Использование методов научного познания

скачать (201.5 kb.)

  1   2
Лекция - Использование методов научного познания

  1. Виды исследований

  2. Классификация и состав методов исследования

  3. Выбор методов исследования


Введение

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

Виды исследований


Исследования могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологической базой, включая принципы, подходы, методы и др.

Исследования любых объектов, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются по видам (табл. 1).

По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.

К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.

Прикладные исследования — это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, как правило, работы по внедрению полученных результатов. Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например, более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации).
Таблица 1 Виды исследований


Классификационный признак исследования

Вид исследования

Направленность на результат

Фундаментальное, прикладное

Решаемая задача

Текущее (оперативное), перспективное

Продолжительность проведения

Экспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные)

Емкость используемых ресурсов

Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое

Используемая информация

Внутренне информационное, внешне информационное

Число исследователей.

Индивидуальное, коллективное

Тип консультантов-исследователей по отношению к среде

Внутренне консультационное, внешне консультационное, смешанно-консультационное

Организованность

Спонтанное, организованное

Полнота изучения и число исследуемых объектов

Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное

Регулярность проведения исследований

Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое

Сложность

Простое, сложное

Подход к исследуемому объекту

Локальное, системное

Место проведения

Лабораторное, промышленное

Наличие модели исследования

Натурное (реальное), модельное

Характер объекта

Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др.

Отношение к периоду функционированию объекта

Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее)

Методология проведения

Контрольное, диагностическое, сравнительное, классиикационное и др.

Характер исследования

Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное

Отношение к методу исследования

Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы)

Форма

ожидаемого результата

Количественное, качественное

Вид используемой информации

Экспертно-оценочное, логическое, математическое, статистическое и др.

Обязательность

Инициативное, директивное



Следует отметить, что подавляющее большинство исследований экономических систем относятся к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов, а во втором — познание систем и определение характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.

В зависимости от поставленных целей и задач, исследование может быть локальным (рассматривающим изучаемые свойства отдельных объектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным (предусматривающим изучение совокупности свойств элементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с другими подсистемами и их элементами, а также с внешней средой).
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации