Римское право

скачать (159.2 kb.)

  1   2   3
1. Назовите основные периоды развития и эволюции римского права. Определите критерии разделения, основные черты каждого
период - 753 г. До н.э. (от основания Рима) - 476 г. (до падения Западной Римской империи) - развитие римского права в рамках римской государственности

период - 476 г. - до наших дней - период рецепции, восприятие исторической традиции

Римского права другими народами в рамках собственной государственности в или интересах непосредственной юридической практики, или в целях юридической науки и образования.

Существует несколько научных периодизаций римского права. Принципиального значения для квалификации собственно римского права эти различия не имеют, т.к. намечают только самые общие и условные этапы исторических изменений.

в западноевропейской науке делят эпоху на 4 периода. В основе деления на периоды лежит период источников права (от обычного до кодификационного) или развитие римской юриспруденции (Э.Гиббон, Г.Гуго)

в российской науке - трехзвеньевая периодизация истории права в связи с историей римского государства: царский, республиканский, императорский периоды. (К.А.Неволин, сер.XIX века)

в современной науке - деление на 4 периода.

Римское право можно разделить на:

Период . 753 г. до н.э. - 367 г. до н.э. - архаический период (древний). Период начального формирования римского права.

Характерно:

становление главных видов источников римского права; переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике.

осуществлена первая кодификация римского права в виде записи-издания Законов XII Таблиц (отправные для всех областей римского права). В этот период явно выраженное привилегированное право - т.н. квиритское право. Оно носит сословный характер, отделяет членов римской общины от неримлян. В его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще ко временам военной демократии и власти царей.

Период. 366 г до н.э - 30 г. до н.э - предклассический период (ПЕРЕХОД ОТ АРХАИКИ К КЛАССИКЕ).

г. до н.э - появляется новая магистратура - претор - судебный магистрат.

В этот период происходит:

закрепление в традиции начал деятельности всех институтов римской государственности и судебной системы, наряду с общенародным государственным законодательством определяющую для движения права роль стало играть судейское и магистратское правотворчество, практически разорвавшее связи с понтификальной юриспруденцией и религиозным толкованием на место строго формальной практики приходит концепция утверждения справедливости.

Формируется система и практика гарантирующих исков, которые включают в себя конкретные требования с подразумением пока собственно материального права.

Период. I в. До н.э. - III в. - классический период. Происходит:

формирование принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, переосмысление нового монархического строя.

Складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными субъектами правовой охраны и принципами применения.

Формируется общий правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к правовой справедливости и равенству в рамках гражданско-правовых отношений институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т.д.

К этому периоду относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции, в науке формируются существенно различающиеся течения мысли.

Период. (IV в. - 476 г.) - время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственности, в систему, пригодную для других социальных и политических условий.

Характерно:

Преобладающей формой права и источником стал закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. В этих условиях реальным историческим фактором стала целостная правовая политика власти, преобразующая начала и институты права.

Римское право кодифицируется, на основе чего формируется новое отношение к норме права как безусловно обязательному правовому требованию не только по смыслу, но и букве. Приспосабливая старые дефиниции к новым правовым условиям, юридическая наука и практика деформирует новые каноны и институты классического права; одновременно достигается перспективное для движения мировой культуры права абстрагирование догматического содержания институтов и правоположений. Большое влияние оказывает христианство, заставившее переосмыслить многие общие начала и постулаты прежнего права, но зато обеспечившее посредством этого его приспособление к новой исторической жизни.

Заканчивается период 476 г. падением Западной Римской империи, когда один из германских военачальников лишил власти последнего римского императора.

.

Если коллегия, истощив собственные средства, возьмет заем, но не сможет расплатиться в срок, может ли кредитор обратить взыскание на имущество отдельных членов коллегии?
Еще в древнейшие времена существовали в Риме частные корпорации: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalicia), профессиональные союзы ремесленников (fabrorum, pistorum).Коллегия - это союз с религиозными целями.

Положительным итогом всего хода развития римских корпораций явилось следующее. Римские юристы признали, что:(1) Корпорация может рассматриваться в сфере частного права так же, как рассматривается физическое лицо. Гай говорит: civitates enim privatorum loco habentur - общины рассматриваются как частные лица (D. 50. 16. 16). (2) Юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из состава объединения: in decurionibus vel aliis universitatibus nihil refert, utrum omnes iidem maneant, an pars maneat, vel omnes immutati sint - для местных сенатов и других объединений безразлично, остаются ли прежними все члены, либо часть членов, либо всех заменили другие (D. 3. 4. 7. 2). (3) Имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, притом это несовместно всем членам корпорации принадлежащее имущество, а имущество корпорации как целого, как особого субъекта прав: si quid universitati debetur, singulis non debetur, nec quod debet universitas singuli debent, т.е. если мы что-нибудь должны корпорации, то мы не должны ее отдельным членам; того, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены (D. 3. 4. 7. 1).

Заем (mutuum) был одной из древнейших форм договорного права и сохранился как один из главнейших институтов всего хозяйственного оборота и впоследствии - кредита. Заем считался односторонним обязательством: предполагалось, что пользу от договора займа формально извлекает только одна сторона - должник. Заем поэтому был безвозмездным договором в случае с деньгами - беспроцентным, из чего вытекало отсутствие каких-либо прав на возмещение потерянных выгод, прибылей и т.п.: Mutuum dare nihil inde sperantes. Жизненные требования выдвигали, естественно, более разумную позицию о необходимости возмещения кредитору его «благотворительности», но норма права оставалась неприкосновенной.

Следовательно, исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что кредитор не может обратить взыскание на имущество отдельных членной коллегии.

(Литература: Римское частное право. Учебник. Под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского. С.С.69,71.//Консультант плюс

Омельченко О.А. Римское право. М. «Эксмо». 2007. С.С.200-201.)
3. Что такое persona?Может ли человек иметь одновременно несколько personae? Приведите примеры
Субъект права в римском праве именовался - persona. Однако не все люди признавались субъектами права, хотя круг правоспособных людей и объем правоспособности отдельных групп населения последовательно расширялся в ходе истории римского государства, однако признание правоспособности каждого человека, хотя бы только в области частноправовых отношений никогда не стало принципом римского права. Правоспособность - привилегия отдельных слоев населения.

Отдельный человек для обладания полной правоспособности (caput) во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: 1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом; 2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев; 3) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного права - pesona sui iuris; члены семьи, подчиненные власти paterfamilias - pesona alieni iuris.

Правоспособность признавалась возникшей с момента рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась с его смертью. Юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще неродившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовала его интересам. «Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях. Когда вопрос идет о выгодах зачатого). (D.1.5.7). В частности, исходя из постановлений законов 12 таблиц, зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери (D.38.16.3.9.). С другой стороны, открытое, но еще не принято наследство («лежачее наследство») рассматривалось как «продолжение личности умершего - «hereditas iacens sustinet pesonam defunct, лежачее наследство продолжает личность умершего (ср. D.41.1.34). поэтому рабы были вправе в интересах наследственной массы осуществлять юридические действия ex pesona defunct, как бы продолжая осуществлять правоспособность умершего.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что один и тот же человек может быть: pesona sui iuris (paterfamilias как носитель правоспособности в сфере частного права) и после смерти - ex pesona defunct (личность умершего).

Рesona sui iuris могла стать pesona alieni iuris. Основанием для такого перехода являлось capitis deminutio minima (гражданская смерть). За гражданской смертью следовало то, что некоторые историки римского права (Жирар) называют возрождением: умерший как бы возрождался в качестве новой с точки зрения права личности. Обстоятельства, вследствие которых pesona sui iuris становилась pesona alieni iuris: вступление женщины sui iuris в брак cum manu, arrogation, узаконение. Сюда же относились обстоятельства, в силу которых лицо alieni iuris переходило из-под одной семейной власти под другую: вступление дочери in patria potestate в брак cum manu, adoptio, также переход in mancipium (в кабалу). Capitis deminutio minima имела место и тогда, когда сын становился persona sui iuris с освобождением его от mancipiumпосле третьей его продажи, а равно и в тех случаях, когда становились persona suiiuris дочь или внук, освобожденные из mancipium после первой продажи их. Очевидно, что в трех последних случаях capitis deminutio не только не былаг ражданской смертью, но и не означала умаления гражданской личности, наоборот, она была расширением правоспособности сына, внука или дочери.

В период империи Ульпиан говорил: «С точки зрения цивильного права рабы считаются никем. Это не так, однако, по естественному праву, ибо с точки зрения естественного права все люди равны» (D.50.17.32). Флорентин, давая определение рабства, еще резче противополагал положительное право праву естественному: «Рабство есть установленное право народов, при посредстве которого один, противно природе, подчиняется власти другого» (D.1.5.4.1.). Отсюда и такие выражение юристов, как pesona servi.

За рабом была признана способность вступать в имущественные сделки ex как pesona domini, создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски из таких сделок, как если бы совершил их сам. Наоборот, обязательства из совершенных рабом сделок для господина не возникали. римский право коллегия persona

Обязательство по долгам прекращалась случаях, когда в обязательственном отношении кредитор и должник сливаются в одном лице - cum in eandem personam ius stipulantis promittentisque devenit (D. 46. 3. 107). Этот случай носит название confusio - слияние, совпадение. Чаще всего это имеет место, когда должник становится наследником кредитора и наоборот. Cum quis debitori suoheres exstitit, confusione creditor esse desinit - если кто-либо стал наследником своего должника, то в силу совпадения он перестает быть кредитором (D. 18. 4. 2. 18).Типичным для рабовладельческого хозяйства был следующий случай совпадения (конфузии). Чужой раб или чужой подвластный сын причинил кому-либо ущерб. Ответственность по т.н. ноксальному иску несет хозяин раба или отец подвластного. Допустим, что подвластный сын попал под отцовскую власьь потерпевшего (например, в результате усыновления) или раб, причинивший ущерб, приобретен потерпевшим. В этих случаях ответственность или рабом, отпадает в силу того, несущее ноксальную ответственность за раба или подвластного, с другой стороны, слились в одном лице.

В литературе Омельченко О.А. Римское право. М. «эксмо». 2007. С. 149. Мы можем встретить еще одну категорию pesonae incertae - т.н. лица неопределенные (не обладавшие не только ясным гражданским статусом, но половыми, возрастными и т.п. характеристиками).

В агнатическую семью, кроме paterfamilias, входили: его жена,in manu mariti, т.е. подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui.
. Охарактеризуйте три формы перехода жены во власть мужа (convention in manum mariti)
Формы перехода во власть мужа

Существовало три формы перехода во власть мужа (usu farreo coemptione):

посредством торжественного либрального акта (coemptio); является светской и, как думают, преимущественно плебейской формой брака. Эта "воображаемая" покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи - а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц inmancipio, а именно в Форме mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при купле в собственном смысле, однако в остальном это по форме купля. По описанию, которое дает этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coemptio представляется так. В присутствии пяти свидетелей и весовщика, libripens, которые участвовали во всякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он persona alieni iuris, жених спрашивает невесту: получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий ее вопрос, также заданный в точно определенных словах. Ответ невесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (Cicero, Pro Murena. 12. 27). Затем жених произносил слова, установленные и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком.

Посредством религиозного брачного обряда (confarreatio);которую ряд историков считает патрицианской по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда была религиозным обрядом. Название обряда, который во время брачной в жертву Юпитеру. Церемония совершалась - pontifex maximus и flamen древнейшие 10 курий (данной трибы). Только заключенного per confarreationem, и состоящий в таком браке, мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.

путем длительного пребывания в браке (usus). Представлял собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений. Из этих трех форм заключения брака во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нем как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По-видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере, Гай, а также Тацит сообщают, что в 23 н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения браков per confarreationem, с ними стала связываться не светская, а только религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть Annales. 4. 16).

.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации