Учащиеся и свободное время

скачать (100.5 kb.)

  1   2
Лекция на тему: «Учащиеся и свободное время».

Цель: формирование у учащихся таких качеств делового человека, как умение правильно организовывать свое время, уважение к своему и чужому времени, чувство времени, а также развитие навыков культуры общения.

Задание лекции:

поставить перед учащимися проблемный вопрос: «что же такое время и какую роль время играет в нашей жизни?»;

применяя методы тестирования, помочь учащимся проверить их отношение ко времени;

ознакомить с советами психологов, которые помогут научиться управлять своим временем.

Ход лекции

В одной из философских повестей знаменитого Вольтера «Задиг или Судьба» великий маг задает вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: «что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делиться на величины бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чем больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает все ничтожное и воскрешает великое?». Немного времени потребовалось Задигу. Чтобы ответить на вопрос. Наверно, догадались и вы, что имел в виду великий маг. А теперь попробуйте объяснить свой ответ. (Вопрос звучит еще раз).

Выслушаем и ответ Задига, который сказал, что в загадке говориться о времени. «потому что, - добавил он, - на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для ожидающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение: оно достигает бесконечности в великом и бесконечно длиться в малом: люди пренебрегают им, а потеряв – жалеют; все совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому.»

В каждом доме есть часы. Они всюду, они показывают наше время. А что такое время? Сможет ли кто-то дать определение этому явлению? Трудно, правда? Давайте тогда вместе поразмышляем, что же такое время, в чем его особенности, что отличает его от всего известного нам в мире.

Конечно это не часы, не будильник. Они просто машинки, отсчитывающие это самое время. Вспомните сами: есть вещи. О которых мы говорим часто, которые хорошо знаем, но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак не ухватите руками. Но без него нам просто не прожить. Так и время. Оно невидимо, без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать его не сумеешь и другу не подаришь. А потерять можно. А неуловимое время дорого стоит. Ведь впустую утекшее время уже никак не воротишь. А еще часто можно услышать: «время – лучший судья» или «время рассудит». Значит, время – самый высокий арбитр наших дел. И еще заметьте, все мы одинаково, без исключения подчиняемся диктату часовых стрелок. Время это, наверное, единственное что в мире неподкупно и беспристрастно.

Знаем мы и свойствах времени. Порой весьма странных: если любой школьник вам докажет, что 45 минет порой тянуться целую вечность, то пожилые люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.

Время – богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно. И никак без времени не обойтись: оно необходимо нам как воздух!

Неутомимый слуга времени – часы. Не каждый, наверное, осознает в полной степени, как много значат в нашей жизни эти две маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!

Представьте себе, что завтра во всем мире срезу испортятся все часы, какой страшный беспорядок и переполох это вызовет!

На железной дороге произойдет множество крушений, потому что без расписания нельзя управлять движением поездов, а расписание без часов бесполезно. Приходите вы, например, на вокзал. Поезда уже нет. Начальник вокзала всем говорит: «Знать ничего не знаю. Вот у меня дежурный петух. Он крикнул, я поезд отправил. До свиданья!» придется следующий поезд караулить, раскладушку на перрон ставить.

Можно много рассказать и веселого и печального о том, что было бы, если мы не пользовались часами. Время не стоит на месте. И дарит нам новые сюрпризы. Оказывается, по часам можно определить характер их хозяина или хозяйки. Это одно из очередных открытий ученых-психологов нашего времени. Предлагаю каждому снять часы с руки или достать их из кармана, положить перед собой, слушать внимательно и в очередной раз познавать себя, дорогого. Итак, тест «Часы многое скажут о хозяине»

Дорогие часы. Если вы любите золотые или роскошные часы, значит, вы любите и умеете работать. Вы человек организованный и, похоже, добьетесь немалых успехов на выбранном поприще.

Модные часы. Если на ваших часах стоит имя или фирменный знак знаменитого модельера, дизайнера, стало быть, вы элегантны, аккуратны и любите, чтобы все было на своих местах.

Диковинные часы. Некоторые часы имеют два циферблата, другие – приспособления, показывающие фазы Луны, и так далее. Люди, носящие такие часы, как правило, настроены игриво, легко смеются, любят розыгрыши, и не спешат расставаться с милыми чертами характера, присущими детям.

Часы как украшение. Если вы предпочитаете часы, вмонтированные в браслеты, кулоны, брелки, кольца, можно смело сказать, что вы любите окружающих вас людей, новые встречи….и поболтать.

Высокотехнологичные часы. Часы, оснащенные микрокалькуляторами, необычными будильниками, электронными «записными книжками», присущи людям с деятельным умом, быстро устающим от однообразной работы, предпочитающие любопытные задачи, любящим технические новинки.

Часы с римской нумерацией. Вы любите классическую музыку, хорошие рестораны, довольно консервативны, но аккуратны в одежде. Вас отличают пунктуальность и некоторый педантизм.

Часы с отметками вместо цифр. Вы отлично знаете, что хотите от жизни, у вас острых деловой ум. Не так уж легко оказать влияние на ваши убеждения.

Обычные мировые часы. Вы человек, ищущий и артистичный, всегда придумываете какое-нибудь новое решение старой проблемы. Не верите, что от быстрых действий больше пользы. Что касается одежды, вы отдаете предпочтение добротности и прочности.

Без часов. Вы легки на подъем и совсем не ленивы. Вас можно отнести к тем людям, которые запросто поднимаются среди ночи, чтобы заняться каким-нибудь интересным делом. Вы способны найти самое лучшее решение проблемы, хотя не самое быстрое.

Об истории изобретения самих часов можно рассказывать часами, было бы время. «Начало научного мышления, извлекшего человека из животного состояния, связано с измерением времени», - отмечал историк античной техники Г. Дильс.

По мнению латышского поэта Яна Райниса, «время, - это самое дешевое и вместе самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему – времени – мы получаем все». А умеете ли вы разумно распоряжаться своим временем? Для начала проверить это очень просто…хотя бы по вашему отношению к учебе. Предлагаю ответить на ряд вопросов.

1. в конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь?

а) в первых же числах

б) как только появиться свободный денек

в) напишете что-нибудь в последний момент

г) попросите перенести доклад «хотя бы на недельку»

2. вы опаздываете на первый урок…

а) соберетесь за пять минут – и бегом на занятия

б) поедете ко второму уроку

в) решите, что это судьба, и повернетесь на другой бок

г) вы никогда не опаздываете на занятия

3. приятель прости помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету. Вы…

а) так ему и скажете

б) посоветуете, к кому обратиться

в) попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему все растолковать

г) вместе с ним займетесь изготовлением шпаргалок

4. у вас нет времени выучить уроки. Вы…

а) просмотрите материал на переменке

б) прогуляете урок

в) авось не спросят

г) досидите до часа ночи, но выучите!

5. если вы не поймете домашнее задание, то…

а) попросите преподавателя его разъяснить

б) попробуете разобраться самостоятельно

в) не выполните его

г) обратитесь за помощью к приятелю.

Таблица для подсчета очков

Номер вопроса

а

б

в

г

1

4

3

2

1

2

2

3

1

4

3

1

2

4

3

4

3

1

2

4

5

3

4

1

2

Итоги

От 17 до 20 очков. Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы, а потом удивляетесь, почему у вас не остается ни одной свободной минутки? Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, все провода перегорят.

От 13 до 16 очков. Вы умеете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете свое время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать все, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!

От 9 до 12 очков. Вы все делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на месяц и периодически в него заглядывайте.

От 5 до 8 очков. Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами: пусть все как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют ничего общего с учебой, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а свое драгоценное время тратите на что нибудь более увлекательное. Но если этот ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и в один прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалится на вас всем скопом.

Куда же девается наше быстротекущее время? Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Много воды утекло с тех пор, как сделан был этот вывод. Что же изменилось за прошедшее время? Почти ничего. Как известно, статистика знает все, в средней продолжительности человек 1/3 времени спит, 1/12 - ест, 1/12 – едет в транспорте, 1/20 – читает развлекательную литературу, 1/18 – смотрит телевизор, 1/15 – почесывается, зевает, переходит с места на место, думает, что бы поделать, и так далее. Получается, что примерно 2/3 жизни статистического человека проходит в «околополезном» времяпровождении. Подросток в течение суток выделяет примерно лишь 1 – 1,5 часа на занятия, чем-либо, прямо необходимым в его будущей жизни.

Итак, что же нужно знать и делать для того, чтобы не сожалеть потом об ушедшем и потерянном безвозвратно времени? Во-первых, нужно выявить помехи в своей работе. Вот перечень наиболее существенных поглотителей или «ловушек», времени:

1 нечеткая постановка дела

2.отсутствие приоритета в делах

3 попытка слишком много сделать за один раз

4 отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения

5 плохое планирование своей деятельности

6 личная неорганизованность

7 чрезмерное чтение

8 поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров

9 отрывающие от дел ненужные телефонные разговоры

10 не способность сказать «нет»

11 отсутствие самодисциплины

12 неумение довести дело до конца

13 излишняя коммуникабельность

14 синдром «откладывания»

15 желание знать все факты

16 длительное ожидание (например, условленной встречи)

17 спешка, нетерпение

18 незапланированные встречи.

Нужно проанализировать этот перечень и наметить пять своих основных «ловушек» времени, чтобы в дальнейшем работать над их устранением.

Во-вторых, попробуйте ответить на следующие вопросы.

1 чувствуете ли вы время? Если, планируя свой день, вы оперируете в основном такими понятиями, как «после обеда» или «после того, как погуляю», а потом глядя на часы, удивляетесь как летит время, то попробуйте денек-другой вообще обойтись без часов. Здесь ест риск опоздать куда-либо и иметь неприятности. Зато есть надежда, что у вас появиться очень ценное чувство времени. Вы почувствуете, что оно движется, даже если вокруг вас ничего не происходит. Во время эксперимента не возбраняется надоесть однообразными вопросами обладателям часов.

2 сколько времени вы проводите у телефона? Изобретение Александра Белла позволило людям растранжиривать времени ничуть не меньше, чем сэкономить. Поэтому постарайтесь не увязать в разговорах. Чтобы не превратить беседу в болтовню, сразу же уясните, зачем звоните. То же самое, не откладывая, попробуйте выяснить у позвонившего вам словоохотливого собеседника. Не тратьте на деловую беседу больше, чем нужно для решения вопроса.

3 как вы относитесь к хронографам? Так называют на греческий манер пожирателей времени, они способны растащить ваш день по минутам, оставив лишь грусть по несделанному. У вас есть несколько способов им противостоять. Для этого нужно:

-либо тактично дать понять, что вы заняты,

-либо, если возможно, найти уединенное место.

4 как вы ведете себя в непредвиденной ситуации? Бестолковая суета – худшее, что может быть для делового человека. Никогда не путайте ее с быстротой реакции. Когда вы опаздываете в кино, то могут выручить ноги. Но если подвела голова, и перед входом в зал вы вспоминаете о забытом билете, то тут никакая резвость не поможет. Поэтому всегда сначала трезво оценивайте ситуацию и только потом действуйте. Спокойно и быстро. Не спешите сначала подумайте. Избавив себя от необходимости исправлять ошибки, вы сэкономите много времени.

5 как вы относитесь к своему делу? Давно известно, что никакую работу нельзя сделать быстро и хорошо, если испытываешь к ней отвращение. Вы могли бы справиться с ней в 2 – 3 раза быстрее, если бы были терпимее. Поэтому, не лучше ли сосредоточиться не на своих чувствах, а на работе? Только ваше усердие поможет сократить неприятную процедуру до минимума. Впрочем, по крайней мере, спокойно к необходимым, но не очень творческим обязанностям. Ведь другого выхода нет, не так ли?

6 стараетесь ли вы следовать правилу «точность – вежливость королей»? Короли, как известно, были разные и отличались друг от друга многими качествами, в том числе и довольно неприятными. Но была у них одна общая хорошая черта, как гласит древняя народная мудрость. Это бережное отношение к своему и чужому времени. В широком смысле этот королевский девиз означает, что каждый урок, например, должен начинаться минута в минуту и заканчиваться точно по расписанию. Деловой человек не имеет права злоупотреблять чужим временем, как, впрочем, и впустую растрачивать свое.

Беречь свое и чужое время – высокий человеческий такт. Чужие минуты ценит тот кто бережет свои. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет.

Внешне простое требование не опаздывать на деле требует от человека высокой самодисциплины. Вместе с тем точно выдержать назначенный срок, не заставляя друга, подругу, коллегу в раздражении поглядывать на часы, обязанность любого воспитанного человека.

Одолеть свои важнейшие «поглотители» времени, вы сможете добиться значительного повышения продуктивности работы. Итак, с чего начать?

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации