Ликвидация и консервация горных предприятий

скачать (160.2 kb.)

  1   2
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Кузбасский государственный технический университет

Им. Т.Ф. Горбачева "

Кафедра разработка месторождений полезных ископаемых

подземным способом

Контрольная работа

по дисциплине "Горное право"

Тема: «Ликвидация и консервация горных предприятий»

Выполнил:

ст. гр. ГП-103 Саичкин А.В.

Проверил: Дмитриева Е.В


Кемерово 2012
Оглавление
Введение

. Основные понятия

. Порядок проведение работ

. Виды

Заключение

Список литературы

Введение
Условия ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых или эксплуатирующих подземное пространство в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, несопоставимы с условиями прекращения деятельности предприятий других отраслей народного хозяйства. Отличие заключается в том, что законсервированное или ликвидированное горное предприятие будет (в случае непринятия эффективных мер) оказывать во все возрастающих масштабах неблагоприятное воздействие на окружающую среду в следующих формах:

* деформации земной поверхности, зданий и сооружений, находящихся в районе ведения горных работ, за счет протекающих в массиве горных пород геомеханических процессов;

* загрязнение водного бассейна в результате смешивания поверхностных вод с шахтными и карьерными водами;

* загрязнение воздушного бассейна за счет выделяющихся рудничных газов и эрозионных процессов, возникающих на поверхности уступов и бортов карьеров, отвалов хвосто- и шламохранилищ;

* ухудшение качества геологической среды за счет продолжения геомеханических, геофизических процессов в недрах после прекращения горных работ.

Поэтому ликвидация или консервация горного предприятия должны сопровождаться специальными мероприятиями по предотвращению его неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, специфика отношений недропользования проявляется в вероятностном характере результатов работ по обнаружению ресурсов недр, повышенном риске процесса присвоения полезных свойств участков недр, необходимости совмещения пользования недрами с их охраной, особом режиме работ по консервации или ликвидации горного предприятия.

Некоторые виды этих специфических общественных отношений уже урегулированы исключительно нормами этой формирующейся отрасли права, другие еще нуждаются в таком урегулировании.

Как указано в Законе РФ «О недрах» (статья 9), пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Законом оговорено, что добыча радиоактивного сырья и захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ могут производиться только государственными предприятиями.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование недрами (статья 9) при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции, с момента вступления такого соглашения в силу.

Необходимо указать, что физические и юридические лица, участвующие тем или иным образом в пользовании недрами (субъекты недропользования) зачастую имеют свои, не совпадающие с другими интересы. Эти различия являются объективным отражением юридического статуса субъекта недропользования и его экономических интересов. В табл. 2 приведены сопоставительные данные об интересах субъектов недропользования, имеющих различный юридический статус.

1. Основные понятия
Понятия «ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых» следует рассматривать в правовом и техническом аспектах.

Организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятие по добыче полезных ископаемых или подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, может быть как юридическое лицо ликвидировано в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статья 61) на следующих основаниях:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрацию юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов

Законодательство о недропользовании развивает и дополняет эти основания следующим образом: «Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации в следующих случаях:

а) по истечении срока действия лицензии, когда по объективным причинам действие лицензии не может быть продлено;

б) при досрочном прекращении права пользования недрами в случаях:

возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами,

нарушении пользователем недр существенных условий лицензии;

систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в установленных объемах;

необходимости ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование, в том числе из-за полной отработки балансовых запасов и отсутствия возможности их прироста в пределах горного отвода и прилегающих площадей; из-за технико-экономической нецелесообразности выемки; невозможности отработки запасов по горно-геологическим, гидрогеологическим условиям или условиям безопасности.

В соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

В техническом аспекте:

под ликвидацией предприятия или его части следует понимать комплекс мероприятий, направленных на полное и окончательное прекращение работ, связанных с добычей и обогащением полезных ископаемых, решение вопросов, связанных с оставшимися запасами, с последующим обязательным осуществлением мероприятий, исключающих доступ в открытые и подземные горные выработки и обеспечивающих безопасность населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, сохранность недр;

под консервацией предприятия или его части следует понимать комплекс мероприятий, направленных на временное прекращение работ, при условии обеспечения готовности всех объектов в будущем к разработке месторождений полезных ископаемых и долговременной сохранности горных выработок. Права и обязанности недропользователя

Баланс интересов субъектов недропользования устанавливается с помощью конкурсов и аукционов на право пользования недрами на которых побеждает тот пользователь недр (иностранный или российский субъект предпринимательской деятельности), который предложит наиболее выгодный для региона и государства в экономическом плане и наиболее безопасный в экологическом отношении проект освоения месторождения. При этом пользователь недр в соответствии со статьей 22 имеет следующие основные права:

использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, и не противоречащей действующему законодательству;

использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье и отходы своего производства в соответствии с лицензией и действующим законодательством;

проводить без дополнительного разрешения за счет собственных средств геологическое изучение недр в границах горного отвода, предоставленного ему лицензией;

обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан:

соблюдать требования законодательства, а также других утвержденных в установленном порядке правил, инструкций, нормативов и стандартов при ведении работ, связанных с пользованием недр, и при первичной переработке минерального сырья;

соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных количественных и качественных потерь полезных ископаемых и их выборочной отработки,

соблюдать технологические схемы переработки минерального сырья, вести учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; проводить дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья; совершенствовать технологию переработки минерального сырья; обеспечивать наиболее полное использование отходов производства, их складирование, учет и сохранение;

предоставлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

обеспечить безопасность работ, связанных с пользованием недрами,

соблюдать утвержденные в установленном порядке правила, инструкции, нормативы и стандарты по охране окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

сохранять разведочные горные выработки, которые могут быть в дальнейшем использованы в хозяйственных целях, и ликвидировать в установленном порядке выработки, не подлежащие использованию;

выполнять условия, установленные лицензией; своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами;

иметь необходимую квалификацию и опыт, подтвержденные в установленном порядке, на проведение работ, связанных с пользованием недрами.Разрешение проблем убыточных предприятий

В настоящее время в стране остро стоит проблема существования нерентабельных горных предприятий. Ее решение связано со структурной перестройкой горнодобывающей отрасли.

В угольной промышленности России к 2000 г. были приостановлены горные работы более чем на 140 особо убыточных и неперспективных шахтах и разрезах. Затраты на ликвидацию убыточных предприятий в угольной промышленности ориентировочно оцениваются по 40-45 млрд. руб. (в ценах 1994 г.) на каждую ликвидируемую шахту. Доля затрат на технические работы по непосредственному закрытию шахт составляет около 25% и на социальную защиту высвобождаемых работников - 75%. Аналогичные процессы имеют место в горнорудной и горно-химической промышленности.

Закрытие убыточных предприятий требует углубления и детализации правового обеспечения решения таких первоочередных вопросов, как реализация имущества ликвидируемых предприятий и демпфирование социальных проблем. Сюда же примыкает и нормативное обеспечение реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) горных предприятий с учетом их специфики. Кроме того, массовое закрытие горных предприятий ставит рад важных проблем по обеспечению экологической и технической безопасности при их консервации или ликвидации.

В связи с вышеизложенным при ликвидации горнодобывающего предприятия как юридического лица возникает крупная и пока еще не решенная правовая проблема, связанная с тем, что в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам». В то же время, уже после прекращения добычи полезных ископаемых, в недрах продолжаются геомеханические, гидрогеологические и газодинамические процессы с весьма неблагоприятными последствиями. Следовательно, необходимо определить институциональный и правовой статус органа, на который будет возложена ответственность за организацию и проведение работ по ликвидации технических, экологических и социальных последствий, возникающих после прекращения горных работ.

Одним из вариантов решения этой проблемы является создание Государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (Федеральное казенное предприятие). Такие предприятия должны функционировать в крупных горнопромышленных регионах и быть обеспечены необходимыми техническими средствами и финансированием.

Другой вариант, который в настоящее время активно обсуждается применительно к предприятиям угольной промышленности, - это разработка механизма передачи ответственности и соответствующих средств государственной поддержки администрациям шахтерских городов на реконструкцию социальной сферы, снос ветхого жилья и переселение граждан. Реализация этого варианта также сопряжена с определенными трудностями. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения такие как содержание и использование муниципальных жилого фонда и нежилых помещений, регулирование планировки и застройки территории муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования. Однако в Законе не предусмотрено (да и не могло быть предусмотрено) решение многочисленных проблем, возникающих после ликвидации горнодобывающего предприятия. Поэтому для реализации этого варианта требуется внесение ряда изменений как в Федеральный закон, так и в уставы муниципальных образований.

В соответствии со статьей 26 Закона РФ «О недрах» при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия или подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Ликвидация или консервация предприятия или его части осуществляется по специальным проектам, выполненным организациями, имеющими соответствующую лицензию, согласованным с органами Госгортехнадзора России и территориальными подразделениями Федерального органа управления Государственным фондом недр и пользователем недр.

В соответствии с Эталоном проекта ликвидации шахты (разреза), согласованным с Комитетом по угольной промышленности при Министерстве энергетики Российской Федерации, Госгортехнадзором России и Госкомэкологией России и утвержденным первым заместителем Председателя Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов 2 августа 1999 г. в состав проекта ликвидации шахты (разреза) должна входить следующая проектно-сметная документация:

Том 1 - Технические работы по ликвидации шахты (разреза).

Том 2 - Научно-техническое и проектное обеспечение ликвидации шахты (разреза).

Том 3 - Социальная защита работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организации угольной промышленности.

Том 4 - Сметная документация, определяющая величину затрат на выполнение работ, указанных в томах 1-3.

Статья 26 Закона РФ «О недрах» определяет, что при полной или частичной консервации или ликвидации предприятия либо подземного сооружения горные выработки должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений.

В соответствии с вышеупомянутым Эталоном для обеспечения экологической безопасности ликвидируемого предприятия необходимо:

? провести рекультивацию нарушенных земель;

? обеспечить безопасность смежных действующих шахт от затопления водами из ликвидируемых шахт;

? предотвратить подтопление и проникновение газов в здания, сооружения, расположенные на горном отводе;

? защитить атмосферный воздух и водные ресурсы от истощения и загрязнения;

? организовать экологический мониторинг.

В случае если ликвидируемое горное предприятие ранее принадлежало государству, а затем было приватизировано, возникают правовые, технические и экономические проблемы разделения ответственности за экологический ущерб, который был причинен окружающей среде в то время, когда горное предприятие было государственным, и тогда, когда оно стало частным. Например, угольный разрез в течение длительного времени, когда он еще принадлежал государству, не выполнял планы по рекультивации нарушенных земель. Возникает вопрос, должен ли новый владелец угольного разреза оплачивать расходы, связанные с ликвидацией задолженности по рекультивации земель?

Для ответа на этот вопрос может быть использован опыт угольной промышленности Великобритании. В этой стране по Закону об угольной промышленности (1994 г.) Министерство угольной промышленности отвечает за ущерб, причиненный оседанием земной поверхности в результате работ, произведенных компанией «Бритиш Коул» на закрытых и неприватизированных шахтах». Эта важная правовая норма обеспечивает наличие организации, несущей правовую, финансовую и техническую ответственность за компенсацию ущерба или восстановление нарушенных земель, причем основания для возмещения экологического ущерба не утрачиваются при ликвидации собственности несостоятельного владельца.

В российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие эту правовую коллизию, объективное разрешение которой является очень важным для будущего владельца горного предприятия и во многом определяет его решение об участии в конкурсе (аукционе) на получение права пользования недрами
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации