Государственная молодежная политика в современной России: история, современность, перспективы развития

скачать (349.5 kb.)

  1   2   3   4   5
Государственная молодежная политика в современной России: история, современность, перспективы развития

молодежный программа политика российский


Введение
Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.

Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.

При подходе к рассмотрению молодежи как особой категории, являющейся стратегическим ресурсом государства, необходимо определить приоритетным направлением государства осуществление особой правовой политики в отношении молодежи, реализация которой должна послужить возрождению современной России.

Когда речь идет о молодежной политике, то имеется ввиду отношение общества и государства, различных классов, групп и слоев населения, социальных институтов к молодежи как к самостоятельной демографической группе, а также самой молодежи к другим группам населения, социальным институтам и ценностям общества в целом. Сфера этих сложных противоречивых и многократно опосредованных отношений определяет общественный статус молодежи, а вместе с ним - социально-экономическое, правовое, политическое положение, определенный уровень и образ жизни, в конечном итоге - качество жизни, а в перспективе - контуры и качественные параметры экономически активного населения.

Если мы обратимся к проблемам в современной России то, можем с уверенностью констатировать, что наиболее значимыми проблемами, выделяемыми молодежью являются: преступность, наркомания, безработица, проституция, отсутствие бесплатной сферы здравоохранения, образования, занятости и досуга.

Следовательно, в настоящее время назрела острая необходимость в пристальном внимании к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем, что связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования политической и правовой культуры молодежи с целью трансформации ее активности в социально полезном направлении.

Объектом исследования работы является молодежная политика в контексте либерально-демократического реформирования российской государственности.

Предметом исследования являются юридические механизмы реализации российской государственной молодежной политики на современном этапе.

В соответствии с этим целью исследования является правовой анализ российской государственной молодежной политики и разработка предложений по совершенствованию законодательства.

Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:

1. проанализировать систему государственной молодежной политики в аспекте ее эффективности;

2. выявить основные модели управления молодежной политикой в Российской Федерации;

3. сформулировать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы в области государственной молодежной политики. В работе рассмотрены исторические аспекты становления молодежной политики, участие государства в жизни молодежи, а также международная практика молодежной политики.
1. Понятие государственной молодежной политики
.1 Государственная молодежная политика как социальное явление
В греческом языке politike означает искусство управления государством, т.е. определенный способ осуществления целей государства внутри и вне его территории. В широком смысле слова «политика» - это система (сфера) отношений в обществе между классами, группами, слоями населения, а также социальными институтами - представителями (юридическими и физическими лицами) этих социальных общностей. Данные сложные отношения, опосредуемые государством, определенные коренными (экономическими, социальными, правовыми, национальными, культурологическими и др.) интересами и тесно связаны с социальным статусом той или иной общности, а вместе с социальным статусом и определением ее качеством жизни.

Необходимо определить понятия молодежи и молодежной политики, для чего обратимся к работам известных отечественных и зарубежных социологов среди которых, распространена точка зрения, согласно которой молодежная политика рассматривается в рамках социальной политики. Так, по мнению, Холостовой Е.И., наиболее распространенным является подход, согласно которому «социальная политика» рассматривается как общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество.

Согласно В.Т. Лисовскому молодежь - представляет собой поколение, проходящее стадию социализации, усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых к выполнению социальных ролей. Такой же точки зрения придерживается

В.Б. Голофай, считая, что молодым можно назвать такого человека, основной социальной функцией которого является подготовка к статусу взрослого члена общества.

Молодежь понимается как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупных возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, закономерностей социализации и воспитания.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2006г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 35 млн. человек, или 23,4%. За 16 лет (с 1990г.) численность молодежи увеличилась на 3 млн. человек и эта тенденция развивается.

Однако, падение рождаемости и снижение доли 10-14 летних в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 8,9 млн. молодых людей. Однако доля 25-29 летних среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 1996 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 1995г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза, мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых в 1995г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные кражи - 1874 (85,1%).

Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того, чтобы оказать помощь молодежи необходимо прежде всего определить какими средствами и приемами государство может воздействовать на разрешение кризиса в сфере молодежи, а поэтому обратимся к определению, что же такое государственная молодежная политика.

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому человеку стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:

Система формирования и реализации государственной молодежной политики включает:

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном. Направлена эта политика в первую очередь на создание для молодежи благоприятных условий для производственной деятельности, позволяющей реализовывать ее трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального питания, жилищно-бытового устройства, обучения и др. Вместе с тем требуются субсидии (государственные, общественных организаций, фондов) для помощи наименее защищенным группам молодежи (инвалидам, сиротам).

Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих принципах:

1.Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики.

  1. Привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом.

  2. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

  3. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профподготовке, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

  4. Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Целями государственной молодежной политики являются:

  1. Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи.

  2. Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста.

  3. Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

  4. Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

5. Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития молодежи и всего общества.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления РФ. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям. Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение в сфере гарантий труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских учреждений; содействие международным молодежным обменам.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации