Организация местного самоуправления в субъектах Федерации

скачать (126.4 kb.)

  1   2   3
Содержание
Введение

1.Характеристика принципов МСУ

2.Действие принципов МСУ в субъектах Федерации

Заключение

Список использованной литературы


Введение
Актуальность темы исследования. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин и, разумеется, каждый специалист в области права, экономики и управления. Сегодня любое развитое общество невозможно представить без муниципального управления. Демократические государства давно признали достоинства муниципального управления и отвели ему особое место в структуре власти. Поэтому знание основ муниципального управления - одного из важнейших институтов демократического общества, необходимо каждому.

Следует отметить, что реальное и эффективное муниципальное управление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности формируют основы муниципального управления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.

Однако на практике муниципальное управление работает малоэффективно и недостаточно востребовано государством. Основными причинами этого можно назвать следующее. В первую очередь к ним относятся экономические условия. В настоящее время большинство муниципальных образований являются дотационными, несостоятельными в финансовом отношении. Такое положение определяет зависимость муниципальных образований от органов государственной власти.

Также следует учитывать, что в переходный период муниципальной реформы местная власть оказывается недостаточно подготовленной для осуществления своих функций. Среди причин такого состояния муниципальной власти немаловажное значение имеет и проблема недостаточного количества квалифицированных кадров.

Решение этих вопросов является актуальным в настоящее время, так как правильное функционирование института муниципального управления служит важным средством укрепления законности, обеспечения прав и законных интересов граждан, организаций.

Целью данной работы является изучение сущности муниципального управления, как необходимого условия повышения эффективности деятельности органов муниципального управления.

Достижение поставленной цели предполагает последовательное выполнение следующих задач:

изучение и раскрытие целее, задач муниципального управления;

выявление и изучение, анализ принципов муниципального управления.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией принципов местного самоуправления в России. Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, содержащиеся в федеральном и региональном законодательстве, иных нормативных правовых актах, отражающие принципы, цели и задачи местного самоуправления в Российской Федерации.


1. Характеристика принципов МСУ
Содержание муниципального управления зависит от условий, в которых оно осуществляется, и складывается из различных элементов.

Характерными чертами муниципального управления являются:

опора на философию и базовые принципы местного самоуправления;

объект управления - локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;

наличие двух субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.

Большое значение в управлении имеют цели муниципального управления.

Цель - это желаемый результат, недостижимый за рассматриваемый промежуток времени, но доступный в будущем, причем за данный период к нему можно приблизиться.

Цели и задачи муниципального управления обусловлено ролью местного самоуправления, которая отведена ему Конституцией Российской Федерации.

Основополагающей целью муниципального управления является максимизация качества жизни населения города (т.е. максимально полное удовлетворение совокупных потребностей горожан -- финансовых, функциональных, эмоциональных и духовных), а также создание оптимальных условий для функционирования бизнеса и общественных организаций путём принятия оптимального муниципального законодательства, а также максимально эффективного использования ресурсов (материальных, финансовых, информационных, интеллектуальных и т.д.), находящихся в распоряжении города.

Принципы муниципального управления - это обусловленное природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Принципы устанавливают требования к системе, структуре, организации и процессу управления, направления и условия принятия решений; они касаются системы местного самоуправления в целом. Муниципальное управление формируется, действует в соответствии с основными принципами муниципального управления.

Принципы муниципального управления раскрывают подходы к построению, выбору способов, форм и методов осуществления управленческого воздействия субъекта на объект муниципального управления.

Принципы муниципального управления устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципального управления. Они обуславливают значимость, законность. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость. местное самоуправление муниципальный федерация

Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из них приводит к нарушению в реализации других принципов.

Таким образом, принципы муниципального управления определяют построение и функционирование муниципальной власти. Они раскрывают сущность муниципального управления, закрепляют его особенности. Принципы являются критерием оценки функционирования системы муниципального управления. Они призваны сохранять преемственность в развитии институтов муниципального управления.

Выделяют следующие основные принципы местного управления:

Самостоятельность органов муниципального управления в решении вопросов местного значения;

Организационное обособление муниципального управления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

Соответствие материальных и финансовых ресурсов муниципального управления его полномочиям;

Ответственность органов и должностных лиц муниципального управления перед населением;

Многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;

Соблюдения прав и свобод гражданина;

Законность в организации и деятельности муниципального управления;

Гласность деятельности;

Коллегиальность и единоначалие в деятельности;

Государственная гарантия муниципального управления.

Рассмотрим содержание основных принципов и их реализацию в субъектах Российской Федерации.

Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Этот принцип основан на конституционных положениях о том, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, оно самостоятельно в пределах своих полномочий; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Конституционные основы самостоятельности органов местного самоуправления в России в полной мере согласуются с опытом европейских стран, в частности Европейская хартия местного самоуправления исходит из того, что «местные органы государственной власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление».

Реализация этого принципа обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность местного управления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;

Муниципальные органы самостоятельно определяют обязательные правила по объектам своего ведения, разрабатывают и утверждают планы и программы развития муниципального образования. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления являются обязательными для всех, расположенных на территории муниципального образования, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм.

Соблюдение прав и свобод гражданина. И в основе данного принципа лежат конституционные установления: Основной Закон страны признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; эта обязанность государства конкретизирована в ст. 18: “Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”.

Органы муниципального управления, руководствуясь в своей повседневной деятельности принципами незыблемости, нерушимости и непосредственного действия основных конституционных и иных прав и свобод граждан, призваны сыграть особую роль в процессе формирования гражданского общества, являясь одновременно и механизмом формирования гражданского общества, и неотъемлемой его частью;

Проблема соответствия материальных и финансовых ресурсов муниципального управления его полномочиям относится к наиболее острым. Необходимость указанного соответствия является одним из требований к организации местного самоуправления, установленных в Европейской хартии местного самоуправления.

Общими направлениями решения данной проблемы стали:

а) формирование налоговой базы каждого из уровней власти за счет налоговых источников, содействие развитию которых может быть осуществлено в рамках деятельности органов соответствующего уровня власти;

б) пересмотр законодательства о льготах в целях:

изменения статуса льгот как одного из источников дохода в механизм поддержки лиц, социально слабо защищенных, повышения адресности льгот;

перевода льгот в преимущественно денежную форму;

однозначного установления, что льготы финансируются за счет бюджета того уровня публичной власти, органы которого издали акт о введении льгот;

в) расширение возможностей обеспечения решения вопросов местного значения не путем использования средств местного бюджета и иной муниципальной собственности, а путем создания условий для решения соответствующих вопросов через рыночные механизмы.

Принцип ответственности органов и должностных лиц муниципального управления перед населением призван обеспечить эффективность решения местных задач, отнесенных к ведению местного самоуправления, а также учет и защиту интересов местного населения. Использование данного принципа предполагает использование населением муниципального образования различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставе муниципального образования. Деятельность муниципальных органов должна исходить их интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Соответственно в законодательстве и уставах муниципальных образований отражаются основания и порядок наступления ответственности перед населением.

В настоящее время не существует специальной ответственности органов муниципальной власти, а также их должностных лиц в связи с осуществлением административно-правового управления реформированием - она подчинена общему режиму, установленному действующим законодательством.

Нормативное закрепление основных параметров реформирования муниципальной управленческой деятельности открывает возможности применения специальных мер ответственности органов государственной и муниципальной власти и их должностных лиц в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о реформировании. Такая ответственность в том числе может наступать за уклонение от предоставления гражданам документов и материалов, касающихся реформирования, за недостижение установленных промежуточных и (или) итоговых целевых показателей реформирования, нарушение законных прав граждан и общественных объединений на участие в управлении реформированием, нарушение требований информационной открытости и прозрачности реформирования и проч.

Принцип организационного обособления органов муниципального управления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций. Муниципальное управление выступает как самостоятельная форма осуществления власти народом.

Муниципальное управление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; население самостоятельно в определении структуры органов муниципального управления, в то же время самостоятельное определение населением структуры органов муниципального управления не должно приводить к затягиванию в их создании; местное самоуправление осуществляется гражданами либо непосредственно, либо через органы муниципального управления; референдум как высшее непосредственное выражение власти народа не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа; облегченная процедура отзыва выборных лиц недопустима.

На основе данного принципа закреплено взаимодействие органов государственной власти и органов муниципального управления.

Взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления принципы выступают в качестве главного, обязательного нормативно-правового регулятора. Именно принципы служат своего рода исходной базой для: принятия любых решений; совершения различных действий; подзаконного правотворчества; применения законов. С этими принципами должны соизмеряться как совершаемые, так и планируемые, предполагаемые акты и действия органов государственной власти и местного самоуправления, при том что принципы распространяются на все виды деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемые с помощью документов, правовых актов, в организационных и иных формах.

Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления. Многообразие форм непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление наделяют органы муниципального управления обширными полномочиями, предоставляют право брать в муниципальную собственность имущество, формировать местный бюджет, осуществлять финансирование муниципальных и государственных полномочий, а также тех полномочий, которые делят между собой мелкие муниципальные образования.

Необходимо отметить, что многообразие организационных форм осуществления муниципального управления зависит от разнообразия муниципальных образований. Население того или иного населенного пункта устанавливает в соответствии с законодательством необходимую организационную модель, самостоятельно разрабатывает и принимает устав муниципального образования, в котором отражает все необходимые моменты (состав органов управления, наименовании, полномочия и т.д.)

Принцип законности в деятельности органов муниципального управления проявляется в том, что их основные функции должны осуществляться в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами. Законность может выполнять свое назначение лишь при наличии условий и средств, гарантирующих ее реальность. Такими средствами выступают процессуальные нормы, устанавливающие процедуры, лежащие в основе деятельности органов муниципального управления субъектов Российской Федерации.

Осуществление контроля в соблюдении законности в деятельности органов муниципального управления, государство осуществляет в следующих формах:

судебный контроль, осуществляемый посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. При рассмотрении сущности дел суды оценивают правомерность деятельности и решений местных органов и должностных лиц, что может являться определенной стадией в механизме наложения ответственности, рассматривают жалобы в отношении их.

прокурорский надзор, осуществляемый на основе ФЗ "О прокуратуре РФ" в отношении исполнения местными органами и должностными лицами законодательства. Статья 77 ФЗ 2003 г. и ст. 21 Закона о прокуратуре устанавливают, что исполнение законов органами муниципального управления, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законно составляет предмет прокурорского надзора.

Административный контроль и надзор позволяет проверить эффективность исполнения законов и принимаемых решений, обеспечивают принцип обратной связи, дисциплину и ответственность. Однако следует учесть, что такой контроль в отношении муниципального управления ограничен требованиями законности, должен носить преимущественно превентивный характер и связан с непосредственной реализацией местными органами переданных государственных полномочий и использованием материальных ресурсов для их реализации

Принцип гласности деятельности муниципального управления. Один из главнейших способов соблюдения принципа гласности в нормотворческой деятельности публичной администрации - официальное опубликование для всеобщего сведения нормативных правовых актов и иных источников права, издаваемых ею. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Принцип гласности предполагает, чтобы затрагивающий права, свободы и обязанности граждан нормативный акт был не просто официально опубликован, а чтобы это опубликование было реально доступным для широких масс населения, а не только для узкого круга чиновников.

Также принцип гласности подразумевает, что деятельность органов муниципального управления носит открытый характер, население муниципального образования должно быть информировано о задачах, решениях, работе органов муниципального управления. В обязанности органов муниципального управления входит обеспечение жителей населенного пункта полной и достоверной информацией о своей деятельности, предоставление документов и материалов для ознакомления населению

Принцип коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления выражается в том, что органы муниципального управления могут осуществлять управление на основе коллегиальности и единоначалия. Органы муниципального управления в соответствии с уставом муниципального образования наделяются собственной компетенцией в решении вопросов муниципального образования, несут ответственность на основании Устава муниципального образования.

Коллегиальные начала в организации и деятельности органов муниципального управления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке. Единоначалие - важный принцип при разработке и утверждении решений касающихся вопросов муниципального образования.

Принцип государственной гарантии муниципального управления позволяет гарантировать такие аспекты как материально-финансовое обеспечение, защита муниципальной собственности и т.д. Например, финансовая помощь муниципальным образованиям со стороны государства обусловлена недостаточностью у них собственных финансовых ресурсов. Решение данной проблемы занимает важнейшее место в системе реформирования местного самоуправления в России, поскольку без финансового наполнения муниципалитеты не способны самостоятельно решать вопросы местного значения. Особенность прямого участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации заключается, на наш взгляд, в непосредственном перераспределении части федеральных и региональных финансовых ресурсов в пользу муниципальных образований.

В задачи государственной поддержки муниципального управления входит: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития муниципального управления, оказание содействия населению в осуществлении права на муниципального управления.

Принципы организации муниципального управления являются сердцевиной демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на осуществление местного самоуправления. Они позволяют полнее раскрыть сущностные проявления местного самоуправления как структурно-функционального явления российской государственности, как своеобразной формы организации публичной власти.

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации