Водный туризм

скачать (802.5 kb.)

  1   2   3   4   5
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2

1. Обслуживание туристов на судах водного транспорта………………….5

2. Организация туристских перевозок……………………………………....8

3. Типы морских и речных судов…………………………………………...13

4. Морские круизы…...……………………………………………………...19

5. Речные круизы………..…………………………………………………...27

6. Морские и речные прогулки (экскурсии)…..…………………………...35

7. Внутренние морские и речные круизы…………...…………………..…36

8. Яхт-круизы……………………………………………..………………….39

Заключение…………………………………………………………...…………..49

Литература………………………………………………………………………..52

Введение
Понятия перемещать, перемещаться характеризуют способ передвижения, полностью или частично рассчитанный на мускульные силы участников тура. Это пешеходные (walking tour, hiking), конные, велосипедные (cycling), на плотах (rafting), на воздушных шарах (balloning), лыжные, парусные, горные и другие туры.

Каждый тур вдали от места постоянного проживания его участников начинается с переезда транспортом к начальному пункту маршрута или в места отдыха и заканчивается переездом к местам постоянного проживания.

Эти термины стали обиходными, подчас не заставляющими анализировать вкладываемое в них содержание. Однако они имеют вполне определенные значения: понятию транспорт (нем. transport < лат. transportare) соответствуют значения: переносить, перемещать, перевозить.

Кажущееся анахронизмом значение «переносить» в понятии транспорт оказывается востребованной услугой в специальных программах туров.

В общем случае понятие «транспорт» может относиться к любым перевозочным средствам или же только к средствам в отраслях материального производства и сферы услуг: перевозки осуществляются железнодорожным или водным, или воздушным, или автомобильным транспортом.

Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» и этнограф, о путешествиях писал так: «Путешествие - способ времяпрепровождения, связанный с посещением мест далеких, доселе невиданных ... Присущ натурам пытливым и предприимчивым, влекомым духом и рассудком своим ...».

Не меньшая пытливость и предприимчивость необходимы и туроператорам, планирующим и выполняющим туры по самым разнообразным направлениям.

Посещение зон отдыха, иных объектов туристского интереса связано с перемещением туристов во времени и пространстве. Оно опирается либо на мускульную силу участников тура или животных, либо на природные явления, либо на энергию технических (моторизованных) транспортных средств.

В своей деятельности туроператор ориентируется на стандартную международную классификацию средств транспорта, - в ней выделены виды транспорта (категории) и режимы его использования (разряды).

Среди транспортных средств выделяют стандартные, предназначенные для перемещения людей и грузов, и нестандартные, используемые для решения узкоспецифических задач по транспортному обеспечению в определенном месте или с иной, чаще развлекательной, целью.

К стандартным видам относят технические средства:

а) воздушного транспорта, - выполняют рейсы по расписанию и вне расписания полетов на местных, дальних и международных линиях, осуществляя перевозки пассажиров в салонах различного класса комфортности;

б) водного транспорта, - обеспечивают сообщение между портами внутри страны (каботажные перевозки) и в заграничном плавании; водные средства транспорта используются на пассажирских линиях (внутригородских, пригородных, местных и транзитных), для паромных переправ и круизных плаваний; •

в) сухопутного транспорта - автомобильного и железнодорожного; транспортные средства совершают перевозки по маршрутам и расписаниям, как регулярного движения, так и по эксклюзивным маршрутам и графикам.

Нестандартные транспортные средства, - канатные дороги, фуникулеры, воздушные шары, дельтапланы и другие средства, - относят к экзотическим.

Не менее популярным видом передвижения становится путешествие по воде. Морской и речной вид транспорта стал особенно привлекательным в связи с ростом популярности морских и речных круизов.

1. Обслуживание туристов на судах водного транспорта
В соответствии с проведенными опросами туристов, использующих водный транспорт на различных маршрутах, было выявлено, что основными мотивами выбора водных путешествий являются желание отдохнуть на воде, провести время в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Кроме того, отдых на воде, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья: медленное перемещение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.

По социальному составу в водные путешествия отправляются с семьей (55%), с друзьями или знакомыми (27%), в одиночку (18%). Возрастной состав туристов, путешествующих по воде, следующий: до 25 лет - 30%; от 25 до 40 лет - 22%; старше 40 лет - 48%.

Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО составляет 45 лет. Продолжительность круизов обычно равна 6-30 дней, но наиболее популярны круизы продолжительностью 10-14 дней. С учетом социального расслоения общества участниками морских, в том числе элитных, круизов являются люди с высоким и сверхвысоким уровнем доходов. Участники речных круизов - люди среднего и ниже среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией.

Круиз обладает лечебным воздействием, а уровень предоставляемых услуг и их качество превосходят показатели других видов транспортных путешествий.

На борту теплохода туристам оказывают различные услуги; некоторые из них могут быть платными.

К бесплатным услугам обычно относят пользование музыкальным и читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия, оказание первой медицинской помощи.

Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет включают:

■ прием заказов на подачу такси к причалу;

■ бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;

■ предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время межрейсовых стоянок в качестве гостиниц;

■ бронирование билетов на смежные виды транспорта; переноска багажа;

■ продажа товаров в киосках и буфетах (барах);

■ пользование гладильной и услугами парикмахерской;

■ прием радиотелеграмм;

■ пользование сауной (душем) и камерой хранения;

■ прокат спортивного инвентаря, столовой и чайной посуды, музыкальных инструментов и многое другое.

За многими туристскими организациями в России стоит мощный банковский, финансовый и страховой капитал, крупные транспортные организации (чаще - авиационные и морские). Эти компании проявляют интерес к российским просторам и рекам, к арктическим достопримечательностям (рейсы ледоколов на Шпицберген, остров Врангеля и др.), в т. ч. с высадкой туристов на околополюсный лед.

Перевозка групп туристов в дестинации водным транспортом или путешествие по водным просторам сочетает познавательный характер поездки с индустрией отдыха. В связи с этим необходимо различать:

а) пассажирские суда, используемые преимущественно для линейных перевозок туристов по заранее установленным расписаниям движения;

б) круизные суда на речных и морских маршрутах, выполняющие рейсы по эксклюзивным расписаниям.

В длительном путешествии судно для круизеров является одновременно средством передвижения и местом проживания, питания и организованного отдыха (досуга). Обширная экскурсионная программа предоставляется участникам круиза в портах стоянки судна.

Для предоставления означенных выше услуг эффективно и в полном объеме туроператор при продаже туристских путевок должен иметь достоверную информацию о каютном фонде судна.

В частности, им должна обрабатываться следующая информация:

? количество палуб и номера располагающихся на них кают;

? функциональные возможности каждой каюты и условия комфортности, обусловленные расположением кают на той или иной палубе и местоположением ее на самих палубах;

? обустройство кают, - вместимость и площадь каюты, наличие иллюминатора, санитарно-гигиенических удобств и другой бытовой техники (джакузи, солярий, аудио- и видеотехника, минибар, кондиционер и др.), отдельного выхода на палубу.

В современных условиях судоходные компании на туристском рынке работают по следующим направлениям:

- предоставление транспортных услуг туристам при приобретении проездных документов для групповых перевозок по разовым заявкам с продолжительностью поездки туристов до 24 часов;

- перевозка отечественных и иностранных туристов по маршрутам, определяемым договорами между пароходством (иным владельцем) и туроператором-фрахтователем с продолжительностью поездки туристов более 24 часов - от 12 до 14 суток;

- экскурсионно-прогулочные маршруты с продолжительностью поездки туристов менее 24 часов;

- организация в навигационный период постоянных туристско-экскурсионных линий по программам внутреннего или въездного тура по кольцевым или линейным маршрутам;

- использование в межнавигационный период плавсредств для временного размещения (плавучих гостиниц).

Руководители судоходных компаний считают, что выход на международных крупнейших туроператоров и производителей транспортных средств туристского класса, - в первую очередь речного, - может стимулировать лизинговые операции и инвестиции.

Для туристов привлекательными характеристиками круизов являются протяженность и продолжительность переходов между промежуточными портами на маршруте, длительность стоянок судна в портах.

На расстояние по маршруту морского или речного круиза оказывают влияние:

? конфигурация береговой линии;

? глубины и другие условия безопасного плавания;

? гидрологические, гидрометеорологические и иные физические условия в водной и в воздушной средах.

Круизы на сезонно работающем речном и озерном транспорте по внутренним водным путям проводятся на реках, озерах, крупных водохранилищах, включая переходы по каналам и шлюзам.
2. Организация туристских перевозок
Стороны при организации туристских перевозок несут следующую ответственность.

1. Пароходство вправе продать свободные места, которые не были реализованы турфирмой.

2. При удлинении рейса по вине турфирмы она оплачивает пароходству стоимость содержания судна за все время задержки. Если это происходит по вине пароходства или по не зависящим от сторон причинам, то туристы доставляются в конечный пункт без дополнительной оплаты. При изменении пароходством расписания, вызвавшем опоздание прибытия судна в город, оно возмещает турфирме нанесенный ущерб в связи с простоем автобусов и оплатой экскурсоводов. При удлинении времени поездки более чем на 8 ч расчет за питание туристов осуществляется в следующем порядке: если удлинение рейса произошло по не зависящим от сторон причинам - по 50% стоимости питания за счет турфирмы и пароходства; в остальных случаях - за счет виновной стороны.

3. В случае возникновения порожних пробегов судна по вине турфирмы она оплачивает пароходству их стоимость, а управлению судовых ресторанов (УРС) возмещает расходы по содержанию ресторана в размере установленной по договору наценки дневного рациона питания, умноженной на число туристов и дней пробега.

4. В случае отмены туристского рейса виновная сторона уплачивает потерпевшей стороне неустойку в размере 3% стоимости несостоявшейся перевозки.

При отмене рейса по вине турфирмы согласно договору она оплачивает пароходству кроме неустойки стоимость несостоявшейся перевозки и возмещает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наложений (наценок), исчисленных из расчета дневного рациона питания, полной посадки туристов и длительности рейса. Если турфирма предупреждает пароходство и УРС об отмене рейса более чем за 45 дней до его начала или в случаях, когда рейс отменяется по не зависящим от сторон причинам, турфирма принимает на себя половину ущерба и оплачивает пароходству 50% стоимости несостоявшейся перевозки, а УРСу - 50% от указанных выше расходов по содержанию ресторана.

При отмене туристского рейса по вине пароходства, оно кроме неустойки возвращает турфирме провозную плату.

5. При посадке на судно меньшего числа туристов, чем указано в договоре, по вине турфирмы она возвращает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наценки, умноженной на все число человеко-дней питания по договору.

Международной перевозкой считается любая перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены в разных государствах или в одном государстве, если по договору перевозки промежуточный порт захода находится в другом государстве.

Путешествия туристов по рекам и морям регламентируются следующими международными документами:

- Афинской конвенцией (1974 г.) «О перевозке морем пассажиров и багажа»;

- Международной конвенцией «Об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и их багажа» (1967 г.), а также правилами конкретного перевозчика.

В соответствии с этими правилам в большинстве случаев для участия в круизах:

- не допускаются лица моложе 21 года без сопровождения старших (родителей или опекуна старше 25 лет);

- не принимаются заявки на бронирование мест для школьных групп;

- круизные компании имеют право отказать пассажиру в посадке на лайнер по медицинским показаниям.

Афинская Конвенция применяется к любой международной перевозке, если:

■ судно плавает под флагом государства, являющимся одной из сторон Конвенции или будучи зарегистрированным в таком государстве;

■ договор перевозки заключен в государстве, являющемся стороной Конвенции;

■ в соответствии с договором перевозки место отправления или назначения находится в государстве, являющемся стороной Конвенции.

Путешествия туристов по внутренним водным артериям России регламентируются Водным кодексом Российской Федерации и Уставом внутреннего водного транспорта.

К перевозкам туристов водным транспортом относятся:

■ морские перевозки и круизы;

■ речные путешествия и круизы;

■ морские и речные прогулки (экскурсии);

■ путешествия на катамаранах, яхтах, лодках;

■ прочие виды водных путешествий.

Суда для путешествий турфирмы арендуют по специальному договору - фрахт-контракту, заключаемому между турфирмой и морским пароходством.

Обязательными приложениями к договору являются:

■ расписание движения судна, согласованное с турфирмой;

■ план-карта судна, утвержденная на момент заключения договора;

■ расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок.

Одним из важных пунктов договора является пункт об ответственности сторон.

Судовладелец обязан:

■ соблюдать установленное расписание движения судна;

■ в случае изменения установленного расписания движения судна виновная сторона оплачивает другой стороне ее фактические убытки;

■ если судовладелец по каким-либо причинам не может предоставить судно, предусмотренное договором, то он предоставляет турфирме другое однотипное судно;

■ если судно оказывает в период круиза помощь судну или людям, терпящим бедствие на море, то судовладелец ответственности за задержку рейса не несет. Рейс по согласованию сторон на это время продлевается, арендная плата и плата за питание с туристов не взимается.

Договор между пароходствами и турфирмами на обслуживание туристов может быть заключен сроком от одного года до трех лет. Заключаются такие договоры обычно до 30 декабря предшествующего обслуживанию года. Расписания движения судов в границах одного пароходства разрабатываются и утверждаются им по согласованию с заинтересованной турфирмой до 1 декабря предпланового года и являются частью заключенного договора. В этот же срок разрабатываются расписания для маршрутов, проходящим по смежным бассейнам.

После подписания договоров турфирмы имеют право начать реализацию путевок на круизные рейсы.

Стоимость круизов определяется величиной фрахта, уровнем комфортабельности судна (категорией), а также сборами за проход каналов, эксплуатационными расходами, стоимостью береговых услуг, налогами и прочими затратами и имеет тенденцию к росту.

При теплоходных путешествиях отношения между турфирмой, организующей круиз, и организациями, участвующими в обслуживании туристов (пароходствами, УРСами, принимающими турфирмами, дающими береговое экскурсионное обслуживание в портах захода, и др.), оформляются на договорной основе.

При организации теплоходных туров турфирма заключает следующие договоры на обслуживание туристов.

1. Договоры с речными и морскими пароходствами на аренду теплоходов. В эти договоры включаются данные:

■ о количестве, названиях судов и количестве мест по категориям;

■ о маршрутах круизов и их сроках;

■ о количестве постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимости;

■ о стоимости оплаты каждого рейсооборота;

■ об общей сумме по договору за перевозку туристов;

■ об ответственности сторон.

2. Договор с УРСом (конторой или управлением), трестом судовых ресторанов на питание туристов на маршруте круиза. Этот договор включает:

■ перечень судов, сведения о количестве рейсов, продолжительности одного рейса (в сутках), количестве туристов в рейсе, маршруте и стоимости дневного рациона питания одного туриста в день (с указанием стоимости набора продуктов);

■ обязанности конторы судовых ресторанов по выполнению принятых договорных обязательств;

■ обязанности туристско-экскурсионной организации (обеспечение полной посадки туристов);

■ разработку тематики и проведение вечеров отдыха в залах ресторана совместно с его работниками;

■ порядок расчетов за питание;

■ ответственность сторон.

3. Договоры с принимающими турфирмами на предоставление экскурсионного обслуживания по маршруту следования теплохода. К этим договорам должны прилагаться графики захода теплоходов в порты городов приема с указанием дат и ориентировочного времени прибытия и отправления, программа обслуживания туристов и калькуляция.

4. Договор с управлением кинофикации (кинопрокатом) на представление кинокопий для демонстрации туристам в кинозалах теплоходов за наличный расчет. В отдельных случаях такие договоры заключаются непосредственно между управлением кинофикации и пароходством. Если копии видеофильмов берутся напрокат, такие договоры не заключаются.

5. Договоры с библиотеками на снабжение рейсов книгами.

6. Договоры с музыкальными коллективами (при организации длительных круизов).

В связи с этим при заключении договора на круиз туристам необходимо внимательно ознакомиться с правилами и условиями его проведения.
3. Типы морских и речных судов
Морской круизный лайнер может вмещать несколько сотен пассажиров, а также многочисленный обслуживающий персонал и команду. На круизных лайнерах созданы все условия для полноценного отдыха путешествующих: имеются рестораны, кафе, магазины, кинозалы, бассейны, теннисные корты и т.д.
2 4 9 11

  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации