Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов

скачать (988 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Федеральное агентство по образованию
Ульяновский государственный технический университет


Дипломная работа



Тема: Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов (на примере УФ ООО «Джекпот»)
Студент Жаркова Алена Валерьевна

(Ф.И.О.) (подпись)
Руководитель Варнакова Галина Федоровна_________________ ______________

(Ф.И.О.) (подпись)
Рецензент____Шакирова Инна Васильевна _______________ ______________

(Ф.И.О.) (подпись)


Допустить к защите ГАК

Зав. кафедрой
_______________________

(Ф.И.О.)
«_____»__________200 г.

Ульяновск 2006


Содержание
Введение 3

Глава 1 Объекты учета финансовых результатов 7

1.1 Система Нормативного регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов в России и за рубежом 7

1.2 Отчетность как информационная база аналитического обоснования решений финансового характера 23

1.3 Состав и классификация доходов и расходов, формирующих финансовые результаты 27

Глава 2 Учет формирования финансовых результатов на примере УФ 000 «Джекпот» 33

2.1 Характеристика предприятия УФ ООО «Джекпот 33

2.2 Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности 36

2.3 Учет финансовых результатов от прочих видов деятельности 40

2.4 Учет расчетов по выявлению конечного финансового результата 48

Глава 3 Анализ финансовых результатов деятельности УФ 000 «Джекпот» 54

3.1 Содержание, задачи анализа финансовых результатов 56

3.2 Анализ прибыли от продаж, анализ и оценка затрат 58

3.3 Анализ операционных и внерализационных доходов и расходов 65

3.4 Анализ рентабельности и финансовых результатов 67

Заключение 75

Список использованных источников 77

Приложения 80

Введение
В период формирования рыночных отношений предпринимательство в России столкнулось с массой, проблем. Решить их все разом оказалось большинству из предпринимателей не под силу. Такое положение привело к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому кризису. Проблема, как работать в условиях рынка, как управлять организацией и принимать решения, на основе анализа имеющихся результатов останется актуальной еще долгое время. Все дело в том, что отечественные предприниматели имеют небольшой опыт работы в условиях рыночной экономики. В связи с этим отсутствует системный подход к использованию и обработке полученной и необходимой им информации для принятия управленческих решений. Все это в полной мере касается информации о предпринимательской прибыли коммерческих организаций, сформированной по данным бухгалтерского учета.

Предпринимательская прибыль сложнейшая экономическая категория. Исследованию порядка ее формирования и отражения в бухгалтерском учете были посвящены многие научные работы. Однако эти проблемы зачастую рассматриваются без связи с предпринимательством. Замечательным представляется высказывание по этому поводу Я.В. Соколова: «...кому нужна прибыль: бухгалтеру или его работодателю, какова ее структура и как она (прибыль) исчисляется — проблема проблем» [27, с.441]. Таинство и противоречия этого магического для предпринимателей и бухгалтеров показателя наиболее ярко проявляются при формировании и отражении прибыли в бухгалтерском учете.

В прежние времена бухгалтерский учет финансовых результатов и распределения прибыли имел одностороннюю направленность — предоставление информации органам государственного управления. При этом игнорировались интересы предпринимательства. Выделялись три объекта учета финансовых результатов, которые обособлялись на уровне синтетического учета: финансовый результат до его налогообложения, текущее использование прибыли с выделением специальной позиции для платежей в бюджет из прибыли и прибыль (убыток) прошлых лет. При этом конечным финансовым результатом отчетного периода считался финансовый результат до его налогообложения.

За исключением показателя прибыли (убытка) прошлых лет, который отражает капитал организации, остальные показатели, конечно, представляли интерес для предпринимателей, но не в первую очередь. Самый значимый для предпринимателя показатель — показатель прибыли, оставшейся в его распоряжении, в течение отчетного года определялся вне системы учета, его выявление осуществлялось путем сопоставления финансового результата до его налогообложения с показателем текущего использования прибыли. И только по окончании отчетного года этот показатель вводился в систему учета, будучи вторичным. Кроме того, вызывало непонимание в предпринимательских кругах отражение в учете показателей текущего использования прибыли, которое регламентировалось государством. Здесь необходимо отступление.

Долгое время в отечественной практике бухгалтерского учета прочные позиции занимало такое понятие, как «расходы, которые в соответствии с установленным порядком нельзя относить на затраты организации». Со временем это понятие стало почти полным синонимом определения «расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации». Поэтому данная категория расходов учитывалась на счете использования прибыли и при формировании конечного финансового результата в расчет не принималась. Таким образом, конечный финансовый результат данного периода, исчисленный в прежней системе счетов, всегда был завышен и не отражал реального положения дел с точки зрения предпринимателя.

Однако отражение указанных расходов на счете использования прибыли в значительной степени соответствует планово-централизованной экономике, где государство в своих целях могло вносить ограничения по составу расходов. В новых условиях хозяйствования такую функцию выполняет налоговый учет. Поэтому не учитывать такие расходы в системе формирования конечного финансового результата данного периода является порядком неестественным и несовместимым с развитием предпринимательства.

Меняются подходы и к отражению в учете предпринимательской прибыли прошлых лет. По своей сути этот показатель и в предшествующие годы отражал накопленный капитал организации. Однако его сумма была неинформативной для предпринимателя. Это связано с тем, что отражение расходования прибыли прошлых лет в учете базировалось на принципе увязки записей расходов с источником их погашения. Допускалось распределение прибыли в фонды специального назначения: фонд накопления, фонд социальной сферы и фонд потребления. Эти фонды выступали не только в качестве источника финансового обеспечения целевых программ организации, но и списывались с учета. Кроме того, такая категория, как фонд потребления, за счет которого осуществлялось экономическое стимулирование трудового коллектива, в современных условиях полностью утратила свой экономический смысл, являясь для предпринимателей прямыми расходами, не имеющими ничего общего с распределением прибыли, при этом дублируя статьи расходов, включаемых в себестоимость. То же самое касалось нераспределенной прибыли. Поэтому предприниматель при обращении к данным своего учета не мог получить информацию о сумме накопленного капитала с начала деятельности.

С точки зрения собственника уменьшение его прибыли прошлых лет может быть вызвано прямым ее изъятием из оборота организации. Таким может считаться только расход прибыли прошлых лет на выплату доходов самому себе. Все, что осталось после таких выплат и задействовано в деятельности организации, является ее финансовым обеспечением, следовательно, и должно находить отражение в учете в виде соответствующих накоплений, прирост (уменьшение) которых напрямую связан с такими же изменениями в активе.

Понимание органами государственного управления необходимости изменения понятий о расходах и приближения этой экономической категории к интересам предпринимательства привело к появлению системы учета финансовых результатов распределения прибыли, принципиально отличной от прежней системы. В то же время именно это обстоятельство привело к возникновению параллельной системы учета прибыли — налогового учета.

Заявленные выше проблемы широко обсуждаются в настоящее время, особенно в свете законодательного закрепления отражения финансовых результатов, что и обуславливает актуальность данной темы.

Цель работы — рассмотреть базу нормативного регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов, методику отражения финансовых результатов УФ ООО «Джекпот» в бухгалтерском учете, а также проанализировать финансовые результаты этой организации по итогам 2003г.-2005г. и дать соответствующие рекомендации по улучшению финансового положения организации.

Достижение данной цели обусловлено решением ряда задач:

• рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов в России и за рубежом;

• дать характеристику отчетности как информационной базе аналитического обоснования решений финансового характера;

• определить состав и классификацию доходов и расходов, формирующих финансовые результаты;

• рассмотреть учет финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности, учет выявления конечного финансового результата;

• оценить и проанализировать имущественный потенциал, ликвидность и платежеспособность, а также финансовую устойчивость УФ ООО «Джекпот».


Глава 1 Объекты учета финансовых результатов

    1. Система Нормативного регулирования бухгалтерского учета

финансовых результатов в России и за рубежом
Изменения, происходящие в экономической среде Российской Федерации, требуют соответствующего механизма управления хозяйственными процессами, включая одну из его самых существенных частей — бухгалтерский учет. При этом огромная роль в организации бухгалтерского учета отводится его нормативному регулированию, разработка которого осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. №283. При этом основной проблемой реформирования бухгалтерского учета остается степень использования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в практике хозяйствующих субъектов. По сути дела речь идет либо о полном переходе на МСФО, либо об использовании национальных стандартов, разработанных на базе МСФО, но с учетом конкретных социально-экономических реалий. Пока в практике бухгалтерского учета Российской Федерации доминирует второй подход. Поэтому, в ходе написания данной работы, для установления формальной взаимосвязи между бухгалтерскими правовыми системами рассмотрение необходимых норм соответствующего национального стандарта (Положения по бухгалтерскому учету) будет сопровождаться ссылкой на наличие такого же стандарта из их перечня по МСФО.

Рыночная экономика и финансовые результаты, характеризующие различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятии, явления взаимосвязанные. Естественно, что в настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результатов. Степень их значимости по влиянию на организацию учета финансовых результатов определяется уровнем соответствующего документа.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете в целом состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Положений по бухгалтерскому учету, утверждаемых Министерством финансов.

В самом Законе нет прямых упоминаний о финансовых результатах и системе их учета. Исключение составляет ст. 12 «Инвентаризация имущества и обязательств», в которой финансовые результаты выступают объектом, с помощью которого регулируются расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета. При этом ст. 5 Закона устанавливается система нормативного регулирования бухгалтерского учета, важнейшим элементом которой являются Положения по бухгалтерскому учету (второй уровень нормативного регулирования). В этих нормативных документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета. Все Положения по их направленности можно разделить на три группы:

• общие принципы раскрытия информации;

• активы и обязательства организации;

• финансовые результаты деятельности организации.

К Положениям, устанавливающим принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета и формирования состава финансовых результатов организации, относятся Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. №32н и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. №33н. Развитие принципов, правил и способов ведения учета финансовых результатов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое отражение в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. №94н.

Кроме этих указанных нормативных документов прямое отношение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002г. №114н. С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация о расчетах по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финансовых результатов [14, с.6].

При этом практически во всех Положениях, регламентирующих принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств, имеется пункт или их ряд, определяющий взаимосвязь рассматриваемого объекта с организацией учета финансовых результатов. Также регламентация учета финансовых результатов может осуществляться через рассмотрение принципов учета активов и обязательств определенной хозяйственной ситуации в деятельности организации, информация о которой формируется в подсистеме учета финансовых результатов. К таким Положениям относятся:

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994г. №167;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 10 января 2000г. №2н;

Положение по бухгалтерскому учету. «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001г.№44н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001г. №26н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000г. №92н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000г. №91н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 2 августа 2001г. №60н;

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. №б6н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002г. №115н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2002г. №126н;

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утверждено приказом Министерства финансов РФ от 24 ноября 2003г. №105н.

Кроме того, в Положениях, определяющих общие принципы раскрытия информации, также значительное место уделено вопросам организации учета финансовых результатов и представления их в бухгалтерской отчетности. К Положениям, регулирующим общие принципы бухгалтерского учета финансовых результатов, относятся:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации