История Государственной инспекции безопасности дорожного движения

скачать (66.5 kb.)

Содержание
Введение

Глава 1.История Госавтоинспекции

Глава 2.Характеристика функционирования ГИБДД в современный период

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Данная работа посвящена истории Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Актуальность темы состоит в том, что ГИБДД является одним из государственных органов, а их система не является однажды данной схемой и постоянно изменяется в соответствии с выполняемыми ими функциями и задачами.

Цель работы состоит в отслеживании изменений характера деятельности ГАИ/ГИБДД в историческом направлении.

Задачи работы можно выделить следующие:

1. отслеживание расширения сферы деятельности автоинспекции и изменения содержания её функций.

2. характеристика современного положения ГИБДД

Соответственно этому в работе выделены две главы, посвящённые истории и современному положению ГИБДД.

Источники для написания работы: «Организация и безопасность дорожного движения» (автор - В. И. Коноплянко), «Организация дорожного движения» (авторы - Г. И. Клинковштейн и М. Б. Афанасьев); «Административное право Российской Федерации» (авторы - Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.).

Глава 1.История Госавтоинспекции
В 1934 г. в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров СССР была создана Государственная автомобильная инспекция как орган государственного надзора за эксплуатацией автотранспортных средств. Однако функции только технической инспекции, которые она первоначально выполняла, были недостаточны для решения всех вопросов автомобилизации страны. В связи с этим постановлением СНК СССР в 1936 г. Госавтоинспекция была включена в состав Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР. В этом же году (3 июля 1936 г.) Правительство СССР утвердило Положение о Государственной автомобильной инспекции, которым были определены следующие задачи ее деятельности: борьба с авариями и незаконным использованием транспортных средств; разработка технических норм и измерителей эксплуатации транспортных средств; наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров; количественный и качественный учет автомобильного парка.

Положение определяло также обязанности Госавтоинспекции и права государственных автомобильных инспекторов. Таким образом, работа Госавтоинспекции первоначально была направлена в основном на обеспечение безаварийной эксплуатации автомобилей, улучшение их технического состояния и повышение квалификации водительских кадров.

При создании новых государственных органов управления автомобильным транспортом, в частности республиканских наркоматов автомобильного транспорта, функции Госавтоинспекции несколько изменились. Она была освобождена от обязанности разрабатывать технические нормы расходования автомобильных эксплуатационных материалов и измерители работы автомобильного парка; сократились обязанности, связанные с подготовкой водителей, так как эти функции перешли к ведомствам, в ведение которых были переданы соответствующие учебные заведения.

Вместе с тем все большее значение приобретала деятельность по предупреждению ДТП и регулированию движения. В ряде крупных городов (Москве, Ленинграде, Киеве) были созданы отделы по регулированию уличного, движения, а на автомобильных магистралях - подразделения дорожной милиции.

В связи с ростом автомобилизации в 1969 г. в Госавтоинспекции стали создавать подразделения по организации дорожного движения и дорожному надзору. На них возлагались задачи: изучать дорожное Движение; разрабатывать мероприятия по улучшению организации движения; проводить согласование представляемой различными организациями соответствующей проектной документации; участвовать в работе комиссий и технических советов по вопросам организации движения; контролировать выполнение положений по организации движения, предусмотренных Правилами дорожного движения и другими нормативными документами; выдавать разрешения на производство работ на улицах и дорогах.

Свои функции подразделения по организации дорожного движения выполняют в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными и другими организациями, занимающимися проблемами дорожного движения.

В 1972 г. на Госавтоинспекцию был возложен ряд новых функций, в том числе и функция по установке и эксплуатации технических средств ОДД. В этих целях в системе органов внутренних дел были созданы специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения (СМЭП), подчиненные ГАИ.

В 1978 г. утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции, в котором закреплены новые функции за этой службой. В частности, среди тех направлений, которые охватываются понятием "организация дорожного движения", следует назвать:

Ш регулирование движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах и надзор за дорожным движением;

Ш контроль за содержанием автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии, за оборудованием улиц и дорог средствами ОДД;

Ш учет ДТП, анализ их причин и условий возникновения, разработка рекомендаций по устранению этих причин и повышению уровня безопасности движения;

Ш изучение условий дорожного движения и принятие мер к улучшению содержания улиц и дорог и повышению их пропускной способности;

Ш рассмотрение представленных на согласование маршрутов общественного транспорта, автотранспортных средств с особо ценными, опасными, тяжеловесными и крупногабаритными грузами;

Ш участие в определении тематики научно-исследовательских работ и внедрение результатов законченных работ в практику;

Ш внедрение и эксплуатация технических средств организации и контроля дорожного движения, выполнение функций заказчика перед промышленными организациями.

Наряду с этими функциями на Госавтоинспекцию возложены: надзор за соблюдением всеми участниками движения правил дорожного движения и применение административных санкций к нарушителям этих Правил; надзор за техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств; прием экзаменов по Правилам и вождению; организация работы по изучению Правил населением; учет и регистрация транспортных средств; участие в государственных приемочных испытаниях образцов новых автомобилей; разработка или участие в разработке норм и правил, относящихся к безопасности дорожного движения.

В то же время Госавтоинспекция как составная часть милиции участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

В 1992 г. утверждено новое Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД Российской Федерации, в котором установлено, что Госавтоинспекция - это орган государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и в связи с этим ее главной задачей является обеспечение соблюдения всеми ведомствами, организациями и гражданами нормативов и стандартов в данной сфере.

Таким образом, по мере развития автомобилизации все более многогранными становились функции Госавтоинспекции. Однако сегодня уже стало очевидным, что Госавтоинспекция не в состоянии охватить весь достаточно широкий спектр вопросов, связанных с организацией дорожного движения. Учитывая все более усложняющийся характер проблем организации движения, особенно в городах, необходимо усиление этого направления деятельности в рамках дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, в ведении которых находится улично-дорожная сеть, Во многих странах с высоким уровнем автомобилизации уже давно в городских службах созданы подразделения, занимающиеся транспортными проблемами и прежде всего организацией дорожного движения. В задачу этих подразделений входит решение вопросов, касающихся функционирования автотранспортной системы.

В нашей стране имеется некоторый опыт решения этих вопросов силами дорожных органов и автотранспортных предприятий. Так, в 1968 г. в системе дорожных министерств и ведомств в ряде республик СССР стали создаваться специальные подразделения по организации движения, в задачу которых входили исследование движения, изучение ДТП, разработка и реализация мероприятий по совершенствованию организации движения на дорогах, включая установку знаков, нанесение разметки, содержание проезжей части. Однако в последующем эти службы были реорганизованы и в большинстве республик ликвидированы. Это не могло не отразиться на положении дел с безопасностью движения на дорогах страны.

Важное значение в этой области принадлежит службе безопасности дорожного движения автотранспортных предприятий. Специалисты этой службы занимаются исследованием условий движения на маршрутах, по которым систематически осуществляются перевозки, и разработкой предложений по улучшению организации движения и дорожных условий. Они также участвуют в нормировании скоростных режимов и контроле за их исполнением. Ценные материалы для совершенствования условий дорожного движения, особенно на маршрутах пассажирских перевозок, дают также служебные расследования ДТП, проводимые службой безопасности движения автотранспортных предприятий.

В последние годы в связи с широким внедрением в городах АСУД в ряде проектных организаций страны стали формироваться группы проектировщиков, специализирующихся на вопросах организации дорожного движения. В этих организациях разрабатываются с различной степенью детализации проекты организации дорожного движения на основе исходных материалов, собираемых в процессе исследования условий движения. Проект организации дорожного движения отныне является одной из стадий градостроительного проектирования, что обеспечивает комплексную проработку и финансирование всех этапов проекта.

Большой вклад в организацию дорожного движения внесла служба СМЭП ГАИ. К 1991 г. в СССР действовало около 150 СМЭП, которые обслуживали более 4 тыс. городов и обеспечивали выполнение всех работ по установке и эксплуатации ТСОД. В настоящее время и 44 городах Российской Федерации функционируют 92 АСУД, на стадии внедрения находятся еще 17 систем.

В целях совершенствования работ по организации дорожного движения Правительство Российской Федерации постановлением от 25 апреля 1995 г. № 414 на базе существующих СМЭП ГАИ создало федеральное унитарное государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие (ГОССМЭП МВД России). В соответствии с Уставом этого предприятия оно создано "... для удовлетворения общественных потребностей в сфере организации дорожного движения и обеспечения его безопасности на базе оснащения городов и населенных пунктов техническими средствами регулирования и автоматизированного управления дорожным движением..." (п. 2.1).

Деятельность этого предприятия охватывает практически все аспекты организации движения, что дает возможность рассматривать данное предприятие в качестве проводника государственной политики в этой важной сфере. Согласно Уставу организационно-методическое руководство деятельностью ГОССМЭП МВД России осуществляет Главное управление ГАИ МВД России. Все существующие на территории Российской Федерации СМЭП организационно входят в общегосударственную структуру в форме дочерних предприятий на основе отдельных договоров.

Приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 21 июня 1999 г., 10 сентября 2001 г., 19 марта 2004 г.) ГАИ преобразовано в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Глава 2.Характеристика функционирования ГИБДД в современный период

государственный инспекция дорожный движение

В систему органов ГИБДД, возглавляемую Главным управлением ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации, входят ГИБДД республик, краев, областей, районов, городов, районов в городах. Основными подразделениями ГИБДД являются: дорожно-патрульные службы, строевые подразделения, сопровождения, оперативного реагирования и розыска; подразделения технической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации движения и дорожной инспекции, диагностические станции и службы пропаганды безопасности дорожного движения.

Главной задачей ГИБДД, закрепленной в Положении, является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На ГИБДД как орган государственного надзора в области безопасности дорожного движения возложен комплекс соответствующих функций, основными из которых являются: надзор за соблюдением нормативных актов, правил, стандартов, нормативов, связанных с дорожным движением, проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, дорожных сооружений и их содержанием, установкой и эксплуатацией технических средств регулирования дорожного движения; организация и регулирование дорожного движения и надзор за дорожным движением; регистрация автомототранспортных средств и их технический осмотр; предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения; борьба с дорожно-транспортными происшествиями и их учет; прием экзаменов на право вождения авто-мототранспортными средствами.

Являясь структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации ГИБДД, в пределах своей компетенции, участвует в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, борясь с правонарушениями, проводя дознания по делам о преступлениях, совершенных в области дорожного движения и осуществляя производство по соответствующей категории дел об административных правонарушениях.

В части обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГИБДД должны согласовываться проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта.

Важное значение имеет профилактическая работа ГИБДД, которая заключается в пропаганде и разъяснении действующих в области дорожного движения нормативных актов, проведения конкурсов, смотров и т.п.; в разработке с соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, научными организациями предложений по вопросам безопасности дорожного движения; в выявлении причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.

Для выполнения своих задач и функций ГИБДД наделена государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В соответствии с этими полномочиями она рассматривает и дает заключение на открытие маршрутов движения общественного транспорта; получает от должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, сведения об исполнении ими нормативов, правил и стандартов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случае их нарушения ГИБДД вправе потребовать от должностных лиц соответствующие объяснения. Она дает должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении правонарушений, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Должностные лица ГИБДД могут временно ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог и улицах при проведении массовых мероприятий, а также в тех случаях, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.

Осуществляя государственный технический осмотр автомототранспортных средств, ГИБДД запрещает их эксплуатацию, если они изготовлены или переоборудованы с нарушением действующих стандартов, либо их конструкция или техническое состояние не соответствует техническим нормативам.

В целях профилактики и пресечении правонарушений в области дорожного движения сотрудники ГИБДД вправе останавливать транспортные средства и проверять соответствующие документы. При этом в случаях, определенных законом, они могут осуществлять досмотр транспорта, груза, багажа, личный досмотр граждан; отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо не имеющих документов на право управления или пользования ими.

Сотрудникам ГИБДД предоставлено право подвергать административному задержанию лиц, совершивших административное правонарушение в области дорожного движения, составлять об этом соответствующие протоколы и налагать на них административные взыскания.

Свою деятельность ГИБДД осуществляет в тесном взаимодействии с другими подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, военной автоинспекцией, с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами и гражданами.
Заключение
По данной работе могут быть сделаны следующие выводы.

Функции автоинспекции менялись с течением времени. Первоначально работа Госавтоинспекции первоначально была направлена в основном на обеспечение безаварийной эксплуатации автомобилей, улучшение их технического состояния и повышение квалификации водительских кадров. Одновременно были определены следующие задачи ее деятельности: борьба с авариями и незаконным использованием транспортных средств; разработка технических норм и измерителей эксплуатации транспортных средств; наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров; количественный и качественный учет автомобильного парка.

Впоследствии ГАИ была освобождена от обязанности разрабатывать технические нормы расходования автомобильных эксплуатационных материалов и измерители работы автомобильного парка; сократились обязанности, связанные с подготовкой водителей, так как эти функции перешли к ведомствам, в ведение которых были переданы соответствующие учебные заведения. Вместе с тем все большее значение приобретала деятельность по предупреждению ДТП и регулированию движения.

В 1972 г. на Госавтоинспекцию был возложен ряд новых функций, в том числе и функция по установке и эксплуатации технических средств ОДД. В этих целях в системе органов внутренних дел были созданы специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения (СМЭП), подчиненные ГАИ.

В настоящее время ГАИ реорганизовано в ГИБДД (хотя существуют проекты «обратного переименования»), а её главной задачей является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Список использованной литературы
1. Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 21 июня 1999 г., 10 сентября 2001 г., 19 марта 2004 г.).

. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997 - 680 с.

3. Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1991 - 183 с.

. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М, Б, Организация дорожного движения. М.: Транспорт, 1997 - 231 с.


Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации