Судебная экспертиза

скачать (884.5 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Тематический план курса.


№ п.п

Наименование темы

Количество часов

Аудиторная работа

Лекция

Семинар

1

Понятие и классификация судебных экспертиз. Органы судебной экспертизы и их функции.

2




2

Подготовка и назначение судебных экспертиз

2




3

Идентификация в судебной экспертизе. Общие положения методики производства судебных экспертиз.

2




4

Заключение эксперта и его оценка следователем и судом. Почерковедческая экспертиза.

2

2

5

Техническая экспертиза документов. Криминалистическая экспертиза материалов и веществ.

2




6

Баллистическая экспертиза.

2




7

Трасологическая экспертиза

2




8

Автотехническая экспертиза. Бухгалтерская экспертиза. Прочие судебные экспертизы

2

2




Всего

16

4

Лекция № 1.
Тема: Понятие и классификация судебных экспертиз. Органы судебной экспертизы и их функции.


1.1.Предмет и объекты судебных экспертиз.
Предмета экспертизы - фактические данные (обстоятельств дела), имеющие значение для его разрешения, устанавливаемых на основе экспертного исследования. В литературе различаются понятия предмета конкретной экспертизы и родового (видового) предмета.

Родовой (видовой) предмет определяет компетенцию экспер­та той или иной специальности, возможности данного рода (вида) экспертизы.

Предмет экспертизы по конкретному делу определяет круг вопросов, поставленных перед экспертом. Он обусловливает выбор эксперта и его полномочия при проведении экспертизы.

Понятие предмета судебной экспертизы как характеристи­ки области экспертного знания является основой для опреде­ления и классификации соответствующих экспертных задач.

Экспертная задача — принятое экспертом задание, содер­жащееся в вопросе, поставленном перед экспертом.

Наибольшее распространение получил "уровневый" подход
к классификации экспертных задач, сводящийся к выделению задач
диагностического, классификационного, идентификационого,
ситуационного уровней. Целью диагностических экспертных исследований является распознавание объектов; классификационных — установление принадлежности объектов к определенным классам, в том чис­ле стандартизированным; идентификационных — установление тождества индивидуально-определенных объектов или источни­ков их происхождения; ситуалогических — установление част­ных событий, на основе которых производится реконструкция механизма общего события в рамках уголовного дела.

Объектами экспертизы являются материализованные, опре­деленные уголовно-процессуальным законом источники ин­формации — материалы уголовного дела.

Экспертному исследованию могут подвергаться не только конкретные предметы, но и различные процессы (события, яв­ления, действия), на основании которых эксперт познает дру­гие факты, являющиеся предметом экспертизы.

Помимо общего понятия объекта экспертизы как носителя информации различаются понятия родового (видового), кон­кретного и непосредственного объектов.

Родовой (видовой) объект — совокупность объектов, обла­дающих общими признаками. Родовой (видовой) объект играет существенную роль при разграничении отдельных родов (ви­дов) экспертиз.

Конкретным объектом именуется индивидуальный и непо­вторимый объект, определяющий специфику конкретного экс­пертного исследования.

Непосредственный объект исследования выделяется в свя­зи с тем, что один и тот же материальный носитель информа­ции может быть объектом различных видов экспертиз. В связи с этим представляется целесообразным определять те стороны, свойства объекта, которые подвергаются исследованию.

Объекты подразделя­ются на: вещественные доказательства; документы, живые лица (в данном случае могут исследоваться как тело, так и психичес­кие, психологические, физиологические и др. процессы чело­века); образцы для экспертного исследования; относящиеся к предмету экспертизы сведения, отраженные в материалах уго­ловного дела; объекты, не имеющие определенного процессу­ального статуса (т.е. объекты, не фигурирующие в уголовном деле в качестве вещественных доказательств либо по мораль­но-этическим соображениям (трупы), либо ввиду фактической невозможности распространить на них режим вещественных доказательств (здания, сооружения).
1.2.Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве.
Специальные знания – знания из той или иной области науки или техники, которые выходят за пределы общеизвестных. Переходя к рассмотрению форм использования специаль­ных знаний, следует отметить отсутствие в литературе единого взгляда на данную проблему. Наиболее расширенное толкова­ние форм использования специальных знаний предусматрива­ет: непосредственное использование их дознавателем, следо­вателем, прокурором и составом суда при выполнении своих функций; участие специалиста в производстве следственных (судебных) действий; производство судебных экспертиз; при­влечение переводчика, участвующего при допросе немого или глухого лица, понимающего его разговорные знаки; привле­чение педагога для допроса несовершеннолетнего свидетеля; производство несудебных экспертиз; производство ревизий; справочную деятельность сведущих лиц.

Ревизия проводится для проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ее назначение не является следст­венным действием; соответствующее требование следователя обычно рассматривается как разновидность истребования до­казательств. Ревизия отличается от экспертизы по целям, ме­тодике и по процессуальной форме проведения и оформления результатов.

Несудебная (ведомственная) экспертиза назначается вне свя­зи с судопроизводством и проводится не в процессуальной фор­ме. Предмет этой экспертизы и ее субъекты обладают боль­шим разнообразием. Несмотря на то, что несудебная экспер­тиза проводится не для целей правосудия, ее результаты мо­гут являться основанием для возбуждения уголовного дела. В таких случаях материалы несудебной экспертизы приобщают­ся к материалам дела в качестве иных документов.

Справочная деятельность сведущих лиц осуществляется в двух основных формах: 1) выдаче справок по вопросам, по ко­торым исследование на момент запроса уже осуществлено и интересующий следствие факт выявлен и 2) выдаче справок по вопросам какой-либо отрасли знаний, если для их ответа на них не требуется исследования.

Таким образом, несмотря на некоторое внешнее сходство, перечисленные выше формы использования специальных зна­ний имеют значительные отличия от производства судебной экспертизы.

Несмотря на многообразие форм использования специаль­ных знаний в уголовном судопроизводстве, особое внимание уделяется основным из них: при их применении непосредст­венно лицом, ведущим процесс; при назначении экспертизы; при участии специалиста в производстве следственных и су­дебных действий.

Содержание предусмотренных законодательством основных форм использования специальных знаний может быть диффе­ренцированным, исходя из связи с процессуальными функция­ми собирания, исследования и оценки доказательств, а также оказания содействия при их реализации.

Процессуальными функциями собирания, исследования и оценки доказательств обладают органы (лица), ведущие про­цесс.

Эксперт имеет право на реализацию лишь одной функции — исследования доказательств.

Функциями, реализуемыми специалистом, в том числе вра­чом и педагогом, действующими в рамках ст. 58 УПК РФ, яв­ляются содействие в осуществлении собирания, исследования и оценки доказательств.

Поскольку реализация перечисленных форм использования специальных знаний сопряжена с определенными проблема­ми, целесообразно произвести краткий анализ каждой из них.

1.3.Понятие судебной экспертизы, ее особенности и роль в процессе доказывания по уголовным делам.
Слово "экспертиза" связано с латинским "ехрегtiz", что оз­начает "опытный, сведущий".

Судебная экспертиза - это особое самостоя­тельное процессуальное действие, сущностью которого явля­ется исследование материалов дела, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления обстоятельств, имеющих значение для его разрешения.

Судебная экспертиза является наиболее квалифицирован­ной формой использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. Она значительно расширяет познавательные возможности суда и органов предварительного расследования, позволяя использовать в ходе досудебного производства по делу и его судебного рассмотрения весь арсенал научных средств познания.

Целью является получение нового доказательства заклю­чения эксперта, установление нового обстоятельства уголов­ного дела.

К условиям относятся следующие:

1) проведение исследования на основе специальных науч­ных знаний.

  1. производство экспертизы специальной процессуальной
    фигурой — экспертом, обладающим индивидуальной совокуп­ностью прав и обязанностей, отличающих его от иных лиц, участвующих в уголовном процессе;

  2. регламентированная законом процессуальная форма су­дебной экспертизы, что относится к ее назначению, проведению, оформлению результатов исследования и их оценке, а так­
    же правам и обязанностям участников экспертизы. Процессу­альной формой фиксации результатов экспертного исследования является заключение эксперта, являющееся доказательст­вом по делу;

4) формирование в результате исследования вывода на основании оценки, истолкования фактов, опирающихся на опре­деленные теоретические принципы и на опыт исследователя.
Результатом экспертного исследования является не выявление,
обнаружение факта, а вывод, умозаключение о его существо­вании. Последний устанавливается путем совокупной оценки
выявленных признаков и связей исследованных объектов, произведенной экспертом на основе его специальных научных зна­ний. Вывод эксперта формируется как мнение, тем самым до­пуская принципиальную возможность иного истолкования фак­тов, оспаривания.

Именно указанные цель и условия отличают экспертизу от иных форм использования специальных знаний в уголовном процессе.
1.4.Органы судебной экспертизы.
Согласно ст.11 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

1.5.Содержание судебно-экспертной деятельности органов судебной экспертизы.
судебно-экспертная деятельность - деятельность по организации и проведению судебной экспертизы, имеющая целью обеспечение прав и законных интересов лиц, являющихся участ­никами уголовного, гражданского или административного про­цесса, средствами специальных научных знаний.

Содержание судебно-экспертной деятельности включает:

  1. организацию деятельности органов судебной экспертизы;

  1. производство судебной экспертизы по уголовным, граж­данским либо административным делам;

  1. научные исследования в области судебной экспертизы;

  2. научно-методическое обеспечение судебной экспертизы;

  1. подбор, профессиональную подготовку и повышение квали­фикации судебных экспертов.


1.6.Классификация судебных экспертиз по отраслям знаний.
Предмет в этом аспекте понимается обобщенно — как сто­роны, отношения объекта экспертизы, которые исследуются и познаются средствами (методами, методиками) данной отрасли экспертизы в целях решения вопросов, имеющих значение для дела и входящих в сферу соответствующей отрасли знания

По предмету, в соответствии с принятой в науке о судебной экспертизе классификацией, все судебные экспертизы приня­то разделять на классы, роды, виды.

Наиболее крупными элементами данной системы являются классы, которых в теории было выделено девять: криминалис­тические, медицинские и психофизиологические, инженерно-транспортные, судебно-бухгалтерские и финансово-экономи­ческие, биологические, инженерно-технические, инженерно-технологические, сельскохозяйственные, экологические.

Классы подразделяются на роды. Так, например, кримина­листические экспертизы, в соответствии с последними класси­фикациями, подразделяются на почерковедческую, автороведческую, технико-криминалистическую экспертизу документов, фототехническую, портретную, трасологическую, баллисти­ческую, экспертизу восстановления уничтоженных маркиро­вочных обозначений, экспертизу холодного оружия.

Роды экспертиз включают их виды. Так, например, технико-криминалистическая экспертиза документов имеет два вида - судебно-техническая экспертиза реквизитов и материалов до­кументов.
Лекция № 2.

Тема: Подготовка и назначение судебных экспертиз.
2.1. Компетенция следователя, специалиста и эксперта в исследовании объектов.
Следователь выполняет управленческие функции, хотя обладая определенными навыками и знания в силу своего образования и практического опыта также может проводить самостоятельное предварительное исследование вещественных доказательств и материалов дела.

Однако само строение системы уголовного процесса для обеспечения достижения истины предусматривает наличие нескольких уровней доказывания. С учетом постоянного возрастания количества специальной и общенаучной информации представляется оправданным перенос основного внимания не на освоение все усложняющейся техники, а овладение максимальным кругозором о последних достижениях в целях использования работы специалистов и экспертов.

Деятельность
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации