Краткосрочная финансовая политика

скачать (690 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Определение источников финансирования отдельных видов оборотных активов и оптимизация структуры источников их финансирования. Источники финансирования оборотных активов подразделяются на собственные, заемные и привлеченные (рис. 6.2).

К собственным источникам финансирования оборотных активов относятся уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, резервные фонды, нераспределенная прибыль, фонд социальной сферы, целевое финансирование и поступления из бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. Помимо собственных источников для формирования оборотных активов компании используют источники, приравненные к собственным, — так называемые устойчивые пассивы. К устойчивым пассивам относят ресурсы, длительное время находящиеся в обороте компании, увеличивая ее оборотные средства. Устойчивыми пассивами являются: минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на соци-



Рис. 6 2 Источники финансирования оборотных активов

альные нужды; минимальная задолженность по резерву предстоящих платежей; платежи заказчиков по частичной готовности продукции (если применяется эта форма расчетов); минимальная задолженность по авансам потребителей (если это предусмотрено договорами); минимальная задолженность покупателей по залогам за тару; остатки средств фонда социальной сферы.

К заемным источникам финансирования оборотных активов относятся краткосрочные кредиты и займы, коммерческие кредиты, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционный взнос работников. Кроме того, источником заемных средств служит выпуск в обращение долговых ценных бумаг (облигаций, векселей).

К дополнительно привлеченным источникам финансирования оборотных активов относится также кредиторская задолженность, обусловленная принятой системой расчетов, а также нарушением платежной дисциплины, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов.

Дополнительным способом финансирования оборотных активов также является метод, основанный на комбинации предоплат и консигнационных сделок. Данный подход базируется на том, что предоплата, являясь фактором минимизации риска для компании-продавца, дает возможность временного высвобождения денежных средств, с помощью которых можно пополнять оборотный капитал. С другой стороны, условия консигнации предусматривают отсрочку платежа за уже поставленную продукцию. Компания, находящаяся между производителем и конечным потребителем товаров, формирует портфель заказов, в определенной его части на условиях предварительной оплаты. В зависимости от характера поставляемого товара, размера заказа, условий доставки, дальнейшего технического сопровождения товара (если это необходимо) корректируется размер предоплаты и сроки поставки товаров. В то же время закупка товаров производится у компании-производителя на условиях консигнации. Сроки и суммы предоставляемой консигнации также могут варьироваться в зависимости от характера и размера заказа. Таким образом, у компании, находящейся между производителем и потребителем, образуется определенный размер временно свободных средств. Причем размер этих средств и сроки пользования ими обусловлены договорными обязательствами, а следовательно, легко прогнозируемы.

В целях создания благоприятных условий для применения данного метода финансирования компании целесообразно расширить спектр предоставляемых сопутствующих услуг, скидок и гарантий своим контрагентам.

На практике компании используют разные подходы к финансированию оборотных активов. В их основу положено предположение, что для обеспечения ликвидности внеоборотные активы и постоянная часть оборотных активов должны возмещаться за счет долгосрочных пассивов. Различие между подходами определяется тем, какие источники финансирования выбираются для покрытия переменной части оборотных активов. Существуют консервативный, агрессивный и умеренный подходы.

При консервативном подходе переменная часть оборотных активов покрывается долгосрочными пассивами, а постоянная — собственными средствами. Такой подход гарантирует ликвидность, поскольку отсутствует краткосрочная задолженность. Однако он является дорогостоящим. Долгосрочные обязательства, как правило, имеют большую стоимость и требуют постоянного обслуживания. Большие издержки по привлечению долгосрочного финансирования порождают риск снижения доходности собственного капитала.

Консервативный подход приоритетен в случаях инфляционного увеличения стоимости краткосрочных источников финансирования оборотных активов, нестабильности работы компании и отсутствия надежных прогнозов в поступлении денежных средств, предоставления льготных условий долгосрочного заемного финансирования (например, по правительственным программам).

Агрессивный подход к финансированию оборотных активов состоит в использовании краткосрочной задолженности для покрытия в полном объеме переменной части оборотных активов. Долгосрочные пассивы при этом подходе служат источником покрытия внеоборотных активов и постоянной части текущих оборотных активов, т.е. того минимума, который необходим для хозяйственной деятельности в нормальных, обычных условиях. Риск потери ликвидности при агрессивном подходе максимален и увеличивается вероятность расхождения поступлений и платежей. В случае срочного погашения всех краткосрочных обязательств компания будет вынуждена продавать даже основные средства. Преимущество этого подхода состоит в дешевом способе покрытия текущих активов. В периоды острой потребности в денежных средствах (при недостаточности краткосрочных обязательств) могут привлекаться краткосрочные банковские ссуды.

Умеренный подход к финансированию активов предполагает сочетание риска и доходности с целью максимизации рыночной оценки компании. В этом случае внеоборотные активы, постоянная часть оборотных активов и примерно половина переменной их части покрываются долгосрочными пассивами. Вторая половина переменной части оборотных активов должна финансироваться за счет краткосрочной задолженности. При этом подходе все решения по управлению оборотным капиталом оцениваются с точки зрения максимизации цены в рамках общей финансовой политики (необходимость дивидендных платежей, реализация инвестиционных программ, возможность оптимизации периодов кредиторской и дебиторской задолженности и т.п.).

Можно сделать вывод, что основным различием трех подходов к финансированию оборотных активов является величина краткосрочной задолженности, используемой при проведении каждого из них. Агрессивный подход предполагает наибольшее использование этого источника, тогда как консервативный — наименьшее (умеренный подход находится посередине).

Политика управления оборотными активами опирается на финансовые нормативы, разрабатываемые компанией. Основными из таких нормативов являются:

• норматив собственных оборотных активов компании;

• система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

• система коэффициентов ликвидности оборотных активов;

• нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов.

Для определения потребности компании в собственных оборотных средствах используются три метода — аналитический, коэффициентный и прямого счета.

Аналитический метод расчета норматива оборотных средств основан на учете соотношения между темпами роста объема производства и размерами нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде.

При коэффициентном методе запасы и затраты подразделяются на зависящие от изменений объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие от объемов производства (различные запчасти, расходы будущих периодов).

По первой группе потребность в оборотных средствах определяется исходя из их размера в базисном году и умножается на темпы роста производства продукции в предстоящем (плановом) году. По второй группе потребность в оборотных средствах планируется на уровне среднефактических остатков за несколько лет.

Метод прямого счета основан на определении каждой составляющей оборотных средств и их суммировании. Расчет ведется по формуле:

Нi = Р-Д, (6.20)

где Н — норматив оборотных средств по конкретному i-му элементу; Р — однодневный расход i-го элемента оборотных средств; Д — ежедневная норма запасов для i-го элемента оборотных средств.

На практике целесообразно применение метода прямого счета, обеспечивающего точные расчеты частных и совокупного норматива оборотных средств.

В крупных компаниях политика управления оборотными активами дифференцируется по отдельным их видам:

• управление запасами;

• управление дебиторской задолженностью;

• управление денежными активами.

3. Управление запасами компании

Запасы — это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, потребительские и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Запасы являются связующим звеном между производством и реализацией продукции.

Управление запасами представляет собой сложный процесс, основанный на использовании разнообразных инструментов финансового менеджмента. Под управлением понимается контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы компании.

Управление запасами целесообразно представить следующим алгоритмом:

• анализ запасов в предшествующем периоде;

• определение целей формирования запасов;

• оптимизация запасов;

• контроль за движением запасов.

Анализ запасов в предшествующем периоде позволяет определить уровень обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами в предшествующем периоде и оценить эффективность их использования.

При анализе запасов учитываются следующие факторы: политика поставщиков в отношении поставок материальных ценностей; допустимые пределы, в которых могут колебаться запасы; возможность и объем закупок сверх нормальных потребностей при повышении цен или дефиците материальных ценностей; степень устаревания и порчи материальных ценностей в период длительного хранения.

Анализ запасов проводится в разрезе основных их видов и включает четыре этапа. На первом этапе анализируются показатели общей суммы запасов — темпы их динамики, удельный вес в объеме оборотных активов и т.п. На втором — проводится оценка структуры запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров. На третьем этапе оценивается эффективность использования различных видов и групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости. На четвертом этапе дается оценка объема и структуры текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.

Определение целей формирования запасов. Запасы, включаемые в состав оборотных активов, создаются в компаниях для различных целей. Основные из них представлены в табл. 6.4.

Оптимизация запасов. Оптимизация запасов осуществляется по разным видам запасов на основе применения различных моделей и систем управления запасами. К основным инструментам оптимизации управления запасами на товарных складах, к которым относятся запасы конечных продуктов, предназначенных для оптовой и розничной торговли, а также запасы сырья и материалов для использования в производственном процессе, относятся модели оптимального размера заказа и оптимальной партии продукции.

Таблица 6.4. Цели формирования производственных запасов и пути их достижения

Цели

Пути достижения

Поддержание ликвидности и текущей платежеспособности компании; оптимизация

структуры запасов

Сокращение средств, отвлеченных в запасы, улучшение финансового состояния компании за счет:

— улучшения структуры запасов;

— выявления избыточных запасов и неликвидов;

— поддержания оборотных активов в наиболее ликвидном состоянии;

— сокращения потребности в источниках финансирования;

— снижения расходов, связанных с финансированием запасов

Поддержание конкурентоспособ-ности

компании

Улучшение обслуживания покупателей и заказчиков, поддержание деловой репутации компании за счет:

— рационального соотношения между имеющимися видами готовой продукции;

— сокращения потерь, связанных с упущенной выгодой из-за отказа от срочного заказа или предложения

Оптимизация затрат, связанных с формированием и

поддержанием запасов

Сокращение издержек производства за счет:

— устранения потерь рабочего времени, вызванных нехваткой сырья и материалов;

— сокращения простоев оборудования из-за нехватки запасных частей;

— обеспечения более рационального процесса производства вследствие исключения частых изменений в календарных планах и дорогостоящих переналадок, вызываемых некомплектностью ресурсов;

— поддержания наиболее экономичного соотношения между затратами на хранение и приобретение запасов;

— уменьшения затрат на содержание филиальных складов и других складских помещений

Обеспечение необходимого контроля

за запасами

Снижение потерь, связанных с неудовлетворительной системой контроля за количеством и качеством поступающих материальных ценностей, предотвращение возможных потерь, порчи и бесконтрольного использования запасов

Оптимальный размер заказа — это математически рассчитанный размер заказа, который позволяет добиться оптимального соотношения между затратами на хранение запасов (в том числе величиной «замороженных» в них денег) и затратами на подготовку и выполнение заказа. Эта модель основана на определении точки перезаказа — минимального уровня складского запаса, по достижении которого формируется заказ на пополнение. При этом объем заказываемой партии рассчитывается на основе формулы оптимального объема заказа, или формулы Вильсона (wilson formula, которую часто называют формулой оптимального размера заказа или формулой экономичного размера заказа (economic order quantityEOQ)). Она позволяет минимизировать суммарные затраты на размещение заказа и хранение материала на складе1:

(6.21)

где Со — затраты на выполнение одного заказа, руб.; А — потребность в заказываемом продукте в течение данного периода, шт.; Сnцена единицы продукции, хранимой на складе, руб.; i — доля от цены Сn приходящейся на затраты по хранению.

Пример:

Потребность в заказываемых изделиях в течение определенного периода составляет 500 шт. Стоимость единицы изделия, хранимой на складе, составляет 40 руб. За траты на выполнение одного заказа — 250 руб. Доля от годовой стоимости запаса на хранение составляет 0,1. Оптимальный размер заказа равен:



Допущения для формулы оптимального размера поставки EOQ следующие: затраты на выполнение заказа Со, цена поставляемой продукции Сn и затраты на хранение единицы продукции в течение всего рассматриваемого периода постоянны; период между заказами (поставками) постоянен; заказ EOQ выполняется полностью и мгновенно; интенсивность спроса постоянна; емкость склада не ограничена; рассматриваются только текущие (регулярные) запасы, транзитный и страховой запасы отсутствуют.

В формуле (6.21) предполагается, что оплата за хранение единицы продукции пропорциональна ее цене, а среднее количество находящейся на хранении продукции при постоянной интенсивности спроса на данный период составляет '/2 искомой величины заказа.

Практика аренды складских помещений, а также расчеты затрат на хранение на складах ряда компаний свидетельствуют о том, что как правило, учитывается не средний размер партии, а площадь (или объем) склада, которая требуется для всей поступившей партии.

1 См.: Лукинский, В. С. Модели и методы теории логистики : учеб. пособие СПб. : Питер, 2003. С. 61.

С учетом данного обстоятельства расчетная формула для оптимальной величины заказа будет выглядеть следующим образом1:

(6.22)

где ? — коэффициент, отражающий связь между долей от стоимости объема заказа и установленной арендной платой.

При коэффициенте ? = 0,5 получаем формулу 6.21.

В модели EOQ также предполагается, что стоимость единицы запаса не зависит от размера закупки. Однако на практике стоимость единицы товара очень часто зависит от размера закупаемой партии в связи с предоставляемыми большинством компаний скидками. Эти оптовые скидки могут существенно изменить решение об оптимальном размере закупки в сторону его увеличения. Значительное увеличение размера заказа по сравнению с EOQ может привести к значительному росту складских издержек. Однако, если рост складских издержек компенсируется оптовой скидкой на стоимость единицы закупаемого запаса, увеличение размера заказа имеет смысл.

В методе оптимального размера заказа не учтены затраты на транспортировку, поэтому при его использовании следует сопоставлять получаемую экономию с затратами на доставку с учетом особенностей компании и предусматривать мероприятия для их снижения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации