Экостудия как форма приобщения младших школьников к экологической культуре

скачать (1387.5 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования города Москвы

Московский гуманитарный педагогический институт
Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики и методики начального образования

Экостудия как форма приобщения младших школьников

к экологической культуре

Парычева Алиса Андреевна

Студентка 421 группы
Москва, 2012
Содержание
Введение

Глава 1. Теоретическая разработанность понятия экокультура

§ 1.1 Культура как форма жизнедеятельности человека

§1.2 Экокультура, особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

§1.3 Экологическое воспитание и образование младших школьников

Глава 2. Методические разработки по экологическому образованию и воспитанию младших школьников

§2.1 Анализ программ по окружающему миру в начальной школе

§2.2 Урок окружающего мира как форма приобщения детей к экокультуре

Глава 3. Внеурочные формы работы с младшими школьниками по окружающему миру

§3.1 Внеклассная работа и ее роль в формировании экологической культуры

§3.2 Экостудия как форма приобщения детей к экологической культуре

Заключение

Список литературы

Введение

экологическая культура воспитание школьник

Актуальность исследования. Еще в древности люди заметили, что всё нас окружающее, каким-то образом взаимосвязано. Люди видели дождь, но не понимали почему он льёт, страдали от засухи, но не знали от чего она происходит. В то же время первые исследователи пытались понять суть явлений природы, строили гипотезы, разрабатывали теории о появлении Земли, нашем месте во вселенной. Человек в то время жил в гармонии с природой и собой, занимался земледелием и скотоводством, не нанося вреда окружающей среде. Конечно, людям было трудно выживать, приходилось много охотиться и заниматься собирательством, чтобы прокормить свой род. Но все это было в предельно допустимых масштабах. Затем прогресс шагнул вперед, народонаселение начало расти, людям потребовалось больше еды и природных ресурсов, чтобы удовлетворить все свои потребности. О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят сегодня на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Поэтому важно с самого раннего детства воспитывать в людях экологическую культуру, то есть воздействовать ни сколько на сознание, а на подсознание. Экологическая культура это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего места во вселенной, отношение человека к миру. Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы. Именно поэтому такую важную роль в жизни детей должны играть экологическое обучение и воспитание - составляющие экокультуры, а так же понимание своей ответственности за совершаемые поступки. Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, нужных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.

Проблема экологической культуры и ее составляющих, а так же приобщение к принципам этих понятий являются важнейшими задачами российского образования. Нами был разработана схема анализа интересующей нас проблемы, найдены и проработаны определения понятия культура и экокультура. Как они взаимосвязаны, в чем их различие. Так же нами были проанализированы особенности формирования экологической культуры младших школьников, экологическое обучение и экологическое воспитание детей. Важную роль в нашем исследовании сыграл анализ программ по экологии: Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой (экологическое воспитание дошкольников), а так же программы по естествознанию для начальной школы - «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, система развивающего обучения Л.В. Занкова), «Естествознание» (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, система развивающего обучения В.В. Давыдова), «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, система развивающего обучения «Гармония»), «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, система развивающего обучения «Школа 2100»), «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Иванченкова, И.В. Потапов, система развивающего обучения, программа «XXI век»), «Зеленый дом» (А.А. Плешаков, традиционная система обучения, вариативная программа), «Природа и люди» (З.А. Клепинина, традиционная система обучения, вариативная программа).

Мы задались вопросом, а какая задача стоит перед уроком окружающего мира в начальной школе, и какую функцию выполняют внеклассные занятия по экологии. Нами были проработаны статьи по этой теме и предложен свой вариант приобщения детей к экокультуре.

Совсем недавно в нашей стране появилась идея создания экологических студий. Их основная задача - привить молодому поколению не только любовь к родной природе, но и реальную заинтересованность в её познании и сохранении на практике.

Так что же такое экологические студии? Это такая форма организации воспитательной и образовательной деятельности, когда дети под руководством преподавателей активно познают окружающую природу. Это не ограничивается только изучением окружающей среды по книгам и наглядным пособиям, для учеников организуются походы, экскурсии с разными творческими заданиями, ребята проводят уборку территории, организуют живой уголок уже по собственной инициативе. Таким образом дети начинают реально осознавать ценность окружающей их жизни, становятся активными членами нашего общества.

Из сказанного выше можно заключить, что проблема формирования экологической культуры школьников в настоящее время является наиболее актуальной.

Объект нашей курсовой работы - исследование приобщения младших школьников к экологической культуре.

Предмет исследования - экостудия как форма приобщения младших школьников к экологической культуре.

Цель нашей курсовой работы - рассмотреть формирование экологической

культуры младших школьников при помощи экостудии.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

проанализировать теоретическую разработанность, основные понятия по проблеме исследования;

рассмотреть теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников;

выявить особенности и условия развития уровня экологической культуры у детей младшего школьного возраста;

найти и проанализировать программы по курсу «Окружающий мир» в начальной школе;

проанализировать урок «Окружающий мир» как форму приобщения младших школьников к экокультуре;

проанализировать методы, средства и формы развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста в рамках экостудии.

После анализа литературы по интересующему нас вопросу мы выдвинули гипотезу, что выявление уровня развития экологической культуры у детей в первом классе, а так же создание экостудий на базе школ приведет к повышению уровня экологического воспитания и экологической компетентности детей младшего школьного возраста.

Глава 1. Теоретические основы понятия экологической культуры

экологический культура воспитание школьник

§ 1.1 Культура, как форма жизнедеятельности человека
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К, К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин культура относят только к сфере духовной жизни людей.[41,6]

Первоначально понятие К. подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формировало уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию в культуры любом обществе. Хотя само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли лишь во 2-й половине 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её пределами .[4,6]

Слово культура стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под этим словом начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для философии XIX века характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. "... Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы "истории культуры" [26]

Так, французские просветители 18 в. (Вольтер, А. Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого "разума". "Культурность", "цивилизованность" нации или страны (в противоположность "дикости" и "варварству" первобытных народов) состоит в "разумности" их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель К., соответствующая высшему назначению "разума", - сделать всех людей счастливыми [эвдемоническая концепция К.], живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы [натуралистическая (концепция К.]. [2]

С последней трети 19 в. Отношение к культуре начало меняться, ее изучение развивалось и в рамках антропологии
  1   2   3   4   5   6   7



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации