкость - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, час далеким по содержанию.

Оригинальность - один из основных показателей творчесткости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Интеллект (способности выше среднего уровня). Большая часть видов деятельности требует того, что называют интеллектом и обычно определяют по системе IQ.

Но в ряде работ Дж. Рензулли вместо слова интеллект обозначены способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Необходимо то, что называют обычно способностями выше среднего уровня. Представленная концепция одаренности дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее развитие, на что ориентироваться в обучении и воспитании. Но все же при ее рассмотрении возникает ряд проблем. Например: кого можно считать одаренным. Того, кто по всем трем параметрам превосходит норму, или достаточно учесть лишь один или два? Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, а даже того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации