Совокупный спрос и совокупное предложение

скачать (2943.9 kb.)

  1   2
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономической теории


КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Тема Совокупный спрос и совокупное предложение

Введение
Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения. Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны. Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике.

Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы - определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении категорий совокупного спроса и совокупного предложения.

Цель определила задачи:

1. Изучить теоретические аспекты совокупного спроса, его структуру и факторы его определяющие;

2. Исследовать совокупное предложение и факторы, влияющие на него;

. Рассмотреть равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

1. Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы
Спрос - это потребность покупателей в данном товаре или услуге, выраженная в их покупательной способности. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Кроме полезности товара и его цены, на совокупный спрос влияют еще пять факторов: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

Совокупный спрос (AD - aggregate demand) - это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе.[1,с 11]

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг.

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса выделяют:

• спрос на потребительские товары и услуги (C);

• спрос на инвестиционные товары ( I );

• спрос на товары и услуги со стороны государства ( G );

• чистый экспорт - разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

= C + I + G + X
Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства (С), инвестиции (I), государство (GP) и заграница (разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары) (Х) .[3,с 45] Таким образом, совокупный спрос складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики: AD=C+I+GP+X. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВВП, или выпуска), обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (P), или дефлятор.

Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше.

Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой AD. К ценовым факторам, которые влияют на динамику объема совокупного спроса, относятся:

1) эффект процентной ставки;

) эффект Пигу (эффект богатства, реальных кассовых остатков);

) эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемый на реальный объём выпуска, в том числе и в силу того, что растёт цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объёме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену - процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объём покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос. Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям, как население, так и фирмы, что ведёт к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку именно он анализировал последствия изменения процентной ставки.

Эффект реального богатства(эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например, счета в банках или облигации. Падение же уровня цен ведёт к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создаёт ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877 - 1959), отсюда и название - «эффект Пигу».

Эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта (net export effect) - эффектом Манделла-Флеминга. В результате снижения курса национальной валюты товары, произведённые в данной стране, становятся относительно более дешёвыми. Подобное изменение относительных цен ведёт к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, а, следовательно, совокупный спрос.

Таким образом, существует три различные, но связанные между собой причины, по которым снижение уровня цен ведёт к увеличению предъявляемого в экономике объёма спроса на товары и услуги: (1) потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; (2) снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; (3) понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.

Кроме ценового фактора на AD воздействуют и неценовые факторы при изменении которых или хотя бы одного из них кривая AD смещается вправо или вверх, если AD растет, а если снижается - то влево и вниз.

К неценовым факторам (детерминантам) совокупного спроса, смещающим кривую совокупного спроса AD, относятся:

1) изменение в потребительских расходах;

) изменения в инвестиционных расходах;

) изменения в государственных расходах;

) изменения в расходах на чистый объем экспорта.

Изменение неценовых факторов смещает кривую совокупного спроса или влево, или вправо (рис. 2).


Рис. 2. Изменения совокупного спроса
Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано (рис. 2) как смещение кривой AD вправо, от AD к AD2, а уменьшение совокупного спроса как смещение от AD к AD1.

Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

Потребительские расходы определяются прежде всего уровнем благосостояния потребителей, то есть величиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные деньги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают - кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизменном уровне цен, то есть в данном случае рассматривается рост благосостояния, например, в результате роста курса акций.

Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов потребителей или от их ожиданий. Если население считает, что в будущем их реальные доходы увеличатся, то их расходы, а следовательно, и совокупный спрос тоже возрастут. Подобным образом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос. Кроме того, на спрос влияет задолженность населения за уже приобретенные товары. Естественно, чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос, и наоборот. Повысить или понизить совокупный спрос может также политика налогообложения. Снижение ставок подоходного налога вызовет увеличение чистого дохода и, следовательно, повышение спроса.

Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

Следующая группа факторов связана с инвестиционными расходами. Прежде всего их уровень зависит от изменения процентной ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым неценовым фактором, приведет к уменьшению инвестиционных расходов, то есть закупок средств производства. Увеличить или уменьшить инвестиционные расходы могут ожидания предпринимателей, точнее, их прогнозы будущей прибыли.

Ожидаемые прибыли от инвестиций - оптимистичные прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и смещают кривую совокупного спроса вправо. В противном случае возможно снижение масштабов инвестиций и уменьшение совокупного спроса.

Увеличение налогов с предприятий приведет к снижению их прибыли, а значит, и расходов. Кроме того, стимулом к увеличению инвестирования является необходимость внедрения предприятиями новых технологий для поддержания своей конкурентоспособности.

Государственные расходы зависят от объемов закупок национального продукта бюджетными организациями. Увеличение этих расходов при данном уровне цен и неизменных процентных и налоговых ставках будет способствовать росту совокупного спроса. Расширение государственных закупок может быть связано с принятием различных правительственных программ, развитием инфраструктуры, изменением доли государственной собственности и тому подобное.

Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

Национальный доход в зарубежных странах - если он увеличивается, то это может способствовать увеличению совокупного спроса в данной стране (за счет роста экспорта в другие зарубежные страны). Уменьшение национального дохода в зарубежных странах приведет к сокращению чистого объема экспорта, смещая кривую совокупного спроса в левую сторону.

Валютные курсы - определяют выбор потребителей, какие товары покупать - отечественные или импортные. Например, обесценение рубля в 1998г. привело к тому, что его цена в долларах резко упала (курс доллара вырос). В результате наши потребители стали получать все меньше долларов за определенную сумму рублей. По этой причине для наших потребителей американские товары стали дороже, отечественные - дешевле. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, обусловливает увеличение совокупного спроса.
. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него
Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

Суть закона предложения состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен - к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Под совокупным предложением (AS) (от английского aggregate supply) понимают все конечные товары и услуги, которые производятся в стране, или реальный объем производства при каждом данном уровне цен. .[7,с 25] Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта. Совокупное предложение зависит от объемов производства и уровня цен, которые не только должны покрывать издержки, но и обеспечить прибыль при увеличении национального объема производства.

Графически модель совокупного предложения представлена кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. Кривая AS имеет различный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) - более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно - их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.

В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: кейнсианский, промежуточный и классический.

потребительский кризис спрос предложение

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок - краткосрочный период- характеризуется тем, что все факторы производства используются не полностью, т.е. имеются не задействованные в процессе производства ресурсы (мощности, сырье, рабочая сила). Эти неиспользуемые ресурсы можно вовлечь в производство и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен, который остается стабильным. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать росту цен, не возникают. Такое состояние может сохраняться до определенного уровня ВВП (Y1), после чего начинаются изменения в ценах.

Следует отметить, что кейнсианский (горизонтальный) отрезок называется так по имени английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он проанализировал функционирование капиталистической экономики в период «великой депрессии» 1930-х гг., когда безработица в США достигала 25 %. В этой ситуации, действительно, можно было расширять производство, не опасаясь повышения издержек производства или цен. Справедливо, по мнению Дж. М. Кейнса, и обратное: снижение цен и заработной платы не привело бы к ослаблению спада реального объема национального производства и занятости.

Классический (вертикальный) отрезок - долгосрочный период - соответствует ситуации, когда в экономике сложился естественный уровень безработицы при данном объеме производства (Y*). Экономика находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем конкуренты. Однако ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая фирма просто потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и, в конечном счете, цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.

Следует отметить, что классический, или вертикальный, отрезок трактуется исходя из основной посылки представителей классической школы о том, что в экономике все факторы должны быть, задействованы в процессе производства. Согласно их выводам благодаря определенным силам, присущим рыночной экономике, полная занятость становится нормой. По этим причинам объем производства достигает максимально возможного уровня (Y*), соответствующего значению ВВП, которого можно достичь в экономике при полной занятости. Впрочем, нужно учесть, что «полная занятость» и «реальный объем производства» - весьма скользкие понятия. Так, рабочий день можно увеличить сверх нормальных пределов (тогда фактический ВВП может превысить потенциальный ВВП). Обычно в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день и рабочая неделя увеличиваются. К тому же рабочие могут работать по совместительству в нескольких местах. Более того, могут начать работать такие группы населения, которые традиционно занимались чем-то другим (например, женщины, молодежь).

Промежуточный (восходящий) отрезок (от Y1 до Y*) - среднесрочный период - соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Такое положение объясняется тем, что экономика состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно во всех секторах или отраслях. Одни отрасли могут испытывать нехватку квалифицированных кадров, в других - наоборот, может сохраняться значительная безработица. Возникающие узкие места в производстве, необходимость задействования более старого и менее эффективного оборудования, а также привлечение менее квалифицированных рабочих - все это обусловливает возрастание издержек на единицу продукции и, как следствие, приводит к росту цен. В силу этого на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

Анализ кривой совокупного предложения показал, что реальный объем ВНП увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом ВНП и уровнем цен при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах).

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

) Изменения цен на внутренние и внешние ресурсы - при прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Особо здесь следует отметить следующие факторы:

· Наличие внутренних ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) - всякое их увеличение обеспечивает сдвиг кривой производственных возможностей общества вправо. В свою очередь, это также приводит к правостороннему смещению кривой совокупного предложения. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, уменьшая издержки на единицу продукции. Уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.

· Цены на импортные ресурсы - любые ресурсы (и внутренние, и импортные) увеличивают производственные возможности общества. Поэтому снижение цен на импортные ресурсы (так же, как и в случае с внутренними факторами) увеличивает совокупное предложение; повышение цен на эти ресурсы уменьшает совокупное предложение.

· Структура рынка (доминирование) - наличие монопольной власти у поставщиков ресурсов может повлиять на цены факторов производства и, как следствие, на совокупное предложение. Господство на рынке позволяет устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции.

) Изменения в производительности - увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства, т.е. произойдет смещение кривой AS вправо. Уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.

) Изменения правовых норм - тоже могут изменить издержки на единицу продукции и вызвать смещение кривой совокупного предложения.

· Налоги с предприятий и субсидии: увеличение налогов с предприятий (например, налога с оборота, акцизных сборов, социальных налогов) могут привести к росту издержек на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Наоборот, субсидии бизнесу или снижение налоговых платежей уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.

· Государственное регулирование: как правило, приводит к увеличению издержек производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Дерегулирование, наоборот, может снизить издержки на единицу продукции.

При изменении неценовых факторов, происходит смещение кривой AS. Например, предоставление со стороны государства таможенных льгот на ввоз ресурсов, увеличит объем производства и совокупный спрос. Кривая AS сместиться вправо (рис.4).

На промежуточном и классическом отрезках кривая AS сдвигается вправо, указывая на то, что предприятия будут производить больший реальный объем ВНП при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой AS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема ВНП.
. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: особенности Российской ситуации
Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики.

Равновесие бывает краткосрочным (текущим) и долгосрочным.

Выделяют также идеальное (теоретически желаемое) и реальное равновесие. Предпосылки достижения идеального равновесия - это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто, если все индивиды находят на рынке предметы потребления, все предприниматели - факторы производства, весь годовой продукт реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, которое существует в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних эффектов. Различают частичное, общее и полное экономическое равновесие. Частичное равновесие это равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики. Общее равновесие - это равновесие экономической системы в целом. Полное равновесие - это оптимальная сбалансированность экономической системы, ее идеальная пропорциональность - высшая цель структурной политики общества.

Различают частичное, общее и полное экономическое равновесие. Частичное равновесие - это равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики. Общее равновесие - это равновесие экономической системы в целом. Полное равновесие - это оптимальная сбалансированность экономической системы, ее идеальная пропорциональность - высшая цель структурной политики общества.

Модель совокупного спроса и совокупного предложения AD-AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Наличие на графике совокупного предложения трех специфических участков несколько усложняет анализ. Рассмотрим ситуацию установления макроэкономического равновесия на каждом конкретном участке графика AS.

Первый случай - пересечение графиков совокупного спроса и совокупного предложения на промежуточном участке последнего. Данный случай представляет собой обычный вариант, когда изменение уровня цен в экономике фактически исключает перепроизводство и недопроизводство.


Рис 5 Макроэкономическое равновесие будет достигаться в точке Е при следующих его параметрах: РE - равновесный уровень цен в экономике; QE равновесный объем производства в экономике
Если уровень цен будет выше равновесного, то на национальном ринке будут возникать излишки продукции. Наличие излишков (избыточного предложения) будет "толкать" цены вниз до уровня, соответствующего РЕ на рисунке выше. Обратная ситуация имеет место в случае, если уровень цен в экономике будет меньше равновесного. В данном случае экономика столкнется с проблемой дефицита на национальном рынке. Дефицит продукции позволит поднять цены до первоначального уровня, т. е. до РЕ. Возможность изменения уровня цен в экономике практически сводит к нулю ситуацию перепроизводства и недопроизводства, это позволяет рыночной системе саморегулироваться и находиться в равновесии.

Следующий вариант равновесия совокупного спроса и совокупного предложения будет рассмотрен на кейнсианском участке графика AS (рисунок ниже). Особенностью данного варианта макроэкономического равновесия является то, что уровень цен на всем кейнсианском отрезке неизменен и равен РЕ. Это означает, что цены, в отличие от выше рассмотренного случая, здесь не могут быть инструментом воздействия на рыночную ситуацию. Если предположить, что в экономике производится больший объем продукции, чем востребовано рынком, например QA (QA > QE), то экономика столкнется с увеличением нераспроданных товарно-материальных запасов (на величину (QA - QB)), которое не будет сопровождаться колебаниями уровня цен.


Рис. 6
Реагируя на рост товарных запасов, предприниматели будут сокращать объемы производства, постепенно доводя их до уровня, соответствующего точке E. Если же объем производства в данной экономике окажется меньше равновесного, например QB, будет иметь место сокращение нормальных товарных запасов. Для производителей это станет сигналом о необходимости наращивания объемов выпуска, причем процесс расширения объемов производства будет продолжаться до тех пор, пока ситуация не нормализуется, т.е. не вернется в точку E. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что на кейнсианском отрезке AS именно состояние товарных запасов и их динамика выступают в качестве некого индикатора ситуации на национальном рынке. Отметим, что и в первом и во втором случае макроэкономическое равновесие достигается в условиях неполной занятости и равновесный ВВП оказывается меньше, чем полны изобьем производствам ВВП потенциальный.

И, наконец, последний случай - равновесие совокупного спроса и предложения на классическом участке графика AS. Данный вариант означает, что макроэкономическое равновесие достигается в условиях полной занятости экономических ресурсов.


Рис. 7
Реальный объем внутреннего продукта здесь соответствует ВВП потенциальному, т. е. ВВП в условиях полной занятости (Qmax). Полная занятость в экономике исключает перепроизводство и недопроизводство.

Особенности макроэкономического равновесия в России

Таблица. Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 гг. (прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели

2010 отчет

2011 оценка

Прогноз (вариант 2)

2012

2013

2014

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

78,2

108

100

97

101

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, %

8,8

6,5 - 7,0

5 - 6

4,5 - 5,5

4 - 5

ВВП

4,0

4,1

3,7

4,0

4,6

Промышленное производство

8,2

4,8

3,4

3,9

4,2

Производство продукции сельского хозяйства

-11,9

13,7

1,4

2,2

2,4

Инвестиции в основной капитал

6,0

6,0

7,8

7,1

7,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения

4,2

1,5

5,0

4,8

5,3

Реальная заработная плата

5,2

3,6

5,1

5,8

6,3

Оборот розничной торговли

6,3

5,3

5,5

5,3

5,5

Экспорт товаров, млрд. долл. США

400,4

527,5

533,1

535,9

565,3

Импорт товаров, млрд. долл. США

248,7

340,0

397,4

444,6

486,1



В 2011 году продолжается посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП преодолел уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в прошлом году превысила предкризисный уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству секторов, уровень безработицы приблизился к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).

После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.

В первом полугодии 2011 г., по предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 3,7% и продолжает носить восстановительный характер. По оценке Минэкономразвития России, за восемь месяцев текущего года прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года составил 4,0 процента. Основным фактором, обеспечившим этот рост, стало ускорение накопления запасов. Со стороны производства рост ВВП был связан с высокой динамикой обрабатывающих производств, транспорта и торговли. В июле и августе значительный рост отмечен в строительстве.

В целом за 2011 год рост ВВП ожидается на уровне 4,1 процента. Во втором полугодии будет постепенно снижаться положительный вклад роста запасов. В то же время предполагается ускорение восстановительного роста инвестиций на фоне интенсификации выполнения инвестиционных программ как государственного сектора, так и крупных капиталоемких компаний в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе. Потребительский спрос будет поддерживаться возобновлением роста реальных доходов населения на фоне снижения инфляции и роста заработной платы бюджетников, а также увеличения общего количества занятых. Прогнозируется и дальнейшее увеличение объемов потребительского кредитования. В целом во втором полугодии ожидается ускорение роста ВВП до 4,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

В 2011 году продолжается рост промышленного производства. По итогам января - августа уровень соответствующего периода прошлого года превышен на 5,4%, а в целом за 2011 год, по оценке, промышленное производство вырастет на 4,8 процента.

Динамика инвестиций в основной капитал все еще нестабильна. Инвестиции после провала в I квартале текущего года (по сравнению с IV кварталом 2010 г. сокращение составило 15,2% с учетом сезонности) во II квартале достаточно быстро восстанавливаются - прирост к I кварталу с учетом сезонности составил 10,1%, что существенно компенсировало их падение в начале года. Благоприятные тренды инвестиционного спроса подтверждаются динамикой инвестиций крупных и средних организаций, которая ускорилась во II квартале до 12% в годовом выражении. В целом за январь - август рост инвестиций в основной капитал составил 4,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Во втором полугодии ожидается ускорение роста инвестиций до 9,3 процента.

Вместе с тем восстановление объема работ по виду деятельности «Строительство» происходит крайне медленно и носит неустойчивый характер. После роста в IV квартале прошлого года на 5,6% в текущем году темпы существенно замедлились - до 1,6% в I квартале и 1% во II квартале к соответствующему периоду предыдущего года. Значительный рост в строительстве произошел в июле и августе - на 17,6% и 12,4% соответственно по сравнению с июлем и августом 2010 года, что обеспечило увеличение объема работ по виду деятельности «Строительство» в целом за период с начала года на 6,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, характеризовавшимся спадом на 5,1 процента.

В жилищном строительстве, несмотря на значительный рост динамики ввода в действие жилых домов за последние три месяца (в июне - на 6,4%, в июле - на 19%, в августе - на 3,6% к соответствующему месяцу прошлого года), в целом за восемь месяцев жилых домов введено на 0,2% меньше уровня января-августа 2010 года.

Ситуация в банковском кредитовании по сравнению с прошлым годом значительно улучшилась. Кредитная активность со стороны банковской системы в 2011 году продолжала возрастать - к концу августа кредиты нефинансовым предприятиям выросли на 20% к аналогичному периоду прошлого года. Во втором полугодии ожидается ускорение роста инвестиционной активности в основном за счет инфраструктурных отраслей, и в целом за год капиталовложения могут увеличиться на 6 процентов. По мере увеличения инвестиционного спроса ожидается и постепенное наращивание объемов строительных работ. За год их прирост оценивается на уровне 6 процентов.

Достаточно быстро улучшается ситуация на российском рынке труда: растет численность занятых в экономике, сокращается общая численность безработных. Уровень безработицы в августе снизился до 6,1% (7% в августе 2010 года). В целом за 2011 год безработица оценивается на уровне 6,8 процента. Наиболее быстро восстанавливается занятость в торговле и обрабатывающих производствах.

Рост доходов предприятий, а также ужесточение ситуации на рынке труда подстегивают рост заработной платы. В целом за первые восемь месяцев 2011 года реальная заработная плата выросла на 2,3% по отношению к соответствующему периоду 2010 года, несмотря на повышение размера страховых взносов во внебюджетные фонды и ускорение инфляции.

Негативной тенденцией первой половины текущего года стало падение реальных доходов населения. В целом за январь - август реальные доходы снизились на 0,7% (в том числе в I квартале на 0,2%, во II квартале на 2,1% к уровню соответствующего периода прошлого года). Вместе с тем с июня тенденция изменилась и динамика реальных располагаемых доходов населения перешла в область положительных значений, их прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил в июне 2,1%, в июле - 0,4%, а в августе - 1,4 процента.

Несмотря на снижение реальных доходов населения, рост потребительского спроса продолжился исключительно за счет снижения сбережений и роста потребительского кредитования. По итогам восьми месяцев прирост оборота розничной торговли составил 5,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В целом за год ожидается увеличение оборота розничной торговли на 5,3 процента. Динамика потребительского спроса будет поддерживаться возобновлением роста реальных располагаемых доходов населения (на 1,5%), а также дальнейшим ростом потребительского кредитования.

В 2011 году в условиях благоприятной конъюнктуры мировых товарных рынков продолжился рост основных объемных показателей внешней торговли. Внешнеторговый оборот, по оценке, в январе - августе 2011 г. увеличился по сравнению с январем - августом 2010 г. на 34,4 процента.

Экспорт товаров за восемь месяцев текущего года увеличился, по оценке, на 32,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Увеличение стоимости экспорта объясняется главным образом ростом цен на основные экспортируемые товары.

В среднем в январе - августе 2011 г. нефть Urals стоила на мировом рынке 109,2 доллара США за баррель, что на 44,3% выше среднего уровня сопоставимого периода 2010 года. Значительно увеличились цены на цветные металлы (алюминий - на 19,7%, медь - на 32,2%, никель - на 18,5%) и сталь (на 21,3 процента).

В целом прогноз среднегодовой цены на нефть повышен с 105 долларов за баррель до 108 долларов за баррель, что предполагает снижение цены на нефть во втором полугодии. При этом стоимостные объемы экспорта стабилизируются и в целом за год составят 527,5 млрд. долл. США, что на 31,7% больше, чем в прошлом году.

В 2011 году, несмотря на замедление роста потребления и инвестиций, ускорился спрос на импортную продукцию. В стоимостном выражении импорт товаров вырос, по оценке, в январе - августе на 37,8% и составил 205 млрд. долларов США. В целом за год импорт товаров, по оценке, составит 340 млрд. долл. США, что на 36,7% выше, чем в 2010 году.

В августе индекс потребительских цен составил 99,8%, за период с начала года - 104,7 процента. В годовом выражении этот показатель понизился до 8,2% (против 9,6% в январе) в результате снижения цен на продовольственные товары из-за ожидания хорошего урожая и снижения мировых цен. Учитывая высокую базу второй половины 2010 года, это дало возможность понизить оценку верхней границы инфляции в конце года до 7 процентов.

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации