Государственный долг как инструмент экономической политики и как объект управления

скачать (300.3 kb.)

  1   2   3   4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Сущность государственного долга

.1 Виды государственного долга

.2 Причины возникновения государственного долга Российской Федерации

Глава 2. Управление государственным долгом

.1 История управления государственным долгом

.2 Оптимальное управление государственным долгом

.3 Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ НА 2012 Г

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Целью данной работы является изучение сущности государственного долга стран.

Таким образом, к основным задачам работы можно отнести:

• Изучение факторов, влияющих на формирование государственного долга,

• Изучение видов государственного долга,

• Изучение особенностей управления государственным долгом и т.д.

Эти аспекты в той или иной степени будут затронуты в данной курсовой работе, которая состоит из трех глав.


ГЛАВА 1. Сущность государственного долга
.1 Виды государственного долга
Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях. [8]

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных ценных бумаг;

договоров о предоставлении государственных гарантий;

переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Классификация долга по различным признакам: [10]

)В зависимости от степени охвата совокупности обязательств:

основной долг (вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода)

текущий долг (задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа)

) по форме обязательств:

кредит, привлеченный от имени РФ

государственная ценная бумага РФ

бюджетный кредит РФ - государственная гарантия РФ

) в зависимости от рынка заимствований, типа кредитора и валюты заимствований:

внутренний (долг в валюте РФ)

внешний (долг в иностранной валюте)

) по типу заемщика: - долг РФ - долг субъектов РФ - муниципальный долг

) по срочности: - краткосрочные (менее 1 года)

среднесрочные (от 1 до 5 лет)

долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)

Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Рост государственного долга влечет множество негативных последствий: [5]

. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж

. Влечет снижение уровня жизни населения

. Повышение ставок налогов, как средства выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действия экономических стимулов развития производства

. Снижение международного авторитета страны.

Согласно федеральному закону «О бюджетной классификации российской федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ сейчас действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна - в отношении внутреннего долга, вторая - в отношении внешнего долга и внешних активов.

Соответственно, государственный долг может быть внутренним и внешним. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом - обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Это общепризнанное мировым сообществом определение государственного внешнего и внутреннего долга. Однако в РФ наряду с эти определение функционирует и другое. Так, согласно закону РФ от 13 ноября 1992 года №3877-1 «О государственном внутреннем долге РФ» таковым является долговые обязательства РФ, выраженные в рублях. Федеральным законом от 26 декабря 1994 года №76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях РФ» государственными внешними заимствованиями признавались заимствования из внешних источников. Таким образом. Два названных закона положили в основу классификации государственного долга два разных признака: валюту заимствования и источник заимствования. Благодаря этому, например, до 1997 года долг по внутреннему валютному займу не был включен ни во внешний, ни во внутренний долг. [3]

Авторы действующего Бюджетного кодекса в основу деления на внешний и внутренний долг в качестве признака выбрали валюту, в которой выражены обязательства государства. Порочность такой практики в полной мере открылась во время кризиса 1998 года. Дело в том, что изначально рынок ГКО-ОФЗ был рынком внутренним, однако в 1996 году на него были допущены нерезиденты. К 1998 году их доля составила 27,5%. Когда волны азиатских кризисов 1997-1998 года достигли России, нерезиденты начали «сбрасывать» российские ценные бумаги. Таким образом, на обслуживание рублевого внутреннего долга потребовалась иностранная валюта в значительных количествах. Таковой не имелось, и правительство было вынуждено приостановить выполнение своих обязательств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в основу деления на внутренний и внешний долг должен быть положен только признак источника заимствований (национальный или внешний финансовый рынок). Такого мнения придерживаются профессор Л.П.Павлов, профессор Б.Г.Болдырев и Ю.Я.Вавилов. [2

Государственный внутренний долг классифицируется на отдельные виды по следующим признакам: [4]

· вид займа,

· вид государственной ценной бумаги,

· причина появления задолженности,

· источник заимствований,

· форма государственных долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются, например, следующие виды долгов: Целевой заем 1990 года, Государственный внутренний заем РСФСР 1991 года, Государственный сберегательный заем.

По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: Казначейские обязательства, Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом, Государственные краткосрочные облигации, Государственные казначейские векселя.

В зависимости от причины появления задолженности в качестве самостоятельных видов долгов в числе других отражены: Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, Задолженность Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий, Задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ.

По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяются, например, Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991-1994 годах, включая задолженность по процентам, Задолженность по векселям Агропромбанку.

Наконец, в зависимости от формы государственных обязательств выделяется такой вид долга, как Государственные гарантии.

Государственный внешний долг и внешние активы РФ Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» (1996 г) классифицируются по трем признакам: [11]

· характер государственной кредитной деятельности,

· субъект кредитной деятельности,

· тип кредитора или заемщика.

В соответствии с этими признаками внешний долг и активы РФ подразделяются на следующие виды:

· Внешний долг Союза ССР, принятый Российской Федерацией, Внешний долг Российской Федерации,

· Внешний долг перед Союзом ССР,

· Внешний долг перед Российской Федерацией,

· Чистая внешняя задолженность Российской Федерации.

При этом внешние долги России и перед Россией, а также чистая внешняя задолженность России учитываются в разрезе международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

Внешние долги Союза ССР и перед Союзом ССР учитываются только в разрезе правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков и фирм, поскольку Советский союз не имел отношений с международными финансовыми организациями.

Согласно приказу Минфина РФ от 6 января 1998 г. № 1н «О Бюджетной классификации РФ» государственный внешний долг РФ с 1 января 1998 г. классифицируется по единственному признаку - тип кредитора. В соответствии с этим приказом Минфин РФ выделяет долги по кредитам, полученным:

· от правительств иностранных государств,

· от иностранных коммерческих банков и фирм,

· от международных финансовых организаций.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 27 августа 2004 г. № 72н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год», предусматривающим унификацию отражения доходных и расходных статей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, с 1 января 2005 года введены новые коды бюджетной классификации. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой источников финансирования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. [7]
1.2 Причины возникновения государственного долга Российской Федерации

государственный долг формирование политика

Причины образования государственного долга зародились давно еще на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, который зачастую влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, все это приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике и, конечно же, к снижению экономического роста. Данная работа положена в основном на исследование, где основной целью служат мнения специалистов причин образования государственного долга и его ведения. Рассмотрев некие факты и сопоставив мнения, специалисты утверждают, что государственный бюджет является основным финансовым планом государства, где происходит формирование денежных средств и их дальнейшие расходы, как выяснилось уже на нужды государства. А доходная часть этого бюджета поступает через налоги, которые являются обязательными платежами юридических лиц в пользу государства. Очень хорошо видна налоговая структура в развивающихся странах, где доходная часть государственного бюджета в основном формируется за счет косвенных налогов, а вот в развитых странах все наоборот поступления налогов в государственный бюджет составляют прямые налоги.

Вообще с точки зрения специалистов государственные долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме кредитных соглашений и договоров, составленных от имени Российской Федерации, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными организациями. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года), так и долгосрочными (Свыше пяти лет) и среднесрочными (свыше одного года и до пяти лет). Расходы по выплате доходов и погашению обязательств называют текущим долгом. Опираясь на факты в России, все-таки действует система учета и регистрации государственного долга. Одним словом ведется государственная долговая книга муниципальным образованием. Но необходимо не забывать тот факт, что учет государственных долговых обязательств ведется от истории его создания.

Главными причинами возникновения и роста государственного долга являются: [6]

постоянный дефицит государственного бюджета;

фискальная политика, направленная на уменьшение налогового гнёта без соответственного сокращения государственных расходов;

влияние политических бизнес-циклов (увеличение затрат накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);

милитаризация, введение войн и т.д.

Основными причинами создания и увеличения государственного долга являются:

увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных

доходов;

циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики;

сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующего корректировки (уменьшения) государственных расходов;

влияние политических бизнес-циклов - чрезмерное увеличение расходов накануне выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.

Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения ВВП, и на его величину влияет инфляция. Более содержательными являются относительные показатели задолженности, а именно:

отношение долга к ВВП;

отношение суммы обслуживания долга к ВВП.

Относительная величина государственного долга ("долг / ВВП") зависит от таких факторов, как уровень реальной процентной ставки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы роста реального ВВП будет уменьшаться, а доля первичного бюджетного излишка относительно ВВП будет увеличиваться.

В зависимости от характера последствий влияния долга на экономику, их разделяют на краткосрочные и долгосрочные.

Причинами возникновения государственного долга также могут быть: увеличение расходов государства без соответствующего роста его доходов, циклические спады экономики, сокращение налогов для стимулирования экономики без одновременного уменьшения государственных расходов. Государственный долг имеет каждая страна. Он необходим, если стране не достаточно собственных средств на быстрый вывод экономики из тяжелого положения или на развитие новых производственных отраслей.

По абсолютной величине трудно оценить влияние долга на экономику страны. Более наглядны относительные показатели, которые рассчитываются по отношению к ВВП или ВНП в процентах. Допустимой нормой считается величина госдолга не более 60% от ВВП. Если темпы роста государственного долга не превышают темпов роста ВВП, положение не критично.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы. Кроме того, чрезмерные объемы бюджетного дефицита, как правило, связаны с такими отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.


ГЛАВА 2. Управление государственным долгом
.1 История управления государственным долгом
Современное понимание управления государственным долгом сложилось относительно недавно, хотя сам государственный долг как экономическое явление был известен еще со времен Римской империи. В дальнейшем развитие управления государственным долгом связано с зарождением в XV-XVI вв. кредитной системы. С появлением первых банков практически сразу же стали осуществляться правительственные займы. Так началось создание наиболее эффективного механизма привлечения государством дополнительных ресурсов - государственного кредита. Однако в тот период управление государственным долгом сводилось в основном к привлечению заемных средств. Правительства были мало озабочены его ростом, поэтому попытки урегулирования такой ситуации носили эпизодический характер. Впервые системный подход к управлению государственным долгом был предпринят в начале XVIII в. Во Франции Дж. Ло.

В истории России внешний заем впервые был осуществлен Екатериной II в 1769 г. в Голландии. Внутренние займы стали применяться гораздо позднее внешних. Первый внутренний заем был произведен лишь в 1809 г., в начале XIX в. Практически отсутствовали свободные капиталы, которые могли бы быть отданы в ссуду правительству. Подобная политика управления государственным долгом в итоге привела к тому, что в начале XIX в. Национальная денежная единица была обесценена, а бюджетные дефициты приняли хронический характер. Наиболее серьезную попытку урегулирования бюджетного дефицита и государственного долга предпринял Е.Ф.Канкрин, возглавлявший Министерство финансов в 1823 - 1843 гг. В разработанной им программе выхода из бюджетного и долгового кризиса, в частности, предлагалось: [8]

избегать новых займов (особенно заграничных), а также роста массы ассигнаций;

не увеличивать налоги, но при этом улучшать существующие источники доходов;

усилить внутреннюю и внешнюю торговлю, а также производственную сферу государства;

улучшить систему отчетности;

предотвращать излишнее накопление поступающих в бюджет денежных сумм;

в силу отдаленности России от кредитных источников Европы иметь запасной капитал на случай войны.

На практике правительство сумело осуществить лишь некоторые пункты данной программы, в частности отказаться от выпуска ассигнаций. Вместе с тем впервые ему удалось добиться сбалансированного бездефицитного бюджета. После изъятия из обращения ассигнаций основным механизмом управления государственным долгом стала система государственного кредита. Однако для ее нормального функционирования было необходимо повысить популярность внешних и внутренних государственных займов. В результате в России появился новый инструмент управления государственным долгом - выигрышные займы, которые значительно повысили спрос на государственные облигации.

Активно стали использоваться относительно новые приемы управлений государственным долгом: его реструктуризация путем обмена облигаций прежних выпусков, консолидация и конверсия. Они применялись не только по отдельности, но и в сочетании друг с другом, т.е. по некоторым займам Министерство финансов одновременно снижало процент и продлевало срок пользования заемными средствами. Основным инструментом осуществления конверсии и консолидации были так называемые золотые займы. Облигации этих займов предназначались для реализации на рынках Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии, Дании, США, Канады и частично для рынка России.

В конце XIX в. Изменилась цель привлечения государственного долга. Если раньше он использовался для покрытия бюджетного дефицита, то теперь основной статьей привлечения государством денежных средств было строительство государственных и выкуп в казну частных железных дорог. Таким образом, к концу XIX в. В России сформировалась система управления государственным долгом, основанная на приемах и методах, применяемых и в современной практике.

В 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР в одностороннем порядке аннулировал внутренние и внешние долги царской России. В результате страна оказалась отрезанной от внешних кредитных рынков, поэтому единственным источником привлечения дополнительных финансовых ресурсов стали внутренние займы. Первым государственным займом, проведенным правительством Советской России, стал хлебный заем 1922 г. Если в период становления советской власти практиковались рыночные методы управлений государственным долгом, то к началу 1930-х гг. стали преобладать административные методы. К 1930 г. были ликвидированы фондовые биржи, и с этого момента размещение новых займов среди населения проводилось в принудительном порядке.

Возврат к рыночным методам управления государственным долгом произошел в начале 1990-х гг. Однако первые попытки размещения государственных ценных бумаг оказались неудачными, поскольку не была учтена реальная экономическая и политико-психологическая ситуация в стране. Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг было прямым следствием запрета в апреле 1995 г. прямого кредитования Банком России Минфина России, что и обеспечило переход от инфляционных методов финансирования дефицита государственного бюджета к неинфляционным. [7]


2.2 Оптимальное управление государственным долгом
Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга. В управлении внутренним и внешним долгом существуют некоторые специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит прежде всего от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются в сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность тем самым урегулировать платежный баланс.

Обслуживание долга - это комплекс мероприятий государства по погашению займов, выплате процентов по ним и изменению условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В отдельных случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, то есть погашению задолженности путем выпуска новых займов. Выплата процентов, выигрышей средств на погашение займов составляет основную часть затрат на обслуживание государственного долга. К другим относятся затраты по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведение тиражей выигрыша, тиражей гашения и некоторых других затрат. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему путем проведения операций по размещению облигаций внутреннего государственного займа, других ценных бумаг, их гашения и уплаты доходов по ним в виде процентов и в другой форме. Для финансировании затрат по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств в составе государственного бюджета образуется фонд обслуживания государственного внутреннего долга. В него зачисляются средства в размере 50%, полученные от приватизации имущества государственных предприятий. Министерство финансов ежегодно публикует в общедоступном издательстве ведомости про государственный внутренний долг.

Таким образом, можно выделить такие методы управления государственным долгом является конверсия, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Конверсия - это замена доходности займов. Государство, как правило, уменьшает размер процентов, которые должны быть выплачены по займу. Увеличение сроков действия выпущенных займов называется консолидацией. Консолидация и конверсия может проводится также одновременно. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. В некоторых случаях может осуществляться обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Этот метод экономических обоснований не имеет. Отсрочка погашения займа, как правило, проводится тогда, когда выпуск новых займов используется для обслуживания ранее выпущенных займов. Все указанные методы применяются по отношению к внутреннему долгу. Отсрочка погашения долговых обязательств, а также аннулирование долга может применяться как к внутреннему, так и внешнему долгу. Аннулирование долгов может быть обусловлено финансовой неспособностью государства, то есть банкротством, или политическими мотивами.

Многие страны имеют специальные службы для управления государственным долгом. Задача таких служб - не допустить, чтобы долг превысил ВНП более, чем в 2,5 раза, так как это представляет серьезную угрозу для стабильности экономики государства. Управление государственным долгом подразумевает следующие меры: [8]

использование заимствованных средств с максимальной эффективностью;

изыскание средств для выплаты долга;

сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики;

нейтрализация нежелательных последствий долга.

Система государственного кредита создает систему государственных долгов: внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств - сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом: 180тыс. ед. за 4 года. [8]

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п. ).

Рефинансирование долгов - это целый механизм (другое название - реструктуризация) (рис. 1).

Управление государственным долгом - одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов - это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации