Разработка и принятие управленческих решений в органах государственной власти (на примере Государственного Областного Учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения")

скачать (498.2 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет

Водных коммуникаций

Уральский филиал

Гуманитарный факультет

Кафедра международного бизнеса, менеджмента и туризма

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему: Разработка и принятие управленческих решений в органах государственной власти (на примере Государственного Областного Учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения»)
Выполнила студентка

Тетерина Анастасия Геннадьевна

Руководитель

дипломного проекта,

Доцент, к.с.н.

Тесленко Ирина Владимировна

«Допущен к защите»

Завкафедрой МБМ и Т:

Профессор, к.э.н.

Смирнова Лариса Ильинична

Екатеринбург


Аннотация
Тема: Разработка и принятие управленческих решений в органах государственной власти (на примере Государственного Областного Учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения»).

В дипломном проекте представлено 87 страниц, 6 рисунков, 3 таблицы, 1 приложение, 46 источников.

Рассмотрены: сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти, законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения.

Проанализирована система управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Ревда).

Предложены пути по совершенствованию функционирования (реализации) «Комплексного Центра социальной защиты населения» в МО «Ревдинский район» г. Ревда.


Содержание
Введение

1. Управленческие решения в системе социального управления

1.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти

1.2 Законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения

1.3 Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы

2. Анализ системы управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Ревда)

.1 Анализ организационной структуры управления и кадровое обеспечение МО «Ревдинский район» г. Ревда

2.2 Реализация социальных программ МО «Ревдинский район» г.Ревда как разновидность управленческого решения

2.3 Социальный контроль и эффективность принятия управленческого решения в органах социальной защиты МО «Ревдинский район» г. Ревда

. Проблемы в сфере управления органами социальной защиты населения и пути их решения

.1 Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления

.2 Проблемы функционирования органов социальной защиты населения МО «Ревдинский район» г. Ревда

.3 Предложения по совершенствованию функционирования (реализации) «Комплексного Центра социальной защиты населения» в МО «Ревдинский район» г. Ревда

Заключение

Библиографический список

Приложение
Введение
Социальная защита населения - важнейшая функция органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому забота с их стороны о развитии социальных служб на региональном и муниципальном уровнях должна быть каждодневной. Особенно важную роль в этой работе играет совершенствование деятельности органов государственной власти и учреждений социальной помощи, обеспечения и поддержки.

Современный период в строительстве системы государственного и муниципального управления в России в значительной степени должен быть связан со становлением оптимальной структуры органов социальной защиты населения, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Выход из социального кризиса современного российского общества невозможен без реформирования и оптимизации деятельности региональных социальных служб.

Развитие общества и народного хозяйства невозможно без реализации определенного свода законов, правил, норм, алгоритма поведения общества в целом и его составляющих - производственных коллективов, неформальных объединений людей вплоть до семьи как первичной основы социума. Этот процесс воздействия на социум, на его материальное производство и является предметом изучения науки управления.

При разработке решений в сложных ситуациях руководители всех органов сталкиваются с рядом методологических и технологических проблем.

Причины подобных затруднений достаточно просты. Прежде всего, это “нетрадиционность”, слабая изученность новых задач - ведь ранее многих из сегодняшних задач просто не было. Не меньшее влияние на сложность разработки решений в современных условиях оказывают многоаспектность последствий принимаемых решений, неполнота данных о самих возможных последствиях, необходимость уметь эти последствия хотя бы представлять. Далее можно отметить неясность обстановки, в которой принимается решение (политической, экономической и социальной расстановки сил), высокую динамичность всех процессов и существенно возросшую роль личности в процессе разработки и исполнения решений.

В подобных условиях интеллектуальные возможности человека могут войти в противоречие с объемом информации, которую необходимо осмыслить и переработать в ходе управления предприятием или фирмой. Возрастает опасность срыва процесса управления.

Несомненно, что каждый объект управления (государство, отрасль, предприятие, коллектив, личность) характеризуется существенными особенностями, отличиями, но научные методы управления имеют в своем арсенале общие принципы и методы воздействия на любой управляемый объект. Теория, практика и искусство управления применяются руководителем для достижения цели своей деятельности и позволяют выработать стратегию, комплекс средств и методов для решения поставленных задач при персональной ответственности за принимаемые управленческие решения. Определение целей, стратегии управления и осуществление принятых решений с помощью производственного коллектива составляют основной комплекс функциональных обязанностей руководителя.

Качество решения в сложных ситуациях определяется знаниями, а также искусством, опытом и умением руководителя. Заметим, традиционно считалось, что управление это не наука, а искусство и опыт.

В своей жизни каждый человек вынужден принимать решения. К этому его постоянно подталкивают либо личная неудовлетворенность своим внутренним или внешним положением, либо общественные потребности. В результате человеку время от времени приходится разрешать какие-то проблемы, достигать каких-то целей, решать те или иные задачи или выполнять конкретные работы. В некоторых случаях человек может сделать что-то сам, лично. Однако чаще его индивидуальных способностей и возможностей не достает. Тогда ему приходится вступать в отношения с другими людьми, договариваться о совместных усилиях и распределении обязанностей, прибегать к использованию техники, разнообразных ресурсов. Но в таком случае всеми этими - людьми: техникой, ресурсами - нужно согласованно руководить в целях получения каких-то определенных результатов. Иными словами, всем этим нужно управлять.

Целью данного дипломного проекта является анализ применения управленческих решений Муниципальным центром социальной защиты населения на территории МО «Ревдинский район» Свердловской области на основе исследования теоретических основ организации функционирования органов государственной власти.

Задачи: - показать особенности управленческих решений в органах государственной власти;

проанализировать систему управления в органах социальной защиты населения МО «Ревдинский район»;

выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы «Комплексного Центра социальной защиты населения» в МО «Ревдинский район».

Объектом исследования являются органы государственной власти, осуществляющие работу с уязвленным слоем населения.

Предмет исследования: анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения.

В ходе написания данной работы еще раз проанализирована и показана высочайшая значимость и возрастающая роль личности руководителя - управленца, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед органами социальной защиты при подготовке и принятии управленческих решений, выявлены основные проблемы, сложности управленческого процесса, специализации внутреннего разделения труда в процессе подготовки и принятии управленческого решения.

Проблема осуществления властных полномочий в сфере непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения смыкается с проблемой осуществления индивидуальных прав человека и гражданина. Конституция РФ установила, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность государственной власти и местного самоуправления [1]. В отношении местного самоуправления эта норма является не столько дополнительным требованием, сколько выражением сути этой формы народовластия.
1. Управленческие решения в системе социального управления
.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти, реализующих социальную политику
Система - это множество взаимодействующих элементов, которые находятся в отношениях и связях, составляющих целостное образование.

В философии системность рассматривается как атрибутивное свойство материи, как принцип диалектического материализма. Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. А Гегель образно выразился: части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет [23, c.54].

Системные свойства социальной материи, социальных организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую функцию познания и преобразования сложных социальных систем. Слово "система" - греческого происхождения (systema), означает составленное из частей соединение. Системы делятся на естественные и искусственные. К первым относятся природные, ко вторым - социальные, созданные человеком.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее, а также то, на что воздействует сама система, называется ее внешней средой.

В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности они делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те, которые построены для решения многоцелевых задач [24, с.169].

Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей.

К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг.

К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Важнейший элемент управляющей системы - организационная структура управления.

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.

Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию заданного качества в определенном количестве.

Технологическая система основана на делении деятельности, материального или духовного производства. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процедуры. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими.

Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.

Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.

Социальная система - это совокупность социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.

Все системы - техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная - взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливаются: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

Деятельность и развитие системы в целом подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управление ими - не только процесс сохранения их целостности и определенности, но и перевода в новое качественное состояние.

Характерными чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование общественных законов, закономерностей управления, обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий, моделирование управляемых объектов и субъектов управления с учетом количественных и качественных измерений как объектов, так и субъектов управления [24, с.144].

Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и закономерности, принципы развития социальных процессов и явлений, а также построения своих управленческих систем. При этом необходимо учитывать принцип самоорганизации социальных систем.

Для процессов самоорганизации в пространстве и времени необходимы следующие условия:

Управляющими (бифуркационными) параметрами макроэкономического уровня могут быть коэффициенты эффективности взаимодействия производства, какие-либо интегрированные характеристики (например, валовой национальный продукт) и т.д. На микроуровне это могут быть различные характеристики социального взаимодействия.

Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее управления, поскольку качество, путь и результат самоорганизующего поведения будут каждый раз иными, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть общества (организационно-управленческая верхушка), осуществляющая главное управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных потоков социальной информации. Одно несомненно, что взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы - объекта и субъекта - главный вопрос управления, создания и совершенствования системы.

Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:

Состояние управленческих отношений, целостность сложной социальной системы зависят от сбалансированности двух ее подсистем: объекта и субъекта социального управления.

Кризис управления, в первую очередь, объясняется все усугубляющимся противоречием между объектом и субъектом управления.

Объектом управления выступают общественные отношения, общественные процессы, социальные организации, социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Субъекту управления необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого и направлены его усилия.

Классификация общественных процессов проводится по:

Следующий компонент объекта управления - ресурсы. Понятие ресурсы, имеет два значения: запасы, средства, используемые при необходимости; предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени - 24 часа).

Понятия ресурсы и резервы близки по своему значению. Иногда они употребляются как синонимы. Резервы (лат.reservere - сберечь, сохранить):

К этим понятиям тесно примыкает понятие потенциал (лат. роtentia - сила) - совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью [27, с.279].

Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом - содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема "распаковки" этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.

Перед управлением стоит проблема найти механизмы более полного использования социальных ресурсов. С этой целью их необходимо разделить на: мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, социально-психологические, соревновательные, демографические, социально-экологические, деятельностные, инновационные, стратегические, кадровые, организационные, управленческие, научные.

Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не "распаковав" которые невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов - материальных, хозяйственных, природных и т.д.

Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, что принципиально отличает их, например, от природных. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы, а социальные практически нет. Так, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго независимо от того, используем мы их или нет. Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению. В-третьих, если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности. В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии "достаточности-недостаточности" являются более сложными и пока не до конца разработаны. В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью.

Необходимо признать, что все объекты управленческих воздействий в той или иной мере и их субъекты. Это, например, относится к социальным организациям, которые сами создаются, проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают огромное обратное влияние на развитие общественных процессов, реализацию многочисленных ресурсов общества.

И особое значение имеет изучение человека как субъекта управления, хотя он в определенной мере является и объектом управленческого воздействия, потому что объектом управления выступают люди, социальные организации.

Очень важно подчеркнуть, что личность - не только продукт общественных отношений, впитавшая нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, она реализует себя каждый раз в специфической форме в зависимости от своего творческого потенциала, во-вторых, в процессе формирования воли, убеждений, своего внутреннего мира в установках, в поведении, сама личность оказывает влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Одностороннее же рассмотрение обусловленности человека объективными обстоятельствами выглядит как "запрограммированность" человека бытием, почти не оставляющая места для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала.

В этом случае из понятия личность выпадают такие категории, как характер, темперамент, индивидуальность, эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, а ведь на их основе формируются способности личности, ее ценностные ориентации, механизмы самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые в современном мире продолжают расти.

Сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность творческих потенциалов личностей, своевременно, с детства, выявлять разнонаправленность творческой одаренности людей и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее полной их реализации на благо общества, в том числе в сфере управления. В этом залог успешного решения возникающих в XXI в. глобальных проблем.

Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, должен быть поставлен на службу обществу, управлению его общественными силами. Для этого необходимы иные философия и современная культура человеческого сообщества: одаренность, талант незаменимы нигде - ни в науке, ни в искусстве, ни в управленческой деятельности. Это общенациональное достояние. А потому поддержка творчески одаренных людей - дело всего общества, его политики, проектов и программ поддержки. Принцип существования современного общества, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставление всем личностям социально равных условий на старте для самореализации, возможность богатого жизненного выбора, профессионально-управленческого в том числе, способствование самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами, в том числе и управления. Для их обучения необходимы колледжи, лицеи, специальные управленческие и научные школы. Но доступ в них должен быть социально всеобщим, критерий отбора - степень одаренности, профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае - стагнация развития, нарастание разрушающего потенциала. В центре социального управления должны быть личность управленца, его профессиональные и лидерские качества, которые изучаются специальными отраслями научного знания в рамках общей теории управления.

Как общую закономерность следует отметить непрерывное усложнение объекта управления, связанное с тем, что общественные процессы становятся все более динамичными, сложными, нелинейными и потому все в меньшей мере поддающимися адекватному узнаванию, что предъявляет все более высокие требования к отношениям управления внутри управляющей системы. Они имеют сложную внутреннюю структуру:

Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:

Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т.п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь [29, с.127].

Управленческие и организационные отношения реализуются в управленческой деятельности, органической частью которой является организационная. Их нельзя отделять одну от другой потому, что это единый процесс: управление непременно предполагает организационные усилия, организация не имеет смысла без управления. Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут представлять целостное образование только в результате организации управления. Поэтому поддержание организованной целостности системы управления, ее устойчивости - одна из важнейших задач управления, прежде всего ее составной части - организации, которая призвана разработать конкретные меры по достижению поставленных целей, разделить задачи на отдельные операции, найти ресурсы, распределить функции, скоординировать взаимодействия различных подразделений.

Справедливо утверждается, что управленческую работу нельзя сводить к организации, однако, несомненно, и то, что после решения содержательных вопросов управления - определения целей, осуществления информационно-аналитической деятельности, принятия управленческих решений, в которых тоже присутствует организационный аспект, - значимость последнего увеличивается многократно. Это связано с реализацией всех функций управления в комплексе на практике, получением интегрального конечного управленческого результата, организацией выполнения принятых решений. Только условно можно считать, что после определения целей и задач управления, уточнения его функций и нахождения методов их осуществления управление во многом сводится к организационной деятельности.

На этом этапе особенно интенсифицируется определенный вид работы, больше связанный с упорядочением всех связей объекта и субъекта управления. Если на этапе целеполагания, оценки проблемной ситуации, принятия решений организационная структура только складывается, то на этапе принятых решений она должна действовать как отлаженный организм, способный обеспечить взаимодействие всех звеньев управленческой системы, скоординировать взаимодействие разных структурных подразделений, найти ресурсы, мотивировать отдельных людей к деятельности и т.п. Совершенно очевидно, что без этого невозможен эффективный управленческий результат.

Управленческий труд, прежде всего, связан с познанием тенденций, закономерностей развития общественной жизни и с оценкой на этой основе сложившейся социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации. Последняя характеризуется расхождением между целью и реальным положением дел, что определяет проблему, ради достижения которой и принимается решение. В процессе познания и анализа субъект управления совершает ряд операций, действий. Их последовательность связана с тем, что всякий цикл управления включает ряд этапов, стадий, которые следуют один за другим.

Последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла соответствуют операции, характеризуемые как функции управления.

К их числу относятся: принятие управленческого решения, информационная функция, организация, регулирование, корригирование, контроль. Реализация этих функций и есть труд по управлению.

Итак, под системой управления мы понимаем, прежде всего, единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество этого воздействия зависит от управленческих и организационных отношений, содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются, целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных людей-управляющих), которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленческого результата.

Организационные отношения в системе управленческих отношений приобретают особую актуальность. Являясь их органической частью, они пронизывают все управленческие отношения и управленческую деятельность - от целеполагания до осуществления социального контроля, оценки эффективности управления и регулирующих и корригирующих воздействий.

Особое место в системе организационной деятельности занимают социальные организации (формальные и неформальные), значение которых постоянно возрастает. Технологии их построения и проектирования изучает особая отрасль управленческой науки - организационная культура. Сохранение и поддержание состояния упорядоченности самой системы управления - важнейшая функция организации, которая реализуется через регулирование, отношения субординации, координации и высокий профессионализм кадров управления.

Управление всегда выступает не только как наука, но и как искусство применения знаний в конкретной управленческой ситуации. Организационная деятельность всегда осуществляется с учетом не только профессиональных, но и личностных качеств руководителя, которые в своем единстве составляют основу того или иного стиля управления. Поэтому качество управленческой работы и ее органической составляющей - организационной - во многом зависит от "лидерских начал" в управлении, что имеет особое значение для России, где управленческая элита пока не сформирована.
  1   2   3   4   5   6   7



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации