Финансовое планирование. Курс лекций для вечернего отделения специальности ФПУ Пермского государстве...

скачать (142 kb.)

  1   2   3
Курс лекций для вечернего отделения специальности ФПУ Пермского государственного университета.

Финансы.

Тема 1. Введение в финансовое планирование


  1. Понятие, роль, цели финансового планирования.

  2. Задачи и принципы планирования финансовой деятельности.

  3. Методы планирования.

Финансовое планирование (ФП) – расчет объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия на планируемый период.

План бесполезен, если он не воплощается. Планирование – одна из ведущих функций управления.

Раньше планирование было в масштабах всей страны, следовательно механизм можно было осуществить только на теоретическом уровне. До сих пор невозможно рассчитать производную i-того порядка (например резина на нескольких этапах производства). Учесть все невозможно. Система была негибкой, не мобильной, план делался на 5 лет – т.н. «пятилетка». Финансовое планирование сейчас добровольное, чаще носит внутрифирменный характер.

Цели финансового планирования:

  1. Новаторские – творческие, перспективные цели.

  2. Решение проблемы (зачем нам нужна прибыль).

  3. Обычные рабочие обязанности (предъявляем требования к работникам, планируем заранее).

  4. Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).

Задачи ФП:

  1. Определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационного фонда и устойчивые пассивы – кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте).

  2. Принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире – банки.

  3. Выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности.

  4. Определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями. Нужны ли нам эти взаимоотношения ? В госбюджете сейчас должна быть проведена оптимизация налогообложения.

  5. Обеспечивается соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

  6. Контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

Принципы ФП.:

  1. Принцип научности в планировании финансов (научно обоснованные методы расчета и т.д.). Анализ финансовой и хозяйственной деятельности.

  2. Принцип комплексности в планировании финансов (увязка показателей финансового плана)

  3. Принцип оптимальности в планировании финансов (выбор одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана). Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то в результате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.

ФП должно предшествовать всей последующей деятельности.

Методы ФП. Делятся на 2 группы.

  1. Методы расчета отдельных финансовых показателей.

    1. Расчетно-аналитический. В основе лежит использование экспертной оценки. (Отчетные данные за предплановый периодЭкспертная оценка динамики отчетных показателейЭкспертная оценка перспектив развитияРасчет финансового показателя). Этот метод неоптимален – метод от достигнутого.

    2. Нормативный. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Этот метод более научный.

В РФ применяется система норм и нормативов :

      1. Федеральные нормативы (ставки федеральных налогов, ставка рефинансирования ЦБ, МРОТ и т.д.)

      2. Региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации).

      3. Местные нормативы (Район)

      4. Отраслевые нормативы (нормативы отрасли ли предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий)

      5. Нормативы, принятые на предприятии (например: потребность в оборотных средствах, приказы по учетной политике). Это самая большая группа нормативов.

Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода.

Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.

    1. Балансовый. Применяется при прогнозировании поступления выплат из фондов потребления и накопления, при составлении квартального плана доходов и расходов, при составлении платежного календаря. Применяется по чисто финансовым показателям, следовательно достигается синхронность во времени.

    2. Метод оптимизации плановых решений. Он же метод многовариантности расчетов. Предполагает составление нескольких вариантов расчетов и выбора оптимального на основе принятого критерия. Существует 2 направления выбора: 1 вариант – если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат от их использования; 2 вариант – если задан результат, то ищут вариант минимизации затрат.

    3. Экономико-математическое моделирование (ЭММ). Эти методы количественно выражают тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными определяющими их факторами с помощью математических приемов (Модель Кобба-Дугласа).

Достоинства ЭММ: Более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; Позволяют перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.

Недостатки ЭММ: Достаточно трудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.

Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели (ЭММ):

  1. Изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.

  2. Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.

  3. Разработка различных вариантов плана финансового показателя.

  4. Анализ и экспертная оценка перспектив различных финансовых показателей.

  5. Выработка планового решения, выбор оптимального варианта.

  1. Общие методы составления финансового плана или программы в целом.

    1. Балансовый метод.

    2. Сетевой метод. Метод сетевого планирования – сумма приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (модели) планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ. Используется при управлении сложными системами (изобретен в США). При составлении: составляется сетевой график и у этого графика выделяются 3 части (главных понятия):

        • Работа – любой процесс, требующий затрат времени и/или ресурсов.

        • Событие – результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым и достаточным условием для начала последующих работ. Предшествующее событие служит отправной точкой для работы, а последующее является ее результатом. Любая работа соединяет только 2 события, которые бывают простые (имеют только 1 входящую и 1 выходящую работу) и сложные (имеют несколько входящих и выходящих работ).

        • Путь – непрерывная технологическая или логическая последовательность работ от первого события до последнего. Такой путь является полным. Полных путей может быть несколько. Длина пути определяется суммой продолжительностей лежащих на нем работ.

    3. Программно-целевой метод планирования. Процесс выработки и принятия совокупности разнохарактерных принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений. Метод используется для решения крупных проблем перспективного развития, включает в себя:

        • Цель, ориентированную на будущее.

        • Порядок действий, которые необходимо выполнить для достижения цели.

        • Задание определенному специалисту выполнять эти действия.

        • Ресурсы для достижения цели.

Тема 2. Процесс ФП.

    1. Определение процесса ФП.

    2. Перспективное ФП.

    3. Текущее ФП.

    4. Оперативное ФП: платежный календарь, кассовый план.

  1. Определение процесса ФП.

Процесс включает в себя несколько этапов:

    1. Анализ финансовой ситуации. Он строится на основе:

    1. Бухгалтерского баланса.

    2. Отчета о прибылях и убытках (Ф-2).

    3. Отчета о движении денежных средств (Ф-4).

Задача анализа: оценить финансовые возможности фирмы и определить проблемы.

    1. Разработка общей финансовой стратегии фирмы. Составление перспектив, стратегических ФП.

    2. Составление текущих ФП. Уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих ФП.

    3. Корректировка, увязка и конкретизация ФП. Производится стыковка показателей ФП с другими планами и программами, разрабатываемыми фирмой.

    4. Разработка оперативных ФП (финансовых планов).

    5. Практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

  1. Перспективное ФП.

Определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширения воспроизводства. Составляется на срок 3-5 лет. В настоящее время им занимаются редко.

Задачи:

  1. Обоснование путей максимального использования для достижения своих целей, благоприятных факторов и способов нейтрализации неблагоприятных факторов. Оптимизация рисков.

  2. Выбор и обоснование источников финансирования выбранной стратегии. Включает в себя:

    1. Разработку финансовой стратегии предприятия.

    2. Прогнозирование финансовой деятельности.

Финансовая стратегия должна соответствовать целям и направлениям экономической стратегии. Иногда финансовая стратегия оказывает решающее влияние на общую стратегию.

6 типов стратегий поведения фирмы:

  1. Вхождение в новый бизнес.

  2. Стратегия «дойной коровы» базируется на предположениях:

  1. Путем эффективного управления прямыми издержками (переменными) фирма стремится к получению устойчивого солидного денежного потока.

  2. Занимает большую долю рынка для использования эффекта масштаба – это позволяет ей какое то время при минимальных капитальных вложениях «снимать сливки».

  1. Стратегия выхода из данного бизнеса.

  2. Расширение данного бизнеса.

  3. Инновации в данный бизнес.

  4. Стратегия выживания.

Этапы разработки финансовой стратегии предприятия:

  1. Расчет периода реализации стратегии.

  2. Анализ фактов внешней финансовой среды фирмы, изучение экономико-правовых условий фирмы, факторов риска.

  3. Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Требования к стратегическим целям: их система должна быть четкой и краткой, каждая цель должна быть представлена в виде конкретных нормативов.

  4. Разработка финансовой политики фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности (отдельно налоговая, дивидентная, амортизационная политика).

  5. Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии.

  6. Оценка разработанной финансовой стратегии, в т.ч. ее согласование :

    1. С общей стратегией по целям, срокам, направлениям и этапам реализации

    2. С прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

    3. С ее реализуемостью.

Прогнозирование финансовой деятельности состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Разрабатываются альтернативные финансовые показатели и параметры, определяются тенденции изменения ситуации на рынке, варианты развития финансового положения предприятия. Результатом является разработка 3-х документов:

      1. Прогноз отчета о прибылях и убытках (аналогичен Ф-2).

      2. Прогноз движения денежных средств (аналогичен Ф-4, но не полностью, а как удобнее).

      3. Прогноз бухгалтерского баланса.

Сейчас всем понятно, что нужно составлять .

  1. Текущее финансовое планирование.

Это конкретизация показателей стратегических планов. Составляется на 1 год, разбивается на кварталы и/или месяцы. Разрабатываются 4 документа:

  1. План движения денежных средств.

  2. План отчета о прибылях и убытках.

  3. План бухгалтерского баланса.

  4. Финансовый план предприятия (обычно сориентирован для внешних органов). Составляется на основе 1),2),3).

Цель – оценка финансового положения фирмы на конец планируемого года. В основе планирования лежит определение объема будущих продаж. Прогнозируется объем натуральных продаж, цены и объем реализации по стоимости (= объем натур. Продаж*Цены). Чем короче период, тем точнее информация.

Далее рассчитывают план по производству. Затем определяется количество необходимых материальных и трудовых ресурсов, прогнозируются изменения цен на них, определяются прямые (переменные) затраты на производство.

Обобщаем результаты в плане отчета о прибылях и убытках (гл.25 НК «Валовая прибыль»).

План движения денежных средств (ПДДС).

Учитывая приток денежных средств (поступления и платежи) и отток (затраты и расходы), рассчитываем чистый денежный поток (избыток, дефицит).

Значение: данная форма ПДДС позволяет проверить реальность источников поступления средств, обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.

Составление бухгалтерского баланса.

Цели:

    1. Определение необходимого прироста отдельных видов активов.

    2. Формирование оптимальной структуры капитала.

Построение финансового плана.

Он составляется в виде баланса доходов и расходов, в нем не отражаются затраты пр текущей деятельности. Состоит из 4-разделов (по выбору):

    1. Доходы и поступления средств с указанием их источников.

    2. Расходы и отчисления на собственные нужды предприятия.

    3. Кредитные взаимоотношения предприятия, раскрывающие объемы привлекаемых в оборот предприятия финансовых ресурсов банков и цены этих кредитов.

    4. Платежи в бюджет по видам налогов.

Форма финансового плана нежесткая, желательно его согласовать с вышестоящей организацией.

Оперативное финансовое планирование.

ОФП дополняет текущее ФП. Цель – контроль за формированием и расходованием финансовых ресурсов, ожидаемых в ближайшем будущем. ОФП составляют все предприятия.

Задача:

    1. Эффективный контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов.

    2. Обеспечение и поддержание ликвидности фирмы. Ликвидность в большей мере зависит от движения денежных потоков, нежели чем от запасов, сырья и материалов. Коэффициент ликвидности = обор.средства – запасы. Коэффициент ликвидности – краткосрочная кредиторская задолженность. Показывает число дней, в течение которых фирма может работать исключительно за счет имеющихся у нее ликвидных активов.

Составляется 3 плана:

        1. Составление и исполнение платежного календаря.

        2. Составление кассового плана.

        3. Расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь.

Составляется на квартал с разбивкой по месяцам или более мелким периодам. Обязательно балансируются притоки и оттоки денежных средств.

Назначение:

        1. Координация во времени денежных поступлений и предстоящих расходов.

        2. Формирование информации о приходе и расходе денег, обеспечивающей ежедневный учет изменений.

        3. Анализ неплатежей (по суммам и источникам), организация конкретных мероприятий по их преодолению.

        4. Расчет потребности в краткосрочном кредите и оперативное приобретение заемных средств.

        5. Расчет по суммам и срокам временно свободных денежных средств.

        6. Анализ финансового состояния предприятия с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.

Процесс составления:

  1. Выбор периода планирования (чаще квартал, но может быть и чаще).

  2. Планирование объема реализации.

Основывается этот этап на результатах анализа внутренней и внешней информации. Окончательный объем продаж увязывают с производством. Существует 2 варианта увязки:

    1. Поддержать тесную взаимосвязь между производством и реализацией. ИЛИ

    2. Удерживать производство на относительно стабильном уровне. (Более эффективен).

  1. Расчет объема возможных денежных поступлений с учетом объема реализации и дебиторской задолженности.

  2. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде. (Относительно постоянные и относительно переменные).

  3. Расчет потребности в краткосрочном кредите.

  4. Определение денежного сальдо и подведение итогов.

5 и 6 этапы допустимо менять местами. Кроме платежного календаря составляется еще и налоговый календарь, что позволяет избежать просрочек и пени.

Кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Обеспечивает контроль за поступлением и расходованием наличных. Разрабатывается на квартал и представляется в коммерческий банк. Исходные данные для его составления:

    1. Предполагаемые выплаты по фонду зарплаты и фонду потребления в денежной форме.

    2. Информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам.

    3. Информация о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

    4. Сведения о сумме налогов (в основном с зарплаты рабочих).

Заключительный этап финансового плана – составление аналитической записки, в которой указываются: величина и структура доходов и расходов и взаимоотношения предприятия с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования. Большее внимание уделяется распределению прибыли. В заключении делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами в структуре источников их формирования.

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации