Анализ финансовых результатов деятельности фирмы

скачать (219.5 kb.)

  1   2
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и её стабильного функционирования.

Задачами написания настоящей работы является анализ процесса формирования и использования финансовых результатов предприятия.

Финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль или убыток. Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. [3, c.42]

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявляемый за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в ПМР.

Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления воздействия на ускорение социально-экономического развития ПМР, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Ее получение является обязательным условием функционирования предприятия.

Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.

Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятий, решения социальных проблем.

Целью данной работы является исследование анализа финансовых результатов организации и их использования.

Объектом исследования является ЗАО «СПМК-5». Организация занимается строительными, строительно-монтажными, ремонтно-строительными и пуско-наладочными работами. Предметом исследования являются финансовые результаты данной организации.
1. Экономические аспекты анализа. Понятие финансовых результатов деятельности предприятия
.1 Сущность и функции финансовых результатов
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль представляет собой реальную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукт (работ, услуг) чистый доход принимает форму прибыли. Количество прибыли определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия (после уплаты всех налогов и других отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех затрат на эту деятельность.

Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

Современные экономические дисциплины рассматривают прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Прибыль целесообразно рассматривать в следующих аспектах:

. Прибыль как экономическая категория;

. Прибыль как финансовый результат;

. Прибыль как форма денежных накоплений.

Прибыль как экономическая категория представляет собой совокупность экономических, распределительных, финансовых отношений, складывающиеся по поводу образования, распределения и использования части вновь созданной стоимости, выступающей как приращение суммы средств, авансированных на осуществление хозяйственной деятельности, или как избыток над понесенными в ходе этой деятельности и связанными с нею издержками производства.

Сущность прибыли, как экономической категории, проявляется в ее функциях.

Прибыль выполняет ряд функций:

1. Прибыль является показателем эффективности производства, она ориентирует предприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда.

2. Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.

. Стимулирующая функция. Прибыль стимулирует применение технического прогресса в производстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы. Эффективность определяется отношением результата хозяйственной деятельности к затратам.

. Прибыль является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета.

Прибыль, как финансовый результат, представляет собой выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности предприятия.[8, c.223]

В данном качестве прибыль выступает как один из основных обобщающих качественных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как инструмент для измерения эффективности производства, который наиболее полно характеризует все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Однако, значение прибыли как обобщающего качественного показателя не следует преувеличивать, так как ее величина определяется во многом не зависящими от деятельности данного предприятия факторами (политика цен, изменение ставок налогов, структурные сдвиги в экономике и так далее).

Таким образом, финансовый результат за отчетный год представляет собой прирост (уменьшение) капитала организации, образовавшийся в ходе ее предпринимательской и иной деятельности за этот период.
.2 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 (приложение № 1) годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. К ним относятся прибыль(убыток) от реализации продукции (работ, услуг), прибыль(убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операции, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль и др.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия обязательно должен включать во-первых изменение каждого показателя за текущий анализируемый период, во-вторых исследование структуры соответствующих показателей; в-третьих изучение хотя бы в обобщенном виде динамики изменения показателей за ряд периодов.

Прибыль и убыток характеризуют финансовый результат деятельности предприятия и могут быть определены только в системе бухгалтерского учета. С точки зрения бухгалтерского учета прибыль отражает финансовый результат от хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в случае превышения доходов на расходами). Прибыль относиться к числу важнейших показателей оценки работы предприятий и определения эффективности деятельности.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Рост прибыли создает базу для самостоятельного финансирования, расширения производства, решения проблем социальных и трудовых конфликтов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей), оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей), Изучение хотя бы в самом общем виде изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей), выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку.[2, c.84]

Горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, и, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Изменение структуры реализованной продукции оказывает влияние на прибыль в связи с тем, что уровень рентабельности различных изделий неодинаков. При повышении в общем, объеме реализации (в сравнении с планом) удельного веса более высокорентабельных изделий прибыль от реализации увеличивается, и наоборот.

Поскольку в рыночных условиях предприятия заинтересованы в большей массе прибыли, а спрос на продукцию может существенно изменяться, они, естественно, стремятся выпускать и реализовывать более прибыльную продукцию. Если эта продукция отвечает интересам потребителя и экономике государства в целом, то увеличение ее реализации закономерно. В условиях дефицита и монополии предприятия могут увеличивать выпуск и реализацию более рентабельной продукции в ущерб менее рентабельной, но необходимой потребителю. Поэтому следует тщательно изучать причины изменения структуры реализованной продукции.

В теории и практике аналитической работы известны несколько способов расчета влияния этого фактора: путем сравнения суммы прибыли от реализации «по плану на фактический объем реализованной продукции» с плановой прибылью, скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему реализации; путем вычитания из разности между показателями прибыли «по плану на фактический объем реализованной продукции» и «по плану» суммы влияния фактора «изменения объема реализации» (сальдовый способ).
(фактор 1.2) , (1.2.1)
где - изменение балансовой прибыли и прибыли то реализации продукции за счет структуры реализованной продукции;

- прибыль по плану на фактически реализованную продукцию;

- плановая прибыль от реализации товарной продукции;

- изменение на счет объема реализованной продукции.

При снижении или повышении по сравнению с планом себестоимости реализованной продукции (фактор 1.3) прибыль от реализации соответственно увеличивается или уменьшается. Для расчета этого фактора сравнивают фактическую себестоимость с плановой себестоимостью фактически реализованной продукции. В полученной таким образом сумме нашли отражение и имевшие место изменения цен по сравнению с планом на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на энергию. Так как этот фактор является не зависящим от предприятия, то целесообразно выделить его как самостоятельный. При необходимости можно выделить как самостоятельный фактор и изменение коммерчески расходов.
(фактор 1.3) , (1.2.2)
где - изменение балансовой прибыли за счет полной себестоимости реализованной продукции;

- фактическая полная себестоимость реализованной продукции;

- плановая себестоимость фактического объема реализованной продукции.

Фактор 1.4 «изменение цен на реализованную продукцию» является комплексным, зависящим в свою очередь от ряда факторов формирования балансовой прибыли и прибыли от реализации продукции.
(фактор 1.4) , (1.2.3)
где - изменение балансовой прибыли и прибыли от реализации за счет цен на реализованную продукцию;

- фактическая и плановая на фактический объем реализованной продукции выручка от реализации .
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
.1 Анализ балансовой прибыли (убытка)
В хозяйственной практике используются следующие показатели прибыли:

. Балансовая;

.1 Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

.2 Прибыль от прочей реализации;

.3 Доходы и расходы от внереализационных операций

.3.1 По ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;

.3.2 Штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные;

.3.3 Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

.3.4 Поступления долгов и дебиторской задолженности;

.3.5 Поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.

. Налогооблагаемая;

. Льготная (необлагаемая налогом);

. Остающаяся в распоряжении предприятия;

. Чистая прибыль.

Показатель «балансовая прибыль» изучается при анализе финансового результата от всех видов деятельности предприятия, а показатели 2-5 при анализе формирования налогов и распределения прибыли. [15, c.215]

На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности они делятся на факторы первого и второго порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения:

  1. прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг);

  2. прибыли от прочей реализации;

  3. внереализационных результатов;

Факторами второго порядка являются изменения:

1.1) объема реализованной продукции;

1.2) структуры реализованной продукции;

.3) полной себестоимости реализованной продукции;

.4) цен на реализационную продукцию;

2.1) доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;

2.2) штрафов, пени, неустоек полученных за вычетом уплаченных;

2.3) прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

.4) поступлений долгов и дебиторской задолженности;

2.5) финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.

Факторы формирования балансовой прибыли в обобщенном виде характеризует структурно-логическая модель, (рис. 2.1).

Влияние факторов первого порядка (1,2,3), второго порядка (3.1 - 3.5) рассчитываем путем сравнения соответствующих фактических и плановых (прогнозных данных).
(фактор 1) , (2.1.1)
где - изменение балансовой прибыли за счет прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг);

- плановая и фактическая прибыль от реализации товарной продукции (работ, товаров, услуг).

Величина влияния на прибыль от реализации продукции и балансовую изменения объема реализованной продукции (фактор 1.1) определяется путем умножения суммы плановой прибыли от реализации на коэффициент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации. Коэффициент же выполнения плана по объему реализованной продукции рассчитывается как отношение плановой себестоимости фактически реализованной продукции к плановой себестоимости запланированной к реализации продукции.
(фактор 1.1), (2.1.2)
где - изменение балансовой прибыли и прибыли от реализации продукции

- плановая прибыль от реализации товарной продукции (работ, товаров, услуг);

К - коэффициент выполнения плана по объему реализованной продукции;

- плановая полная себестоимость и плановая себестоимость фактического объема реализованной продукции.
Для анализа балансовой прибыли предприятия будем рассматривать ее как сумму прибыли (убытка) от трех видов деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной.
Таблица 2.1 Показатели состава и динамики прибыли

Показатели

2007г. (руб.)

2008г. (руб.)

2009г. (руб.)

Абсолютное отклонение, руб.

Относительное отклонение, %













2009 от 2008

2009 от 2007

2009 от 2008

2009 от 2007

1. Доход от реализации

2819520.08

1665461.34

2130408,7

464947.36

-689111.38

127.9

75.5

2. С/с реализованной продукции

2613381.46

1487150.04

1985260,01

498109.97

-628121.45

133.5

75.9

3. Итого валовая прибыль (1 - 2)

206138.62

178311.3

145148.69

-33162.61

- 60989.93

81.4

70.4

4. Коммерческие расходы

-

-

-

-

-

-

-

5. Итого рез-т от реализации (3 - 4)

206138.62

178311.3

145148.69

- 33162.61

- 60989.93

81.4

70.4

6.Сальдо доходов и расходов от операций с долгосрочными и текущими активами

-62125.12

12386.31

24317.56

11931.25

86442.68

196.3

-39.1

7. Сальдо от операционных доходов и расходов

-

-

-

-

-

-

-

8. Сальдо от внереализационных доходов и расходов

6213.5

3125.9

-1289.6

-4415.5

-7503.1

- 41.3

- 20.7

9. Сальдо от чрезвычайных доходов и расходов

-

-

-

-

-

-

-

10. Итого прибыль до н/о (5+…+9)

150227

193823.51

168176.65

-25646.86

17949.65

86.7

111.9

11. Налог на доходы

65565.23

97856.32

87412.98

-10443.34

21847.75

89.3

133.3

12. Налог на содержание жилфонда и прочие платежи

3812,7

4201,1

2635,5

-1565.6

-1177.2

62.7

69.1

12. Чистая прибыль (10 - 11-12)

80849.07

91766.09

78128.17

-13637.92

-2720.9

85.1

96.6


Как показывают данные табл. 2.1., общая сумма валовой прибыли от реализации продукции в 2009 году снизилась по сравнению с 2008 годом на 33162.61 руб. или на 18.6%, а по сравнению с 2007 годом на 60989.93 руб. или на 29.6%.

В 2009 году предприятием была получена прибыль от операций с долгосрочными и текущими активами, которая в 2009 году составила 24317.56 руб. и по сравнению с 2008 годом увеличилась на 11931.25 руб., а при сравнении с 2007 годом прибыль увеличилась на 86442.68 руб.

По внереализационным операциям в 2009 году получен убыток в сумме -1289.6 руб. В 2009 году предприятием в целом по всей деятельности получена прибыль и прибыль до налогообложения составила 168176.65 руб.

А чистая прибыль по итогу 2009 года составила 78128.17 руб.

Произведем горизонтальный и вертикальный анализ состава доходов от реализации.
Таблица 2.1.2 Анализ доходов от реализации

Показатели

2007

2008

2009

Отклонение 2009 к 2007

Отклонение 2009 к 2008




руб.

Уд. вес, %

руб.

Уд. вес, %

руб.

Уд. вес, %

Абсолют.

Темп роста, %

Абсолют.

Темп роста, %

1. С/с реализованной продукции

2613381.46

92,7

1487150.04

89,3

1985260,01

93,2

-628121.45

75,9

498109.97

133,5

2.Валовая прибыль

206138.62

7,3

178311.3

10,7

145148.69

6,8

- 60989.93

70,4

- 33162.61

81,4

3. Коммерческие расходы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Доходы от реализации

2819520.08

100

1665461.34

100

2130408,7

100

- 464947.36

75,5

-689111.38

127,9


При проведении горизонтального и вертикального анализа доходов от реализации продукции, мы видим, что 2008 г. был сложным для предприятия, т.к. именно в этот год снижается объем выпускаемой продукции, но при все при этом увеличивается удельный вес прибыли в доходах от реализации до 10,7 %. В 2009г. предприятие увеличивает свой объем выпуска продукции пытаясь выйти на до - кризисный уровень. Это видно из таблицы по положительному темпу роста доходов. Но тем не менее снизился в 2009 г. удельный вес прибыли в объеме дохода, он составил всего - лишь 6,8 %.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации