Учет хозяйственных операций

скачать (1241.4 kb.)

  1   2   3
Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский государственный университет путей сообщения

Забайкальский институт железнодорожного транспорта

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

ОТЧЕТ

По производственной практике

По бухгалтерскому учету

Чита, 2011г.
Содержание
Введение

. Характеристика объекта практики

. Учет хозяйственных операций

2.1 Порядок документального оформления движения товаров

2.2 Организация торговых операций

. Анализ деятельности предприятия

.1 Анализ ассортимента и структуры товара

.2 Анализ доходности товарных операций

. Предложения по улучшению работы предприятия

Заключение

Список литературы

Введение
Производственная практика - комплексное изучение хозяйственного объекта как системы, независимо от конкретных особенностей этого объекта. Практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний.

Цель производственной практики:

применение и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний на практике;

приобретение навыков практической работы в аппарате финансовой службе предприятия;

направление студентов на принятие самостоятельных решений по финансовым проблемам развития предприятия в условиях формирования экономики рыночного типа.

Объектом и базой исследования является предприятие - ООО «Волна».

Задачи производственной практики:

. Знакомство с предприятием ООО «Волна». Знакомство со структурными подразделениями предприятия, его основными отделами, службами, определить основные направления деятельности.

. Контакт с финансовыми службами предприятия. Изучение основных функций, выполняемых различными отделами.

3. На основании вышеизложенного произвести анализ учета поступления и реализации товаров;

4. Обобщение и обработка собранных материалов.

.

Экономическая характеристика предприятия
ООО «Волна» создано на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации и зарегистрировано в 2001 году. Целью создания Общества является получение прибыли, а также - осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей Общества и не противоречащей действующему законодательству.

Срок деятельности общества неограничен. Участником Общества выступает физическое лицо. Предметом деятельности ООО «Волна» является розничная торговля продуктами питания, а также розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями.

ООО «Волна» имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные банковские счета. Участники Общества несут ответственность в доле своих вкладов. Общество может создавать самостоятельно и совместно с другими фирмами дочерние структуры и филиалы. Основу планирования деятельности общества составляют решения Генерального директора, а также хозяйственные договоры, заключенных с потребителями, покупателями, поставщиками. Реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно.

Уставный капитал Общества составляет 120 000 рублей. Увеличение уставного капитала производится путем дополнительных взносов учредителями в соответствии с законодательством. Решение об изменении уставного капитала принимается общим собранием Общества.

Общее собрание участников является высшим органом управления ООО «Волна», оно принимает решения по следующим вопросам:

изменение устава, размера уставного капитала;

образование исполнительных органов и прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов, бухгалтерского баланса и распределение прибыли;

реорганизация и ликвидация Общества;

назначение Генерального директора, прекращение его полномочий;

прием в состав Общества новых участников, приобретение долей и др.

Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства. Общество может пользоваться привлеченными средствами: кредитами, займами, а также средствами от выпуска облигаций. Прибыль организации подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Чистая прибыль поступает в полное распоряжение Общества и распределяется по его рассмотрению. Она может направляться на создание резервного капитала, и покрытию убытка, на увеличение уставного капитала.

ООО «Волна» ведет оперативный, бухгалтерский, статистический и налоговый учет. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности должно соответствовать законодательству в области бухгалтерского учета в Российской Федерации: Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, бухгалтерским стандартам.

Ответственность за состояние бухгалтерского учета в Обществе возложена на главного бухгалтера. Годовая бухгалтерская отчетность составляется главным бухгалтером, документооборот - Генеральным директором Общества.

ООО «Волна» самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из специфики работы предприятия, при этом самостоятельно приспосабливает применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы по соблюдению следующих требований:

единая методологическая основа (принцип двойной записи);

взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;

сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах учета на основании первичных учетных документов;

накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Анализ экономической деятельности осуществляется на основе данных бухгалтерской отчётности и может проводиться по различным методикам. В данном проекте рекомендуется оценку финансового состояния определять с помощью следующих абсолютных и относительных показателей, которые собраны в табл.1

Бухгалтерский учет на предприятии ООО «Волна» ведется на основе использования персональных компьютеров и индивидуального программного обеспечения «1С: Бухгалтерия 7.7.»

Структура бухгалтерской службы представлена на рисунке 1


Рисунок 1 - Структура бухгалтерской службы
Бухгалтерский учет на ООО «Волна» организован поэтапно. Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.
Таблица 1

Основные показатели экономической деятельности ООО «Волна» за 2007-2009 гг., тыс.руб.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Абсолютное изменение

Темп роста, %













2009г. / 2007г.

2009г. /2008г.

2009г. / 2007г.

2009г. / 2008г.

Выручка от продажи товаров, работ, услуг

6370

9999

12125

5755

2126

190,34

121,26

Себестоимость, проданных товаров

6275

9897

11950

5675

2053

190,44

120,74

Прибыль от продаж

95

102

175

80

73

184,21

171,57

Прочие доходы

-

-

-

-

-

-

-

Прочие расходы

7

17

19

12

2

271,43

111,76

Чистая прибыль

88

85

156

68

71

177,27

183,53


Из данных таблицы 1 видно, что все показатели экономической деятельности на данном предприятии в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличились почти в два раза, это связано с увеличением площади торгового зала. Выручка от продажи товаров, работ, услуг в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 5755 тыс.руб. (или на 190,34%), а по сравнению с 2008 годом на 2126 тыс.руб. (или на 121,26%). Себестоимость по сравнению с 2007 годом увеличилась на 5675 тыс.руб. (или на 190,44%),а по сравнению с 2008 годом на 2053 тыс.руб. (или на 120,74%). Прибыль от продаж по сравнению с 2007 годом увеличилась на 80 тыс.руб. (или на 184,21%), а по сравнению с 2008 годом на 73 тыс.руб. (или на 171,57%). Расходы в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличились на 12 тыс.руб. (или на 271,43%),а по сравнению с 2008 годом на 2 тыс.руб.(или на 111,76%). Чистая прибыль в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 68 тыс.руб. (или на 177,27%), а по сравнению с 2008 годом на 71 тыс.руб. (или на 183,53%)

2. Учет хозяйственных операций
2.1 Порядок документального оформления движения товаров

бухгалтерский отчет баланс товар

В организации розничной торговли ООО «Волна» товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К ним относятся: приходные накладные, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные, счет-фактуры.

В приходной накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Приходная накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Поступление товара со склада сопровождается приходной накладной представленной в приложении B, от других поставщиков - согласно их форме учета.

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере» или выписывается счет-фактура.

Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками. Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами. Приемка товаров по количеству в организациях розничной торговли предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах. Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом предприятия розничной торговли по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации розничной торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

При закупке товара или его приемке руководителям предприятий розничной торговли необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.

Первичные документы по приходу товаров должны быть пронумерованы и подшиты в журнал поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

Полученные счета - фактуры регистрируются в установленном порядке в книге покупок.

В середине и конце месяца, т.е. 15 и 31 числа каждого месяца составляется товарный отчет, который имеет расходную и приходную часть. Поступивший товар отражается в приходной части по номеру накладной, дате поступления а также по сумме, которая делится на покупную и учетную, а также указывается сумма накидки, если покупная цена не равняется учетной. Сумма товара пришедшего с Центрального склада является и покупной и учетной - они равны, а товары приобретенные у других поставщиков имеют накидку в 20-30% от своей покупной цены, поэтому новая учетная цена выше, а сумма накидки является разностью учетной и покупной цены.

Реализация товаров в ООО «Волна» регистрируется, согласно чеков контрольно-кассовых машин, в книге продаж.

Все расчеты с населением должны сопровождаться выдачей кассовых чеков. Стоимость товара покупателем оплачивается в кассу. Деньги получают менеджер (продавец) ООО «Волна». На кассовой машине выбивают чек, а копия чека отпечатывается на ее контрольной ленте. Продавцы отпускают товар на сумму указанную в чеке. Кассовые чеки хранят в течение дня на наколках, а в конце дня подсчитывают и определяют сумму выручки за день. Эта сумма должна соответствовать данным показаний суммирующих денежных счетчиков кассового аппарата.

Сумма выручки за проданные товары, определяется как разница между показаниями счетчика кассовой машины на начало и конец дня или смены. При возврате товаров покупателями выручка, определенная по показаниям кассовой машины, уменьшается. Показатели кассового счетчика регистрируются в книге кассира-операциониста, которая ведется по кассовой машине. Правилами эксплуатации контрольно- кассовых машин предусмотрено, что использованные кассовые чеки хранятся у материально- ответственных лиц предприятий не менее 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией. Снятые с кассового аппарата использованные контрольные ленты в опечатанном виде должны хранится в бухгалтерии или у директора магазина в течение 15 дней после утверждения результатов последней инвентаризации, а в случае недостачи- до окончания рассмотрения дела.

Сумма фактической выручки отражается в кассовой книге. Стоимость проданных товаров записывается также материально - ответственными лицами в товарных отчетах. Сумму проданных товаров, отраженную в товарном отчете, следует сверять с торговой выручкой, указанной в кассовом отчете. При этом суммы должны быть равными.

Результаты работы кассы ежедневно подтверждают своими подписями директор и кассир магазина. Старшему менеджеру предоставляется ежедневно отчет по кассе в виде справки. Контролеры касс, установленных в торговом зале, сдают выручку старшему менеджеру магазина, который выписывает на ее суммы приходные кассовые ордера и квитанции к ним. Квитанции к приходному кассовому ордеру на сумму сданной в кассу выручки прилагаются к товарному отчету и служат основанием для списания стоимости реализованных товаров с подотчета материально ответственных лиц. Ордера старший менеджер прилагает к своим кассовым отчетам, а выручку отправляют в банк для зачисления на расчетный счет предприятия. На основании ордеров в конце дня заполняется кассовая книга по приходу и расходу денежных средств в кассе, а 15 и 31 числа каждого месяца составляется отчет по кассе и отправляется в бухгалтерию головного предприятия. В отчете указывается остаток на начало отчетного периода, поступления денежных средств заполняется по приходным ордерам, а выбытие- по расходным, в конце подводится остаток денежных средств на конец отчетного периода, который будет служить остатком на начало следующего отчетного периода.

Большинство товаров реализуется по ценам со скидкой и без скидки, которые подразделяются на учетные и отпускные. Сумма товаров проданных без скидки будет и учетной и отпускной, так как они равны, а сумма товаров со скидкой, т.е. сумма оплаченная покупателем, будет является отпускной. В товарном отчете по расходу указываются обе суммы, а также сумма скидки. Отчет составляется параллельно с отчетом по кассе, и имеет расходную часть по товару, где как и в приходной части указываются дата, номер накладной и суммы. Далее отчеты поступают в бухгалтерию ООО «Волна» вместе с первичными документами, где и проходят дальнейшую обработку.
2.2 Организация торговых операций
Источниками поступления товаров в ООО «Волна» являются: промышленные предприятия-изготовители; оптовые предприятия и фирмы, подсобные сельскохозяйственные предприятия, внешнеторговые организации.

На поставку товаров ООО «Волна» с поставщиками заключает договор.

Для учета поступления и выбытия товаров используется активный счет 41 "Товары" и счет 42 "Торговая наценка". Эти счета находят свое отражение в журнале-ордере №10 и ведомости №10 к нему.

Для учета реализации товаров используется ведомость №16 по счету "Реализация продукции (работ, услуг).

Рассмотрим движение товара от момента поступления в магазин ООО «Волна» до его продажи покупателю.

Поступление товара.

Товары, поступающие в ООО «Волна» для розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы с указанием наименования товара, его количества и цены, а также другие необходимые документы, предусмотренные условиями договоров поставки и правилами перевозки грузов.

При оприходовании товара на склад в ООО «Волна» делают следующие проводки:

поступил товар на склад и оприходован по покупным ценам;

Дебет счета 41 субсчет "Товары на складах" Кредит счета 60

отражена сумма торговой наценки по поступившим товарам;

Дебет счета 41 субсчет "Товары на складах" Кредит счета 42

Если товар поступил в ООО «Волна» для розничной торговли по договору, но без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией, состоящей из представителя администрации, материально ответственного лица и представителя транспортной организации, и оформляется приемным актом, подтверждающим количество и качество товара. Поступивший без сопроводительных документов товар приходуется на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". При этом аналитический учет ценностей, принятых на ответственное хранение, ведется по предприятиям-владельцам, видам и местам хранения. При получении сопроводительных документов осуществляется приемка товара материально ответственным лицом магазина, которая оформляется накладной с указанием количества товара и его цены. Оприходованный товар учитывается на счете 41 "Товары".

Оформленные приемные документы являются основанием для расчета с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в ООО «Волна» для розничной торговли (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировании).

В случаях, когда при приемке товарно-материальных ценностей установлены расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, и они превышают нормы естественной убыли, оформляется "Акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей". Акт составляется приемной комиссией в двух экземплярах (один - для учета движения материальных ценностей, другой - для направления претензионного письма поставщику) с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика).

Материальные ценности, по которым не установлены расхождения, в акте не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений не установлено". О составлении акта производится запись в товарно-транспортной накладной. Товарные потери, возникшие при транспортировке, в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения. Нормы естественной убыли доведены письмом Минторга РСФСР от 21 мая 1987г. №085. Товарные потери в пределах этих норм в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином Российской Федерации 20 апреля 1995 года № 1-550/32-2, относятся на издержки обращения.

После того, как товары получены, они, как правило, попадают на склад ООО «Волна». С целью обеспечения сохранности материальных ценностей с работниками предприятия заключаются договора о материальной ответственности. Порядок организации материальной ответственности регулируется приказом Минторга СССР от 20 октября 1982г. №286. Различают материальную ответственность и полную материальную ответственность. При материальной ответственности работник отвечает за прямой действительный ущерб, нанесенный предприятию, в пределах среднемесячной зарплаты. При полной материальной ответственности с работником заключается письменный договор, и он обязуется полостью возместить причиненный ущерб, не ограничиваясь соей зарплатой. Полная материальная ответственность может быть персональной или коллективной. При персональной материальной ответственности договор заключается с человеком, занимающим отдельную специальным перечнем, должность. При коллективной ответственности договор заключается с бригадой, и все члены бригады несут солидарную ответственность. В ООО «Волна» продавцы несут как персональную материальную ответственность, так и коллективную.

Учет товаров, находящихся на распределительных складах в ООО «Волна», осуществляется на счете 41 субсчет "Товары на складах". Аналитический учет товаров на распределительных складах ведется отдельно по материально ответственным лицам (бригадам), наименованиям, сортам, количеству и цене товара.

Товары, отпущенные со склада материально ответственным лицам (бригаде) для непосредственной реализации, отражаются проводкой:

Дебет счета 41 субсчет "Товары в розничной торговле";

Кредит счета 41 субсчет Товары на складах".

В зависимости от объема товарных запасов. Их ассортимента аналитический учет товаров в бухгалтерии ведется количественно-стоимостным или оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом. Право выбора того или иного способа аналитического учета на складах представляется руководителю и главному бухгалтеру исходя из конкретных условий работы.

При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе на складе ведется учет так же, как и при количественно-стоимостном методе, а в бухгалтерии - только в стоимостном выражении по материально ответственным лицам. После окончания каждого месяца и на дату инвентаризации материально ответственными лицами заполняется (по данным товарной книги, карточек) оборотная ведомость по движению товаров, в которой указываются наименование товара, количество и цена. Затем производится таксировка и подсчитывается общая стоимость всех товаров. Правильность полученных в этой ведомости итогов по каждому наименованию (сорту) товаров проверяется работником бухгалтерии и подтверждается его подписью.

Суммовые итоги этой ведомости сверяются с оборотами и сальдо 41 "Товары", в натуральные показатели - с данными складского учета по каждому материально ответственному лицу.

Общая стоимость товаров на конец каждого месяца или на день инвентаризации по этой ведомости сверяется с данными бухгалтерского учета, после чего ведомость заверяется подписями материально ответственным лицом и бухгалтером. Ведомость остатков товаров открывается на год. Итог ведомости должен быть равен сальдо субсчета 41-1 "Товары на складах" по каждому материально ответственному лицу.

Для документального оформления передачи товаров для продажи на лотках, в киосках и при других формах выносной торговли используется расходно-приходная накладная. Ее особенностью является отражение трех операций: отпуск товаров со склада, возврат не проданных товаров и сдача выручки в кассу предприятия. Сумма последних двух операций равняется сумме первой операции.

Такая же приходно-расходная накладная используется при передаче товара материально ответственным лицам в торговые отделы для реализации.

Продажа товаров в розницу производится обычно за наличный расчет. Прием денег за товары осуществляется через кассу кассирами-контролерами. С кассирами-контролерами должен быть заключен договор о материальной ответственности. На каждую контрольно-кассовую машину заводится книга кассира-операциониста. В ней в обязательном порядке ежедневно указываются показатели счетчика кассовой машины на начало и конец дня, а также сумма поступившей выручки. Запись заверяется подписью представителя администрации и кассира. Сумма выручки должна совпадать с показаниями счетчиков и сдается кассиром в кассу предприятия. Розничный товарооборот предприятия определяется по сумме денег, поступивших в кассу предприятия. Выручка (на основании отчета кассира) отражается записью по дебету счета 50 "Касса" и кредиту счета 90 "Продажи". Стоимость реализованных товаров списывается по дебету счета 90 "Продажи" в корреспонденции с кредитом счета 41 "Товары", субсчет "Товары в розничной торговле".

В ассортименте любого предприятия торговли время от времени появляются товары, не пользующиеся спросом. Тогда возникает вопрос об уценке (дооценке) товаров. Предприятие не может изменить цены, по которым эти товары были приобретены, но может изменить продажные цены за счет изменения торговой наценки.

ООО "Волна" занимается розничной продажей продовольственных товаров. В сентябре через подотчетное лицо организация закупила у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, партию картофеля в количестве 1000 кг по цене 2,50 рубля/кг. на сумму 2500 тыс.руб.

В бухгалтерском учете ООО "Волна" данные хозяйственные операции отражаются следующим образом.

Выданы из кассы денежные средства подотчетному лицу;

Дебет счета 71 Кредит счета 50 - 2500 тыс.руб.

Принят к учету картофель, приобретенный через подотчетное лицо;

Дебет счета 41 Кредит счета 71 - 2500 тыс.руб.

Синтетический учет товаров в ООО «Волна» ведется по 41/2 «Товары в розничной торговле» по продажным ценам (с использование счета 42 «Торговая наценка»). Для учета операций по поступлению товаров применяется счет 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчет с прочими дебиторами и кредиторами».

Согласно отчету за сентябрь 2009 года магазин поступили товары:

Дебет счета 41/2 Кредит счета 60 - 23611,50

Дебет счета 41/2 Кредит счета 76 - 18423,76

Дебет счета 41/2 Кредит счета 42 - 14592,94

Стоимость оплаченных и отпущенных покупателям товаров списывается на основании товарно-денежного отчета по продажной стоимости.

Согласно отчету за сентябрь 2009 года в кассу организации была сдана выручка:

Дебет счета 90/2 Кредит счета 41/2 - 56643,02

По кассе организации бухгалтер на поступившую выручку составляет запись:

- Дебет счета 50 Кредит счета 90/1 - 56643,02

При учете товаров по продажным ценам стоимость проданных товаров отражается в дебете и кредите счета 90 «Продажи» в одинаковой оценке, т.е. по продажным ценам. Такой порядок учета продаж позволяет контролировать правильность отражения в бухучете объема продаж (розничного товарооборота) и списание товаров материально-ответственными лицами путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту данного счета.

Для определения результатов от продаж составляется расчет торговой наценки, относящейся к реализованным товарам по среднему проценту, расчет производится за январь 2009 года согласно алгоритму исчисления:

Предварительное сальдо торговой наценки - 157150,43

Итоговая сумма товаров путем сложения (реализовано за месяц, т.е. товарооборот плюс остатки товаров на конец отчетного периода) - 733107,96

Исчисляем процент торговой наценки (валового дохода) путем деления предварительного сальдо торговой наценки на итоговую сумму товаров и умножая ее на 100, по расчету она равна 21,44%.

Чтобы рассчитать реализованное наложение на остаток товаров, нужно взять рассчитанный процент торговой наценки (21,44%) от остатка товаров, она составляет 518860,68, а реализованное наложение равно 111.243,73.

Реализованное наложение на продажные товары находим путем вычитания из предварительного остатка торговой наценки (157150,43) суммы реализованного наложения на остаток товара (111243,73), реализованное наложение за январь 2009 года составило 45906,70.

Для определения себестоимости проданных товаров необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам (транспортные расходы), но так как нет транспортных расходов, расчет не производится. Сумма реализованного наложения списывается на себестоимость проданных товаров:

Дебет счета42 Кредит счета 90/2- 45906,70

При закупке новых товаров увеличивается сумма торговой наценки по счету 42, при продаже этих товаров происходит увеличение товарооборота и уменьшение товарных остатков на конец периода. Процент торгового наложения на остаток товара увеличивается вследствие увеличения поступления торговой наценки и увеличения товарооборота. Также происходит увеличение торговой наценки на остаток товара и суммы торговой наценки, относящейся к реализованным товарам (реализованное наложение).

Увеличение товарооборота повышает прибыль торговой организации, а уменьшение товарных остатков способствует приобретению новых и увеличивает товарооборачиваемость.

3. Анализ деятельности предприятия
.1 Анализ ассортимента и структуры товара
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

На рисунке 2 представлены объекты анализа производства и реализации продукции.





Рисунок 2 - Объекты анализа производства и реализации продукции
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

удельный вес продукции высшей категории качества;

средневзвешенный балл продукции;

средний коэффициент сортности;

удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

удельный вес сертифицированной продукции;

удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

надежность (долговечность, безотказность в работе);

технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Все товары, реализуемые в розничном магазине разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру ООО «Волна». Широта товарной номенклатуры магазина представлена восьмью основными ассортиментными группами товаров:

алкогольная продукция;

мясные и колбасные изделия;

молочная продукция;

овощная консервация;

крупы;

макаронные изделия;

кондитерские изделия.

Для того чтобы проанализировать работу на предприятии по ассортименту, рассмотрим количество наименований товаров, реализуемых в течение года, рассчитаем коэффициенты обновляемости товаров в магазине за последние три года. Результаты анализа динамики обновляемости товаров предприятия ООО «Волна» приведены в таблице 2.

Из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости товаров увеличивается с каждым годом в 2007 г. он составлял 61%, а в 2009 г. уже 66%, это значит каждый год в ассортимент реализуемой товаров добавляется и извлекается все большее количество товаров.
Таблица 2

Динамика обновляемости товаров в ООО «Волна»

Показатели

Года

Абсолютное изменение




22007г.

22008г.

2009г.

2008г. / 2007г.

2009г. / 2007г.

2009г. / 2008г.

1. Количество наименований реализуемых товаров

245

258

234

+13

-11

-24

2. Количество вновь реализуемых товаров

147

165

154

+18

7

-11

3. Коэффициент обновляемости товаров

00,61

00,64

00,66

+0,03

0,05

0,02

Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемых магазином товаров достигается путем торговли продуктами питания, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется всё большее количество разновидностей последних.

Магазин же в свою очередь стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды товаров, так и изымая старые. В виду того, что для работы с товаром наиболее существенными с точки зрения маркетинга являются следующие цели: объём сбыта, прибыль, доля рынка.

Далее следует проанализировать структуру сбыта товаров по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение продуктов и групп продуктов.

В таблице 3 приведен анализ сбыта по группам товаров на примере ООО «Волна».
Таблица 3. Анализ сбыта по группам товаров

Наименование товаров

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение доли (+,-)




Сумма тыс.руб.

Удельный вес продаж, %

Сумма тыс.руб.

Удельный вес продаж, %

Сумма тыс.руб.

Удельный вес продаж, %

2008г./ 2007г.

2009г./ 2007г.

2009г./ 2008г.

1) алкогольная продукция;

4455,5

69,94

7055,1

70,56

8709

71,83

0,62

1,89

1,27

2) мясные и колбасные изделия;

247,5

3,89

404,7

4,05

475

3,92

0,10

0,03

-0,13

3) молочная продукция;

290,1

4,55

412

4,12

560,2

4,62

-0,43

0,07

0,5

4) овощная консервация;

205,5

3,23

278

2,78

391

3,22

-0,45

-0,01

0,44

5) крупы;

534,2

8,39

740,2

7,40

860

7,09

-0,99

-1,3

-0,31

6) макаронные изделия;

389,2

6,12

420,2

7,20

730

6,02

1,08

-0,1

-1,18

7) кондитерские изделия;

140

2,80

280

2,80

300

1,30

0

-0,59

-0,59

8) прочая продукция

108

1,09

109

1,09

100

1,00

0

-0,09

-0,09

Всего:

6370,42

100

9999,2

100

12125,2

100

0

0

0

Для наглядности информации изобразим анализ сбыта по различным видам товаров в рисунках 2 и 3.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что доля алкогольной продукции в общем объеме продаж занимает наибольший удельный вес и из года в год эта доля только увеличивается, в 2007 г. она составляла 69,94 %, в 2008 г. - 70,56 %, в 2009 г. - 71,83 %. Такой высокий процент говорит о том, что на данную продукцию повышенный спрос со стороны населения. На остальные группы товара приходится небольшой процент в общем объеме продаж и изменения в процентном соотношении за три года незначительные.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации