Содержание теоретического обучения в профессиональном училище

скачать (26.4 kb.)

ЛЕКЦИЯ

Содержание теоретического обучения в профессиональном училище


Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах , а также путём обучения на производстве .

Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

Ускорение темпов развития экономики (в частности - промышленности, строительства, высокотехнологичных отраслей) уже сейчас вызывает определённый кадровый дефицит . Работодатели ощущают нехватку квалифицированных рабочих.

Нивелирование кадрового дефицита - одна из задач современной модернизации системы начального и среднего профессионального образования в России . Среди основных направлений данной модернизации можно выделить:

§ усовершенствование материальной базы,

§ создание ресурсных центров,

§ привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс,

§ формирование системы «социального заказа ».

Государственной статистикой учитываются:

) число учреждений начального профессионального образования;

) численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движения учащихся, приём и выпуск.

) численность учащихся, в том числе по полу, отраслевой специализации.

Содержание образования подробно изложено в программе учебного предмета. Отбор материала - сложная процедура, которая регламентируется рядом правил. Учебная программа предмета всегда определяется стандартом.

Вот некоторые правила к отбору учебного материала:

  1. соответствие ГОС;

  2. соответствие дидактическим принципам:

  3. научность;

  4. систематичность;

  5. последовательность;

  6. доступность.

  7. учет возрастных и познавательных возможностей;

  8. связь теории и практики.

Цель профессионального образования (ПО) - подготовить высококвалифицированных рабочих, способных продуктивно выполнять трудовые функции по профессии, культурных и всесторонне развитых.

Известно, что любая цель порождает множество задач, в свою очередь каждая эта задача порождает цель второго порядка, которая сама порождает другие задачи и т.д.

В самом начале, мы отталкивались от цели профессионального образования, а пришли к содержанию подготовки (содержание - программа предмета - разбиение предмета по темам - подтемы). Своеобразное дробление приводит к формированию содержания. Отсюда вывод: по мере размельчения целей постепенно приходим к предметной структуре содержания подготовки, а затем к содержанию отдельного предмета. Предметность содержания различна. Содержание, базирующееся на четырех уровнях имеет цикловую структуру, на пяти - предметную, более глубокая цикличность это программа учебного предмета с разделами и темами.
Группы учебного материала
Формирования содержания образования на уровне учебного плана требует систематизированного вида. Ученые-педагоги смогли доказать, что все содержание может быть разбито на несколько групп (категорий).

1 группа - техники: теоретические основы устройства и работы оборудования, описание устройств, графические знания;

2 группа - технологии: теоретические основы технологии, описание технологических и трудовых приемов, вопросы техники безопасности, санитарии и пожарной безопасности;

3 группа - сырье и материалы: сведения о полученных свойствах, применение сырья и материалов;

4 группа - экономики и управления;

5 группа - например, для профессий швейного производства - вопросы конструирования и моделирования одежды.

Разделение носит условный характер. Профессиональные характеристики обнаружили квалификационные требования, которые могут быть разделены на пять групп, из всего этого можно рассчитать долю, например:

Техника 15%

Технология 50%

Сырье и материалы 15%

Экономика и управление 10%

Конструирование и моделирование 10%.

Такое разбиение помогает при анализе и разработке учебного плана, так как соотношение объемов подготовки в профессиональной характеристике и учебном плане должны коррелировать между собой.
Уровни изучения и уровни усвоения учебного материала
Уровень изучения учебного материала зависит от значимости его в дальнейшей практической деятельности по профессии. В ГОС по профессии включены три уровня:

  1. ознакомительный (узнавание);

  2. репродуктивный (воспроизведение по памяти);

  3. умений (применение, действие по образцу).

Отечественный исследователь в области педагогики В.П.Беспалько выделял ещё один уровень - уровень трансформации, действие в необычных условиях, уровень мышления, творчество. Все эти уровни необходимы для правильного и корректного отбора учебного материала.
Принципы отбора учебного материала
Рассмотрим несколько принципов, которые применяются для отбора учебного материалов:

1. Содержание должно соответствовать ГОС.

. Содержание должно отвечать дидактическим принципам.

.1. Содержание учебного материала должно всесторонне отражать основные стороны изучаемого процесса, объекта, факта - научность.

.2. При отборе учебного материала следует его завершать обобщением и выводами - систематичность.

.3. Материал необходимо отбирать в соответствии с его значением для практики (уместным - релевантным).

.4. Отбор содержания должен быть проведен в соответствии с возрастными и познавательными возможностями, степенью сложности. Необходима переработка материала в доступную форму, сложные слова и выражения надо заменять на простые.

.5. Содержание должно учитывать уровень знаний по остальным предметам.

.6. При отборе содержания требуется привлекать знания из других областей без их дублирования.

.7. Учебный материал должен побуждать учащихся применять знания на практике.

2.8. Учебный материал должен воспитывать чувство патриотизма и давать сведения о вкладе отечественных специалистов.

.9. Для некоторых профессий учебный материал должен отбираться с учетом охраны окружающей среды, освещая природоохранные проблемы.

Литература

профессиональное техническое образование училище

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа. 1980.

2. Ассоциация "Профессиональное образование". - М., 1997.

. Балашов Ю.К. Рыжов В.А. Профессиональная подготовка в условиях капитализма. -М., 1987.

. Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. - М., 1981.

. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М., 1984.

. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. - М., 1991.


Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации