Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

скачать (170.9 kb.)

  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономики и управления

Контрольная работа

по учебному курсу

«Теория управления»

на тему: Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования


Выполнил: студент группы 611-021

шифр 1161034

КИСИЛЬ Наталия Юрьевна

Проверил преподаватель:

Мельников Л.П.

Псков, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Одним из современных требований к российскому образованию, изложенных в Концепции модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в управленческой деятельности.

Очевидно, что государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, поэтому сегодня руководитель ДОУ должен суметь обеспечить переход своего учреждения на новый уровень развития.

Современный руководитель образовательного учреждения должен обладать множеством управленческих знаний и умений, но на мой взгляд самым главным является его умение видеть своё учреждение в будущем и знать, как это будущее сделать наиболее успешным для всех участников образовательного процесса.

В современных условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает проблема планирования деятельности образовательного учреждения. Сегодня растет востребованность технологий проектирования, планирования, аналитического прогнозирования, т.е. все, что включает понятие «стратегическое планирование».

Для эффективной управленческой деятельности в системе дошкольного образования руководителю крайне необходимы знания особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. В работах Л.М.Денякиной, Т.Н.Дороновой, Т.С. Комаровой, Е.П.Милашевич, М.Д.Маханевой и др., отражен комплекс общих основ управления и особенностей управленческой деятельности ДОУ, что является основой содержания учебно-методического обеспечения управленческого образования руководителей.

На сегодняшний день существует ряд противоречий в области стратегического планирования образовательных учреждений:

между достаточными теоретическими знаниями о планировании деятельности ДОУ и неумением многих руководителей выстраивать долгосрочные прогнозы, стратегически мыслить и разрабатывать стратегические программы

программно-целевой метод управления внедрен в деятельность организаций и бизнес-структур, но руководители общеобразовательных учреждений ещё слабо используют его в своей практике.

Из всего вышесказанного можно выделить объект и предмет, задачи исследования.

Объект - процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет - стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Задачи:

. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу, по вопросам стратегического планирования деятельности дошкольного образовательного учреждения

. Провести системный анализ исходного состояния деятельности ДОУ

. Разработать программу развития ДОУ.

Цель контрольной работы - разработка практико - ориентированной программы развития ДОУ, которая позволит образовательному учреждению выйти на качественно новый уровень развития, стать конкурентоспособным среди ДОУ города. Принципы и подходы при разработке программы развития могут быть использованы заведующими ДОУ или старшими воспитателями для разработки подобных программ в своих образовательных учреждениях.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения
.1 Место и значение планирования

стратегический планирование управление образовательный

Обратимся к науке управления. Управлять - значит анализировать, планировать, организовывать, корректировать, контролировать, отслеживать результаты деятельности учреждения - всё это функции управления. Все функции управления нацелены на достижение определенного результата. Анализируя исследования М.И.Кондакова, Ю.А.Конаржевского, можно сказать, что функции управления определяются как «элемент содержания работы руководителя, которые соответствуют последовательно меняющимся стадиям управленческого цикла».

Разрабатывая научные основы управления дошкольным образовательным учреждением, Т.С.Комарова определила содержание управленческого цикла детского сада как совокупность взаимосвязанных функций: планирование, организация, контроль, руководство, педагогический анализ. (10, с.78)

Управленческий цикл, соответствует последовательно меняющимся стадиям управления, представленным следующими функциями: анализ, планирование, организация, управление, руководство, координация, принятие решения и контроль.

Важной функцией управления дошкольным учреждением является планирование, которое обеспечивает систематическую, эффективную работу учреждения.

Планирование деятельности ДОУ должно основываться на всестороннем комплексном анализе работы учреждения по следующим направлениям:

знания, умения и навыки, усвоенные детьми;

методы и приемы работы с ними;

соответствие содержания и методов возрастным и психофизиологическим особенностям детей;

эффективность планов воспитательно-образовательной работы с детьми;

уровень работы с родителями, коллективом;

уровень педагогической квалификации педагогов;

эффективность форм повышения квалификации (36, с.18).

Но для того, чтобы планирование было эффективным, необходимо также анализировать материально-техническую базу учреждения, обеспеченность образовательного процесса необходимыми методическими, дидактическими пособиями, литературой.

Составить план дошкольного учреждения - значит спроектировать его работу, создать определенную модель действий. План обеспечивает систематическую, рациональную и эффективную работу. В составлении плана работы учреждения участвует весь коллектив. Такое участие дает возможность работникам вырабатывать управленческие решения в качестве субъекта управления. Но основную работу по планированию деятельности проводит руководитель, от которого требуется огромная умственная отдача, научно обоснованная ориентация, использование педагогического мастерства, умение выбрать способы работы и предвидеть результат.

Важной задачей руководителя дошкольного образовательного учреждения является организация деятельности управляемого коллектива. Суть организации заключается в том, что каждый член коллектива выполняет свою часть работы, имея при этом определенные права и отвечая за свой участок работы.

Успешное управление возможно, когда управляющий владеет оперативной информацией о текущем состоянии дел, о достигаемых результатах, о затруднениях, проблемах. Поэтому не менее значимой функцией управления является контроль. В исследованиях Афанасьева сказано: «контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям» (23, с.24)

Планирование - это функция, которая помогает определить цели деятельности организации и пути достижения результата, она отвечает на 2 важных вопроса в деятельности любой организации: что мы хотим получить и как это сделать?
.2 Стратегическое планирование в образовательном учреждении
В современной литературе по стратегическому менеджменту дано много определений стратегического планирования, но наиболее точным и полным я считаю следующее: «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем» (19, с.195)

Вообще, сущность стратегического планирования можно свести к поиску ответов на следующие вопросы:

. Каково настоящее положение образовательного учреждения?

. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

. В каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?

Условно, процесс стратегического планирования можно изобразить в виде логической цепочки вопросов:

. Чем наше ДОУ отличается от других? В чем его особенность, предназначение в социуме? (ответ на эти вопросы помогают сформулировать видение, миссию, ценности образовательного учреждения)

. С какими проблемами ДОУ сталкивается на этом пути? (ответом на этот вопрос является анализ среды ДОУ)

. К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает? (составляется стратегический план)

. Как добиться реализации стратегических целей? (создаются целевые программы, проекты, оперативные планы)

. Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного? (формируются эффективные педагогические команды)

Представленная логика достаточно полно отражает сущность, алгоритмичность стратегического планирования образовательного учреждения.

Видение и миссия образовательного учреждения.

Миссию называют «визитной карточкой» учреждения, она должны быть четкой, понятной для всех участников образовательного процесса и тех, кто может воспользоваться образовательными услугами учреждения. Миссия должна определяться с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров. Миссия отражает смысл существования образовательного учреждения, она уникальна, альтруистична, неординарна.

Наличие яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения, рассматривается, как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности образовательного учреждения. «Видение - это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внешних и внутренних условий; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы» (33, с.11).

Миссия не формулируется в один момент, руководитель не может и не должен один обдумывать эти идеи, в разработку миссии должны быть вовлечены представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, родители, социальные партнеры, вышестоящие организации. В процессе формулирования миссии выделяют три этапа: подготовка, формулирование и развитие (33, с.12). Содержание деятельности каждого этапа представлены во многих исследованиях по стратегическому менеджменту.

Аналитический этап разработки стратегического планирования

Для осуществления успешной деятельности на рынке образования образовательному учреждению необходимо научиться отслеживать и прогнозировать все изменения внешних и внутренних условий. Своевременно принятые меры помогут образовательному учреждению, избежать некоторые проблемы или выгодно использовать сложившуюся ситуацию. Анализ среды является сегодня важнейшей составляющей стратегического управления.

В ходе сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть в будущем, необходимо зафиксировать обнаруженные разрывы между реальными и желаемыми результатами. Эти разрывы принято называть проблемами. Поэтому метод, нацеленный на выявление таких разрывов, называют методом проблемного или проблемно-ориентированного анализа.

Формирование стратегического плана образовательного учреждения.

Но прежде, чем приступать к разработке плана стратегических мероприятий коллектив и руководитель должны очень четко представлять, что планируется достичь, т.е. должны быть определены стратегические цели. Определение цели - важный этап планирования, т.к. достижению целей будет подчинена вся деятельность образовательного учреждения.

Определение цели является решающим моментом стратегического управления. «Цель - это желаемый и заранее определяемый результат, который формулируется после миссии. Миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность соответствовала его миссии, а с другой - отсекает» второстепенные цели» (33, с.35)

В зависимости от характера и содержания миссии, результатов анализа среды образовательное учреждение устанавливает свои цели.

Далее наступает самый ответственный период работы по стратегическому планированию - продумывание того, как реализовать стратегию. Если стратегия образовательного учреждения носит системный и глубокий характер, то её реализация предполагает серьезную перестройку всего ОУ, введение новых подходов к её функционированию, изменение качества образовательной системы, её ресурсного обеспечения и т.п.

Оперативное планирование нацелено на решение конкретных проблем, а это возможно только в том случае, когда существуют определенные механизмы. В качестве таких механизмов могут быть использованы проекты и целевые программы. Работа по целевым программам предполагает участие в их реализации всего коллектива, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

Таким образом, особенностью программ является результативность: конкретный планируемый продукт должен быть не только получен, но и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. Разработка показателей и индикаторов результативности - обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.

«Планирование (стратегическое) как процесс непрерывного переформулирования целей учитывает постоянно меняющиеся обстоятельства и состояние ресурсов (финансовых, человеческих и пр.) Организация такого процесса и есть одна из главных задач руководителя в рамках стратегического планирования» (39, с.115).

Создание эффективной команды в процессе разработки и реализации стратегического плана.

Итак, составлена миссия, определено видение образовательного учреждения, сформулированы цели, проанализировано исходное состояние дел, разработана стратегия, план её реализации, но не хватает самого главного для достижения успеха - круга единомышленников, которые разделяют ценности и цели, которые профессионально компетентны в реализации поставленных задач, тех, кто в согласованной работе, сможет обеспечить осуществление планов и программ. Любой руководитель стремится создать свою команду, управлять дееспособным коллективом.
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации