Турист как объект туризма

скачать (124 kb.)

  1   2
Лекция 1. ТУРИСТ КАК ОБЪЕКТ ТУРИЗМА

У туризма есть только один потребитель услуг - турист. Турист как потребитель туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект деятельности туристских фирм.

В отличие от товарных и финансовых рынков, на которых товар идет к покупателю, в туризме, наоборот, покупатель идет к турис­тскому продукту, к услугам туризма. В этом заключается отличи­тельная особенность туриста как потребителя.

Потребитель туристского продукта не имеет возможности пред­варительно ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.

Эффективное развитие международного туризма осуществля­ется на основе договорных отношений между государствами. Оно невозможно без четкого определения самого предмета договора, которым и является турист.

В договорах и соглашениях между государствами закрепляют­ся не только принципы, цели и задачи международного туристско­го обмена, но и объем таможенных льгот, предоставленных турис­там, условия передвижения их по стране посещения, условия стра­хования туристов, порядок и условия их пропуска через государственную границу и на территории транзитного проезда.

Поэтому для правильного понимания туризма вообще (и меж­дународного в частности), для эффективного правового регулиро­вания международного сотрудничества государств в данной сфере отношений необходимо четко определить само понятие «турист».

Термин «турист» прошел довольно длительную эволюцию, ко­торая к настоящему времени еще не закончена.

Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги На­ций в 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто на­ходится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет». Данное определение иностранного туриста является довольно расплывчатым, и его можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой стране более 24 ч (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, на­емник, беженец, путешественник).

Организация Объединенных Наций (ООН) неоднократно рас­сматривала определение «иностранный турист».

В статье I Международной конвенции о таможенных льготах для туристов, принятой ООН в 1954 г., дается следующее опреде­ление: «...«турист» означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в кото­ром это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигриро­вать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».

Согласно данному определению туристом является любой ино­странец, пересекший границу другого государства, за исключени­ем гражданина, приехавшего в страну на постоянное жительство (эмигранта).

Это определение термина «турист» также носило расплывча­тый характер, поскольку его можно было применять к иностран­цам, приезжающим в страну с нетуристскими целями (например, мигранты).

МИГРАНТ - это гражданин, работающий или планирующий найти работу на любой период времени, которая будет оплачивать­ся в стране пребывания, или лицо, планирующее сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в качестве домашне­го работника или иждивенца.

Римская конференция ООН по туризму и путешествиям в 1963 г. также предприняла попытку дать определение термину «ту­рист». Однако участники конференции не смогли прийти к едино­му мнению, поэтому было решено выработать определение терми­на «турист» в статистических целях.

В рекомендациях Римской конференции ООН сказано: «Для статистических целей «временным посетителем» является любое лицо, посещающее любую страну, помимо той, которая является его обычным местом жительства, с любой целью, помимо занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране».

Термин «ВРЕМЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ» включает: туристов, т.е. временных посетителей, находящихся в посещае­мой стране по меньшей мере 24 ч (цель их путешествия: отдых, поправка здоровья, паломничество, занятия спортом; с деловыми целями; командировки; участие в работе конгрессов, конференций; по семейным обстоятельствам);

экскурсантов, т.е. временных посетителей, пребывающих в по­сещаемой стране менее 24 ч (включая круизных туристов), не ос­тающихся на ночевку в стране посещения, хотя они и могут совер­шать поездки по стране в течение одного или большего количества дней и возвращаться ночевать на свой корабль, яхту, поезд.

Римская конференция рекомендовала не включать в статисти­ческие данные туристов, совершающих поездки с целью государ­ственной службы (визиты государственных деятелей; парламентс­кие, правительственные делегации; дипломатические, торговые миссии и т.д.) или научной экспедиции (географической, геологи­ческой, археологической, океанографической и т.д.).

В статистические данные не должны также включаться путе­шественники, которые в юридическом смысле не въехали в страну (например, граждане, путешествующие самолетом и не покидаю­щие транзитную зону аэропорта, и т.п.).

По определению, сформулированному Римской конференцией, туристами считаются также студенты и учащиеся, находящиеся за границей.

Были установлены следующие основные группы туристов:

• граждане, которые едут отдыхать, по семейным обстоятель­ствам, на лечение и по другим соображениям;

• граждане, отбывающие на заседания, съезды (научные, адми­нистративные, спортивные и др.);

• граждане, отправляющиеся в путь по служебным делам;

• граждане, совершающие морскую поездку на срок меньше 24 ч.

Туристами не считаются:

• граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы;

• граждане, оставшиеся в стране на постоянное место житель­ства;

• жители пограничных районов, живущие по одну сторону гра­ницы, а работающие по другую ее сторону.

Такое определение туриста было признано Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).

Однако многие государства на международном уровне не выра­ботали четкого и единообразного толкования термина «турист» и тем самым не определили предмет международных договоров и соглашений о своем сотрудничестве в области международного туризма.

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации» от 24 ноября 1996 г. дает следующее определе­ние понятия туриста:

«ТУРИСТ - гражданин, посещающий страну (место) времен­ного пребывания в оздоровительных, познавательных, профес­сионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной но­чевки».

Первая сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации одобрила в 1985 г. Хартию туризма.

ХАРТИЯ ТУРИЗМА - это программный документ, выражаю­щий политические и социальные требования туристов. Хартия ту­ризма включает Кодекс туриста. Кодекс туриста - это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристекой поездки.

Хартия туризма торжественно провозгласила право каждого человека на отдых и досуг, ежегодный оплачиваемый отпуск и сво­боду путешествовать без ограничений,

Как следствие этого права, государства должны разработать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также зани­маться организацией отдыха на благо всех, кто ими пользуется (ста­тья П Хартии туризма).

С этой целью государствам следует расширять сотрудничество в области туризма как на двухсторонней, так и на многосторонней основе, используя возможности Всемирной туристской организа­ции; уделять особое внимание молодежному туризму, туризму лю­дей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками; за­щищать в интересах настоящих и будущих поколений туристскую среду, которая, включая человека, природу, общественные отноше­ния и культуру, является достоянием всего человечества; содейство­вать доступу иностранных туристов к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения существующих докумен­тов по упрощению формальностей с учетом постоянного сниже­ния ограничений на путешествия (статьи Ш и IV Хартии туризма). Кодекс туриста закрепил права и обязанности иностранного ту­риста в стране посещения, что нашло свое логическое продолже­ние в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации».

ПРАВА ТУРИСТА

При подготовке туриста к путешествию и во время его совер­шения, включая транзит, турист имеет право на:

• необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там; об обы­чаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памят­никах природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;

• свободу передвижения, свободный доступ к туристским ре­сурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребыва­ния ограничительных мер;

• обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение нео­тложной медицинской помощи;

• возмещение убытков и компенсацию морального вреда в слу­чае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;

• содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;

• беспрепятственный доступ к средствам связи.

ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

• соблюдать законодательство страны (места) временного пре­бывания, уважать ее (его) социальное устройство, обычаи, тради­ции, религиозные верования;

• сохранять окружающую природную среду, бережно относить­ся к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

• соблюдать правила въезда в страну (место) временного пре­бывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пре­бывания там, а также в странах транзитного проезда;

• соблюдать во время путешествия правила личной безопас­ности.

Туристов как потребителей туристского продукта можно разде­лить на отдельные категории. Такое деление представляет собой типологию.

Типология - это научный метод, в основе которого лежат рас­членение систем объектов и их группировка с помощью обобщен­ной модели или типа.

В зависимости от целей исследования могут применяться раз­личные типологии туристов.

Так, например, исходя из ориентации туристов как покупате­лей1 туристского продукта их можно разделить на четыре катего­рии:

• «экономные» покупатели туристского продукта. Их отличает высокая чувствительность к цене, к качеству, ассортименту услуг;

• «персонифицированные» покупатели туристского продукта. Для них важны вид туристского продукта и качество услуг туриз­ма, в то время как цена тура или услуги не является для них реша­ющим фактором;

• «этичные» покупатели туристского продукта. Они склонны платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг ту­ризма;

• «апатичные» покупатели туристского продукта. Для этих по­купателей важно качество услуг туризма и не играет роль цена на них.

В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:

• люди с туристскими потребностями и желанием путешество­вать;

• люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (ком­форт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставле­ние индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.);

• люди с покупательским поведением. Покупательское поведе­ние туриста касается всех тех природных, психологических, соци­альных и других причин, которые заставляют его реагировать оп­ределенным образом на рекламу.

Немецкий исследователь Г.Ган выделяет следующие типы ту­ристов: S-, F-, W-, А- и В- типы.

S-тип (нем. Sonne, Sand, See - солнце, песчаный пляж, море) -типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на мор­ских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суету, но привет­ствует контакты с приятными людьми;

F-тип (нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber - отпус­кник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) -этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как медленное «прожаривание» на пляже в кру­гу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста - обще­ство, удовольствие, смена впечатлений;

W-1-тип (нем. Wald und Wanderorientiert - любитель лесных про­гулок и походов) - отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо - физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддер­жанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;

W-2-тип - скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает дли­тельные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При вы­боре тура доминирует критерий «наличие условий для занятий хоб­би». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, страстный альпинист и т.д.);

А-тип (нем. Abentener - приключение) - любитель приключе­ний. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность - вот то, что определяет выбор цели путеше­ствия у данного типа туриста;

В-тип (нем. Bildung und Besichtigung - образование и осмотр дос­топримечательностей) - любознательные туристы. Данный тип под­разделяется на три подгруппы: а) «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные люби­тели культуры и природы»; в) «специалистьп>, которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д. Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передви­жения и иных прав при совершении путешествий на основе общ­ности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность таких объединений может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач. Напри­мер, в Санкт-Петербурге такими объединениями являются Дом юного туриста, Дворец творчества юных, детско-юношеский ту­ристский клуб «Меридиан» и др.

Лекция 2. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА

ТУРИЗМ (от фр. Tourisme < Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегод­ня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удоволь­ствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Ту­ризм - это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно необходимой потреб­ности - выжить. После того как первая жизненно необходимая по­требность перестала стоять перед человеком, у него появилась вто­рая необходимая потребность - потребность в информации, а сле­довательно, в путешествиях.

Потребность человека в получении информации о новых мес­тах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечат­лений от новых мест и явлений природы и т.п.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - ту­ризма, который можно купить и продать на потребительском рынке. Возникновение туризма как товара потребовало формирова­ния соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целе­направленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организацион­ного обособления туризма в самостоятельную отрасль народно­го хозяйства.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания ту­ристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «ту­ризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходи­мости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

Годом возникновения туризма в России принято считать 1885 г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организация под названием «Пред­приятие для общественных путешествий во все страны света». 15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Общество велосипедистов-туристов). В 1901 г. начало ра­боту Российское общество туристов. С 1899 по 1914 г. выходил журнал «Русский турист». В объявленном в этом журнале кон­курсе на определение понятия туризма победил Р.де Пак, кото­рый писал: «Туризм - это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приобрести, быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметь заинтересовать­ся облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немного человеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий и вы получите полное представление об этом совершенно новом и столь прият­ном состоянии вашей души».

Точное определение туризма должно базироваться на следую­щих экономических характеристиках:

• туризм есть результат передвижения людей по различным ту­ристским маршрутам;

• туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в

пункт назначения и остановка там;

• путешествие означает выезд из страны (или региона), где ту­рист постоянно проживает;

• туризм - это временное передвижение туриста по туристско­му маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к мес­ту своего постоянного проживания;

• туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность

по извлечению прибыли.

Современное определение туризма, принятое ООН, заключает­ся в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепле­ние здоровья, физическое развитие человека, связанный с передви­жением за пределы постоянного места жительства.

Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации» закреплено следующее определение туризма:

«ТУРИЗМ - временные выезды (путешествия) граждан Россий­ской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных це­лях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) вре­менного пребывания».

Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удо­вольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, уча­стия в культурных, научных или деловых встречах.

Туризм как товар реализуется в форме услуг.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие опреде­ленной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую по­требность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования са­мого живого труда.

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов про­цесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целе­направленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услу­ги этого вида не связаны с материальными продуктами, их произ­водство неотделимо от потребления.

Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные ус­луги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслужива­нию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериаль­ная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.

Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам об­щественного труда, необходимого для их производства.

ТУР - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию ту­ристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчи­ков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей пу­тешествия.

Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского на­значения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».

По действующему законодательству, ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ - право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт включает:

• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);

• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размеще­ние, питание, транспортные и др.);

• товары турнстско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.).

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

ТУРИСТСКИЙ ИМПОРТ - это ввоз в страну туристских впе­чатлений, который сопровождается одновременным вывозом ту­ристом денег из данной страны.

ТУРИСТСКИЙ ЭКСПОРТ - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом ту­ристом денег в данную страну.

Под ТУРИСТСКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возни­кающий или достигнутый им в результате потребления туристс­кого продукта. Турист, как правило, планирует получить от куп­ленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечат­ления складываются от экскурсий, посещений красивых природ­ных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в оте­ле и др.

При экспорте услуг туризма производится, прежде всего «вы­воз» впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, т.е. при­бывают в определенное место назначения с целью «купить» впе­чатления. Когда они покидают место туристского назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как ре­зультат удовлетворения своей любознательности.

Когда платежи за реализацию услуг туризма, т.е. денежные по­токи, идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туриз­ма. Иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои день­ги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет российская сторона, следовательно, Российская Федерация экспортирует опыт путешествий и деньги турист остаются на ее территории. Одновременно это означает туристе кий импорт той страны, из которой турист вывозит деньги.

При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов.

Это главная особенность туристского экспорта. В этом состоит отличительная особенность от экспорта товаров, так как при экс­порте товаров денежный поток и поток товаров движутся в проти­воположных направлениях

Российское налоговое право до настоящего времени не призна­ет приравненными к экспортным услугам услуги, оказываемые российскими туристскими фирмами иностранным туристам на тер­ритории Российской Федерации. Такая позиция противоречит ми­ровой практике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэто­му встает вопрос о присоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС). Тогда определение экспортной услуги будет исходить из трактовки норм международного права, так как эти нормы имеют приоритет над национальными нормами.

В статье I ГАТС содержится понятие «торговля услугами», где говорится, что торговля посредством предоставления на террито­рии одной страны потребителю услуги другой страны (примени­тельно к туризму - услуги приезжающим в страну иностранным туристам) признается внешнеторговой (экспортной), так как в этом случае имеет место потребление услуг гражданами страны - полу­чателя услуги на территории страны - поставщика услуги.

Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связа­на с предоставлением туристам различных услуг. Туристы высту­пают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъек­тами.

Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

• производство туристского продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);

• реализацию туристского продукта;

• организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.

В процессе реализации и организации потребления туристско­го продукта происходит обслуживание туристов, так как деятель­ность по продаже и организации потребления - это процесс обслу­живания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль «туризм».

До настоящего времени в действующей классификации от­раслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период от­раслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования ры­ночной экономики.

Осуществление научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасль» как таковое постепенно размывает­ся. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обо­собленных отраслей, сколько функционирование диверсифициро­ванных межотраслевых комплексов.

При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлет­ворении общественных потребностей, где в составе отраслей со­циальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в сред­ствах потребления (товары и услуги, вместе взятые), выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (раз­мещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысле единый функциональный критерий.

Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного ком­плекса нужно оценивать со следующих позиций.

Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры.

Особенность туризма как диверсифицированного, межотрасле­вого комплекса социально-бытовой инфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.

Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные ус­луги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производствен­ные и непроизводственные функции.

Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, яв­ляется производственно-обслуживающим процессом.

Туризм, как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой турист­скую индустрию. Туристская индустрия - это совокупность гос­тиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприя­тий общественного питания, средств развлечения, объектов позна­вательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляю­щих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации