Административные преобразования России

скачать (349.9 kb.)

  1   2   3
Содержание.

  1. Реформа. Основные понятия

1.1 Понятие реформы. Основные реформы в России

1.2 Этапы реформирования

1.3 Принципы реформирования

1.4 Необходимость проведения административной реформы в России

1.5 Задачи административной реформы

1.6 Нормативная основа реформы

  1. Административная реформа в регионах и за рубежом

2.1 Цели и направления административной реформы в Иркутской области

2.2 Административная реформа в Восточной Европе

2.3 Административная реформа в США

  1. Реализация административной реформы в России

3.1 Административные преобразования в период 1990-1999 годы

3.2 Разработка административной реформы в период 2000-2003 годы

3.3 Первый этап реализации реформы 2003-2005 годы

3.4 Второй этап реализации реформы 2006-2008 годы

  1. Результаты реформирования

  2. Заключение

  3. Литература



1. Реформа

1.1 Понятие реформы. Основные реформы в России

Реформа- преобразование , вводимое законодательным путём. Процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы- укрепление и обновление государственных основ, улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и увеличение доходов.

Самые известные реформы в России:

- отмена крепостного права в 1861 году,

- аграрная реформа Столыпина с 1906 по 1917 годы,

- реформа русской орфографии 1918 года,

- реформа Косыгина 1965 года,

- перестройка- цикл реформ с 1986 по 1991 год,

- реформа российской экономики в 1990-е годы,

- введение единой валюты на территории Европейского союза,

- административная реформа с 1991 года по настоящее время.
1.2 Этапы реформирования
Административную реформу в Российской Федерации- реформу системы государственного управления можно условно разделить на следующие этапы:

- административные преобразования 1991-1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации,

- следующий этап административной реформы, проведённый в 2003-2005 годы, преследовал политическую цель укрепления государственной власти в стране,

- с 2006 года административная реформа политически ориентирована на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.

Реформирование управления - это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости "потери" важных и необходимых обществу функций.

Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.
1.3 Принципы реформ
Целесообразно проанализировать принципы, которые легли в основу реформирования государственной службы в большинстве развитых стран. Таких принципов несколько:

- принцип демократизации государственного Управления и государственной службы. По мнению западных специалистов, для этого необходимо поставить государственную службу в большую зависимость от интересов общества, обеспечив ее открытость, широкую информированность, коммуникабельность, - принцип распределения полномочий по вертикали, что означает установление новых, паритетных отношений между центральными, региональными и местными органами управления, создание условий общей заинтересованности в повышении эффективности государственной службы,

- принцип ориентации на клиента. Интересы клиента, потребителя продукции административных служб должны стать главной заботой правительства, государственных органов, госслужащих, с этой целью планируется внедрить в систему управления рыночные механизмы , создать такую обстановку, которая заставляла бы управленцев поставить обслуживание клиентов на такой же уровень, как и в самых передовых частных компаниях,

- четвертый принцип - принцип ориентации на конечный результат, прежняя система государственной службы была больше ориентирована на процесс, чем на результат, теперь в основу оценки деятельности всех государственных служб в США и других странах поставлен иной, по сравнению с затратным, критерий - конечный результат, - пятый принцип - принцип рентабельности находит свое выражение в экономном расходовании правительством государственных средств на свою собственную деятельность, это достигается разными путями, например, путем сокращения штатов, рационализации управленческих процедур, передачи части управленческих функций частным компаниям, повышения стоимости товаров и услуг, предоставляемых государственным сектором, в том числе государственной службой и т.д.,

- принцип простоты управления, вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативности управления, требует упрощения управленческих структур, процедур выработки и принятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц, ответственности исполнителей за реализацию принятых директив.

1.4 Необходимость проведения административной реформы в России
К концу 90-х годов нарастал разрыв между потребностями российского общества и существовавшим уровнем эффективности функционирования системы исполнительной власти в стране.

Среди наиболее острых проблем государственного управления в первую очередь можно было выделить следующие; - избыточное количество административных функций; - чрезмерное пересечение полномочий федеральных органов исполнительной власти по одним и тем же предметам ведения; - недостаточность государственных функций в тех сферах общественной жизни , где существует конституционная ответственность исполнительной власти, а развитие страны не предусматривает механизмы саморегулирования; - дублирование функций органами исполнительной власти одного уровня; - сочетание в одном федеральном органе исполнительной власти разных видов функций, противоречащие логике экономического и социального развития и приводящее к узковедомственным решениям.

В России до начала административной реформы было искусственное разделение министерств. Например, наряду с Министерством обороны, функционировало Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычному вооружению и т.п.

Всем федеральным органам исполнительно власти были присущи вышеперечисленные проблемы.

В результате проведённого анализа эти функции были классифицированы на 3 основные вида:

- правоустанавливающие функции, т.е. выработка основных направлений развития и нормативное регулирование; - правоприменительные функции- регулирование и контроль; - функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом.

1.5 Задачи административной реформы
В целях устранения всех этих проблем функционирования исполнительной власти в Российской Федерации в качестве приоритетов административной реформы было определено решение следующих задач: - завершение разграничения полномочий между федеральной исполнительной властью и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, применение, где это возможно, механизма взаимного делегирование полномочий; - отказ от некоторых функций государственного регулирования в определённых сферах экономической и общественной жизни; - передача части функций государственного регулирования саморегулируемым организациям в соответствующих профессиональных областях; - определение и законодательное закрепление за исполнительной властью ныне отсутствующих функций и полномочий, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан; - ликвидация дублирования полномочий и функций, закреплённых за федеральными органами исполнительной власти; - разделение правоустанавливающих и правоприменительных функций в системе федеральных органов исполнительной власти; - дальнейшее совершенствование системы государственной службы в связи с принципами построения и функционирования исполнительной власти.
1.6 Нормативная основа реформы
Правовой основой административной реформы в России стал Указ Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.

В Указе была определена новая структура федеральных органов исполнительной власти с полномочиями и регламентом работы, порядком принятия решений каждого из этих органов, а так же федерального правительства в целом.

Согласно Указу было создано 14 Министерств, в подчинении которых находилось 45 Федеральных агентств, служб и надзоров и 2 Федеральные службы непосредственно подчинённые Правительству. Таким образом, общее число Федеральных органов исполнительной власти вновь увеличилось до 71.

Данная структура исполнительной власти была образована следующим образом: - Министерства являются правоустанавливающими органами; - Агентства - правоприменительными и оказывающие государственные услуги; - Службы и надзоры – контролирующие органы.


2. Административная реформа в регионах и за рубежом
2.1 Цели и направления реформы Иркутской области
Субъекты Российской Федерации должны были провести соответствующие преобразования таким же образом. В Иркутской области были выбраны следующие направления деятельности.

О мерах по обеспечению проведения административной реформы в Иркутской области.

В целях реализации на территории Иркутской области административной реформы, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах", руководствуясь статьей 38(1) Устава Иркутской области:

1. Считать необходимым определить одним из основных направлений деятельности администрации Иркутской области в 2006 году организацию и осуществление мероприятий по проведению на территории Иркутской области административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности системы исполнительных органов государственной власти Иркутской области и создание благоприятных условий для реализации гражданами и субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

2. Создать Комиссию по проведению административной реформы в Иркутской области (далее - Комиссия).

3. Утвердить прилагаемый состав Комиссии.

4. В составе Комиссии образовать рабочие группы по следующим направлениям:

1) по обеспечению внедрения в исполнительных органах государственной власти Иркутской области принципов и процедур управления по результатам;

2) по обеспечению разработки и внедрения стандартов государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Иркутской области, а также административных регламентов в исполнительных органах государственной власти Иркутской области ;

3) по обеспечению введения механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области;

4) по обеспечению повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области и гражданского общества, а также повышения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области;

5) по обеспечению модернизации системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Иркутской области;

6) по обеспечению оптимизации функционирования органов исполнительной власти Иркутской области, а также формирования необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы в Иркутской области .

5. Руководителям рабочих групп представить секретарю Комиссии:

1) в трехдневный срок предложения по составу соответствующей рабочей группы;

2) в срок до 26 февраля 2006 года предложения о содержании программы и плана мероприятий по проведению административной реформы в Иркутской области по направлению деятельности соответствующей рабочей группы.

6. Рабочей группе по обеспечению повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области и гражданского общества, а также повышения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области обеспечить участие представителей гражданского общества при разработке программы и плана мероприятий по проведению административной реформы в Иркутской области.

7. Секретарю Комиссии, начальнику управления государственной службы и кадров администрации губернатора Иркутской области:

1) в пятидневный срок обеспечить разработку и представить для утверждения проект Положения о Комиссии;

2) в семидневный срок сформировать на основе предложений руководителей рабочих групп и представить для утверждения составы рабочих групп;

3) в срок до 15 марта 2006 года обеспечить подготовку проекта программы и плана мероприятий по проведению административной реформы в Иркутской области с учетом положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года 1789-р, а также предложений руководителей рабочих групп.

8. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию в газете "Восточно-Сибирская правда".

И.о. главы администрации Иркутской области Ю.В. ПАРАНИЧЕВ.
2.2 Административная реформа в Восточной Европе
Государствам Восточной Европы, как и государствам постсоветского пространства, была присуща однотипная советская модель политического и государственного управления, которая базировалась на принципах: единства всей системы государственной власти и управления, руководящей и направляющей роли правящей коммунистической партии, конституционного признания только социалистических форм собственности. Поэтому в целом реформы политического и административного управления имели схожие стартовые условия и общий исторический опыт.

Первые шаги по реформированию административной системы в постсоциалистических государствах были осуществлены еще в начале 90-х годов. Именно в период 1990-1992 гг. принимаются законы, которые отразили новую демократическую концепцию государственной власти и управления, закрепили постсоветские изменения в политической системе и создали правовую базу осуществления административных реформ. Реформы разрушили три главные монополии коммунистического государства: политическую монополию одной партии; принцип унитарности государственной власти и принцип единства государственной собственности.

Основные принципы и направления реформы административного управления были сформулированы исходя из общей стратегической задачи стран Восточной Европы по построению демократического правового государства.

Главные цели, принципы и направления административных реформ в странах Восточной Европы определяются следующими параметрами: - создание эффективной системы административно-государственного управления; - приватизация значительной части государственной собственности как средство повышения эффективности управления экономикой; - правовое закрепление в действующих Конституциях принципа разделения властей.

Кроме того, важными составляющими административной реформы были: - демократизация и децентрализация системы государственного административного управления; - создание правовых гарантий развитию института местного самоуправления; - реформирование государственной службы, включающее в себя изменение системы оплаты труда и стимулирования госслужащих; - создание новой системы обучения, повышения квалификации и развития персонала, методов отбора и найма работников, форм аттестации и оценки выполнения обязанностей; - проведение на практике политики равных возможностей для женщин и национальных меньшинств; - формирование службы высших чиновников.

Одним из основополагающих принципов современных демократических государств Восточной Европы является принцип разделения властей. По своему содержанию он имеет функциональный и организационный аспекты. Функциональный аспект означает разделение властей "по горизонтали", организационный аспект означает разграничение "по вертикали" сфер деятельности между аналогичными органами одного вида, действующими на различных уровнях территориальной организации государства. Он устанавливает определенные правила и нормы взаимоотношений между ними. Организационный аспект проявляется в дифференциации функций управления на национальный, локальный и местный уровни, и, во-вторых, в определении субъекта политической ответственности правительства как высшего государственного органа исполнительной власти. В этом качестве могут выступать либо парламент, либо президент. В первом случае образуется парламентская республика, во втором — президентская.

В государствах Восточной Европы ведущую роль в процессе формирования правительства играет парламент, хотя инициатива в этом вопросе принадлежит президенту. Фактически президент либо поручает формирование правительства лидеру победившей партии (Болгария), либо назначает главу правительства и министров (Чехия, Словакия, Польша), либо представляет парламенту кандидатуру, выдвинутую партией парламентского большинства (Румыния). Но в любом варианте он, как правило, является одновременно депутатом парламента. Именно парламент избирает (Болгария, Венгрия) членов правительства, либо выражает доверие сформированному президентом правительству (Польша).

В некоторых государствах парламент не только утверждает персональный состав правительства, но и обязан сформулировать свое отношение к программе его деятельности (Польша). Фактически это означает, что он должен либо ее одобрить, выразив доверие, либо отклонить, выразив недоверие. Кроме этого, в ряде стран, как Польша, Венгрия
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации