Ядерная энергетика России: неизвестное об известном

скачать (628.1 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8
Авторы:

Г.М. Денисовский, заведующий сектором методологии анализа социальных процессов Института социологии РАН

В.М. Лупандин, главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор медицинских наук, член президиума Высшего экологического совета при Государственной Думе РФ

П.В. Малышева, пресс-секретарь Гринпис России

Рецензенты:

М.С. Косолапов, кандидат философских наук, заведующий сектором Института социологии РАН

И.П. Блоков, кандидат технических наук, директор по кампаниям Гринпис России

Авторы выражают глубокую признательность профессору О.Н. Яницкому за неоценимую помощь в подготовке сборника.

Ядерная энергетика России: неизвестное об известном

В предлагаемом сборнике собраны официальные документы Министерства РФ по атомной энергии, Госатомнадзора, Счетной палаты, прокуратуры, заявления и высказывания руководства Минатома, мнения ученых Российской академии наук и экспертов в области ядерной энергетики, жителей закрытых административных территориальных образований. В сборнике освещаются социальные, экономические и политические аспекты деятельности Министерства по атомной энергии.

Издание предназначено для сотрудников администрации президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов Федерального Собрания, правительства РФ, органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ при принятии решений в области ядерной энергетики и ядерной безопасности.


Содержание

Введение.................................................................................…………………………………………………5

1. Экономическая эффективность деятельности Минатома........………………………………………….8

1.1. Доля атомной энергии в энергобалансе страны.......…………………………………………..10

1.2. Запасы природного урана для обеспечения деятельности тепловых реакторов..................................……………………………………………10

1.3. Источники финансирования деятельности Минатома, включая скрытое субсидирование.................................……………………………………………..11

2. Достоверность информации, предоставляемой руководством

Минатома................................................................................………………………………………………..19

2.1. Обоснование законопроектов о ввозе зарубежного отработавшего ядерного топлива в Россию.....................…………………………………………..19

2.2. Вопрос о захоронении зарубежных радиоактивных

отходов, образующихся в результате переработки

иностранного ОЯТ.........................................................……………………………………………….20

2.3. Наличие технологий и экономическая эффективность

проекта ввоза зарубежного ОЯТ.....................................…………………………………………….21

2.4. Планирование и отказ от строительства хранилища радиоактивных отходов на Новой Земле........................... ………………………………………….26

2.5. Дезинформирование населения в вопросе о

состоянии здоровья сотрудников Минатома....................…………………………………………..27

3. Коррупция в Минатоме..................…………………………………………………………………………..30

3.1. Коррупция в высшем руководстве Минатома..........……………………………………………30

3.2. Привлечение силовых структур к закрытию

коммерческой информации предприятий Минатома.........…………………………………………31

3.3. Отсутствие финансового контроля в Минатоме.........………………………………………….31

4. Коммерциализация Минатома и ее последствия...................…………………………………………..32

4.1. Ситуация с управлением государственной

программой по обращению с радиоактивными отходами.…………………………………………32

4.2. Возможности министра по атомной энергии по

контролю над ситуацией в Министерстве.......................... ………………………………………….32

5. Соблюдение российского законодательства..........................…………………………………………..34

5.1. Акты, связанные с незаконным обращением с радиоактивными отходами и ОЯТ на международном

уровне, принятые и пролоббированные руководством

Минатома..................................................................…………......…………………………………….34

5.2. Незаконное обращение с радиоактивными

отходами внутри России......................................……........………………………………………….36

6. Физическая защита ядерных объектов.................................…………………………………………….37

6.1.Состояние системы охраны хранилища ОЯТ

в Красноярском крае...................................................………………………………………………37

6.2. Планирование деятельности Минатома без учета

угрозы террористических актов вблизи очагов

военной напряженности...............................................……………………………………………….39

7. Социальная обстановка и уровень радиационной

безопасности на ядерных объектах Минатома.........................……………………………………………40

7.1. Воровство и связанный с ним уровень

радиационной безопасности на предприятиях Минатома………………………………………....40

7.2. Криминальная обстановка на предприятиях

Минатома....................................................................………………………………………………...41

7.3. Состояние объектов транспортировки и хранения

радиоактивных отходов.................................................…………………………………………….44

7.4. Ситуация с наркоманией, СПИДом, алкоголизмом,

общее психологическое состояние в закрытых

административных территориальных образованиях........………………………………………....46

7.5. Соблюдение трудового законодательства

и выполнение социальных обязательств

на предприятиях Минатома......................................……………………………………………...….49

7.6. Учет интересов региональных бюджетов при

строительстве и эксплуатации атомных станций.............…………………………………….……51

8. Отношение населения к проекту ввоза зарубежного

отработавшего ядерного топлива.............................................…………………………………………….53

9. Здоровье работников Минатома и населения,

проживающего вблизи ядерных объектов................................…………………………………………….54

9.1. Состояние здоровья работников Минатома..............…………………………………………..54

9.2. Состояние здоровья жителей закрытых

административных территориальных образований..........…………………………………………57

9.3. Состояние здоровья ликвидаторов аварии

на Чернобыльской АЭС...............................................………………………………………………58

9.4. Состояние здоровья населения, проживающего

вблизи ядерных объектов..............................................…………………………………………..…59

Заключение ...........................................................................……………………………………………...…61

Литература.............................................................................……………………………………………...…64

Введение

В настоящее время доля атомной энергии в общем энергобалансе России составляет чуть более 4%. В ближайшие 8 лет предполагается инвестировать 9 млрд долл. (280 млрд руб.) в строительство и планирование более 60 новых реакторов. Своих средств в ядерном секторе энергетики на это нет. На сегодня ежегодные поступления от работы атомных станций составляют около 1,5 млрд долл., большая часть которых идет на оплату топлива, эксплуатацию действующих АЭС, инвестиции в их радиационную безопасность и т. д. (эта сумма не включает скрытые субсидии в ядерную энергетику). Поэтому Минатом вынужден искать дополнительные источники финансирования программы строительства и планирования новых реакторов, а также программы по обращению с радиоактивными отходами, полученными в результате деятельности атомных станций.

В 2000-2001 гг. руководство ядерного ведомства начало активно пропагандировать проект по ввозу в Россию 20 тыс. т. отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с иностранных АЭС, за что предполагалось выручить 20 млрд долл. По подсчетам Минатома, чистая прибыль от реализации проекта составила бы несколько миллиардов долларов. Она, как не раз официально обещали «атомные» чиновники, должна была пойти на финансирование экологических и социальных программ. Однако затраты только на строительство нового завода по переработке иностранного ОЯТ и сама переработка, не учитывая транспортировку и хранение, превысят предполагаемую прибыль. Об этом должностные лица Минатома умолчали и ввели тем самым в заблуждение политическое руководство страны, депутатов и общество в целом.

В сфере финансовой деятельности Минатома выявлены многочисленные нарушения. В период с 1998 по 2000 гг. Министерством в рамках международной помощи было получено более 270 млн долл. Счетной палате РФ не удалось найти документально подтвержденную отчетность по расходованию этих средств. Пользуясь служебным положением, высшие должностные лица Министерства создавали коммерческие предприятия с привлечением сотрудников своего ведомства, основная целью которых – прибыль и коммерческая выгода.

В последнее время проблема терроризма стала для нашей страны более чем актуальной. По официальным данным, в физической защите ядерных объектов имеются серьезные недостатки, что значительно повышает риск проникновения на их территорию террористов. После трагических событий в Москве в октябре 2002 г. нельзя гарантировать, что в следующий раз целью террористов не станет ядерный объект. В этой ситуации игнорировать вопрос о защите ядерных объектов - значит подвергать реальной опасности жизни миллионов. Тем не менее, никаких ощутимых мер по усилению охраны ядерных объектов не предпринимается. Такая политика создает прямую угрозу национальной безопасности России.

Роль человеческого фактора в сфере атомной промышленности крайне велика. Зачастую от действий всего одного человека зависит безопасность и здоровье миллионов людей. Социальная обстановка и здоровье персонала на объектах повышенного риска вызывают обеспокоенность уже не только медиков. В 1999 г. в закрытом городе Озерске (завод по переработке ядерных материалов «Маяк») выявлен самый высокий в России уровень роста наркомании. Количество заболевших СПИДом в закрытом городе Сосновый Бор (Ленинградская АЭС) превысил аналогичный показатель по Ленинградской области. За последние 5 лет рост заболеваемости злокачественными новообразованиями среди работников Минатома составил 28%. Распространенность врожденных аномалий среди детей в возрасте до 14 лет, проживающих в закрытых городах, вдвое выше среднего значения по России.

Настоящий сборник составлен в надежде, что изложенные в нем факты помогут критически оценить деятельность одного из самых закрытых министерств России – Министерства по атомной энергии. Собранные данные получены из открытых и официальных источников и заслуживают самого пристального внимания.

«Там (военные реакторы на производственном объединении «Маяк» - прим. авт.) не было ни одной аварии потому, что была строжайшая дисциплина. Та же «Аннушка» была пущена в 1948 году, и она хорошо отработала свое. Это и подтолкнуло к созданию РБМК (тип реактора на Чернобыльской АЭС - прим. авт.) как основы атомной энергетики в СССР. Но забыли о технологической и производственной дисциплине, вот и расслабились ученые…»

Из интервью министра по атомной энергии РФ

А.Ю. Румянцева «Литературной газете»

11 (5871) 20 марта - 26 марта 2002 г.



1. Экономическая эффективность деятельности

Минатома

Доля атомной энергии в общем энергобалансе страны чуть более 4% [1]. При благоприятном варианте развития энергетики к 2020 г. эта доля может быть доведена до 8% [1]. Прямые затраты на строительство только 11 новых реакторов, планирование и начало строительства еще более 50 (без учета мер по радиационной безопасности, вывода старых АЭС и т. д.) составят более 280 млрд руб. (более 9 млрд долл.) на ближайшие 8 лет [2]. Таким образом, инвестиции в строительство и планирование более 60 новых реакторов в ближайшие 8 лет составят в среднем 1,1 млрд долл. ежегодно. Для сравнения: весь бюджет Российской Федерации составляет порядка 40 млрд долл.

Своих средств для того, чтобы строить новые электростанции, у атомной энергетики нет [3]. Поступления от товарной продукции атомных станций оцениваются в 50 млрд руб. (1,7 млрд долл.) в год. Затраты на производство, куда входят оперативные расходы, связанные с эксплуатацией реакторов, обеспечение топливом и т. д., составляют около 80%. В них не включены расходы на финансирование крайне дорогостоящих работ по выводу АЭС из эксплуатации, т.к. не создан соответствующий фонд для финансирования этих мероприятий [4]. Работа по демонтажу старых блоков практически не ведется.

Прибыль АЭС расходуется на развитие производства, включая модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, пополнение оборотных средств, строительство новых АЭС и т. д. В 1996 - 2000 гг. в рамках программы «Техническое перевооружение, реконструкция и строительство АЭС» были осуществлены капитальные вложения в размере 19,6 млрд руб., или 21,6% от запланированных средств [4]. При необходимом объеме финансирования для строительства 5-го блока Курской АЭС 1,5 млрд руб., в 1999 г. фактическое финансирование составило 565 млн руб., в 2000 г. - 520 млн руб.

Часть расходов государство берет на себя. В 1999-2000 гг. Минфин профинансировал строительство 5-го энергоблока Курской и 3-й блок Калининской АЭС в объеме 255 млн руб. [4]. В 1999-2000 гг. из бюджетного Фонда Минатома на строительство Ростовской и Калининской АЭС было направленно 1,3 млрд рублей [4]. В рамках федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России» до 2006 г. на финансирование атомной энергетики из федерального бюджета предполагается выделить около 1,5 млрд руб. [5]. Средства, получаемые Минатомом в рамках федерального бюджета (порядка 0,5 млрд долл. США ежегодно), помимо этого формируются за счет прибыли от продажи стратегических запасов оружейного урана СССР [6].

Минатом начинает сворачивать социальные программы в 30-километровых зонах вокруг атомных станций, тем самым получая дополнительные средства.

В России потенциал энергосбережения в сфере энергетики в целом достигает 40%. Инвестиции в этот сектор гораздо более выгодны, чем в атомную энергетику. «Путем осуществления 600 конкретных мер и технологий» [1] стоимостью 1-1,3 млрд долл. может быть сэкономлено 70-85 млн тонн условного топлива (т.у.т.) (7-9% всех энергоресурсов).

Существуют большие перспективы для развития возобновляемых источников энергии. Их доля в общем энергетическом балансе может достигнуть к 2020 г. 7-10%, что выше доли атомной энергетики [7]. Планируемое финансирование мероприятий в области энергосбережения составит на ближайшие 8 лет 6,5 млрд долл., что существенно меньше инвестиций в строительство и планирование новых АЭС [2].

Запасов природного урана для современных тепловых реакторов при современной установленной мощности АЭС хватит приблизительно на 80 лет [8]. Таким образом, продолжение политики активного инвестирования в новые атомные станции и мощности по переработке отработавшего ядерного топлива отвлечет значительный научный, кадровый и материальный потенциал от развития альтернативных источников энергии (включая энергосбережение) и приведет к серьезным потерям для всей экономики России в долгосрочной перспективе.

1.1. Доля атомной энергии в энергобалансе страны

Из «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» (ГУ ИЭС Минэнерго России. М., 2001) [1].

Основные параметры развития электроэнергетики (благоприятный вариант развития)

2000 г. 2020 г.

Всего,
  1   2   3   4   5   6   7   8



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации