Изучение творчества М. Горького и А. Куприна на уроках литературы в 11 классе

скачать (156 kb.)

  1   2   3
Тема урока: Максим Горький «Старуха Изергиль» (1895 г.)
Цели урока:

1) Познакомить учащихся с романтизмом М. Горького

2) Охарактеризовать образ героев рассказа

) Рассмотреть композицию рассказа

) Сделать выводы

Главная проблема урока: Сколько глав в рассказе и почему они расположены именно в такой последовательности: Легенда о Ларе, жизнь старухи Изергиль, легенда о Данко

Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения

План урока:

. Организационный момент (1 минута)

. Постановка проблемного вопроса (3 минуты)

. Романтизм Горького (8 минут)

. Работа с образами героев рассказа (24 минуты)

. Ответ на проблемный вопрос (7 минут)

. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 минуты)
Ход урока
Учитель: Здравствуйте. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль», написанным в 1895 году. Запишите тему урока (ученики записывают тему урока с доски в рабочие тетради). Сегодня нам нужно ответить на проблемный вопрос урока (вопрос написан на доске): сколько глав в рассказе «Старуха Изергиль» и почему они расположены именно в такой последовательности: Легенда о Ларе, жизнь старухи Изергиль, легенда о Данко. Почему же автор именно так расположил части рассказа, а не иначе? Давайте выскажем свои предположения по этому вопросу (ученики высказывают свои мнения). А правильность ваших предположений мы проверим в ходе нашего урока.

Учитель: С чего начинается рассказ? Какая картина предстает перед нами в самом начале рассказа - обыкновенная или необычная? (доказать свое мнение примерами из текста произведения)

Ответ: Повествование начинается с изображения виноградника. Горький погружает читателя в некую таинственную среду (см. в тексте): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевал волос женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными…»

Учитель: Мы видим таинственную романтическую картину. Итак, мы с вами подошли к романтизму. Запишите в тетрадях подзаголовок: Романтизм Горького. Вспомните, мы с вами говорили о противопоставлении двух миров: мира вечности и мира земного, т.е. мира идеального и мира реального. Так вот романтизм предлагал своё понимание героя и действительности и подчеркивал разрыв между этими мирами: один мир - лучший, т.е. истинное духовное царство в душе героя, другой мир ему противоположный - мир действительности вокруг героя. Такая ситуация освещает тему добра и зла, свободы и несвободы (учащиеся перерисовывают схему с доски):
Гармония Хаос
Герой мир действительности

Духовное царство

(мир лучший)

Материал для записи в тетради:

Герой романтизма - всегда гений, пророк, исключительная личность. Он предпочитает вечное - данному, текущему, неосуществимое - доступному. Он включен в среду жестоких соплеменников, стремится к свободе, которая является для него высшим благом.

Учитель: Скажите, а в рассказе герои - романтические личности или обыкновенные люди?

Ответ: Герои в рассказе - романтические личности, т.к. все они стремятся к свободе.

Учитель: Теперь рассмотрим всех героев рассказа. Начнем с образа самой старухи Изергиль. Запишите подзаголовок в тетрадях: Образ старухи Изергиль. Итак, Изергиль является главной героиней рассказа. Когда и при каких обстоятельствах в рассказе появляется образ Изергиль? (найти в тексте)

Ответ: Образ Изергиль появляется в 1 главе рассказа

Учитель: Давайте найдем в рассказе образ старухи и зачитаем

Ответ: «Время согнуло ее пополам…», «Её скрипучий голос звучал так, будто это роптали все забытые века…»

У.: Какие два слова, близкие по смыслу, повторяются в портрете Изергиль?

О.: Слова «Время» и «Века»

У.: Упоминание этих двух слов и сам портрет старухи намекают на то, что эта женщина стара и мудра и расскажет такую же старую и вечную мудрость.

А что говорится в рассказе о жизни старухи и откуда мы узнаем о фактах из ее жизни?

О.: Изергиль сама рассказывает о своей жизни во 2 главе произведения

У.: Что же является главным в жизни этой старухи?

О.: Любовь, страсть - единственная сфера жизни, где эта женщина себя реализует

У.: Почему же Изергиль не могла жить как все женщины: выйти замуж, родить детей…?

О.: У нее было много мужчин, но в ее рассказе часто звучит слово «Скучно». Значит в том, как она понимает жизнь и любовь не может быть места привычке и однообразию

У.: А чем Изергиль гордится и что она ценит превыше всего в жизни?

О.: Выше всего она ценит свободу и с гордостью заявляет. Что никогда не была рабой (см. эпизод про венгра)

У.: Каковы же судьбы тех мужчин, с которыми Изергиль была знакома? Как она с ними поступала?

О.: Старуха относилась к мужчинам жестоко, бесчеловечно, бессердечно и думала всегда только о своей выгоде

У.: Смогла ли Изергиль полюбить по-настоящему? кого?

О.: Она любила венгра несмотря на свою гордость. Он над ней смеялся, но она смогла переступить через себя и помогает ему бежать из плена

Вывод. Материал для записи в тетради:

Старуха Изергиль изменилась, прошла путь от эгоистической любви к себе до совершения подвига и самопожертвования. Следовательно, происходит эволюция образа Изергиль.

У.: Итак, Изергиль рассказывает две легенды: о Ларе и о Данко. Рассмотрим первую легенду и образ Лары (глава 1). Кто такой Лара и какими чертами характера он наделен?

О.: Лара - сын орла и земной женщины. Черты его: гордость, себялюбие, эгоцентризм. Он наделен говорящим именем (Лара - значит «отверженный»)

У.: А почему Лара оказался отвергнут людьми?

О.: Он убил девушку, которая ему отказала в любви

У.: А как бы поступил Лара в данной ситуации будь он человеком?

О.: Спросил бы ее согласия, согласия ее семьи

У.: А как Лара поступает? Как человек или как хищник?

О.: Как хищник

У.: А почему же люди тогда его не убили?

О.: Если бы они его убили, то сами поступили бы как хищники, а не как люди. Поэтому они избирают для него справедливое наказание, ему дают возможность стать человеком, осознать свое поведение, т.к. он считал себя выше остальных людей, избранным. Он эгоистичен.

У.: Переходим ко второй легенде - легенде о Данко. Скажите, кто такой Данко и какими чертами он наделен?

О.: Данко - обычный человек, живущий среди других таких же людей. Черты его: гуманизм, сила духа, храбрость, уверенность в себе, самопожертвование

У.: Вот Данко совершает подвиг. А зачем? Какой смысл был ему совершать подвиг ради людей, которые его не оценили?

О.: Он хотел, помочь людям. В этом состояла его задача и он ее выполнил. Он добился, чего хотел - помог людям выйти из леса, но ценой собственной жизни. Ну а то, что люди не оценили этого поступка - это уже другой вопрос - вопрос нравственности

У.: Можно ли сказать, что о подвиге Данко все забыли и никто его не помнит?

О.: О его подвиге не забыли. Об этом подвиге помнят те люди, которые рассказали эту историю Изергиль, значит не зря был совершен этот подвиг (искры, которые видят старуха и автор)

Вывод: Подвиг Данко не бессмысленен, его помнят. Он совершил подвиг ради людей. Но эти люди, к сожалению, так и не смогли оценить этот великий поступок Данко.

У.: А теперь вернемся к нашему проблемному вопросу: почему же именно в такой последовательности расположены главы рассказа?

О.: Композиционно рассказ состоит из трех глав. Каждая из этих глав имеет общую цель - наиболее полно создать образ главного героя рассказа - образ старухи Изергиль, показать путь ее эволюции от эгоизма - к самопожертвованию, путь, который Изергиль прошла от Лары до Данко, Она проходит этот путь, переступает через свою гордость и совершает подвиг, спасая из плена любимого человека. Поэтому все три части рассказа имеют одну цель - стремление автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Автор дает две концепции жизни: 1) Только брать - как Лара

) Только отдавать, жертвовать собой - как Данко. Следовательно, существуют люди такие, как Данко и такие, как Лара. Поэтому Горький хочет чтобы вы, читатели, задумались над тем, кем являетесь вы и как поступаете - как Лара эгоистически. Или же как Данко - помогаете людям.

Беседа с учениками о нравственности

Подведение итогов урока:

Вывод - в рассказе «Старуха Изергиль» Горький поднимает проблему нравственного выбора - люди продолжают жить двояко (как Лара и как Данко).

Домашнее задание: написать, чем схожи образы Лары и Данко и в чем их различия, в учебнике на стр. 86 письменно ответить на вопрос №3.
Список использованной литературы
1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

. Максим Горький «Рассказы». - М.: Художественная литература, 1983. - 446 с.

Тема урока: Максим Горький. Босяцкий цикл: «Челкаш» (1895 г.),

«Мальва» (1897 г.)
Цели урока:

1) Рассмотреть образ босяка в рассказах М.Горького

2) Проанализировать рассказ «Челкаш»

) Проанализировать рассказ «Мальва»

) Сделать выводы по босяцкому циклу М.Горького

Главная проблема урока: В рассказах М.Горького босяки - герои или жертвы?

Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения

План урока:

. Организационный момент (1 минута)

. Проверка домашнего задания (7 минут)

. Постановка проблемного вопроса (3 минуты)

. Работа с образами героев рассказа «Челкаш» (20 минут)

. Работа с образами рассказа «Мальва» (10 минут)

. Ответ на проблемный вопрос (3 минуты)

. Подведение итогов урока, домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством Максима Горького и рассмотрели его рассказ «Старуха Изергиль». Начнем наш сегодняшний урок с проверки домашнего задания по этому рассказу. Дома вы должны были ответить на вопрос №3 в учебнике на странице 86. Вам нужно было найти в рассказе романтические гиперболы. Давайте вспомним сначала что такое гипербола? (опрос учеников)

Ответ: Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющая цель - усиление выразительности.

У.: обратимся к рассказу. Какие гиперболы вы нашли?

О.: 1) В лесу стало так темно, словно в нем собрались сразу все ночи (легенда о Данко)

) В его глазах было столько тоски, что можно было отравить ею всех людей мира (легенда о Ларе)

) В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары (легенда о Ларре)

Вывод: в данных гиперболах мы видим контрастное сочетание реального и фантастического, наличие контрастного сопоставления.

У.: На прошлом уроке мы с вами говорили о героях легенд в рассказах Горького, которые способны на подвиги. Сегодня мы поговорим о других героях рассказов Горького, героях из народа - о босяках. Итак, запишите в тетради тему сегодняшнего урока: Максим Горький. Босяцкий цикл: «Челкаш», «Мальва» (тема урока написана на доске). Скажите, а кто такой босяк?

О.: Босяк - это человек из народа, опустившийся. Нищий человек из деклассированных слоев общества

У.: Сегодня перед нами стоит проблемный вопрос (вопрос записан на доске): в рассказах Горького босяки - герои или жертвы? Давайте выскажем свои предположения (учащиеся называют свои мнения). К концу урока мы посмотрим, кто из вас был ближе всего к истине.

Материал для записи в тетради:

Босяк - этот тип героя появляется в русской литературе в начале XX века. Герой босяк - это человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображен в ранних рассказах Горького. Обращение к теме босячества имело социальную основу: после отмены в России крепостного права (реформа 1861 года) скопилось до 5 млн. людей, не имевших возможности найти применение своим силам.

Лекционный материал:

Людей вроде бы освобождают от рабства, но не дают им земли. У таких людей нет ничего - ни дома, ни клочка земли. Это были преимущественно разорившиеся крестьяне. И в этом казалось бы опущенном человеке Горький увидел широту внутреннего духовного мира, его чувства, переживания, мироощущение. Горький видел в этих босяках то, чего не всегда найдешь у богатых людей. Поэтому писатель избирает героями своих ранних рассказов босяков, он хочет показать, что они хоть и бедны внешне, внутренне они духовно богаты. Возьмем, к примеру, рассказ «Челкаш». С чего начинается повествование?

О.: Автор рисует пейзаж, описывает природу

У.: Какая это природа: обычная или необычная? Почему?

О.: Необычная, т.к. в пейзаже сочетаются черты романтизма и реализма (см. в тексте): «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные жизненным хламом»

Материал для записи в тетради:

Сочетание черт романтизма и реализма в рассказе

У.: Давайте представим, что море - это сама жизнь (символ жизни). Что можно сказать о жизни уже в самом начале рассказа по описанию волн?

О.: Тревожность, мятежность, тяжесть, стремительность жизни

У.: Какие звуки мы наблюдаем в начале рассказа?

О.: Звон якорных цепей, грохот вагонов, дребезжание телег, свистки пароходов

У.: По описанию звуков что мы можем сказать о труде людей здесь? Каков он - легкий и радостный или тяжелый, рабский?

О.: все звуки создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга

У.: Почему в начале рассказа Горький сравнивает людей с их достижениями?

О.: Людей задавило то, что ими же создано. Люди слабы, смешны, жалки, ничтожны по сравнению с грудами товаров, вагонами

Вывод (материал для записи в тетради): Все то, что создано людьми, их самих же поработило и обезличило

У.: Кто же перед нами - хозяева жизни или ее рабы?

О.: перед нами рабы, задавленные тяжестью жизни

У.: Кто является героями рассказа?

О.: Героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила

Образ Челкаша.

У.: Кто такой Челкаш?

О.: Босяк, грузчик

У.: Каков портрет Челкаша в тексте?

О.: «Гришка Челкаш - старый травленный волк, заядлый пьяница и ловкий смелый вор…»

У.: Каким вы видите этого человека: какие чувства он у вас вызывает - восхищение или отторжение? Почему?

О.: Отторжение, т.к. он показан с негативной стороны - он пьяница, вор, в грязной рубахе…

У.: Какое слово постоянно повторяется в портрете Челкаша?

О.: слово «Хищный»

У.: Если Челкаш - хищник, что он ценит превыше всего?

О.: Он ценит свободу

У.: Назовите основные черты характера Челкаша

О.(материал для записи в тетради): хищничество, свободолюбие, хитрость

У.: Второй герой рассказа - Гаврила

Образ Гаврилы.

У.: Кто такой Гаврила?

О.: Гаврила - обычный молодой парень. Босяк

У.: Каков портрет Гаврилы в тексте?

О.: Он сидит на мостовой. «Парень был высокоплеч, коренаст, с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно»

У.: Какие чувства у вас вызывает этот человек: положительные или негативные?

О.: Положительные (голубые глаза, доверчивый взгляд)

У.: Каковы черты характера Гаврилы?

О.(материал для записи в тетради): доверчивость, добродушие, обаяние

У.: Давайте теперь сравним портрет Гаврилы и портрет Челкаша, найдем сходства и различия

О.: Оба - босяки, крестьяне. Различия: антиподы по характеру: Челкаш - буйный, Гаврила - спокойный. Можно сказать, что Челкаш - хищник, а Гаврила - жертва

У.: К чему стремится каждый из героев?

О.: Гаврила хочет иметь дом и семью. Челкаш стремится к свободе

Материал для записи в тетради:

Герои - люди, живущие по-разному и для разного, следовательно между ними должно произойти столкновение, конфликт двух мировоззрений.

У.: Происходит ли конфликт между героями? Из-за чего?

О.: Конфликт происходит из-за денег. Гаврила хотел иметь деньги, чтобы быть свободным. А Челкаш хотел быть свободным от всего: от денег, обязанностей. Ради денег Гаврила готов на всё, даже совершить убийство, следовательно хищником является именно Гаврила. Всплывают скрытые черты характера Гаврилы - жадность, хищничество. В финале рассказа Челкаш становится морально и нравственно высоким героем, т.е. он из хищника превращается в человека - происходит эволюция образа Челкаша. Поэтому и рассказ назван его именем. А Гаврила наоборот, из добродушного человека превращается в хищника.

У.: Хотя со времени написания рассказа прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наши дни. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей - всё это привело к тому, что люди считают деньги самым главным в жизни и для них не важно, каким способом эти деньги добыты…

Беседа с учащимися нравственного характера.

У.: Итак, мы рассмотрели уже два рассказа Горького - «Старуха Изергиль» и «Челкаш». Оба эти рассказа рисуют героев, стремящихся к свободе. Также мы выявили и героев, стремящихся к личному счастью (созданию дома и земли - Гаврила). Мы видим, что из рассказа в рассказ для Горького принципиально важно показать нам свободного человека. Давайте проверим, так ли это? Для этого обратимся к рассказу «Мальва». С чего начинается этот рассказ?

О.: Рассказ начинается с описания пейзажа, моря, солнца, т.е. перед нами снова романтическая картина в сочетании с реализмом (пример из текста)

У.: Кто является героями рассказа?

О.: Героями рассказа являются Мальва, Василий Легостев, его сын Яков, и Сережка - босяк

Образ Мальвы.

У.: Кто такая Мальва и когда она впервые появляется в рассказе?

О.: Мальва - любовница Василия Легостева. В начале рассказа она приплывает на лодке вместе с Яковом к Василию

У.: Какова реакция Василия на приезд любовницы? Рад ли он ее появлению?

О.: Он зол на нее за то, что она приехала с его сыном

У.: Каково отношение самой мальвы к сложившейся ситуации? Задумывается ли она о последствиях?

О.: Она просто ко всему относится, не думая о последствиях

У.: Давайте выделим основные черты характера мальвы?

О.(материал для записи): свободолюбие, независимость, легкомыслие

У.: Наличие такого качества, как свободолюбие приравнивает героиню к хищнику. А если она - хищник, следовательно найдет себе и жертву

У.; Чего хотела Мальва? И знает ли она вообще, чего хочет?

О.: Она хотела свободных отношений, бросается из одной крайности - в другую, она сама не знает, чего хочет. С одной стороны, она хочет иметь семью, но как только у нее появляется такая возможность, она бежит, все бросает и ищет чего-то нового. Для нее важнее собственная свобода

У.: К каким последствиям может привести такая свобода?

О.: Такая свобода может привести к разрушению личности, что и происходит с героиней. Она не состоялась как настоящая женщина: у неё нет семьи. Она скитается от одного к другому в поисках лучшей жизни

Материал для записи в тетради:

Происходит полное разрушение личности Мальвы

Подведение итогов урока

У.: В рассказе есть еще герои. Ваше домашнее задание - определить, к какому типу героев (носители свободы/искатели личного счастья) относятся Сережка, Яков и Василий Легостев и доказать свое мнение

У.: Вернемся к нашему проблемному вопросу - в ранних рассказах М. Горького босяки - герои или жертвы?

О.: В рассказах Горького босяки могут быть и героями, и жертвами. Все зависит от типа героя. В рассказах Горького мы выделили 2 типа героев: носители свободы и искатели личного счастья.

Выставление оценок за урок.
Список использованной литературы
1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

3. Максим Горький «Рассказы». - М.: Художественная литература, 1983. - 446 с. (Классики и современники. Сов. лит.)

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации