Программа и План - сопоставительный анализ

скачать (22 kb.)

Введение.
Перед тем, как делать сопоставительный анализ программы и плана, следует дать формулировку основных понятий и очертить их четкие границы.


Программа.
В Советском Энциклопедическом словаре программа определяется как “Содержание и план деятельности или работ”

Т. е. программа является как бы оболочкой, внутри которой прописаны шаги, которые следует произвести, чтобы достичь какую-то определенную цель (задачу). Но если перед человеком есть задача или цель, то несомненно должен быть и план, по которому будет происходить движение к цели или задаче. План включен в программу, но не является ее неотемлимой частью, я хочу сказать, что программу можно помыслить без плана (Например программа, которая не требует слишком большого количества сложных действий, не содержит в себе огромного количества шагов, которые необходимо выполнить для того, чтобы достичь поставленную в этой программе цель). План же без программы - это перечень дат и действий (которые следует произвести в эти даты) для достижения какого-то результата, не обязательно ясного из плана. Все что касается результата - указано в программе. Следует заметить, что эффект от использования программы и пана вместе гораздо выше, но в принципе они не неразделимы.

А теперь следует заметить еще одну неотьемлимую часть программы - это задача или цель. Вообще создание всякой программы носит определенную цель и в большинстве случаев эта цель - достижение какой-то цели. Говоря проще программа не может появиться на свет, не будь у ее составителя какой-то задачи, решение которой очень важно для него.

Итак, обобщим все вышесказанное:

Программа

- Это содержание и план деятельности или работ.

- Программу и план можно помыслить друг без друга.

- Любая программа содержит в себе решение какой-то задачи или шаги, пути достижения какой-то цели.

- Программа - оболочка, решение задачи на бумаге. Для того, чтобы осуществить ее, необходимо произвести действия, которые описаны в ней.

- Для осуществления этих действий необходим план. А если его нет, достичь цель гораздо сложнее.


Программирование
Процесс прграммирования - это и есть тот самый процесс, результатом оторого является готовая программа, о которой говорилось выше. На мой взгляд, если более подробно говорить о программировании, следует сказать о том, что оно состоит из следующих этапов

- Первым и обязательным шагом в процессе прграммирования является постановка задачи или цели.

- Следующим шагом будет составление плана решения этой задачи. Слово план здесь означает не план в чистом виде. Это скорее алгоритм решения поставленной перед человеком задачи, т.е. пути, идя которыми можно достичь желаемого результата.

- Третьим шагом в прграммировании является описание решения задачи. Это и есть шаг по составлению самой программы. После его выполнения у человека уже будут 50 процентов того, чего он хотел достичь. Т. е. готовая программа.

- И наконец четвертым, основным шагом, будет перевод программы из мыслительной, идейной сферы, с бумаги в сферу практическую. Т.е. воплощение прграммы в жизнь. На мой взгляд, четвертый шаг является самым главным. Составить программу на бумаги не составит особого труда ни для кого, гораздо труднее воплотить свои идеи в жизнь.


План
В воплощении прграммы в жизнь человеку как раз и должен помочь план. Четвертый шаг, о котором говорилось выше, становится гораздо легче реализуемым при использовании этого инструмента.

Планом является заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо прграммы. Проще говоря планом является схема действий, которые необходимо будет произвести, чтобы достичь поставленную цель. В качестве примера можно привести следующее.


1 декабря (Суббота)

Проработка доклада по теме

“Муниципальное право”

10 декабря (Понедельник)

Встреча с мэром города Жилкиным

11 декабря (Вторник)

Рефлексия

20 декабря (Четверг)

Закупка оборудования

4 января (Четверг)

Выпуск первой партии товара.


Это, на мой взгляд, и есть классический пример плана. В нем есть четкая дата и шаг, который нобходимо выполнить в эту дату. Потом новая дата и новый шаг, и так далее, пока не будет достигнут определенная цель. Причем цель или задача необязательно ясна из плана. Суть шагов описанных в плане должна быть раз’ясненеа в программе.

Планы бывают различными, и основное их различие во времени, на которое они рассчитаны. Приведу простую схему.
Схема 1.



  1. Первый тип плана (1 на Схеме 1) - это такой план, который был заброшен в далекое будущее. Е можно назвать Перспективным планом. Реализация такого плана составляет наибольшую трудность. Основная трудность здесь - это расплывчатость дат, их отдаленность во времени. Вообще, чем на дольший период времени рассчитан план, тем труднее он выполним. Со временем меняется ситуация, возникают новые обстоятельства, которые нельзя было спрогнозировать, и движение к цели принимает не вид линии, а скорее некой дуги (см. схему) Схема 2 Причем с тчением времени может меняться и сама цель. Бывает что старые стремления и постановки задач устаревают с взникновением новой ситуации. И это требует пересмотра старой цели и перефрмирование ее в новую. Если ж этого не происходит, то в худшем случае программа теряет актуальность и становится невыполнимой.

  2. Второй тип плана (2 на Схеме 1) - это план, называемый Конкретным планом. Из одного названия становится ясно, ято суть этого план - конкретный период времени (причем не очень отдаленный) для выполнения перечисленных а нем шагов. С этим планом работать гораздо проще. Во-первых составить прогноз на неопределенный период времени, а принципе, не составляет большого труда. И, также, за небольшой промежуток времени цель не сможет сильно сильно деформироваться и выполнить ее будет во сто крат легче. Если обратиться к Схеме 2, то движение по такому плану будут составлять движение по прямой с незначительным отклонение от нее.

  3. И наконец третий тип плана (3 на Схеме 1) - это Реальный план. Т.е. план, который к данному периоду уже осуществлен. Я выделил этот план, как отдельный всвязи с его, намой взгляд, исключительной важностью. После реализации плана можно, как бы остановиться и посмотреть на свой прогресс. Оценить затраты, которые ты произвел при достижении свой цели и сравнить их с выгодами от полученных результатов (если они есть). Но, на самом деле, не лучше ли это сделать до того как приступить к реализации программы, в этой же самой программе По-моему это будетгораздо рациональней и выгодней.

Программирование и его отличия от Планирования
Отличия программирования и планирования очевидна, т.к. различны формулировки их понятий:

Программирование есть смысловое, последовательное построение деятельномти из действий; тогда как планирование есть их организация во времени.

Планирование есть процесс, конечным продуктом которого является план-организация действий во времени при наличии программы деятельности.

Планирование должно быть неразрывно с программированием. Вне этого союза планирование не удовлетворяет своим задачам.

Планирование - умение делать с опережением, предполагает системность в работе.

Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления.

Приступая к планированию, следует составить себе обзор возможных условий и факторов, способных оказать на план то или иное влияние, попытаться их скомбинировать и адаптировать таким образом, чтобы они в максимальной степени отвечали потребностям планировщика, попытаться дать оценку составленных планировщиком комбинаций и выбрать наилучший вариант.

Неполное планирование может привести к необходимости импровизации, что в свою очередь вызывает неуверенность, особенно когда планированием занимается не мастер импровизации6 а начинающий планировщик, что может привести к хаосу.

Планирование может допускать отклонения, которые в “узких местах” следует сводить до минимума. Это отностится, например, к первоначальным целям. Что же касается перспективных целей, то такие отклонения могут достигать больших величин.

Планирование ничего не стоит, если отсутствует контроль за его выполнением и реализацией, т.е. если план не выполняется.

Как уже было указано, программирование деятельности есть процесс, предшедствующий ее планированию. Деятельность реализуется в последовательности действий, каждое из которых обеспечивает решение частной задачи или подцели. При этом отдельное действие подчинено общей цели и связано как с теми действиями, что уже выполнены, так и с теми, что еще предстоит выполнить. Планирование деятельности с учетом вероятностей тех или иных событий есть наиболее высокий уроаень организации деятельности. Здесь намечается общая стратегия деятельности, но без детализации, сто дает возможность в зависимости от конкретных условий изменить характер и последовательность действий. Неот’емлимым компонентом здесь является предвидиние, формируемое с опытом. Работа на элементарном уровне предполагает следующее:

В кокой-то момент времени T происходит какое-то событие A, следует выполнить действие X, в результате которого возникает событие A’, и так далее.

При работе на более высоком уровне происходит следующее:

- Оценивается вероятность событий (при использовании прошлого опыта), а именно, имеют место следующие рассуждения, определяющие шаблон “В момент времени T случится событие А либо событие В, если этим действием будет А, то следует совершить действие Х, что повлечет за собой событие А’, если это событие В, то следует совершить действие Y, за которым последует событие В’, и так далее”. Высший уровень организации, помимо всего указанного выше, может включать в себя работы двух предыдущих уровней, разумеется при целесообразности их применения, и может быть достигнут по прошествии двух предыдущих.

Рациональное планирование деятельности - не только анализ условий, в которых она протекает, и предвидиние хода управляемого процесса, но также и оценка собственных возможностей, тоесть самооценка и определение наиболее оптимальных путей использования собственных ресурсов.

Обобщение
В заключении хотелось бы обобщить все вышесказанное следующими схемами.
Схема 3.


Это схема планирования. В ней отображены лишь два фактора “Время” и “Об’ем работы”. Это основные критерии, определяющие составление плана. Именно от интенсивности V в небольшой помежуток времени зависит качество работы по плану. Чем интенсивней он выполняется, темлучше результат работы.

Кривая А отображает интенсивную работу по выполнению плана.

Кривая В показывает среднюю, умеренную работу по плану.

Кривая С - низкий показатель реализации плана.

Т.е. чем сильнее кривая сдвинута влево, тем лучше идет работа по плану. Кривая же С здесь - это кривая показывающая то выполнение работ, которое реально и обычно присутствует в выполнении плана. Очень часто употребляемое здесь слово “кривая” говорит о том, что движение по идеальной прямой невозможно. Всегда существуют какие-то отклонения от нее.

Схема 4.

Программирование, в отличии от планирования, нельзя изобразить двумерной схемой. Процесс программирования включает в себя процесс планирования, но кроме этого в схему добавляется третья ось - качество работы. Т.е. программирование зависит от трех показателей - T (время), V(об’ем работ) и Y(качество работы). На этой схеме

(x,z) - функционирование готовой программы

(x,y,z) - развитие данной прграммы.

В этой, на мой взгляд, основное различие программы от плана. План обеспечивает функционировние, производство работ по шагам, указанным в нем. А программа, кроме функционирования, осуществляет развитие идеи, содержащейся в ней, причем качественное развитие, а не машинальное, которое делает план.
Схема 5

Вообще следует уяснить, что программа и план - вещи неразделимые. Причем программа включает в себя план (Схема 5). Он является в ней функциональной частью. Его, конечно можно выкинуть из программы, но реализация программы сильно усложнится после этого.








Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации