Бюджетное финансирование учреждений здравоохранения, физкультуры и спорта

скачать (1587.2 kb.)

  1   2   3   4   5
Содержание
Введение

. Сущность бюджетного финансирования учреждений здравоохранения, физкультуры и спорта

.1 Экономическая сущность расходов бюджета

.2 Классификация расходов бюджета

. Анализ бюджетного финансирования учреждений здравоохранения

.1 Особенности учреждений здравоохранения: типы учреждений и источники финансирования

.2 Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования

.3 Порядок сметного планирования бюджетных средств на содержание учреждений здравоохранения

. Анализ бюджетного финансирования учреждений физкультуры и спорта

.1 Место учреждений физкультуры и спорта в отраслевой структуре хозяйства

.2 Источники финансирования учреждений физкультуры и спорта

.3 Порядок сметного планирования бюджетных средств на содержание учреждений физкультуры и спорта

Заключение

Список литературы

Введение
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым бюджетные средства поступают по своему назначению. Это - именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.

Экономическая сущность расходов проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой страны, административно - территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета государства на определенном этапе его социально - экономического развития.

В последние десятилетия во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации, наблюдается регионализация социальных и экономических процессов. Все в большей степени функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль региональных финансов, а следовательно и значение региональных расходов, усиливается, а сфера их применения расширяется. На основе предоставления территориальными органами власти средств осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание региональных и местных дорог. При этом круг финансируемых мероприятий за счет региональных бюджетов постоянно расширяется (за счет средств из региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и частично высшие и среднеспециальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и т. д.) и роль расходов региональных бюджетов на социальную политику, социально-культурные мероприятия, народное хозяйство, общее поддержание экономической стабильности в регионе постоянно увеличивается.

Таким образом, в сложившихся условиях возрастания роли региональных финансов, в том числе и повышения роли расходов в субъектах Российской Федерации на экономику региона и качество жизни населения, представленная тема курсовой работы видится одной из наиболее актуальных. Это и обуславливает необходимость рассмотрения расходов регионов в Российской Федерации, их динамики, состава и структуры, показывает целесообразность и своевременность написания данной курсовой работы.

Основной целью этой работы является, во-первых, показать экономическую сущность и значение бюджета субъекта Российской Федерации для экономической, финансовой и бюджетной систем. Во - вторых, задачей ставится рассмотреть основные виды расходов бюджета на здравоохранение, физкультуру и спорт, охарактеризовать типы учреждений здравоохранения, выявить источники их финансирования.

1. Сущность бюджетного финансирования учреждений здравоохранения, физкультуры и спорта
.1 Экономическая сущность расходов бюджета
Термин «бюджет» имеет несколько основных значений.

Как экономическая категория, бюджет является системой экономических по своему смыслу отношений по поводу образования, распределения и использование централизованного фонда денежных средств государства. Эти экономические отношения возникают в результате разделения валового внутреннего продукта страны.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства.

В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны. Бюджетное законодательство Российской Федерации определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, а бюджетную систему Российской Федерации, как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Необходимость в существовании государственного бюджета обуславливается природой государства, которое по своему назначению призвано выполнять глобальные социальные задачи и функции, а также объективно существующим законом стоимости, существованием товарно-денежных отношений и другими факторами.

Итак, можно сказать, что бюджет - это денежное выражение сбалансированной сметы доходов и расходов за определенный период (как правило, за год).

Государственный бюджет - основа фискальной политики государства, которая определяет методы и источника финансирования бюджета и его использование. Бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений и расходуется на государственные нужды.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации» каждое муниципальное образование имеет собственной муниципальный бюджет.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований российского бюджетного законодательства.

Каждый бюджет делится на доходную и расходную части, которые должными быть сбалансированы между собой.

Государственные затраты - это составная часть финансовых отношений, которая состоит в беспрерывном целевом использовании государственных денежных ресурсов, которые накапливаются в:

государственном бюджете и местных бюджетах;

государственных и местных бюджетных и внебюджетных фондах;

собственных фондах государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций с целью выполнения их социальных функций, финансирования государственной и коммунальной общественной и культурной сфер, государственных целевых программ, а также финансирования расширения производства отдельных государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций в соответствии с действующим законодательством государства.

Совокупность всех видов расходов государства составляет систему государственных расходов. В эту систему входят:

расходы государства, которые осуществляются и государственного

бюджета;

расходы государства, которые осуществляются из местных бюджетов всех уровней;

расходы государства, которые осуществляются из бюджетных и внебюджетных централизованных государственных и местных фондов;

расходы государственных и коммунальных предприятий, организаций и учреждений.

Расходы бюджетов - это затраты, которые возникают в государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

В финансовом правые государственные расходы бюджетов выделенные в отдельный институт государственных расходов, который образовывается финансово-правовыми нормами, что регулируют общественное отношения относительно расходования государственных денежных ресурсов.

Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование государственных бюджетных расходов - это плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств из бюджета, который выполняется с учетом оптимального объединения всех бюджетных доходов, собственных бюджетных источников финансирования, проводится по мере осуществления планового использования средств для обеспечения выполнения общегосударственных функций (обороны страны, управления деятельностью государства и т.п.), а также для содержания социально-культурной сферы, обеспечения социальных гарантий и обязанностей государства с соблюдением режима экономии при постоянном осуществлении контроля.

Бюджетное финансирование осуществляется за счет аккумуляции доходов бюджета: налоговых приходов средств и неналоговых доходов, доходов от операций с капиталом, официальных трансфертов и государственных целевых фондов.
.2 Классификация расходов бюджета
Классификация расходов бюджетов состоит из функциональной, ведомственной и экономической структуры расходов.

Функциональная структура расходов бюджетов Российской Федерации определяет основные направления государственной деятельности:

. Государственное управление;

. Международная деятельность;

. Фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу;

.Нациоально-оборонная деятельность и т.д.

Разделы данной классификации делятся на подразделы, т.е. более детальные части. Например, рассмотрим порядок: раздел "Государственное управление" включает в себя 5 подразделов: функционирование законодательной власти, функционирование исполнительной власти, деятельность финансовых и налоговых органов, прочие расходы на общегосударственное управление, функционирование органов местного самоуправления. (табл 1.)

Ведомственная классификация отражает распределение бюджетных средств субъектов Российской Федерации по непосредственным получателям в соответствии с иерархией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Экономическая структура расходов группирует расходы государственного и местных бюджетов по их экономическому содержанию. Она делится на текущие расходы и капитальные расходы, а также на предметные статьи, подстатьи и элементы затрат капитальных расходов, на оборудование сроком службы больше года, капитальное строительство и капитальный ремонт), созданием государственных запасов и резервов, приобретением земли и нематериальных активов, капитальных трансфертов.
Таблица 1 - Функциональная классификация расходов бюджетов РФ

Код

Наименование разделов и подразделов

0100

Государственное управление и местное самоуправление

0101

Функционирование законодательныхорганов государственной власти

0102

Функционирование исполнительных органов государственной власти

0103

Деятельность финансовых и налоговых органов

0104

Прочие расходы на общегосударственное управление

0105

Функционирование органов местного самоуправления

0400

Национальная оборона

0401

Строительство и содержание Вооруженных сил РФ

0402

Военная программа Министерства РФ по атомной энергетике

0403

Поддержка мобилизационных мощностей, вневойсковая подготовка

0404

Участие в обеспечении коллективной безопасности государств СНГ

0405

Военная помощь иностранным государствам

1700

Здравоохранение и физическая культура

1701

Здравоохранение

1702

Санитарно-эпидемиологический надзор

1703

Медицинские исследования

1704

Физическая культура и спорт

1705

Обязательное медицинское страхование неработающего населения


Таким образом, мы можем прийти к выводу, что понятие бюджетной классификации расходов - это перерасчет и научное обоснование группирования расходов бюджета, приведенных в определенную систему. Она обеспечивает единство аналитического учета во всех звеньях, упрощает как учет, так и составления отчетности.

Бюджетная классификация расходов многоуровневая, и представляет собой размежевание расходов по экономическими признакам. Т.е. классификационным признаком выступают единые экономические категории.

Особенностью данной бюджетной классификации является четкое размежевание расходов по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам (заработная плата, начисление на фонд оплаты труда и т.п.).

Именно такое распределение дает возможность выделить защищенные статьи бюджета и обеспечивает единый подход ко всем получателям с точки зрения выполнения бюджета.

Кроме того, подобная классификация расходов дает возможность оперировать понятием "расходы" не только на микроэкономическому уровне относительно бюджетных учреждений как хозяйственных единиц, но и на уровне общих государственных расходов, т.е. на макроэкономическом уровне.

Кроме того, иногда в зависимости от этапа движения бюджетного средства расходы делятся на кассовые и фактические.

Кассовые расходы - это средства, перечисленные Государственным казначейством или финансовыми органами и выданные безналично или денежной наличностью министерствам, ведомствам, учреждениям.

Под кассовыми расходами понимают суммы, полученные учреждениями из регистрационных или текущих счетов для использования.


. Анализ бюджетного финансирования учреждений здравоохранения
.1 Особенности учреждений здравоохранения: типы учреждений и источники финансирования
В российской системе здравоохранения часть ее учреждений является федеральными учреждениями. Это учреждения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья, имущество которых находится в федеральной собственности, а сами учреждения административно подчинены определенному федеральному ведомству. Их деятельность финансируется из федерального бюджета.

К началу 2000 года общее количество учреждений здравоохранения федерального подчинения достигло 3556 (в среднегодовом исчислении) . К числу таких учреждений относятся 15% всех амбулаторных учреждений и 6% стационарных учреждений. В федеральных учреждениях здравоохранения занято 10% медицинских работников. Из общего объема медицинских услуг, оказанных в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на долю федеральных учреждений приходится:

- около 9 % стационарных услуг, измеряемых количеством проведенных всеми больными койко-дней,

- около 6 % амбулаторно-поликлинических услуг, измеряемых количеством врачебных посещений.

Учреждения здравоохранения федерального подчинения можно разделить на две группы:

) учреждения здравоохранения, административно подчиненные Министерству здравоохранения Российской Федерации (Минздрав) и Российской академии медицинских наук (РАМН); их финансирование осуществляется Минздравом РФ и в этом смысле их , в соответствии с Бюджетным кодексом, следует квалифицировать как подведомственные Минздраву РФ;

) учреждения здравоохранения, подведомственные иным, помимо Минздрава и РАМН, федеральным министерствам и организациям. Эти учреждения призваны оказывать медицинскую помощь работникам соответствующих организаций и членам их семей.

Общее количество учреждений, подведомственных Минздраву, составило 2545 на начало 2000 г. в том числе:

клиники - 263

поликлиники -63

станции переливания крови -1

санатории туберкулезные - 15

санатории для детей и подростков - 35

дезинфекционные станции - 49

центры санитарно-эпидемиологического надзора - 2104

централизованные бухгалтерии -8

прочие учреждения здравоохранения -7

Количество других федеральных ведомств, имеющих собственные учреждения здравоохранения, составляет 17:

Управление делами Президента, включая медицинский центр

Министерство иностранных дел

Министерство путей сообщения

Минтопэнерго

Министерство торговли

Минтранспорта

Министерства труда

Министерство финансов

Министерство экономики

Госналогслужба

Федеральная авиационная служба

Российское авиационно-космическое агентство

Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ

Управление делами Российской академии наук

Дальневосточное отделение Российской академии наук

Сибирское отделение Российской академии наук

Уральское отделение Российской академии наук

Самыми крупными «владельцами» ведомственных учреждений здравоохранения являются:

Министерство путей сообщения - 782 учреждения здравоохранения;

Управление делами Президента, включая медицинский центр - 56 учреждений;

Российская академия наук (включая медицинский центр УД РАН, Сибирское, Уральское и Дальневосточное отделения РАН) - 36 учреждений здравоохранения.

Ядро учреждений здравоохранения первой группы составляют специализированные клиники, находящиеся в административном подчинении Минздрава и РАМН, и клиники научно-исследовательских институтов и высших медицинских учебных заведений. В дальнейшем изложении мы будем называть эти учреждения федеральными клиниками Минздрава и РАМН или просто федеральными клиниками (ФК). Они имеют своим предназначением оказание специализированной медицинской помощи, основанной на применении новых медицинских технологий. К оказываемой ими медицинской помощи применяют понятие высокотехнологичной медицинской помощи.

Финансирование именно этой совокупности учреждений является предметом настоящего исследования.

В 2000 г. насчитывалось 263 федеральных клиник Минздрава и РАМН, в которых имелось 61,5 тысяч коек, что составляет 3,9 % коечного фонда страны. По данным за 1999 г., в этих клиниках было пролечено 2,8 % от общего числа госпитализированных в стационарных медицинских учреждениях (Таблица. 1). ФК оказали около 1,2 % общего объема амбулаторно-поликлинических услуг, измеряемого количеством врачебных посещений, и 3,5 % общего объема стационарных услуг, измеряемого количеством проведенных всеми больными койко-дней.
Таблица 2 - Показатели деятельности стационарных учреждений здравоохранения




2008

2009

2010

Число коек, тыс.










РФ - всего

1618,7

1575,1

1570,7

Федеральные клиники

61,5

61,2

61,5

Число пролеченных больных










РФ - всего

30216,2

30441,3

31742,4

Федеральные клиники

807,0

853,7

904,0

Средняя занятость койки в году, дней










РФ - всего

306

307

313

Федеральные клиники

263

272

280


.2 Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования
Финансирование здравоохранения может быть частным и государственным.

Источниками средств для оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. Граждане по собственному желанию приобретают страховки для себя и для членов своей семьи. Полисы добровольного медицинского страхования дают возможность их владельцам получать в случае заболевания медицинскую помощь, за которую они либо уже ничего не платят, либо делают небольшие соплатежи. Страховки могут приобретаться индивидуально или коллективно - обычно лицами, работающими в одной организации. Коллективные страховые программы могут оплачиваться полностью или частично за счет средств работодателя. Наличие и условия оплаты медицинских страховок выступают в таких случаях предметом коллективного соглашения между работодателем и профсоюзной организацией и/или одним из элементов индивидуального контракта, заключаемого работодателем с каждым работником. Те, кто не имеет страховки, вынуждены в случае заболевания пользоваться медицинской помощью на условиях полной оплаты оказываемых услуг либо заниматься самолечением.

Добровольное медицинское страхование осуществляют частные страховые организации, действующие на коммерческой основе. Для частной системы финансирования здравоохранения характерна сильная конкуренция между страховщиками. Они предлагают различные виды страховых программ, имеющих разную стоимость и разные условия оказания медицинской помощи. Виды и объемы медицинских услуг, которые могут получить застрахованные, зависят от того, сколько они или их работодатели заплатили за частную страховку. При этом страховщики обычно дифференцируют тарифы страховых взносов в зависимости от возраста страхующихся, а иногда и в зависимости от перенесенных ими ранее заболеваний. Таким путем осуществляется учет риска заболеваемости в цене страховки. Страховые программы могут также различаться и по возможностям выбора врачей и медицинских организаций, которые они предоставляют застрахованным. Более дорогие страховки предусматривают право застрахованного лица обращаться к любому врачу и быть госпитализированным в больницу по его собственному выбору. Другие страховки, имеющие меньшую цену, ограничивают такие возможности. Застрахованному лицу предоставляется право выбора врачей и медицинских организаций лишь из некоторого перечня, либо застрахованный прикрепляется к определенной поликлинике и больнице.

  1   2   3   4   5



Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации