Административное право

скачать (150.5 kb.)

  1   2   3
Оглавление
1. Значение административного права для регулирования государственного управления

. Понятия и виды административно-правовых отношений

. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

. Значение дисциплины в государственном управлении

. Основные направления деятельности ОВД

. Органы исполнительной власти субъектов РФ

. Виды административных правонарушений (основания, классификация)

. Компетенция должностных лиц государственного органа власти

. Прокурорский надзор в сфере обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

. Понятие, назначение и основные принципы Военной доктрины РФ

Библиография

1. Значение административного права для регулирования государственного управления

административное право прокурорский надзор

Административное право регулирует особую группу общественных отношений, специфика которых заключается в том, что они возникают в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). В связи с этим в теории административного права сформировался вывод о том, что эта отрасль права связана с регулированием государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому значению правом управления.

Помимо своего содержания государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности ещё тем, что осуществляется органами исполнительной власти в особых формах. Так этими органами издаются подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. Эти акты не должны противоречить законам и могут быть издаваемы лишь в том случае, если закон уполномочит к тому те или другие органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти и должностные лица совершают действия, направленные на исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, государственное управление является одной из форм государственной деятельности. Можно выделить следующие черты государственного управления как административно-правовой категории.

. Государственное управление как вид государственной деятельности имеет самостоятельные цели. Они заключаются в повседневном исполнении, т.е. в проведении в жизнь, требований законов и подзаконных актов.

. Государственное управление носит непосредственно деятельный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных и др.

. Государственное управление носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

. Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военного управления, имеющие определённую законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на их реализацию.

. Законодательством РФ предусмотрена возможность административного правотворчества, сочетающего право-применение и право-установление.

Говоря об исполнительной власти в РФ, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 110 Конституции исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Согласно ст. 77 Конституции в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Организация государственного управления, исходя из функций органов исполнительной власти, предусматривает основные управленческие сферы:

) управление в сфере экономики, охватывающие отрасли и сферы деятельности экономического профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, архитектура, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело);

) управление в социально-культурной сфере, охватывающее отрасли социального развития, социальной политики, образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты;

) управление в административно-политической сфере, охватывающее оборону, безопасность, область внутренних дел, юстицию, иностранных дел.

Система исполнительной власти основывается на целостности и взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и её субъектов органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют свои полномочия раздельно.

Механизм административно-правового регулирования в РФ строится с учётом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции). Соответственно важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов РФ в соответствии с нормами федерального законодательства.

Таким образом, административное право можно определить как отрасль права регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления); внутриорганизационные отношения субъектов государственного управления в аппаратах законодательных, судебных и иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности и с прохождением в них государственной службы, а также связанные с осуществлением административного судопроизводства.
. Понятия и виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения один из видов правовых отношений, урегулированных правом и являющихся результатом воздействия на общественные отношения правовой нормы. Норма права придаёт конкретному отношению юридическую форму и регламентирует действие (поведение) сторон этого отношения, взаимные обязанности и права, а также юридическую ответственность за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.

Правовые отношения в административном праве охраняются государством от нарушений. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношения, устанавливается юридическая ответственность. Этим правовые отношения отличаются от других видов общественных отношений в частности моральных.

Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Можно выделить основные черты административно-правовых отношений:

. Административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно-правовых норм. Эти отношения отличаются строгой регламентацией нормами административного права поведения сторон, их взаимных прав и обязанностей.

. Административно-правовые отношения складываются в специфической сфере, а именно в области исполнительно-распорядительной деятельности субъектов государственного управления.

. Для административно-правовых отношений характерно то, что в качестве обязательного субъекта в них выступает соответствующий орган исполнительной власти (должностное лицо).

. Ответственность субъектов административно-правовых отношений наступает перед государством в отличие от гражданско-правовых норм.

. Споры, которые возникают между участниками административно-правовых отношений, разрешаются обычно в административном порядке (внесудебном) путём непосредственно юридически-властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа.

Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступает поведение, действия, поступки субъектов в сфере управления и их результаты.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты могут возникать как в результате действий физических и юридических лиц, а также органов исполнительной власти, так и в результате тех или иных событий.

По содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами административного права общественные отношения. Административно-процессуальные отношения это отношения складывающееся в сфере управления в связи с порядком разрешения индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчинён другому (вертикальные правоотношения), и отношения участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

По характеру порождающих административно-правовые отношения юридических фактов данные отношения можно классифицировать как возникающие в результате действий лиц и органов или в результате тех или иных событий. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Действия по своему характеру различают на правомерные и неправомерные. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. События это юридические факты не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты).
. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
Под органом исполнительной власти понимается самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции в пределах предоставленных ей полномочий в определённой сфере государственного ведения.

Важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них. К таковым признакам относятся:

. Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов;

. Исполнительные органы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;

. Органы исполнительной власти обладают определённой организационной структурой;

. Органам исполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;

. Органы исполнительной власти действуют от имени государства;

. Органы исполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;

. Органы исполнительной власти являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;

. В процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты;

. Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;

. Органы исполнительной власти являются структурно-организованными.

По территории деятельности органы исполнительной власти делятся на

федеральные органы исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов РФ.

По характеру компетенции:

органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краёв, областей);

органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы);

органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства);

органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

коллегиальные органы исполнительной власти;

единононачальные органы исполнительной власти;

По организационно-правовой форме:

министерства;

иные федеральные органы исполнительной власти.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что эти органы в пределах своей компетенции издают правовые акты управления и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны подзаконны, а с другой стороны направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.

В соответствии с Конституцией Президент РФ не является органом исполнительной власти, он является главой государства. Вместе с тем Президент РФ обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Согласно Конституции гл. 1 и 6, Законом о Правительстве РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющую единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, распределяет их функции и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
4. Значение дисциплины в государственном управлении
Важную роль в обеспечении эффективности государственного управления играет служебная дисциплина. В соответствии с Законом о гражданской службе служебная дисциплина это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Таким образом, служебная дисциплина на гражданской службе существует в диалектическом единстве её объективной и субъективной сторон.

Законом о гражданской службе предусмотрены правовые средства укрепления служебной дисциплины. К ним относятся:

поощрения и награждения за гражданскую службу;

дисциплинарные взыскания.

В работе по укреплению служебной дисциплины важную роль играет применение поощрений. В соответствии с Законом о гражданской службе за безупречную и эффективную службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации