Современное состояние водного туризма

скачать (185.7 kb.)

  1   2   3
Введение
В Казахстане сектор туристской индустрии является одним из приоритетных. Глава государства Нурсултан Назарбаев рассматривает туризм в числе факторов устойчивого развития экономики и обеспечения ее диверсификации. При этом речь идет о создании современного высокоэффективного и конкурентоспособного комплекса с его интеграцией в систему мирового рынка.

В первом полугодии 2010 года объем инвестиций в туристскую отрасль увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (53,0 млрд. тенге) и составил 54,6 млрд. тенге.

Позитивным является то, что на мировом рынке сложилась тенденция повышенного интереса путешественников к Азии. Учитывая этот факт, прежде всего, будут развиваться те туристские продукты, которые уже наработаны в республике, - познавательный, активный, приключенческий и экологический. Демонстрируя идеи преемственности культуры, традиций, оберегая связь времен и поколений, Казахстан инициировал развитие проекта «Шелковый путь», о котором знают во многих странах мира.

Сегодня природный потенциал нашей страны является главным составляющим привлекательности национального продукта и развития всех видов экотуризма. Задача состоит в том, чтобы, используя эти уникальные природные возможности, не нарушить природный баланс сложившейся экосистемы, сохранить и приумножить природное наследие для потомков. Как отмечают международные эксперты, состояние развития туристской отрасли в Казахстане за последние годы характеризуется динамичным развитием. Уже в ближайшие годы наша страна имеет возможность стать одной из крупнейших «экономик путешествий». Иностранные специалисты полагают, что этому будут способствовать и характерные особенности государства, такие как гостеприимство, уникальные природные достопримечательности, история, культурное и этническое разнообразие.

Главой государства Нурсултаном Назарбаевым перед сферой туризма поставлена ответственная задача: в ближайшем будущем войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим и в целях реализации Указа Президента «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» разработан Стратегический план министерства на 2010-2014 годы, утвержденный постановлением Правительства [1,c.244].

В текущем году указом Президента утверждена Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее - ГП ФИИР), в которую введен раздел «Туристская отрасль». В соответствии с ГП ФИИР и Стратегическим планом развития РК до 2020 года разработан проект Программы развития перспективных направлений туристской индустрии РК на 2010-2014 годы.

Несмотря на сохранение устойчивого роста основных показателей развития выездного и внутреннего туризма в стране в первом полугодии 2010 года, мировой кризис отрицательно сказался на въездном туристском потоке.

Вместе с тем, по прогнозам международных экспертов ЮНВТО, в течение предстоящих двух-трех лет туризм вновь наберет темпы устойчивого роста, и доля межрегиональных поездок, в том числе международных прибытий в Казахстан, увеличится к 2020 году.

Одним из основных механизмов исполнения задач, отраженных в Государственной программе является реализация «прорывных» проектов международного значения. Так, в 2010 году реализуются меры по созданию крупных международных туристских центров мирового уровня на побережье Капшагайского водохранилища в Алматинской области, в Щучинско-Боровской курортной зоне Акмолинской области и в зоне отдыха «Кендерли» и «Актау-сити» в Мангистауской области [2,c.265].

А значит одним из самых актуальных направлений развития туризма в Казахстане можно считать развитие водного туризма и его направлений на примере развития упомянутого выше Кендерли.

Цель курсовой работы - рассмотреть технику безопасности на водном транспорте, как важный фактор туристских путешествий.

Исходя из данной темы ставиться следующая задача:

Задачи данной курсовой работы:

рассмотреть возникновение и развитие морских и речных круизов

изучить туристские возможности водного туризма в РК

провести описание речных круизов

проанализировать технику безопасности на речных круизах.
1. Современное состояние водного туризма
1.1 История развития водного туризма
Начало водного туризма <../../../../wiki/РўСѓСЂРёР·Рј> условно можно отнести к середине XIX века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.

Круиз - (англ. <../../../../wiki/Английский_язык> cruise), в первоначальном значении - морское <../../../../wiki/РњРѕСЂРµ> путешествие. В настоящее время понятие расширилось, туристические фирмы <../../../../w/index.php> стали предлагать морские круизы, речные круизы и круизы на поездах. Основным источником для трансатлантической линии была Европейская эмиграция: за период с 1846 <../../../../wiki/1846> по 1940 <../../../../wiki/1940> гг. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн человек. Обострившаяся конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы.

Одни из первых сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 <../../../../wiki/1835> г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Через несколько лет авторы этой идеи основали судовладельческую компанию Р&O. В 1900 <../../../../wiki/1900> г. было построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы.

Ведущими странами крупных путешествий стали Англия <../../../../wiki/Англия>, США <../../../../wiki/РЎРЁРђ> и Германия <../../../../wiki/Германия>. Вторая мировая война остановила развитие круизного бизнеса почти на 10 лет, однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число пассажирских судов крупного тоннажа. Появление в середине - конце 50-x годов регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские суда, особенно на трансатлантических маршрутах. В результате многие из них были проданы и переоборудованы в круизные. В этот период возникло несколько круизных регионов, расположенных возле развитых государств: Средиземное море <../../../../wiki/Средиземное_РјРѕСЂРµ>, Балтика <../../../../wiki/Балтийское_РјРѕСЂРµ>, Северная Европа, острова южной части Тихого океана (Австралия <../../../../wiki/Австралия> и Новая Зеландия <../../../../wiki/Новая_Зеландия>), Аляска <../../../../wiki/Аляска>, Мексика <../../../../wiki/Мексика>, Гавайи и Карибский бассейн [3,c.234].

Значительны следующие статистические данные - в 1970 г. в круизах приняло участие 500 тыс. человек, а в настоящее время данная цифра возросла до 10 млн человек с серьезной тенденцией к росту

В СССР наибольшую популярность имели речные круизы по Волге и её притокам, по Черному морю. Круизы были наследниками транзитных пассажирских перевозок, но пользовались огромной популярностью среди граждан СССР, поскольку путевки распространялись через профсоюзные организации, и доставались работникам предприятий значительно дешевле реальной стоимости.

Круизы начинались из ближайших городов: например для жителей Йошкар-Олы, Кирова, Казани круизы начинались из Казани. Наиболее популярный маршрут в Европейской части России Москва - Астрахань.

Причем для жителей Казани и близлежащих городов он разбивался на 2 части: Казань - Москва - Казань и Казань - Астрахань - Москва.

Данные круизы были частью идеологического воспитания в СССР, поскольку проходили по местам жизни и работы Ленина, например Ульяновск, Казань, Горький (Нижний Новгород), а также по местам грандиозных строек: канал имени Москвы, Воло-Дон, Волго-Балт, Волго-Дон.

С началом перестройки прежние туристические маршруты утратили свое значение. Теперь наибольшую популярность приобрел маршрут Москва - Санкт-Петербург, поскольку отличается разнообразием и познавательностью остановок: старинный город с печальной историей Углич, Кирилло-Белозерский монастырь-крепость, выдержавший осаду польско-литовских интервентов, музей деревянного зодчества Кижи, святой остров на скалах - Валаам. В настоящее время (2008 г.) подавляющее большинство комфортабельных теплоходов работают на данном направлении, обслуживающие иностранных и отечественных туристов. На линии Москва - Санкт-Петербург работают в основном 4-х палубные (дечные) теплоходы проекта 301 и 302 - более 90 % из них полностью ориентированы на обслуживание иностранцев. Российским туристам (и туристам из стран СНГ) возможно попасть на данные суда только по условиям «дозагрузки рейса». При покупке путевки наших сограждан поставят в известность, что круиз ориентирован на зарубежных гостей [4,c.984].

Менее комфортабельные 2-х и 3-х палубные теплоходы частично подверглись модернизации для повышения комфортабельности и в настоящее время обслуживают в основном российских туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми и других городов европейской части России.

Одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы (cruise). В понятие круиза входит организация морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран.

Рынок круизов растет немного быстрее, чем другие виды транспортных путешествий (около 6% в году по числу пассажиров). В 1996 году общее число круизных пассажиров составило 6 миллионов человек, что равняется 1% от всех международных туристов (567 млн. человек). Средняя загрузка морских круизных судов составляет в среднем 88 %.

Морские и речные круизы в настоящее время являются существенным сегментом туристского рынка. В последнее время наблюдается спрос и на суда типа «морские паромы», перевозящие, кроме самих туристов, и их автомобили.

Цены на билеты, тарифы и классы обслуживания на круизных и паромных судах зависят от размеров судна, комфортности, уровня и стандартов обслуживания на них, класса кают. Регламентирующим I международным документом является Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1987 г. Самыми популярными районами морских круизов продолжают оставаться Карибский бассейн, Средиземноморье, Западное побережье США, Северная Европа и Азия. В настоящее время на мировом круизном рынке работают 162 пассажирских судна общей вместимостью около 13297 пассажирских мест.

Как правило, круизное судно эксплуатируется не более 10 лет и один раз в 6-8 лет подвергается реконструкции.

В настоящее время тенденция круизного бизнеса - это повышение качества и количества услуг на борту судна, некоторые из которых представляют 12-14 - палубные «плавучие города», вмещающие 2-2,5 тыс. пассажиров.

Качество услуг обеспечивается достаточным количеством обслуживающего персонала (соотношение 1 человек на 2-3 пассажира) и их высокой квалификацией.

Многие круизы используются для специализированных бизнес - школ, семинаров, конференций, шоу-программ.

На современных круизных судах кроме традиционных услуг (бассейны, кино, видео, рестораны, сауна, солярий, лифты и т.д.) предусмотрены волейбольные площадки, теннисные корты, гольф и т.д.

Круизы сочетают в себе морской и береговой отдых, в том числе экскурсии [5,c.544].

В настоящее время среди деловых людей пользуются спросом круизные конгресс - туры, круизные учебные туры, интенсив - программные языковые туры. На современных теплоходах для реализации таких туров оборудуются специальные конференц-залы с полным набором технических средств и оргтехники. Пассажиры морских круизных судов при посещении зарубежных стран не пользуются услугами отелей и по статистике ВТО считаются экскурсантами с особым иммиграционным паспортным режимом.

В большинстве случаев для стран транзита, где пассажиры выходят на берег, как правило, не требуется специальная виза, однако срок их пребывания, как правило, не превышает 72 часов.

Специально построенные туристские круизные лайнеры появились в начале 70-х гг. По сравнению со своими старшими собратьями это были относительно тихоходные суда, для которых главной задачей была не перевозка пассажиров, а предоставление туристам полного комплекса услуг высшего качества. По сути, лайнеры превратились в плавучие курортные центры - с теннисными кортами, ресторанами, казино, бассейнами, зимними садами. Безукоризненный сервис и романтика морских путешествий постепенно завоевали огромное количество поклонников этого вида отдыха.

Уже в середине 80-х гг. развитие морского туризма привело к резкому увеличению количества и размеров строящихся круизных лайнеров.

Крупнейшие лайнеры 90-х гг. «Владыка море» («Sovereign of the Seas»), круизный лайнер третьего поколения, построенный во Франции для компании «Royal Caribbean Cruise», и лайнер «Fantasy», построенный на верфи в Хельсинки, по своим размерам и внутренней отделке мало чем отличаются от своих великолепных предшественников: «Normandie», «Queen Mary» и «Queen Elisabeth».

В последнее время наблюдается концентрация круизного флота в руках немногочисленной группы наиболее сильных в финансовом отношении компаний. В 90-х гг. на первое место в мире по количеству судов, перевозимых пассажиров и доходности выдвинулись три гиганта: группа «Карнивал, Крузес»/«Холланд-Америка Лайн» (CCL), «Ройял Кариббиен Крузес» (RCCL) и группа «Принцесс Крузес». К компаниям второго эшелона относятся: «Селибрити», «Коста», которые также активно расширяют свой круизный флот путем строительства новых судов.

Вместе с тем в последнее время на рынке появился ряд новых компаний: «Дисней Крузес», «Стар Крузес», которые обещают составить в недалеком будущем мощную конкуренцию традиционным крупным компаниям. Наряду с продолжительными морскими круизами (10-20 дней) существует и такой вид, как мини-круизы. Оня организованы на срок от двух до трех дней с острова Кипр в Египет и Израиль. Самым крупным агентством, продающим этот вид морских круизов, является крупнейшая кипрская туристская корпорация «Луис», созданная более 60 лет назад [6,c.765].

Существуют также и экскурсионные круизы по морю. Наиболее известные из них проводятся в Греции, по островам Эгейского моря.

Самыми роскошными круизными лайнерами, курсирующими вокруг Земли, являются два судна фирмы «Кристал Круиз Лайн,» («Crystal Cruise Line»). Построенные фактически по одному проекту в разных полушариях земного шара с интервалом в пять лет, эти судна считаются одними из самых дорогих в мире: «Кристал Хармони» («Crystal Harmony») построен в 1990 г. на верфи фирмы «Мицубиси» в Японии, ''Кристал Симфони'' (''Crystal Symphony'') - в 1995 г. на верфи в Турку Финляндия фирмой «Kvatmer Masa Yards».

Идея создания на борту одного лайнера всех доступных для отдыхающих развлечений доведена на этих судах до совершенства.

Пассажиры могут в любых широтах и в любое время года пользоваться услугами открытых и закрытых бассейнов, теннис-кортов, соляриев, ресторанов и казино. При водоизмещении 50200т на борту размещается всего 975 пассажиров. «The Fun Ship Experience» - «Опыт путешествия на корабле», примерно так переводится название туров, которые предлагает крупнейшая американская компания CCL.

На сегодняшний день, с развитием круизного туризма, все большей популярностью пользуются необычные морские путешествия, такие как, путешествия в страну фьюордов - Скандинавию.

Это очень узкие, длинные, и глубокие морские заливы с крутыми берегами. Они встречаются только в высоких широтах Северного и Южного полушарий. Фьорды образовались во время последнего ледниковою периода, который закончился 10 тысяч лет назад. Ледники образовывали разломы, спускаясь к морю по древним речным долинам. Когда ледник отступил, морские воды заполнили ущелья, образовав одно из красивейших побережий мира - область великих северных фьордов. Глубина фьордов Норвегии достигает 1200 м. Самыми длинными фьордами в мире являются: Согне-фьорд (219 км), Хардан-гер-фьорд (183 км) и Тронхейм-фьорд (137 км)- Норвежские фьорды еще интересны тем, что имеют многочисленные ответвления, а реки низвергаются в них живописными каскадами водопадов [7,c.567].

Особое развитие антарктические круизы получили в Аргентине. Первый такой тур был организован в 1958 г. Не меньшим спросом пользуются морские путешествия к берегам Гренландии, Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. В 1996 г. были организованы круизы в Арктику. Однако самыми дорогими круизами в мире являются морские путешествия на борту ледоколов к Северному полюсу. Например, двухнедельная поездка из Мурманска на борту российского атомного ледокола «Ямал» в июле-августе 1996 г. обошлась наиболее любознательным туристам в 20 000 долларов с человека.

Стоимость речных круизов определяется величиной фрахта, категорией судна, комфортабельностью кают, эксплуатационными расходами, а также сборами за проход каналов, стоимостью береговых услуг, налогами и т.п.

Вывод: Таким образом водный туризм в настоящее является существенным сегментом туристкого рынка.
1.2 Туристские возможности водного туризма в РК
Наибольшую часть равнинной территории (почти половину общей площади) Казахстана занимают пустыни. Этот обширнейший район отличается очень небольшим количеством атмосферных осадков. И всего 10% территории занимают горы, но именно эти районы - горы Алтая и Тянь-Шаня, поднимающиеся вершинами за снеговую линию, дают жизнь многочисленным рекам. По подсчетам гляциологов, снежники отдельных горных районов дают половину годового стока рек, берущих там свое начало. И все же наш край не назовешь многоводным. Тоненькие, еле пульсирующие прожилки рек и ручьев, не успев родиться в горах, в большинстве своем теряются в бескрайних степях и уходят в песок пустынь. Так что на географической карте Казахстана преобладает унылый желтый цвет.

Статистики и ученые подсчитали, что в Казахстане насчитывается до 10 тысяч рек длиной от десяти километров и более. Вроде бы много, но их суммарная протяженность составляет всего 200 тысяч километров. А если сравнить частоту речной сети, то окажется что она почти вдвое меньше, чем по СНГ, и уж совсем добивает тот факт, что в среднем за год все казахстанские реки дают всего лишь 4% от стока всех рек СНГ. Хотя у нас есть у нас семь рек длиной более 1000 километров. Правда, они расположены на территории республики не полностью (за пределами остаются либо их верхние, либо нижние, либо те и другие участки). На западе - это Урал, на севере- Тобол, Ишим, на востоке - Иртыш, на юге - Сырдарья, Или, Чу.

Следующая за ними группа рек длиной от 500 до 1000 километров также немногочисленна. Их всего девять: на западе - Большой Узень, Малый Узень, Уил, Сагиз, Эмба, Илек, в центре - Тургай, Сарысу, Нура. К ним иногда относят Иргиз (протяженностью 593км). Водность этих рек, к сожалению, далеко не соответствует их длине.

Приблизительно в пять раз больше последней группы насчитывается рек длиной от 200 до 500 километров. Основное же большинство рек обозначено на картах пунктирными линиями, говорящими о том, что их водные участки перемежаются с безводными, имеют только временный водоток или пересыхают.

Особенно много таких рек в центральной части Казахстана. Сухость климата делает реки степей и пустынь маловодными истоками этих рек, в основном ими являются выходы грунтовых вод из подножья склонов невысоких гор и мелкосопочных возвышенностей. Главное же питание степные реки получают от таяния снегов. В это время их русла переполняются грязно-коричневой, мутной от песка и ила водой, бешено мчащейся по долине. Летом же - только лужи воды, цепочкой расположенные по руслу, да зелень прибрежных камышей напоминают, что здесь река.

В пустыни Казахстана проникают лишь реки, которые зарождаются и получают питание главным образом в высокогорьях. Большинство теряется в песках, и только самые мощные прорываются сквозь них [8,c.897].

Реки пустынь и степей, особенно текущие среди солоноватых грунтов в летнее и осеннее время, значительно минерализуются. Усталый путник, увидев речку, сверкающую на солнце цепочкой плесов, манящую зарослями тростников и кустарников, жестоко разочаровывается, лишь только наберет ее в рот: горько-соленая, мертвая вода - мираж наяву,

Иное дело - реки высокогорья, кипящие пеной водопадов, искрящиеся на солнце, отливающие голубизной неба или зеленью лесов, обрамляющих их берега. Вода их вкусна и прозрачна, щедро орошает поля и сады - воистину живая.

Истоки высокогорных рек лежат на больших высотах, где выпадает много осадков, где вечные снега и лед, которые и являются их основными источниками питания. Кроме того, идет сильная подпитка грунтовыми водами. В высокогорных районах Казахстана дождей выпадает значительно больше, чем на равнинах, поэтому во время продолжительных дождей горные реки взбухают на глазах и становятся подчас неукротимыми, превращаясь из добрых в злых чудовищ, сметающих все на своем пути. Не раз страшные селевые потоки уничтожали поселки, губили посевы, уносили человеческие жизни.

Горные реки расположены гораздо гуще степных рек. На многих высокогорных хребтах они находятся на расстоянии 5-10 км друг от друга, не отличаясь, однако, крупными размерами. Большинство из них длиной менее 100 км, а более мощные (таких всего около десятка) - несколько сот километров.

Реки высокогорья по гидрогеологическому режиму резко отличаются от степных. Их паводковый период наступает позже, длится всего весну и лето, имеет несколько волн подъема. За это время проходит 50-60% годового стока.

Максимальные же уровни и расходыних наблюдаются в июле-августе, когда происходит наиболее интенсивное таяние снега и льда в горах.

Казахстан несмотря на засушливый климат, имеет много рек и озер, по которым могут совершать походы как новички, гак и опытные туристы-разрядники. Особенно привлекательны маршруты по горным рекам. Во время путешествия по порожистым рекам Алтая и Тянь-Шаня можно увидеть ослепительную белизну ледников и нагромождение каменных глыб, строгость хвойных лесов, серебристые реки и зеркальную гладь озер. Человек, хоть однажды побывавший в гостях у солнца и ветра, не может забыть огромные звезды в темном ночном небе, таинственный шепот деревьев, говорливые пенистые речки и ручьи.

Своеобразны водные путешествия и по равнинным рекам Казахстана.

Водный туризм разрешает сразу несколько проблем: укрепляет здоровье, физически закаляет, дает возможность увидеть много самых разнообразных археологических и архитектурных памятников, раскрывающих историю племен и народов, населявших Казахстан в древности. Все это туристы смогут увидеть, отправившись в путешествие по рекам и озерам. Перед тем, как отправиться в путь, туристам-водникам следует изучить маршрут, ознакомиться с его природными условиями.

Обширна и разнообразна территория Казахстана: если впадина Карагие, расположенная вблизи Каспийского моря, лежит на 132 м ниже уровня океана, то на юго-востоке вздымаются вершины гор на 6000 м и более.

Наша республика делится на четыре ландшафтные зоны: лесостепную, степную, полупустынную и пустынную. Климат засушливый, резко континентальный. Летом температура поднимается до +45 градусов и выше, зимой понижается до -50 градусов. Если в пустынных районах выпадает всего лишь 100-200 мм осадков в год, то в горных их количество доходит до 1600 мм.

Все это значительно влияет на распределение поверхностных вод. Так, например, рек и озер больше в северных, восточных и юго-восточных районах республики, где выпадает много осадков, и очень мало - в пустынях.

Равнинные и низкогорные реки текут медленно, лишь в весеннее время они бывают полноводными (сток проходит за 10-15 дней). Русла у них извилистые, с незначительным уклоном, долины широкие, водность крайние различна по годам. Многие равнинные реки питаются в основном за счет осадков, а в летнее время - грунтовыми водами. В этот период они часто пересыхают, разбиваются на плесы.Горные же реки более постоянны, гак как летом они питаются исключительно за счет таяния снегов и ледников и имеют весенне-летнее половодье. В этот период в них проходит 50-60 процентов годового стока.

Густота речной сети на севере Казахстана достигает 3-5 км на 100 кв. км. В зоне пустынь она значительно меньше. В хорошо увлажненных горных районах Алтая, Джунгарского Алатау, Северного и Южного Тянь-Шаня и прилегающих к ним предгорных равнинах речная есть отличается наибольшей густотой: на 100 кв. км имеется 20-40 км рек. Здесь берут начало наиболее крупные водные артерии республики.

К водотокам снегово-ледникового питания относятся Чарын, Чилик (притоки Или), Бухтарма, Курчум, Уба (притоки Иртыша). Каратал. Лепса, Аксу и другие. При выходе с гор на равнину многие из них становятся транзитными. Так, Сырдаръя, Чу, Или пересекают пустыни или полупустыни, Иртыш - степи. Эти реки с длительным половодьем.

Менее крупные водотоки зарождаются в низкогорьях Улытау, Чиигизтау, Кокшс-тау, а также в Мугоджарских горах, хребтах Тарбагая, Каратау. Они питаются в основном за счет таяния снега.

Несмотря на значительное количество рек, крупных в республике очень мало. Так, длиной более 1000 км их всего семь -Иртыш., Сырдарья, Урал, Ишим, Тобол, Или и Чу; от 500 до 1000 км - девять- Сарысу, Нура,Тургай, Эмба, Сагиз, Илек, Большой Узень, Иргиз и Уил.

Большинство рек принадлежит к внутренним замкнутым бассейнам Каспийского и Уральского морей, озер Балхаш и Тенгиз, и только Иртыш, Ишим, Тобол доносят свои воды до Карского моря. Реки Казахстана относятся к следующим бассейнам:

а) Северного Ледовитого океана - Иртыш с притоками Ишим и Тобол, а также его притоки - Уба, Ульба, Бухтарма, Курчум и другие, берущие начало в горах Алтая. Сюда же относятся реки, не достигающие Иртыша: Силети, Шидерти, Оленти;

б) Каспийского моря - Урал с притоками Эмба, Сагиз, Уил, Большой и Малый Узень и небольшие водотоки, стекающие с Эмбенского плато. Многие из них впадают в озера и разливы;

в) Аральского моря - Сырдарья, Арысь, Чу в южной части Центрального Казахстана. К востоку и северу от Аральского моря лежит ряд озер, куда впадают реки Сарысу, Тургай и Иргиз. Некоторые ученые выделяют их как самостоятельные области замкнутого стока;

г) Балхаш-Алакольская группа озер - Или, Каратал, Лепса, Аксу. С севера и северо-востока в Балхаш впадают Аягуз, Баканас н Токрау, стекающие со склонов хребта Чингизтау и возвышенностей Центрально- Казахстанского мелкосопочника. Кроме этих семи рек, впадающих в озеро Балхаш, с отрогов Тянь-Шаня и с мелкосопочника в сторону Балхаш-Алакольской впадины стекают более мелкие водотоки, никогда не доходящие до озера, но в значительной мере питающие его почвенными водами;

д) Небольшие бассейны озер Тенгиз и Карасор, которые охватывают часть речной сети Центрального Казахстана. К озеру Тенгиз относятся Кон, Нура со своими притоками, к Карасору - небольшая речка Талды и несколько других мелких водотоков.

Это разделение весьма условно, т.к. разные авторы по-разному трактуют вопрос отнесения рек к бассейнам. Да для нас и не столь важно, в какие бассейны впадают реки, тем более многие из них вообще никуда не впадают, теряясь в знойное мареве летних степей и пустынь. Зато сам по себе приведенный список весьма обширен. В туристской литературе мы насчитали более сорока рек, по которым уже путешествовали туристы или которые рекомендуются для разработки самостоятельных маршрутов. Конечно, этот список не окончателен, и, быть может, вам, уважаемые читатели, предстоит его расширить, вписать новые страницы в историю изучения и покорения наших рек.

За годы Советской власти на многих водных магистралях сооружены крупные водохранилища, обширные ирригационные системы и электростанции, построены новые города и села.

Реки Казахстана в спортивном отношении очень разнообразны. По ним можно совершать походы самые простые - Сырдарья, Иртыш, Ишим, Урал, Или, и сложные - Чилик. Чарын, Бухтарма. Хребты Заилийский, Джунгарский Алатау, Угамский и другие принадлежат, к системе Северного и Западного Тянь-Шаня. Здесь текут мощные мутные потоки среди нагромождения скал и камней, часто в узких каньонах. Уклон их русел очень велик, берега чаще всего безлесные, долины расположены на большой высоте. Доставка сплавных средств - разборных байдарок, катамаранов, плотов на надувных элементах и надувных лодок в верховья рек особого труда не составляет, пешие подходы через перевалы осуществляются нечасто. Основные трудности сплава по горным рекам состоят из следующих элементов - косые валы, сильные прижимы, жесткая вода, стремительное течение, здесь очень сложная разведка порогов. Значительная высота гор требует обязательной акклиматизации туристов перед сплавом, а вспененная плохо держащая вода - большого запаса плавучести судов и спасательных средств.

На реках Алтая, Джунгарского, Заилийского Алатау, Угамского хребта бывает два подъема воды: весенний и летний. Плыть лучше осенью, когда вода спадает. Походы по сложным горным рекам под силу опытным туристам-водникам.

Последние годы большое внимание туристов привлекает Семиречье, край многоводный и благодатный, во многом являйся водной целиной.

Семиречье - это русский перевод казахского слова «Жетысу». Это чисто географическое понятие буквально означает «семь рек». Более ста лет велись научные споры о том, какие именно «семь рек» протекают по этому краю, з народе также не было единства относительно этого понятия, например, жители Талдыкорганской области считают, что в Семиречье необходимо включить реки Или, Каратал, Лепси, Тентек, Аксу, Биен, Кзылагаш. На востоке Алматинской области к ним относят реки Шелек, Шарын, Кеген, Карасу, Текес, Сумбе, Сарыжас, а на западе требуют включить реки Чу, Или, Турген, Алматинки, Кастек, Каскелен, Курты.

Существует очень много научных статей и исследований о Семиречье.

Есть сведения, что даже великие историки Геродот, Амиан, Марцеллин упоминали об этой земле, называя ее «Византией Средней Азии». Такие известные русские ученые, как П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.А. Северцов, Н.Н. Пантусов, А.И. Макшеев, В.И. Мушкетов, В.В. Сапожников, внесли большой вклад в исследование Семиречья. Но и у них не было единого мнения относительно «семи рек». Однако в основном к ним относили реки, впадающие в озеро Балхаш. Так, В.В. Сапожников считал, что это Аягуз, Лепси, Аксу, Биен, Коктал, Каратал, Или. На страницах казахстанских газет и журналов также были опубликованы статьи, в которых рассказывалось о названии «семи рек».

Ученые, занимающиеся ономасиологией (разделом языкознания, исследующим слова языка как название определенных явлений, предметов или вещей), обратились к корням слова «семь», посмотрели на «Семиречье», так сказать, с цифровой стороны. Оказалось, что размышления о точности «семерки» бесплодны, а секрет следует искать в семеричной системе старого народного исчисления, т.е. исходить из смысловой стороны слова «жеты» - семь, придавая ему значение «много».

На основе историко-лингвистического анализа сделан вывод, что «Жетысу» - это название края, изобилующего реками, речушками, всевозможными родниками и озерами.

Следует помнить, что слово «семь», как и другие числительные, во многих названиях, в том числе топонимических, служат для передачи понятия «много», а не какого-либо конкретного числа. «Многие устойчивые фразеологические сочетания и идиомы в казахском языке и в других языках тюркской и нетюркской семьи связаны с числительным «семь», - пишет исследователь казахской фразеологии академик С.К. Кенесбаев, -и во многих фразеологических единицах слово «семь» не всегда адекватно числительному «семь». Отсюда Жетысу - «речной край», или «край, изобилующий реками и речушками».

По реке Или проложено несколько туристских маршрутов. Условно можно разделить бассейн реки Или на несколько туристских зон, взаимосвязанных друг с другом:

) верховья Или от границы с КНР до Капшагайского водохранилища;

) Капшагайское водохранилище;

) средняя часть Или от плотины Капшагайской ГЭС до поселка Акколь;

) низовья реки от поселка Акколь, дельта реки с озерами и протоками;

) устье реки и озеро Балхаш.

Наиболее освоен район Капшагайского водохранилища, но и здесь есть над чем поработать, чтобы сделать его альтернативой Иссык-Кулю. Быстро хиреющие городские зоны отдыха и отсутствие благоустроенных пляжей все меньше привлекают отдыхающих. И только относительная дешевизна отдыха поддерживает слабый ручеек туристов, который окончательно иссякнет после строительства короткой горной трассы на Иссык-Куль. Отдыхающие здесь представлены сами себе, никому нет дела до их проблем, организации досуга, и поэтому только решительные меры могут спасти этот вполне подходящий для отдыха район.

А среди туристов наиболее популярны три маршрута: в верховья Или, в среднюю часть и в низовья, дельту реки.

Таким образом, классификация по видам туризма является наиболее объемной.

Водный и главным образом круизный туризм остается элитным видом отдыха. Перевозка туристов на внутренних водных артериях производится специализированными речными (в ряде случаев река - море) комфортабельными теплоходами вместимостью 250, 300 и 400 пассажиров.

Каюты подразделяются на одноместные, двухместные, 3-4-местные и семейные.

Вывод: Таким образом Казахстанский рынок водного туризма еще не развит, хотя есть и поедпосылки для актвного развития круизного туризма на реках Урал, Иртыш, Ишым,Тобол, Или, Сырдария и Чу.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации